Автор: Залата Татьяна Игоревна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №3 "Юля" г.Феодосии Республики Крым
Населённый пункт: г.Феодосия
Наименование материала: презентация
Тема: "Музыка нардов Крыма"
Дата публикации: 02.12.2025
Раздел: дошкольное образование
Мы
живем
в
многонациональном
Крыму.
Разные
народы
населяют
полуостров. Для кого-то из них Крым – историческая родина, для других – место
переселения.
Немцы
2 переселения.
1-смешалиись с крымскими народами и потеряли свои национальные
особенности. 2 переселение немцев в Крым - по приглашению русского царя,
обжились и сохранили свои традиции, а так же перенесли их в Крым.
Традиции:
Основные праздники у крымских немцев – Крещение, Пасха, Троица,
Вознесение Марии и Тела Христова. Торжественно в немецких семьях отмечали
Рождество. И обычай украшать ёлку подарили человеку древнегерманские племена.
Рождество и Новый год являлись семейными праздниками, приносящими радость,
прежде всего, детям. С середины 18-го века и далее среди образованных средних
классов наблюдалась тенденция к созданию песенных композиций. Многие якобы
народные песни имели авторов, но народ их подхватывал и определял в статус
«Народных». Народные песни часто ассоциируются с сельской культурой и
прочными связями с их родиной.
Репертуар насыщен рабочими и студенческими песнями, а также
патриотическими песнопениями.
Это песни батраков, служанок, пастухов, полные
жалоб на угнетателей. С ними перекликаются песни ремесленников, мелких
горожан и подмастерьев. Так же были распространены и песни протеста,
направленные против мастеров-эксплуататоров.
Общие черты нем. фольклора - гармонический склад мелодии, явное
тяготение к мажорному ладу, диатоника, небольшой диапазон, умеренный темп,
мелодичность, чёткость ритма.
Инструменты:
Аккордеон и губная гармошка — первое, что приходит в голову при
упоминании музыкальной культуры Германии. На самом деле немецкие корни
имеют многие музыкальные инструменты.
Простейшие музыкальные инструменты — трещотки, бубенцы, колокольчики,
ксилофоны, различные металлические пластины и многие др. Некоторыми из этих
инструментов пользуются наши дети.
Губная гармошка
Губная гармоника — язычковый пневматический музыкальный
инструмент. Гармонику в современном виде изобрел Христиан Фридрих
Людвиг Бушман в 1821 году.
Гармонь —Некоторые считают ее русским изобретением, но основная
версия гласит, что гармонь была изобретена в Германии в начале XIX века тем же
Христианом Бушманом.
Аккордеон - хроматическая ручная гармоника с клавиатурой фортепианного
типа.
Изобретатель
аккордеона -
венский органный мастер армянского
происхождения Кирилл Демьян. Это один из самых популярных немецких
народных инструментов.
Бандонеон -
Необычное имя инструмент получил от своего изобретателя,
учителя музыки Хайнриха Банда. Это уменьшенное подобие аккордеона.
Изначально на бандонеоне исполнялась только духовная музыка. А впоследствии
этот инструмент был включен даже в состав танго-оркестров.
Цитра – народный струнный музыкальный инструмент, родственный арфе -
инструмент австрийских и баварских горцев, имеет ясный и приятный, но
однообразный звук.
Кларнет- Иоганн Кристофф Деннер усовершенствовал
свирель — традиционный народный деревянный инструмент, снабдив его
металлическими клапанами. Получился кларнет. Концерты для этого инструмента
создавали Моцарт, Вебер и Брамс.
Болгары
Первые болгарские поселенцы появились в конце XVIII - начале XIX века.
Стремясь сохранить свой язык, веру и культуру на свободных землях Российской
империи, так же принесли с собой на Крымскую землю свои обычаи, обряды,
праздники.
Традиции:
Календарные праздники болгар имели циклический характер и были
приурочены к тем дням, когда в природе происходят видимые и серьезные
перемены, связанные с хозяйственными интересами и общественным жизненным
циклом человека.
Многие календарные праздники болгар содержат элементы языческих
обрядов - Празднование
свв. Константин
а
и Елены 21 мая, в котором сельские
жители впадали в транс и танцевали на раскаленных углях в рамках совместного
застолья.
Баба Марта-Масленица- женщины разжигают костер, прыгают через него,
подбрасывают красные шерстяные пояса, делают мартинички - скрученные красные
и белые шерстяные нити, которыми украшают близких людей, деревья, домашний
скот.
Бабин день - праздник, который посвящен повитухам - женщинам, которые
принимали роды и от которых зависело здоровье матери и ребенка. Он отмечался
8(21) января. В этот день принято было молодым матерям с детьми прийти в дом
повитухи с угощением и подарками, затем в доме повитухи устраивалось общее
застолье, на которое мужчин не приглашали.
Народная болгарская музыка столь своеобычна, что спутать ее с фольклором
других стран невозможно. Характер этой музыки - страстный, душевный,
порывистый. Ее отличает особенный метро-ритм и типично болгарская ладово-
тональная мелодика. Особенностью болгарского пения является использование
горловых и носовых звуков, а в ритмах, на которые поются песни, преобладают
ассиметричные.
Пение было традиционно мужское. Однако женщинам разрешалось петь во
время работы в поле, и они
имели обширный репертуар таких песен.
Народная
музыка была частью торжеств, свадеб.
Также Болгарский народ славен церковным пением. С утверждением на
балканских землях христианства в Болгарии оформилась сильнейшая школа
религиозных песнопений.
В XVII веке русское духовенство приглашало болгарских
певцов для обучения русских певчих церковному пению.
Болгарская народная музыка использует широкий спектр инструментов.
1.
Gaida – традиционная волынка из козлиной кожи.
2.
Kaval (Кавал) – традиционная болгарская флейта. По болгарской легенде,
именно на кавале играл Орфей, околдовывая своей музыкой всех вокруг.
3.
Gadulka (Гадулка) – струнный инструмент.
4.
Davul (Давул) - большой двуглавый барабан, на котором играют при помощи
небольших молотков.
5. Tambura (Тамбура) – резная лютня. Музыкант воспроизводить звуки при
помощи медиатора.
Двоянка – двойная флейта. В цельном куске дерева протачиваются 2 канала
– 2 флейты.
Народные музыкальные инструменты Болгарии используются как для
сольного исполнения, так и для аккомпанемента к пению народных песен.
Евреи
Иудейское население Крыма представлено тремя этническими группами:
кроме евреев, говоривших на идиш, к нему относились крымчаки и караимы.
Крымские татары звали крымчаков «евреями с пейсами», а караимов,
соответственно, «евреями без пейсов. Евреи были ремесленниками.
Традиции:
В древности было распространено многожёнство, также было принято
женить родственников. Этим народом особо почитается заповедь «возлюби
ближнего как самого себя» -они всегда много занимаются благотворительностью,
заботясь о вдовах и сиротах. Поэтому в их общине не было нищих.
Сохранились сборники легенд, песен, загадок и пословиц, которые писали от
руки еврейскими буквами и передавали из поколения в поколение. Но большая
часть этого малочисленного крымского этноса была уничтожена немцами во время
Второй мировой войны.
Крымские евреи очень любили инструментальную музыку, поэтому почти на
каждую пирушку нанимали «чал» (ансамбль). Бросая музыкантам деньги, заводили,
как музыкантов, так и самих себя. Многие из них любительски довольно хорошо
владели музыкальными инструментами.
Одним из древних еврейских музыкальных инструментов является шофар,—
еврейский ритуальный духовой музыкальный инструмент, сделанный
из рога животного, который на протяжении нескольких тысячелетий сопровождает
евреев, где бы они ни жили. В него трубят во время синагогального богослужения.
Кинор (род арфы)- древнееврейский струнный музыкальный инструмент. На
кинноре евреи аккомпанировали исполнению псалмов и славословий.
Невель (род арфы)-играли, аккомпанируя своему пению. Он имеет двадцать две
струны по числу букв ивритского алфавита.
Тимпанон (цимбалы) —струнный инструмент, По струнам ударяли палочками с
наконечниками, обтянутыми сукном или кожей.
Хацоцрот — горн, в которые трубили зорю при открытии храмовых ворот и в
случая особо радостных событий.
Свирель – маленький двуствольный пастуший духовой инструмент.
Основополагающей народного фольклора евреев является широкое использование
восточных ладов, характерных для тюркских народов. Несмотря на ряд отличий,
включая тематику, по своему построению они близки к музыкальному народному
творчеству крымских татар.
Армяне
Армяне относятся к древним народам, населявшим полуостров, которые в Крыму
концентрировались в Каффе (Феодосии).
Традиции:
Трепетное отношение к семье и старшим.
Семья для армян — святое, а мнение старших играет большую роль.
Безмерная любовь к детям.
Детей армяне обожают, позволяют им почти все. Рождение ребенка, особенно
мальчика, — большое счастье, часто встречаются многодетные семьи.
Традиция жить вместе
Многие армяне живут вместе с родителями.
Гостеприимство
Гостеприимство у армян в крови. Они любят встречать дома гостей, накрывать
большой стол, готовить вкусную еду и приятно проводить время вместе. Народ
считает, чем чаще человек угощает других, тем больше благополучия вернется ему в
ответ.
Год начинается с празднования Рождества
Рождество отмечают в церкви или дома с семьей. Обязательно накрывают
праздничный стол. Основное блюдо в этот день — рыба.
Праздник Трндез
Его отмечают в конце зимы, который посвящен приходу весны. Он сохранился еще
с языческих времен. Празднуют Трндез, разводя костер во дворе церкви, и пары,
которые поженились в предыдущем году, прыгают через него, чтобы отогнать злых
духов и очиститься от всего плохого.
Праздник Вардавар
Тоже сохранился с языческих времен и стал традиционным. Его отмечают в самый
разгар лета. Это веселое событие, в день которого все поливают друг друга водой.
Посыл в том, чтобы спасти землю от засухи.
Церемония подачи шашлыка
Церемония подачи шашлыка во время пира — тоже традиция. Есть даже
специальный танец. Когда во время свадьбы приносят это блюдо, официанты вместе
красиво танцуют.
Армянская народная музыка — это тонкое сплетение оригинальных интонаций,
ритмов и тембров, сопровождающее народ и символизирующее весь спектр его
переживаний — от радостных до печальных. Весьма музыкальный народ с самого
начала своей истории изобретал и пробовал уникальные средства исполнения своей
музыки.
Одним из самых древних исконно армянских народных инструментов является
дудук, который был изобретен армянами ещё во времена существования
государства Урарту.
Дуду
E
к — духовой язычковый музыкальный инструмент, обладающий
мягким певучим звучанием.
Значение во время игры на инструменте имеет
правильное дыхание. Музыканты делают стремительный глубокий вдох. Затем
выполняют ровный протяжный выдох.
Кану
E
н — армянский струнный музыкальный инструмент.
Зурна – армянский духовой музыкальный инструмент, который считается
предшественником современного гобоя.
Саз-
струнный музыкальный инструмент.
Кеманча
относится к категории струнных смычковых инструментов.
Внешне напоминает лютню. На кеманче редко играют без сопровождения. Зачастую
инструмент используют в целях аккомпанемента к основной мелодии в армянских
народных пьесах.
Дхол-
Это род двустороннего барабана. Корпус инструмента выполнен из
дерева грецкого ореха с мембранами из кожи.
Дхол выполняет ритмическую
функцию. Инструмент, поддерживая четкость и остроту ритма, подчеркивает
особый колорит звучания других армянских народных инструментов.
Давул —— это большой двусторонний барабан с мембранам из овечьей и
козлиной кожи, используется в качестве сопровождения к духовым инструментам,
выполняя ту же функцию, что дхол.
Армянская музыка одноголосна, основывается на диатоническом ладе и содержит
увеличенную секунду. Ей свойственны изменение темпа и неравномерный ритм.
Распространены двухчастные и сложные виды. Преобладает синкопированная
ритмика. В народном песенном творчестве армян выраженное своеобразие,
мелодическое богатство и композиционное благородство.
Греки
Столько исторического наследия как греки, в Крыму не оставил ни один
народ. Что, впрочем, и неудивительно, ведь они живут здесь 2 500 лет.
Роль христианства в культуре крымских греков не ограничивалась
вероисповедальными моментами, а сказывалась и в семейных отношениях,
элементах быта, праздниках.
Новый год
Это всегда большой, веселый семейный праздник, очень любимый детьми.
Греки в Крыму празднуют свой Новый год 13 января, дети ходят по домам и поют
на греческом языке "Ай – Василю". У греков Старого Крыма существовал обычай
заводить в дом корову или коня утром после праздника. Если животное переступало
порог правой ногой, это считалось хорошей приметой. Так в домах греков на Ай-
Василь поселялась надежда на удачу, счастье и семейный достаток в новом году.
Масленица –Апокрия
Это один из праздников, которым греки открывали новый хозяйственный год.
Встреча этого «нового года» длилась целую неделю. Веселые обряды, песни и
танцы проходили каждый день. Особо почитался этот праздник в Крыму
фракийскими греками, по деревням которых гуляли ряженые. По воскресеньям
устраивался настоящий карнавал с ярким веселым представлением. Всю неделю
принято было ходить в гости и просить прощения друг у друга. К концу
празднования греки собираются все вместе , чтобы сжечь корзину «кофинь» и
вместе с ней все старое, плохое и недоброе, что было в прошлом году.
Храмовый праздник – Панаир –праздник почитания святых.
Самыми почитаемыми у греков были Богородица, св. Георгий, св. Дмитрий,
свв. Константин и Елена, свв. Феодоры Тирон и Стратилат. «Панаир» для крымчан -
настоящий экскурс в мир греческой культуры. Все желающие знакомятся с кухней,
обрядами и традициями греков.
Пасха – Ламбри
Этот праздник является самым большим и значимым. Ламбри означает
«сияющая, блестящая, светлая». В марте женщины изготавливали и повязывали на
руку, на пальцы или шею красно-белые шнурки из ниток – «марты», которые
носили до Пасхи. В Христово воскресенье греки совершали красивое и
величественное действо: после литургии прихожане торжественно приветствовали и
целовали каждого, кто присутствовал на службе.
Иван Купала – Ай-Янь
Ежегодно празднуется 7 июля. Накануне праздника женщины собирают
букеты, которые укладываются в корзину, затем Все букеты погружаются в воду.
Исполняются обрядовые песни, все желают друг другу счастья и благополучия.
Свадьба – Хара
С рождением девочки семья начинала заботиться о приданом. В старину о
свадьбе договаривались заранее, считая эти браки более прочными. Свадьбе
предшествовало сватовство, с музыкой, подарками . Свадебные ритуалы проходили
за неделю до венчального воскресенья. Обряд назывался «праздник сита», будущие
жены пекли хлеб и демонстрировали свое мастерство. С особой почтительностью
молодые приглашали на свадьбу своих крестных родителей. Свадебная церемония
сопровождалась песнопениями, выкупом. Свадьбу гуляли всю ночь и главным
танцем невесты был «фимиам» - обряд окуривания, что символизировало
приобщение молодой невестки к семейному очагу мужа.
Греки использовали такие музыкальные инструменты как:
Форминга-
древнегреческий струнный щипковый инструмент, считается
древнейшим из семейства греческих лирообразных. Форминга передавала ясные,
простые, возвышенные настроения и, не отличаясь разнообразием, звучностью и
живостью, подходила к эпическому складу песни. Делалась с семью струнами,
снабжалась разнообразными украшениями. Со временем форминга была
вытеснена кифарой.
Кифара — один из самых распространённых греческих музыкальных
инструментов. На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки
костяным плектром (крепился к инструменту шнурком). Кифара использовалась для
аккомпанемента пению. Певца, аккомпанирующего себе на кифаре,
называли кифаре
N
дом
А
E
вло
E
с
-
древнегреческий духовой музыкальный инструмент, Сам авлос бывает
одинарным и двойным. Конструктивно напоминает современный гобой.
флейта Пана (духовые) Данная флейта названа в честь одного из богов
древнегреческого пантеона – Пана, которого обычно изображали с подобным
инструментом. Панфлейта может быть сделанной из тростника, бамбука,
металлических или костяных стволов, а порой даже из пластмассы.. Панфлейта,
благодаря своему неповторимо мягкому, бархатному и необычному «песочному»
звуку, уже многие столетия является одним из популярнейших инструментов во
всем мире, звучание которого любят и узнают даже те, кто не особо интересуется
музыкальным искусством.
Тимпан–ударный инструмент типа маленькой ручной литавры или одностороннего
барабана. По кожаной мембране ударяли пальцами или кистями рук. На тимпане
играли преимущественно женщины.
Кимбал – ударный инструмент (тарелки). В центре бронзовых тарелок проделаны
отверстия. В них крепились тесемки или кожаные ремни, за которые музыкант
держал инструмент.
Систр – древнеегипетская храмовая погремушка.
Само слово «музыка» имеет древнегреческое происхождение и происходит от
«муз» — в древнегреческой мифологии дочерей Зевса, давших начало поэзии,
искусству и науке.
Народное творчество греков многообразно. Выполнение греческих народных
песен часто сопровождается хороводом
.
Общей чертой народных песен является их
происхождение из корней глубокого прошлого. Структура мелизматическая. Для
греческого распева характерно отсутствие четко выраженных мажора или минора,
характерен октавный параллелизм крайних голосов, иногда встречаются
диссонантные аккорды.
Благодаря грекам появилась - жанрово-стилевая система, принятая в
восточнославянском церковном пении с ХVI века и имевшая большое значение для
его развития называемая ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ.-
М
ЕЛОДИЧЕСКИ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ
,
ТОРЖЕСТВЕННОЕ
ПЕНИЕ
,
СХОДНОЕ
ПО
ХАРАКТЕРУ
С
БОЛГАРСКИМ
ПЕНИЕМ
.
Крымские татары
Это тюркский народ, исторически сформировавшийся в Крыму и наряду с
малочисленными караимами и крымчаками, относящийся к коренному населению
Крымского полуострова.
Это нация с мультикультурными традициями, уходящими далеко в историю.
Несмотря на ассимиляцию, они сохраняют собственную самобытность и
национальный колорит. Самая главная и самая привлекательная особенность их
национальной культуры - это ее удивительное разнообразие, самобытность и
неповторимость.
В обычаи и ритуалы входят мусульманские, христианские и языческие традиции.
Праздники основаны на календаре сельскохозяйственных работ.
Весна — начало года, поэтому Навруз (Новый год) отмечается в день
весеннего равноденствия. Связано это с началом полевых работ. На праздник
положено варить яйца как символы новой жизни, печь пироги, сжигать на костре
старые вещи. Для молодежи организовывались прыжки через костер, походы в
масках по домам, пока девушки гадали.
6 мая — Хыдерлез — день двух святых Хыдыра и Ильяса. У христиан —
день святого Георгия. В этот день начинались работы в поле, скот выгонялся на
пастбища, свежим молоком обрызгивался хлев для защиты от злых сил.
Осеннее равноденствие совпадало с праздником Дервиз — сбор урожая.
Пастухи возвращались с горных пастбищ, в поселениях устраивали свадьбы. В
начале празднования по традиции проводилась молитва и ритуальное
жертвоприношение. Потом жители поселения шли на ярмарку и танцы.
Праздник начала зимы — Йыл Геджеси - приходился на зимнее
солнцестояние. В этот принято печь пироги с курицей и рисом, делать халву, ходить
ряжеными по домам за сладостями.
Крымские татары также признают мусульманские праздники: Ураза Байрам,
Курбан Байрам, Ашир-Куню и др.
Крымскотатарская народная музыка является довольно развитой частью
многонациональной культуры Крыма. Это народ очень свободолюбивый и в своих
песнях выкладывал думы и чаяния, все наилучшие черты своего национального
характера.
Очень часто правящие классы пытались отвергнуть славную многовековую
культуру, но им это не удалось.
Крымско-татарская народная музыка развивалась
как культура устной традиции.
Очень часто исполнять народную крымско-
татарскую музыку запрещали, особенно при проведении массовых праздников.
Сами ханы и известные крымско-татарские деятели когда-то занимались музыкой
как любители. Но основные ее носители, которые сохранили культуру, это были
обычные люди, которые играли на слух, без нот.
Диапазон крымско-татарских народных песен обычно редко превышает октаву, но
в песнях позднего происхождения он достигает и полутора октав.
Некоторые
народные песни имеют самостоятельные инструментальные вступления, которые
выдержаны в характере песни и настраивают певца. Для крымско-татарской
народной песни характерным является свобода и широта мелодического
развертывания, гибкость ритма и метра, ладовое богатство, а также
многовариантность. Кроме натурального минора часто встречаются дорийский и
фригийский минорные лады, а из мажорных ладов миксолидийский и другие, много
напевов, базирующихся на древнегреческих ладах. Песни унисонные. Если их поет
несколько человек, то без разделения на голоса. Систем хоровых подголосков, столь
характерных для старых великорусских песен, в песнях не было.
Говоря о метроритмической стороне крымско-татарских народных песен,
можно констатировать, что в них имеются почти все простые и сложные размеры.
Инструментальная народная музыка крымских татар, условно говоря, имеет два
вида. Первый —это вокальный, предназначенные для исполнения на том или ином
инструменте, второй — чисто инструментальный.
Установилось мнение, что коллективного народного творчества у крымских татар
не было, все фактически творили отдельные лица из народа.
Из старинных народных музыкальных инструментов сохранился важнейшие из
них: "сантыр" - род цимбал. Он был в двух видах: большой и малый. Звуки, очень
мелодичные, извлекались деревянными палочками, изогнутыми на концах.
Очень распространен был сааз. В большом ходу была "зурна", родоначальница
"гобоя". Она сильно влияла на мелодическое движение многих протяжных песен,
так как этому старинному музыкальному инструменту свойственны все те
украшения мелодии, которые придают крымской мелодии кружевной характер. Из
зурначей в старину составлялся "чал" - народный оркестр.
Часто звучала такая музыкальная форма как "долу", сопровождающая свадьбу или
праздник. Песни были исключительно крымские на тюркском языке. Иногда
музыканты тут же импровизировали обращение к тому или другому участнику
торжества.
С крымско-татарской музыкой в своем творчестве соприкасались такие титаны
русской музыкальной культуры, как, например, М. И. Глинка, который из трех
крымско-татарских мелодий, наигранных ему великим художником-маринистом И.
К. Айвазовским, две использовал при написании лезгинки, а третью в опере «Руслан
и Людмила». Это был первый опыт использования русским профессиональным
музыкантом крымско-татарской народной музыки в своем творчестве.