Напоминание

Формирование этнокультурной компетенции на уроках хак.языка


Автор: Домогашева Светлана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №22"
Населённый пункт: г. Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Формирование этнокультурной компетенции на уроках хак.языка
Дата публикации: 02.10.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование этнокультурной компетенции учащихся на

уроках родного языка

Любой народ имеет свою страну, где он живет, свой язык, на котором разговаривают и

общаются люди этого народа, свои традиции и обычаи, которые они соблюдают.

Каждый человек – своего рода открыватель, у каждого из нас есть своя малая Родина, со

своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на

всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего села, семьи, свои корни. Каждый,

кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили

наши предки, как трудились и праздновали праздники, каковы быт, обычаи, обряды.

Большую ценность для нас представляют мировоззрение, культура. История прошлого –

это память народов. В ней наши корни. Нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не

зная истории своего народа.

Традиции – это нравственные законы, отражающие суть, характер человека будь он

плохой или хороший. Традиции долговечны и устойчивы. С появлением народа на земле

возникли и традиции, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются у

каждой определенной группы народа в течение длительного времени. Традиции

появились задолго до появления письменности.

История хранит в себе опыт поколений. Это история наших предков. Она порой бывает

противоречивой, но это единственная история народа, другой у него нет. Если человек не

знает ее, не любит и не уважает культурные традиции своего народа, то вряд ли его можно

назвать достойным гражданином своего отечества и вряд ли такой человек будет уважать

традиции других народов.

Чем лучше человек знает свою культуру, родной край, тем

больше он его любит. Использование национальных художественных книг на уроках

хакасского языка и литературного чтения прививает детям интерес к истории, культуре,

традициям своего и других народов.

Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка

изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом вначале у ребенка

должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то

позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию

и диалогу. В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности у

школьников выступают обучение, воспитание, деятельность и общение.

Вначале обучения знания учащихся о мифологии, фольклоре, литературных и

музыкальных деятелях, а также о мастерах живописи и декоративно-прикладного

искусства либо отсутствуют, либо находятся на очень низком уровне. Немного знают

ребята и об особенностях кухни, устройстве юрты (жилища хакасов), традициях и

обычаях хакасов. Ввести детей в увлекательный мир культуры хакасов, развить у ребят

чувство уважения к своему народу, знакомить с особенностями природы нашего края –

всё это можно успешно реализовать во время проведения уроков (хакасского языка,

литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии) и внеурочной

деятельности, а также экскурсий, праздников.

Формы и методы подачи материала на уроках могут быть различными. Занятия по

обучению навыкам вышивания национального орнамента на уроках труда, по изучению

особенности устройства юрты проводятся с использованием информационно–

коммуникационных технологий, аудио- и видеозаписей. Можно провести мастер-класс по

изготовлению национальных блюд из талгана, обучению национальным играм. Все это

вызывают интерес учащихся к деятельности мастеров народных промыслов.

Во время знакомства с литературой очень нравится ребятам выполнение творческих

заданий: выполнение иллюстраций к произведениям, кроссвордов, инсценировка сказок,

чтение стихотворений. Групповая работа на занятиях со школьниками решают

немаловажную образовательную задачу воспитания толерантного отношения друг к

другу, развивают культуру межнационального общения. Так, например, на праздниках

«Чыл пазы», «Тун пайрам», «Уртун той», «Масленица», где традиционно присутствуют

представители разных национальностей, участники знакомятся с историей, традициями и

обычаями, фольклором и играми разных народов, что даёт немало полезного для души и

формирует культуру межнациональных отношений, помогает школьникам увидеть черты

национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта,

сформировать нравственно- эстетическую отзывчивость на прекрасное в поведении и

поступках людей.

Одним из направлений в моей работе является изучение духовных традиций не только

какого-либо народа, но и истории духовного развития конкретной семьи. Живой интерес у

ребят вызывают занятия, связанные с темой «Моя семья». Так, реализуя проект «Семья –

начало всех начал!», учащиеся вместе с родителями составляли родословное древо,

собирали фотографии, изучали семейные архивы. А затем - представляли свои творческие

работы в номинациях: «География семьи», «Мир увлечений моей семьи», фотоальбомы

«Я и вся моя семья», «Мой класс – моя семья».

Таким образом, деятельность, ориентированная на знакомство с культурой хакасов, с

культурами других народов, живущих в Хакасии, является компетентностным подходом к

решению вопросов межэтнического взаимопонимания и взаимодействия подрастающего

поколения способствует расширению кругозора учащихся, повышению интереса

школьников к изучению истории своего края, традиций, формированию культуры

межнационального общения.



В раздел образования