Автор: Пашенцева Светлана Ивановна
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Троицкое им. Героя Советского Союза М.Д.Карасёва
Населённый пункт: село Троицкое, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Качество образования как основной показатель работы школы"
Дата публикации: 02.11.2023
Раздел: дополнительное образование
"Качество образования как основной
показатель работы школы"
С.И.Пашенцева,
директор
МБОУ СОШ с.Троицкое
им. Героя Советского Союза М.Д.Карасёва
Качество образования – есть качество не только конечных результатов,
но и всех процессов, влияющих на конечный результат.
Ю.А.Конаржевский.
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно
изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту
конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает
проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.
Повышение качества образования —
одна из основных
задач,
декларируемых
Концепцией модернизации российского образования.
Управление качеством образовательного учреждения считается ключевым условием
его конкурентоспособности. В настоящее время выделяют несколько основных подходов
к образованию.
Классический:
предоставление
подрастающему
поколению
главных
ценностей.
Прагматический: составление у учеников ведущих познаний и умений.
Развивающий: обеспечение становления образовательных результатов.
Либеральный: поочередный полный учет необходимостей детей.
Социально-ориентировочный: подготовка подрастающего поколения к предстоящей
жизни в обществе и решения проблем.
Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников,
представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм
ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует
на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует
выделить основные показатели эффективности деятельности школы:
уровень обученности учащихся;
готовность их к продолжению образования;
уровень воспитанности учащихся;
состояние здоровья детей;
уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;
уровень выполнения стандартов образования.
Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.
Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается
первым и основным при оценке эффективности деятельности школы.
Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) — выполняет три
функции
присущие
процессу
обучения
в целом,
и имеет
чётко
выраженное
образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его
выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения.
Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться
перед
классом
за качество
приобретённых
знаний
и умений.
У обучающихся
вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов.
Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям
к его усвоению.
Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы
попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать
рациональный способ, обосновав своё решение.
Главная задача школы – создание условий для качественного обучения.
Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не
только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и
технологий обучения.
А для этого, учителю необходимо чётко представлять результат своей работы, как
конечный, так и промежуточный, надо думать над оптимизацией учебного процесса,
который позволит комфортно и результативно организовать работу учащегося.
Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ и КОНТРОЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ.
слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны
школы;
пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;
отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского
состава;
слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;
отсутствие
мотивации
к учению у ребят
и слишком
большая
опека
их со стороны учителей;
невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;
преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят
над активными (групповая, проектная, системно-деятельностная, лабораторная
работа на предметах гуманитарного цикла, дискуссия, интерактивное
и интегрированное обучение);
потеря связи с родительской общественностью.
Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация
учебного
процесса.
К современному
уроку
предъявляются
высокие
требования.
Но мы не сможем
добиться
их выполнения,
если
будем
относиться
к уроку
как
к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок,
организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие
между
учителем
и обучающимися,
реакция
учителя
на те или
иные
поступки
обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование
современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО — всё
это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.
Главным критерием эффективности работы школы является ее результат – уровень и
качество образования конкретных учеников.
Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация
учебного процесса.
К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их
выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в
стихийный процесс.
Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов
урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные
поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование
современных
методик
и
технологий
обучения,
использование
наглядности
и
информационно-коммуникативных технологий – всё это влияет на образовательный
результат деятельности обучающихся.
Определяющим
фактором
успешности
процесса
обучения,
безусловно,
является
педагогическое мастерство учителя, его профессионализм, личность самого педагога.
К сожалению, еще все учителя школы изменили методику преподавания.
Есть учителя школы, которые остаются приверженцами репродуктивного метода
обучения, тогда как современные условия жизни требуют от обучающихся умения
самостоятельно мыслить, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.
Ряд уроков строится по схеме: проверка домашнего задания, объяснения учителя,
закрепление.
Недостаточно внимания уделяется отработке умения самостоятельно добывать знаний.
Кроме того, в детях необходимо воспитывать критическое отношение к оценке своих
знаний.
Умение анализировать и сопоставлять, наблюдать и делать выводы. Только при таком
подходе к обучению можно развивать в детях интерес к знаниям. И, конечно же, связь
науки с жизнью. Практическая направленность предмета должна четко осознаваться
учениками.
При посещении уроков, наблюдается и тот факт, что учитель знает свой предмет,
достаточно владеет методикой обучения, но не умеет организовать деятельность
учащихся на уроке. Это неумение также является причиной неуспеваемости, не
зависящей от учеников.
Следующей объективной причиной неуспеваемости считается отсутствие у
школьников способностей к данному предмету.
Среди них есть и старательные,
трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но неуспевающие по
определенному предмету. На начальном этапе работы с такими детьми некоторые
вопросы программы следует облегчать, изменив уровень трудности заданий, не требуя
отдельных сложных выводов и т.п. Со временем у этих учащихся появляется уверенность
в своих знаниях, поскольку для них специально создается ситуация успеха.
Отметим еще одну часто встречающуюся причину -
так называемая
профилактическая двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать.
Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки”
скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое
качество - состояние неуверенности, безразличия к оценке.
И еще одна проблема - это домашние задания. Отмечается, что на уроках не всегда
осуществляется
контроль
выполнения
домашнего
задания.
И
ученики
спокойно
списывают с ГДЗ. Или отмечается перегрузка учащихся домашними заданиями.
Отдельные учителя, стремясь к тому, чтобы учащиеся больше работали по их предмету,
дают слишком объемистые или чрезмерно усложненные задания. Но перегрузка нередко
обусловливается не только большим объемом домашнего задания, но и
слабой
подготовкой учащихся на уроке к его выполнению.
Задача учителя — всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного
процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик,
а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что интересней
полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков Для того
чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить,
что образование — это процесс целостного развития растущего человека. При этом
необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:
1.
Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя
и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило,
играет доминирующую роль;
2.
Социально-экономические факторы;
3.
Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду
развития человека (престижность высоких результатов);
4.
Личностно-деятельностные
факторы, которые
влияют
на социально-
психологические
новообразования
в личности
школьника,
в формировании
личностной и духовной зрелости растущего человека.
Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой
ступени обучения:
обученность;
мотивация;
творческие способности;
здоровье;
духовно- нравственное развитие (потенциал личности).
На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью
и интересом обучащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как показатель
результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению,
коммуникабельность, социальный статус ученика в классе. Согласно статистике, 57%
школьников при переходе из начальной школы в среднее звено находятся на среднем
уровне учебной зрелости, недостаточно владеют учебными умениями, что является
причиной снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м классе. Поэтому на первом
этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной деятельности
в новых условиях учебной работы с учителями разных предметов. Способы познания
должны стать предметом контроля и диагностики, поскольку знания — это результат
процесса их приобретения, а главный итог обучения — умение обучающихся применять
знания на практике (в дальнейшей учёбе и жизни).