Автор: Салюкова Людмила Петровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО «Центр внешкольной работы» Ново-Савиновского района г.Казани
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы личностного, профессионального и социального самоопределения воспитанников в сфере современного дополнительного образования детей на примере хореографического коллектива-ансамбля «Маленькая компания»
Дата публикации: 02.10.2025
Раздел: дополнительное образование
ТЕМА:
Проблемы личностного, профессионального и социального
самоопределения воспитанников в сфере современного дополнительного
образования детей на примере хореографического коллектива-ансамбля
«Маленькая компания»
Салюкова Л.П.
Самоопределение
есть
процесс
и
результат
выбора
личностью
собственной позиции, целей и средств проявления себя. А детство и
юношество – те возрастные рамки молодежи, которые мы «проживаем»
вместе со своими воспитанниками. Это период формирования устойчивой
системы ценностей, становления самосознания и формирования социального
статуса личности.
Наша задача: создать такую среду и атмосферу в УДО, в коллективах,
где мы являемся руководителями, которые бы давали широкие возможности
для реализации личного и профессионального самоопределения детей. Это
тем более важно, что большое количество детей в силу разных причин (не
совсем
доброжелательная
обстановка
в
учебном
классе,
не
всегда
внимательные и готовые пойти на встречу каждому ребенку классные
руководители, неумение найти общий язык с одноклассниками и т.д.) не
могут реализовать себя в школьной среде, а ведь здесь походит большая
часть их настоящей жизни. То же касается и взаимоотношения ребенка с
членами его семьи: здесь проблем не меньше, чем в школе. Поэтому, работая
хореографом, мне часто приходиться задумываться: «Кто я – хореограф или
педагог-воспитатель? А, может, психолог?» и что из этих сторон нашей
деятельности важнее? Ведь профессионально в том виде творчества, которое
мы преподаем реализуются единицы, а что мы дадим десяткам и даже сотням
других детей, занимающихся в коллективах. А дать мы можем многое, ведь в
функции системы дополнительного образования (помимо образовательной,
развивающей и др.) входят и функция психологического сопровождения
(создание условия для личностного роста ребенка), и функция социализации
(освоение социального опыта), и функция самореализации (самоопределение
и
саморазвитие),
и
профориентационная
функция
(профессиональное
самоопределение).
Только,
используя
все
эти
функции,
мы
увидим
комплексное
становление личности.
Конечно же, все проблемы личностного и профессионального роста
ребенка проще и эффективнее решать совместно с его школьными
педагогами. На примере своего коллектива (хореографический ансамбль
«Маленькая компания») я это отлично вижу. Вот уже семь лет наш коллектив
существует на базе гимназии 179, в которой учится основное количество
участников ансамбля. Все эти годы мы плотно общаемся с педагогами
гимназии,
отклонения
в
поведении
ребенка
(нервозность,
снижение
успеваемости, зажатость и т.п.) мы обговариваем с классным руководителем,
педагогами, школьным психологом. Пытаемся найти причину и возможные
пути выхода из создавшейся ситуации. Беседуем с ребенком, постоянно
стараемся его поддержать, подключаем к поддержке других детей. Мы, к
сожалению, не можем изменить неблагоприятную обстановку в семье, но в
наших силах окружить ребенка доброжелательной атмосферой в коллективе,
чтобы он чувствовал здесь любовь и заботу. Чтобы у него не пропадало
желание
идти
вперед,
развиваться,
получая,
так
необходимую
ему
возможность для самореализации.
Много
раз
за
эти
годы
приходилось
проводить
беседы
о
взаимоотношениях внутри коллектива и вне его. Последние годы это тем
более необходимо делать. Так как выпустив несколько поколений детей
(среди которых есть и такие для которых хореография стала профессией),
можно в сравнении видеть, что нынешние дети более раскованные, но и
более непослушные, более амбициозные, но и более жестокосердны по
отношению друг к другу. Так мы и живет, танцуем и пытаемся воспитать
своих детей через переживание и позитивное отношение к главным
нравственным ценностям общества (человек, семья, отечество, природа,
труд, культура).
Наша работа очень важна и нужна, потому что каждый человек, чтобы
стать полноценной личностью должен быть в чем-то успешным, должен
получить признание. Так что пусть ребенок выбирает для себя сферу
деятельности, в соответствии со своими интересами.
А наша задача – весть его по этой дороге вперед.
Ведь любая творческая деятельность развивает способности ребенка,
развивает его нравственный и интеллектуальный потенциал, реализует его
как личность в социальном и профессиональном плане.