Автор: Ирина Иосифовна Дунюшкина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С 1 г.Октябрьский РБ
Населённый пункт: г. Октябрьский
Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности
Тема: Тема: «Удивительные камни» старшая группа (5-6 лет)
Дата публикации: 02.09.2024
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 1 «Аленушка»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Конспект организованной образовательной
деятельности
Познавательное развитие.
Тема: «Удивительные камни»
старшая группа (5-6 лет)
Подготовила и провела:
Ирина Иосифовна Дунюшкина,
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Согласовано: зам. заведуюшего
_______________ Л.Т. Пихтовникова
Дата проведения:
2022г.
2021-2022 учебный год
Цель организованной образовательной деятельности:
Уточнить представления детей о мире камней; развивать познавательную
активность через
экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей со свойствами гранита и бутового камня.
- Закреплять знания детей о свойствах камней.
- Формировать познавательные действия; упражнять в умении устанавливать
простейшие связи, анализировать и делать выводы.
Развивающие:
- Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым
словесным алгоритмом - последовательно и в определенном порядке.
- Закреплять умения соблюдать правила безопасности при проведении
опытов.
- Развивать мыслительные процессы: внимание, память, мышление,
наблюдательность.
- Расширять представления о огромной стране – Россия и богатстве родного
края.
- Способствовать обогащению словарного запаса детей (горная порода,
гранит, бутовый камень, петрография).
- Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения; отвечать на
вопросы полно, точно; развивать умение поддерживать диалог.
Воспитательные:
- Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с
окружающими, любознательность.
Предполагаемый результат: развить интерес детей к миру камней и
другим богатствам родного края.
Образовательная область: познавательное развитие.
Виды деятельности: познавательно - исследовательская, трудовая, игровая,
коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Форма образовательной деятельности
:
совместная деятельность педагога и
воспитанников в организованной образовательной деятельности.
Форма организации детей
:
групповая.
Формы организации совместной деятельности: просмотр видеоролика,
дидактическая игра, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ,
физкультминутка, показ слайдов, рисование на камнях, самоанализ
воспитанников.
Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное
развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: мультимедийное устройство, слайды, стаканчики с водой,
салфетки, тарелочки, ложки, камни, ведро, теплая вода, фартуки, коллекция
камней.
Предварительная работа:
- дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Что из чего?», «Найди пару»,
«Собери картинку», «Разложи по порядку», «Камушки на берегу»;
- подвижные игры: «Шишка – камешек», «Положи скорее камешки»,
«Смелые верхолазы»; видео фильмы: «Камни с Урала», «Удивительные
камни», « Прогулка с детьми в парк камней», «Гора самоцветов», «Что такое
камни?».
Ход
организованной образовательной деятельности:
Дети заходят в группу.
В: ребята,
- Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему………Привет!
- С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой……… Привет!
- При встрече через много лет вы крикнете друзьям…….. Привет!
- И улыбнутся вам в ответ от слова доброго………….. Привет!
- И вы запомните совет: дарите всем друзьям…………. Привет!
- Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы……….. Привет!
(Здороваются с гостями)
В: ребята, сегодня мы с вами займемся очень интересным делом. Хотите?
Д: да (садятся на стулья)
Тогда будьте внимательны и внимание на экран ( показ видеоролика)
В: ребята, кто мне скажет, чем богат башкирский край?
Д: (хлебом, реками, лесами, медом, талантливыми людьми, древними
племенными знаками «танги» и другие).
В: ребята, у меня в руках «Волшебный мешочек» и я вам предлагаю
познакомиться с еще одним богатством нашего края. На ощупь определите,
что находится в мешочке.
Д: ответы детей (педагог высыпает содержимое мешочка на поднос)
В: правильно, в «Волшебном мешочке» находятся камни. Значит, мы с вами
будем говорить о камнях. Я принесла коллекцию камней (рассматривание
камней – садятся на стулья).
Ребята наука, изучающая камни, называется петрографией. Это слово
образованно от двух слов. Петро – камень. И графия – писать.
Посмотрите, какой красивый камень (слайд№2). Это - гранит – горная
порода, самая распространенная на земном шаре. Одной из самых важных
характеристик породы считается ее высокая прочность и красота. Гранит
используют для декоративной отделки зданий и изготовления скульптур.
(Слайд №3,4)
А этот камень называется Бутовой (Слайд№5) - один из самых древних
строительных материалов. Очень прочный камень
.
Камень хорошо подходит
для кладки фундамента зданий. В старой части нашего города Октябрьский,
все дома построены из бутового камня. (Слайд№6)
Залежи строительных камней являются богатством нашей республики.
Ребята, а как вы думаете, почему люди строят дома из камня?
Д: ответы детей.
В: Ребята, я приглашаю вас в лабораторию, где мы найдем ответ на наш
вопрос. Одевайте фартуки. Перед работой я вам предлагаю поиграть.
Физкультминутка
«Гора».
(Дети берутся за веревку и делают из нее круг, затем кладут на пол – это
«гора», заходят в круг, дети это «камушки»)
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и
качают головой)
И каждый день, и каждую ночь катятся, катятся камешки прочь (часть детей
отходят в сторону)
Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны.
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое
место.
В: занимайте места в лаборатории.
Напоминаю правила безопасности: нельзя мешать соседу,
нельзя размахивать одноразовой ложкой,
нельзя брать в рот камни;
нельзя толкать товарища.
Опыт 1.
В: возьмите камень и обследуйте его, что вы можете сказать о нем, какой он?
Д: ответы детей (гладкий - шершавый, легкий - тяжелый, большой -
маленький, разноцветный)
.
В: попробуйте разломить камень пополам. Получилось? НЕТ, а почему…?
Потому что камень прочный ,посмотрите на экран – вот такими карточками
мы обозначим это свойство камня- прочность. (Слайд № 7)
Опыт 2.
В: а теперь, возьмите, сомните салфетку и опустите в стаканчик с водой, а в
другой стаканчик опустите ложкой камень. Возьмите ложкой салфетку из
стаканчика и рукой отожмите ее. Что вы видите? (ответы детей – вывод:
она впитала воду). Теперь возьмите ложкой камень из стаканчика и
попробуйте сделать тоже с ним. Получилось? НЕТ, а почему…?
Сделаем вывод. Бумага впитывает воду, а камень нет. И именно поэтому в
каменных домах мы защищены от дождей и снега.
Посмотрите на экран – вот такой карточкой мы обозначим это свойство
камня - не впитывать влагу. (Слайд №7)
Опыт 3.
В: этот опыт мы будем делать все вместе. В ведерке лежат камни, я наливаю
в него теплую воду, потрогайте ведерко (ответы детей). Я положу на
ладошку каждому камушек, что вы можете сказать о нем, какой он?
Как вы думаете, почему камни теплые?
Д: (ответы детей).
В: ребята, камни очень хорошо сохраняют тепло.
Посмотрите на экран – вот такой карточкой мы обозначим это свойство
камней – сохраняют тепло. (Слайд №7)
В: сейчас, предлагаю вам посмотреть на экран и вспомнить все то, что мы
узнали о камнях и ответить на вопрос, почему же люди строят дома из
камня.
Д: дети делают обобщение.
В: ребята вы молодцы, вы так много знаете о камнях и умеете делать
правильные выводы.
Сегодня, я вам раскрою еще один секрет о камнях. Из камней можно строить
дома, дворцы, создавать скульптуры, изготавливать украшения, а еще на
них можно и рисовать.
Посмотрите на экран, какие забавные животные, птицы, насекомые
получаются и это все это нарисовано на камнях (Слайд№8).
Рефлексия.
В: сегодня я вам тоже предлагаю попробовать нарисовать на камне, вы
хотите? Я для каждого приготовила вот такой уже заранее покрашенные в
желтый цвет камушки. И предлагаю вам нарисовать на них смайлик. Но
смайлик не простой, если вам занятие понравилось, вам было интересно и у
вас все получалось – нарисуйте вот такой смайлик (Слайд№9), а если вам
было не интересно, что- то не получилось, нарисуйте вот такой смайлик.
Предлагаю вам подготовить свои пальчики, поиграть в игру.
Пальчиковая гимнастика: «Веселые камешки»
Посмотрите, вот какие – эти камешки большие,
А шершавые какие! В руки камешки возьмем
и в руках мы их сожмем!
Тук да тук, тук да тук! Вот какой веселый звук!
В: ребята приступайте к работе. Кто закончил, выходите ко мне. Расскажите,
что у вас получилось (дети проводят самоанализ). Молодцы! Спасибо вам
за работу. Мне очень приятно было с вами познакомиться, а свой смайлик я
оставляю вам на память о нашем занятии.