Автор: Домогашева Светлана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №22"
Населённый пункт: г. Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Формирование этнокультурной компетенции на уроках хак.языка
Дата публикации: 02.10.2025
Раздел: начальное образование
Формирование этнокультурной компетенции учащихся на
уроках родного языка
Любой народ имеет свою страну, где он живет, свой язык, на котором разговаривают и
общаются люди этого народа, свои традиции и обычаи, которые они соблюдают.
Каждый человек – своего рода открыватель, у каждого из нас есть своя малая Родина, со
своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на
всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего села, семьи, свои корни. Каждый,
кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили
наши предки, как трудились и праздновали праздники, каковы быт, обычаи, обряды.
Большую ценность для нас представляют мировоззрение, культура. История прошлого –
это память народов. В ней наши корни. Нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не
зная истории своего народа.
Традиции – это нравственные законы, отражающие суть, характер человека будь он
плохой или хороший. Традиции долговечны и устойчивы. С появлением народа на земле
возникли и традиции, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются у
каждой определенной группы народа в течение длительного времени. Традиции
появились задолго до появления письменности.
История хранит в себе опыт поколений. Это история наших предков. Она порой бывает
противоречивой, но это единственная история народа, другой у него нет. Если человек не
знает ее, не любит и не уважает культурные традиции своего народа, то вряд ли его можно
назвать достойным гражданином своего отечества и вряд ли такой человек будет уважать
традиции других народов.
Чем лучше человек знает свою культуру, родной край, тем
больше он его любит. Использование национальных художественных книг на уроках
хакасского языка и литературного чтения прививает детям интерес к истории, культуре,
традициям своего и других народов.
Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка
изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом вначале у ребенка
должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то
позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию
и диалогу. В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности у
школьников выступают обучение, воспитание, деятельность и общение.
Вначале обучения знания учащихся о мифологии, фольклоре, литературных и
музыкальных деятелях, а также о мастерах живописи и декоративно-прикладного
искусства либо отсутствуют, либо находятся на очень низком уровне. Немного знают
ребята и об особенностях кухни, устройстве юрты (жилища хакасов), традициях и
обычаях хакасов. Ввести детей в увлекательный мир культуры хакасов, развить у ребят
чувство уважения к своему народу, знакомить с особенностями природы нашего края –
всё это можно успешно реализовать во время проведения уроков (хакасского языка,
литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии) и внеурочной
деятельности, а также экскурсий, праздников.
Формы и методы подачи материала на уроках могут быть различными. Занятия по
обучению навыкам вышивания национального орнамента на уроках труда, по изучению
особенности устройства юрты проводятся с использованием информационно–
коммуникационных технологий, аудио- и видеозаписей. Можно провести мастер-класс по
изготовлению национальных блюд из талгана, обучению национальным играм. Все это
вызывают интерес учащихся к деятельности мастеров народных промыслов.
Во время знакомства с литературой очень нравится ребятам выполнение творческих
заданий: выполнение иллюстраций к произведениям, кроссвордов, инсценировка сказок,
чтение стихотворений. Групповая работа на занятиях со школьниками решают
немаловажную образовательную задачу воспитания толерантного отношения друг к
другу, развивают культуру межнационального общения. Так, например, на праздниках
«Чыл пазы», «Тун пайрам», «Уртун той», «Масленица», где традиционно присутствуют
представители разных национальностей, участники знакомятся с историей, традициями и
обычаями, фольклором и играми разных народов, что даёт немало полезного для души и
формирует культуру межнациональных отношений, помогает школьникам увидеть черты
национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта,
сформировать нравственно- эстетическую отзывчивость на прекрасное в поведении и
поступках людей.
Одним из направлений в моей работе является изучение духовных традиций не только
какого-либо народа, но и истории духовного развития конкретной семьи. Живой интерес у
ребят вызывают занятия, связанные с темой «Моя семья». Так, реализуя проект «Семья –
начало всех начал!», учащиеся вместе с родителями составляли родословное древо,
собирали фотографии, изучали семейные архивы. А затем - представляли свои творческие
работы в номинациях: «География семьи», «Мир увлечений моей семьи», фотоальбомы
«Я и вся моя семья», «Мой класс – моя семья».
Таким образом, деятельность, ориентированная на знакомство с культурой хакасов, с
культурами других народов, живущих в Хакасии, является компетентностным подходом к
решению вопросов межэтнического взаимопонимания и взаимодействия подрастающего
поколения способствует расширению кругозора учащихся, повышению интереса
школьников к изучению истории своего края, традиций, формированию культуры
межнационального общения.