Напоминание

Тема: «Удивительные камни» старшая группа (5-6 лет)


Автор: Ирина Иосифовна Дунюшкина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С 1 г.Октябрьский РБ
Населённый пункт: г. Октябрьский
Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности
Тема: Тема: «Удивительные камни» старшая группа (5-6 лет)
Дата публикации: 02.09.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 1 «Аленушка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной

деятельности

Познавательное развитие.

Тема: «Удивительные камни»

старшая группа (5-6 лет)

Подготовила и провела:

Ирина Иосифовна Дунюшкина,

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Согласовано: зам. заведуюшего

_______________ Л.Т. Пихтовникова

Дата проведения:

2022г.

2021-2022 учебный год

Цель организованной образовательной деятельности:

Уточнить представления детей о мире камней; развивать познавательную

активность через

экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей со свойствами гранита и бутового камня.

- Закреплять знания детей о свойствах камней.

- Формировать познавательные действия; упражнять в умении устанавливать

простейшие связи, анализировать и делать выводы.

Развивающие:

- Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым

словесным алгоритмом - последовательно и в определенном порядке.

- Закреплять умения соблюдать правила безопасности при проведении

опытов.

- Развивать мыслительные процессы: внимание, память, мышление,

наблюдательность.

- Расширять представления о огромной стране – Россия и богатстве родного

края.

- Способствовать обогащению словарного запаса детей (горная порода,

гранит, бутовый камень, петрография).

- Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения; отвечать на

вопросы полно, точно; развивать умение поддерживать диалог.

Воспитательные:

- Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с

окружающими, любознательность.

Предполагаемый результат: развить интерес детей к миру камней и

другим богатствам родного края.

Образовательная область: познавательное развитие.

Виды деятельности: познавательно - исследовательская, трудовая, игровая,

коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма образовательной деятельности

:

совместная деятельность педагога и

воспитанников в организованной образовательной деятельности.

Форма организации детей

:

групповая.

Формы организации совместной деятельности: просмотр видеоролика,

дидактическая игра, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ,

физкультминутка, показ слайдов, рисование на камнях, самоанализ

воспитанников.

Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное

развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: мультимедийное устройство, слайды, стаканчики с водой,

салфетки, тарелочки, ложки, камни, ведро, теплая вода, фартуки, коллекция

камней.

Предварительная работа:

- дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Что из чего?», «Найди пару»,

«Собери картинку», «Разложи по порядку», «Камушки на берегу»;

- подвижные игры: «Шишка – камешек», «Положи скорее камешки»,

«Смелые верхолазы»; видео фильмы: «Камни с Урала», «Удивительные

камни», « Прогулка с детьми в парк камней», «Гора самоцветов», «Что такое

камни?».

Ход

организованной образовательной деятельности:

Дети заходят в группу.

В: ребята,

- Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему………Привет!

- С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой……… Привет!

- При встрече через много лет вы крикнете друзьям…….. Привет!

- И улыбнутся вам в ответ от слова доброго………….. Привет!

- И вы запомните совет: дарите всем друзьям…………. Привет!

- Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы……….. Привет!

(Здороваются с гостями)

В: ребята, сегодня мы с вами займемся очень интересным делом. Хотите?

Д: да (садятся на стулья)

Тогда будьте внимательны и внимание на экран ( показ видеоролика)

В: ребята, кто мне скажет, чем богат башкирский край?

Д: (хлебом, реками, лесами, медом, талантливыми людьми, древними

племенными знаками «танги» и другие).

В: ребята, у меня в руках «Волшебный мешочек» и я вам предлагаю

познакомиться с еще одним богатством нашего края. На ощупь определите,

что находится в мешочке.

Д: ответы детей (педагог высыпает содержимое мешочка на поднос)

В: правильно, в «Волшебном мешочке» находятся камни. Значит, мы с вами

будем говорить о камнях. Я принесла коллекцию камней (рассматривание

камней – садятся на стулья).

Ребята наука, изучающая камни, называется петрографией. Это слово

образованно от двух слов. Петро – камень. И графия – писать.

Посмотрите, какой красивый камень (слайд№2). Это - гранит – горная

порода, самая распространенная на земном шаре. Одной из самых важных

характеристик породы считается ее высокая прочность и красота. Гранит

используют для декоративной отделки зданий и изготовления скульптур.

(Слайд №3,4)

А этот камень называется Бутовой (Слайд№5) - один из самых древних

строительных материалов. Очень прочный камень

.

Камень хорошо подходит

для кладки фундамента зданий. В старой части нашего города Октябрьский,

все дома построены из бутового камня. (Слайд№6)

Залежи строительных камней являются богатством нашей республики.

Ребята, а как вы думаете, почему люди строят дома из камня?

Д: ответы детей.

В: Ребята, я приглашаю вас в лабораторию, где мы найдем ответ на наш

вопрос. Одевайте фартуки. Перед работой я вам предлагаю поиграть.

Физкультминутка

«Гора».

(Дети берутся за веревку и делают из нее круг, затем кладут на пол – это

«гора», заходят в круг, дети это «камушки»)

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и

качают головой)

И каждый день, и каждую ночь катятся, катятся камешки прочь (часть детей

отходят в сторону)

Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны.

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое

место.

В: занимайте места в лаборатории.

Напоминаю правила безопасности: нельзя мешать соседу,

нельзя размахивать одноразовой ложкой,

нельзя брать в рот камни;

нельзя толкать товарища.

Опыт 1.

В: возьмите камень и обследуйте его, что вы можете сказать о нем, какой он?

Д: ответы детей (гладкий - шершавый, легкий - тяжелый, большой -

маленький, разноцветный)

.

В: попробуйте разломить камень пополам. Получилось? НЕТ, а почему…?

Потому что камень прочный ,посмотрите на экран – вот такими карточками

мы обозначим это свойство камня- прочность. (Слайд № 7)

Опыт 2.

В: а теперь, возьмите, сомните салфетку и опустите в стаканчик с водой, а в

другой стаканчик опустите ложкой камень. Возьмите ложкой салфетку из

стаканчика и рукой отожмите ее. Что вы видите? (ответы детей – вывод:

она впитала воду). Теперь возьмите ложкой камень из стаканчика и

попробуйте сделать тоже с ним. Получилось? НЕТ, а почему…?

Сделаем вывод. Бумага впитывает воду, а камень нет. И именно поэтому в

каменных домах мы защищены от дождей и снега.

Посмотрите на экран – вот такой карточкой мы обозначим это свойство

камня - не впитывать влагу. (Слайд №7)

Опыт 3.

В: этот опыт мы будем делать все вместе. В ведерке лежат камни, я наливаю

в него теплую воду, потрогайте ведерко (ответы детей). Я положу на

ладошку каждому камушек, что вы можете сказать о нем, какой он?

Как вы думаете, почему камни теплые?

Д: (ответы детей).

В: ребята, камни очень хорошо сохраняют тепло.

Посмотрите на экран – вот такой карточкой мы обозначим это свойство

камней – сохраняют тепло. (Слайд №7)

В: сейчас, предлагаю вам посмотреть на экран и вспомнить все то, что мы

узнали о камнях и ответить на вопрос, почему же люди строят дома из

камня.

Д: дети делают обобщение.

В: ребята вы молодцы, вы так много знаете о камнях и умеете делать

правильные выводы.

Сегодня, я вам раскрою еще один секрет о камнях. Из камней можно строить

дома, дворцы, создавать скульптуры, изготавливать украшения, а еще на

них можно и рисовать.

Посмотрите на экран, какие забавные животные, птицы, насекомые

получаются и это все это нарисовано на камнях (Слайд№8).

Рефлексия.

В: сегодня я вам тоже предлагаю попробовать нарисовать на камне, вы

хотите? Я для каждого приготовила вот такой уже заранее покрашенные в

желтый цвет камушки. И предлагаю вам нарисовать на них смайлик. Но

смайлик не простой, если вам занятие понравилось, вам было интересно и у

вас все получалось – нарисуйте вот такой смайлик (Слайд№9), а если вам

было не интересно, что- то не получилось, нарисуйте вот такой смайлик.

Предлагаю вам подготовить свои пальчики, поиграть в игру.

Пальчиковая гимнастика: «Веселые камешки»

Посмотрите, вот какие – эти камешки большие,

А шершавые какие! В руки камешки возьмем

и в руках мы их сожмем!

Тук да тук, тук да тук! Вот какой веселый звук!

В: ребята приступайте к работе. Кто закончил, выходите ко мне. Расскажите,

что у вас получилось (дети проводят самоанализ). Молодцы! Спасибо вам

за работу. Мне очень приятно было с вами познакомиться, а свой смайлик я

оставляю вам на память о нашем занятии.



В раздел образования