Напоминание

Проблемы личностного, профессионального и социального самоопределения воспитанников в сфере современного дополнительного образования детей на примере хореографического коллектива-ансамбля «Маленькая компания»


Автор: Салюкова Людмила Петровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО «Центр внешкольной работы» Ново-Савиновского района г.Казани
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы личностного, профессионального и социального самоопределения воспитанников в сфере современного дополнительного образования детей на примере хореографического коллектива-ансамбля «Маленькая компания»
Дата публикации: 02.10.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




ТЕМА:

Проблемы личностного, профессионального и социального

самоопределения воспитанников в сфере современного дополнительного

образования детей на примере хореографического коллектива-ансамбля

«Маленькая компания»

Салюкова Л.П.

Самоопределение

есть

процесс

и

результат

выбора

личностью

собственной позиции, целей и средств проявления себя. А детство и

юношество – те возрастные рамки молодежи, которые мы «проживаем»

вместе со своими воспитанниками. Это период формирования устойчивой

системы ценностей, становления самосознания и формирования социального

статуса личности.

Наша задача: создать такую среду и атмосферу в УДО, в коллективах,

где мы являемся руководителями, которые бы давали широкие возможности

для реализации личного и профессионального самоопределения детей. Это

тем более важно, что большое количество детей в силу разных причин (не

совсем

доброжелательная

обстановка

в

учебном

классе,

не

всегда

внимательные и готовые пойти на встречу каждому ребенку классные

руководители, неумение найти общий язык с одноклассниками и т.д.) не

могут реализовать себя в школьной среде, а ведь здесь походит большая

часть их настоящей жизни. То же касается и взаимоотношения ребенка с

членами его семьи: здесь проблем не меньше, чем в школе. Поэтому, работая

хореографом, мне часто приходиться задумываться: «Кто я – хореограф или

педагог-воспитатель? А, может, психолог?» и что из этих сторон нашей

деятельности важнее? Ведь профессионально в том виде творчества, которое

мы преподаем реализуются единицы, а что мы дадим десяткам и даже сотням

других детей, занимающихся в коллективах. А дать мы можем многое, ведь в

функции системы дополнительного образования (помимо образовательной,

развивающей и др.) входят и функция психологического сопровождения

(создание условия для личностного роста ребенка), и функция социализации

(освоение социального опыта), и функция самореализации (самоопределение

и

саморазвитие),

и

профориентационная

функция

(профессиональное

самоопределение).

Только,

используя

все

эти

функции,

мы

увидим

комплексное

становление личности.

Конечно же, все проблемы личностного и профессионального роста

ребенка проще и эффективнее решать совместно с его школьными

педагогами. На примере своего коллектива (хореографический ансамбль

«Маленькая компания») я это отлично вижу. Вот уже семь лет наш коллектив

существует на базе гимназии 179, в которой учится основное количество

участников ансамбля. Все эти годы мы плотно общаемся с педагогами

гимназии,

отклонения

в

поведении

ребенка

(нервозность,

снижение

успеваемости, зажатость и т.п.) мы обговариваем с классным руководителем,

педагогами, школьным психологом. Пытаемся найти причину и возможные

пути выхода из создавшейся ситуации. Беседуем с ребенком, постоянно

стараемся его поддержать, подключаем к поддержке других детей. Мы, к

сожалению, не можем изменить неблагоприятную обстановку в семье, но в

наших силах окружить ребенка доброжелательной атмосферой в коллективе,

чтобы он чувствовал здесь любовь и заботу. Чтобы у него не пропадало

желание

идти

вперед,

развиваться,

получая,

так

необходимую

ему

возможность для самореализации.

Много

раз

за

эти

годы

приходилось

проводить

беседы

о

взаимоотношениях внутри коллектива и вне его. Последние годы это тем

более необходимо делать. Так как выпустив несколько поколений детей

(среди которых есть и такие для которых хореография стала профессией),

можно в сравнении видеть, что нынешние дети более раскованные, но и

более непослушные, более амбициозные, но и более жестокосердны по

отношению друг к другу. Так мы и живет, танцуем и пытаемся воспитать

своих детей через переживание и позитивное отношение к главным

нравственным ценностям общества (человек, семья, отечество, природа,

труд, культура).

Наша работа очень важна и нужна, потому что каждый человек, чтобы

стать полноценной личностью должен быть в чем-то успешным, должен

получить признание. Так что пусть ребенок выбирает для себя сферу

деятельности, в соответствии со своими интересами.

А наша задача – весть его по этой дороге вперед.

Ведь любая творческая деятельность развивает способности ребенка,

развивает его нравственный и интеллектуальный потенциал, реализует его

как личность в социальном и профессиональном плане.



В раздел образования