Автор: Мукменева Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: поселок Зимовники, Зимовниковский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Знакомство с числом 11
Дата публикации: 02.12.2025
Раздел: дошкольное образование
Тема. Знакомство с числом 11.
Цель: Формировать представление о числе 11 и цифре 11.
Задачи:
Образовательные:
-Учить называть числительные по порядку, относить последнее ко всей
пересчитанной группе и предметов. Воспроизводить количество движений
соответственно названому числу.
-Учить писать цифру 11, находить место в числовом ряду.
Развивающие:
-Развивать речь у детей;
-Развивать познавательную активность;
-Совершенствовать мыслительные операции;
Воспитательное:
-Воспитывать активность, усидчивость, прилежания в процессе учения.
Образовательная область: познавательное развитие;
Интеграция
образовательных
областей: речевое
развитие,
познавательное развитие, физическое развитие;
Методы и приемы:
словесный
прием: образец,
объяснение,
повторение,
создание
проблемной ситуации, художественное слово;
наглядной
прием: показ
наглядных
пособий,
показ
физических
упражнений;
практический прием: упражнения и взаимопомощь;
игровой прием: игровое путешествие;
Словарная работа: число одиннадцать, десятка и единица;
Активизация словаря:
упражнения со счётными палочками, решение
задач (полный ответ на вопрос);
Материал/оборудование: ноутбук, интерактивная доска, колонки;
Демонстрационный: презентация с картинками, картинка «число 11»,
картинка «правописание числа 11»;
Раздаточный материал: лист с заданиями, ручки, счетные палочки;
Предварительная работа:
повторение чисел от 1 до 10,
работа с
карточками, дидактические и игровые упражнения с повторением.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Вводная часть.
Воспитатель:(на ковре) Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас и
ваши добрые лица, лучистые глазки! Предлагаю вам подарим частичку
своего хорошего настроения друг другу! Встаньте пожалуйста. И повторяем
за мной (дети повторяют)
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Вместе мы играть начнем.
Воспитатель: Молодцы, начнем мы наше занятие с математической
разминки:
Какой сегодня день недели?
Какое сейчас время года?
Какой месяц?
Какое сегодня число?
Вспомнить порядковый счет от 1 до 10.
Назовите соседей чисел 3,5,7.
Назовите число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7.
Назовите предыдущее число чисел 3, 6, 8
Назовите последующее число чисел 2, 5, 9.
Сколько пальцев на одной руке?
Сколько всего частей в сутках, перечисли их (ответ детей)
2.Основная часть:
Воспитатель: Умницы, теперь я вижу, что вы много знаете и готовы
узнать новое. Ребята, сегодня с вами отправимся в страну Математики. ( 1
слайд) Мы туда отправимся потому что число 10 хочет себе найти новых
друзей. ( 2 слайд) Теперь предлагаю послушать его (аудиозапись) Предлагаю
сегодня с вами сделать доброе дело поможем ему? (ответ детей)
Воспитатель: Теперь предлагаю сесть за стол (Знакомство с числом 11)
(за столом) у вас на столах лежат счетные палочки. Положите слева 10
палочек, и 1 палочку справа (выкладывают счетные палочки (10 слева и 1
справа)
10 палочек по-другому можно назвать один десяток.
1 палочку по-другому можно назвать единицей.
Присоедините 1 палочку к 10. Сколько всего получилось палочек? (11
палочек) Число 11 получается, если к 10 добавить 1. Число 11 записывается
двумя цифрами, первая цифра 1, это количество десятков, вторая цифра 1 –
это количество единиц. Показ картины число 11
Воспитатель: Ребята, как и сказал число 10 за правильный ответ даю
красную фишку, а кому помогал друзья или я-то даю синюю фишку. В конце
занятия посмотрим у кого больше.
Воспитатель: Если
в
записи
числа
два
знака,
то
какое
это
число? (двузначное) Ребята, с вами сейчас в воздухе попробуем записать
число 11. (в воздухе прописывают число 11)
Воспитатель: Молодцы, следующая станция «Решаем задачи». (3 слайд)
Воспитатель: Ребята, как мы уже знаем, что в каждом задаче есть условие,
вопрос, решение и ответ.
Условие – это то, что нам уже известно.
Вопрос – это то, что у нас спрашивают в задаче.
Решение – это то, что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос.
Ответ – это результат на поставленный вопрос.
Воспитатель:
1) в пруду жили 11 лягушек. К ним прилетели 10 комаров.
Сколько не хватает комаров, чтобы накормить всех лягушек?
Начнем с условия: что нам известно? (нам известно, что в пруду жили 11
лягушек и к ним прилетели 10 комаров).
Какой вопрос? (сколько не хватает комаров, чтобы накормить всех
лягушек?)
Как мы решим задачу? Для того, чтобы решить задачу, давайте выложим
счетные палочки: сверху выложим столько счетных палочек, сколько у нас
лягушек – 11.
Снизу – количество комаров – 10.
Посмотрите, сколько лягушек осталось без комаров? ( один)
Какой ответ? (не хватает 1-ого комара)
2)
мама белка попросила маленького бельчонка принести 11 орехов для
торта. Бельчонок нашёл 1 орех.
Начнем с условия: что нам известно?
(
нам известно, что бельчонку надо
принести 11 орехов, а бельчонок нашел только 1 орех)
Какой вопрос? (сколько орехов ему осталось найти?)
Чтобы решить задачу, давайте снова выложим счетные палочки:
Сверху – сколько бельчонку надо принести орехов, а снизу – количество
орехов, которое он уже принес.
Посмотрите, сколько еще нужно принести орехов?
Какой ответ?
(
Бельчонку осталось найти 10 орехов)
Воспитатель: Верно! (раздача фишек)
Воспитатель: Станция «Физминутная» (на ковре) ( 4 слайд)
Физминутка сопровождается картинками на доске
Сколько рублей?
Столько же поднимаем руки, (5 слайд)
Сколько рублей? ( 6 слайд)
Столько сделаем наклонов.
Сколько рублей? ( 7 слайд)
А притопнем столько раз,
Сколько копеек? ( 8 слайд)
А прихлопнем столько раз.
Сколько копеек? (9слайд)
Делаем вдох и выдох столько раз
Воспитатель: (за столом) Отлично справились,
предлагаю сесть за стол.
Следующая
станция
которая
на
приготовил
число
10
это
станция
«Самостоятельная» ( слайд 10). Ребята, в этой станции мы будем работать за
столом. Теперь берем листы с заданиями из края стола, и ваша задача
выполнить эти задания.
Но перед тем как сделать все задания сделаем пальчиковую гимнастику
Пальчик, пальчик, где ты был? (пальчики сгибаются в кулачок и
разгибаются)
С этим пальцем в лес ходил.
С этим пальцем щи варил.
С этим пальцем кашу ел.
С этим пальцем песни пел. (на каждую строчку загибается один пальчик).
Воспитатель:
1 Задание — это написать число 11.
2 Задание — это закрасить только 11 рыбок.
3 Задание-это надо правильно соединить числа, чтобы получилось
рисунок. (раздача фишек)
Воспитатель: (на ковре) Молодцы, ребята. Вы справились со всеми
заданиями который на приготовил число 10. ( слайд 11) Теперь послушаем и
его (аудиозапись).
3.Заключительная часть:
Воспитатель: ( слайд 12)
Пора нам возвращаться в детский сад!
Понравилось вам наше путешествие?
Теперь предлагаю вам почитать сколько у вас фишек. (выбор кого больше
фишек)
Какое добро дело мы сегодня с вами сделали?
С чем вы легко справились?
Что показалось трудным? (ответ детей)
Давайте оценим свою работу на занятии.
Если вы всё поняли и у вас не осталось вопросов – хлопните в ладоши.
Если вы что-то не поняли – поднимите руку.
Воспитатель: Всего хорошего, до свидания!