Автор: Чернова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Детский сад № 75 Кировского района Волгограда"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Огород на окне"
Дата публикации: 02.12.2025
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 75 Кировского района Волгограда"
Лучшие практики реализации
экологического проекта "Проросток
Познавательно-исследовательский проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Огород на окне»
Волгоград
Воспитатель:
Чернова Ольга Михайловна
Пояснительная записка
Дошкольный
возраст
–
это
период,
когда
детям
хочется
стать
первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. И мы, педагоги и
родители, должны на этом этапе быть главными помощниками.
Проектная деятельность предоставляет детям возможность стать активными
участниками
учебного
и
воспитательного
процессов,
становится
инструментом развития их успешности. Ребята самостоятельно приобретают
знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих
интеграции знаний из различных предметных областей.
Участие детей в практической деятельности по уходу за огородом позволяет
заложить основы планирования, развивает умение ставить перед собой цель и
достигать результата.
Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и
наблюдательности. Огород на окне расширяет представления детей о растениях
как о живых организмах, рассказывает об условиях, необходимых для их роста и
развития, воспитывает желание трудиться.
Не секрет, что дети дошкольного
возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений,
любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно
искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие
черты
детского
поведения.
Исследовательская,
поисковая
активность
–
естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать,
открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей
детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть
ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на
приобретение
детьми
опыта
собственной
опытно-исследовательской
деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их
реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В
процессе систематического ухода за растениями формируются определенные
трудовые навыки у детей, дошкольники приучаются внимательно относится к
живой природе и заботиться о растениях.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный (февраль - апрель).
Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители воспитанников.
Возраст детей: 5-6 лет.
Объект исследования: огород на окне.
Предмет изучения: процесс выращивания культурных растений в комнатных
условиях.
Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по
выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей
любви к природе, создание в группе огорода на окне.
Задачи:
Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных
растений (помидор, базилик, перец, петрушка, огурец, укроп).
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы
для роста растений.
Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в
комнатных условиях.
Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять
разнообразие детских работ, вариативность.
Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений
(полив, взрыхление, прополка сорняков).
Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в
росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Развивать познавательные и творческие способности.
Задачи создания развивающей речевой среды: обогащать словарный запас
за
счет
новых
понятий,
введения
разнообразных
атрибутов.
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение вести
координированный диалог «ребенок-ребенок-воспитатель».
Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения
новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной
литературе.
Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление.
Развивать мелкую моторику, словарный запас, лексико-грамматические
навыки, связную речь.
Закрепить знания об овощах, о пользе растений.
Планируемые результаты:
Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их
содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях, на
огороде в природе.
Дети познакомятся с культурными растениями.
С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для
роста растений.
С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить
многообразие и разнообразие посевного материала.
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Создание в группе огорода на окне.
Участие родителей в реализации проекта.
В данном проекте используются разнообразные методы и приемы работы с
детьми дошкольного возраста:
- наблюдения;
- интегрированные ЭКО-занятия;
- составление сказок, рассказов (экологического содержания);
- познавательное чтение и чтения в семейном кругу;
- подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;
- экспериментальная лаборатория (опыты и эксперименты);
- фото и видео съемки;
- создание презентаций, слайд шоу.
Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и
проведения
мероприятия:
автор
проекта
-
воспитатель
Чернова
Ольга
Михайловна;
воспитатели,
музыкальный
руководитель,
инструктор
по
физической культуре, социальные партнеры проекта.
Материально-техническое
обеспечение
муниципального
дошкольного
образовательного учреждения "Детский сад № 75 Кировского района Волгограда"
соответствует успешной реализации проекта.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный:
определение цели и задач проекта, сбор информационного материала,
создание условий для организации работы в огороде на окне, составление
плана мероприятий по организации детской деятельности.
Основной (этап реализации проекта):
проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы,
опыты,
эксперименты,
творческая
деятельность,
рассматривание
иллюстраций, чтение);
уход за растениями, наблюдение за ростом и
развитием растений.
Заключительный:
подведение итогов, итоговая беседа;
выставки творческих работ детей;
составление фотоотчета по реализации проекта, просмотр презентации.
План реализации проекта
№
Мероприятия
Цель
Ответственные
I этап - подготовительный
1
Беседа
с
родителями
по
организации огорода на окне
Обсудить
цели
и
задачи
проекта.
Сформировать
интерес
у
родителей
по
созданию
условий
для
реализации проекта
Воспитатели,
родители
2
Подбор
наглядно-
дидактических
пособий,
демонстрационного
материала, художественной
и
научной
литературы,
приобретение необходимого
оборудования
Создать
условия
для
реализации проекта
Воспитатели,
родители
II этап - основной
1
Чтение
художественной
литературы
Вызвать интерес к растениям,
желание
заботиться
о
них,
углублять
и
расширять
представления о разных видах
растений. Познакомить детей
с произведениями русских и
зарубежных
поэтов,
писателей,
воспитывать
Воспитатели
уважение
и
бережное
отношение
к
растениям.
Вызвать интерес к овощным
культурам,
желание
заботиться
о
них.
Способствовать углублению и
расширению знаний детей о
культурных растениях.
Отрывок из сказки Д. Родари
«Приключения
Чиполлино»;
сказка «Вершки и корешки»;
заучивание стихотворений В.
Коркина «Что растет на нашей
грядке?»,
Г.
Сапгир
«Садовник».
Бехлерова
Е.
«Капустный
лист»;
Е.
Благинина
«Приходите
в
огород»; В. Волина «Наша
грядка»;
Е.
Надежкина
«Огуречное
семечко»;
Г.
Юдина «Сказка о том, как
овощи воевали;
белорусская
сказка
«Пых»;
украинская
сказка «Колосок»;
Н.
Носов
«Огородники»,
«Огурцы»;
Ю.
Тувим
«Овощи».
Чтение пословиц, поговорок,
загадок об овощах и огороде.
2
НОД:
«Что растет на огороде?».
«Дикорастущие
и
культурные
растения».
Рассматривание
цветочных семян через лупу.
Посадка семян овощей.
Закрепить знания детей об
овощных
и
цветочных
культурах, какие растут на
огородах. Ввести и обосновать
классификацию растений как
дикорастущих и культурных,
познакомить с интересными
представителями
мира
растений.
Обогатить
и
уточнить
знания
детей
о
выращивании
растений;
подвести
их
к
пониманию
условий,
необходимых
для
успешного развития растений;
дать понятие о том, что форма
и количество семян у разных
растений разное;
обогащать
Воспитатели
личный
трудовой
опыт
в
процессе
работы
(посев
семян); воспитывать у детей
бережное
отношение
к
природе;
развивать
речевые
навыки, обогащать словарь.
Активизация словаря: почва,
семена, побег, рассада.
3
Практическая деятельность:
посадка
лука,
помидоров,
базилика, перца, петрушки,
огурцов, укропа.
Вызвать
интерес
к
выращиванию
огородных
культур.
Обогатить
и
уточнить
знания
детей
о
выращивании
растений;
подвести детей к пониманию
условий,
необходимых
для
успешного развития растений;
обогащать личный трудовой
опыт
в
процессе
работы
(посев семян); воспитывать у
детей бережное отношение к
природе. Развивать речевые
навыки,
обогащать
словарь.
Активизация словаря: почва,
семена, побег, рассада.
Воспитатели
4
Наблюдение за ростом и
развитием растений
Учить
детей
замечать
изменения,
которые
происходят
в
процессе
прорастания семян.
Воспитатели
5
Труд в огороде на окне
Продолжать
учить
детей
правильно
ухаживать
за
растениями.
Воспитатели
Труд в уголке природы
Продолжать
учить
детей
правильно
рассуждать
и
делать
выводы
о
создании
благоприятных
условий,
необходимых
для
роста
растения (вода, свет, тепло).
Воспитатели
6
Опыты и экспериментальная
деятельность детей.
Опыты-наблюдения
за
ростом
лука,
рассады
помидоров, базилика, перца,
петрушки, огурцов, укропа.
Проводить
эксперименты
с
растениями.
Делать
самостоятельные выводы об
условиях, необходимых для
благоприятного
роста
растений.
Подвести детей к
пониманию,
что
растения
живые: нуждаются в свете,
Воспитатели
тепле,
воде.
Несоблюдение
даже одного условия может
отразиться
на
росте
и
привести к гибели растения.
Создать необходимые условия
для роста лука и рассады
(свет, вода, тепло).
Учить
детей
замечать
изменения,
которые
происходят у прорастающих
луковиц, рассады.
7
Наблюдение
«Как
развиваются растения».
Наблюдение за проросшими
семенами.
Наблюдение за ростом лука.
Наблюдение
за
веткой
березы.
Фиксирование
данных
развития растений в Дневнике
наблюдений.
Рассмотреть
влияние
внешних
факторов
на прорастание семян. Задачи
исследования:
изучить
роль семени в жизни растения
(на
примере
фасоли);
практическим
путем
определить
благоприятные
условия
для прорастания семян;
разработать рекомендации для
успешного прорастания семян.
Формирование экологической
культуры
дошкольников;
закреплять
и
расширять
знаний детей об овоще – луке;
о
внешнем
виде
и
его
характерных особенностях.
Продолжать
учить
детей
отражать в речи результаты
наблюдения,
формировать
умение отвечать на вопросы
полными предложениями.
Воспитывать умение слушать
и слышать воспитателя.
Воспитатели
8
Игровая деятельность
Продолжать знакомить детей с
работой
«огородников»,
формировать
умение
ухаживать
за
растениями.
Сюжетно-ролевая
игра
«На
даче», театрализованные игры
«Репка», «Овощной магазин»,
«Огород».
Настольно-
Воспитатели
печатная
игра
«Вершки
и
корешки»,
д/и
«Четвертый
лишний»,
«Чудесный
мешочек»; лото «Что растет
на огороде»; подвижные игры
«Огород у нас в порядке»,
«Разгрузи машину», «Собери
урожай»,
«Урожай»,
«Сортируем
овощи».
Дидактические игры «Что в
мешочке?», «Формы овощей»,
«Что
сажают
в
огороде»,
«Овощи»,
«Большой-
маленький»,
«Один-много»,
«Что
где
растет?»,
«Культурные
и
дикорастущие»,
«Цветочный
магазин». Пальчиковые игры
«Мы
капусту
рубим»,
«В
огороде много грядок», «У
Лариски две редиски».
III этап - заключительный
1
Беседа с детьми «Витамины
с грядки».
Срезка
зеленого
лука,
употребление его во время
обеда с основным блюдом.
Беседа
«Как
овощи
попадают
на
стол».
Беседа
«Овощи
–
наши
друзья».
Беседа
«Садовые
инструменты».
Закрепить знания детей о том,
что
в
овощах
содержится
большое
количество
витаминов
и
они
очень
полезны для людей.
Воспитатели
2
Творческие
работы
детей
«Наш огород»
Организовать
тематическую
выставку
детских
работ
и
работ,
изготовленных
совместно с родителями.
Воспитатели,
родители
Рисование «Наш лучок»
Формирование
умений
передавать в рисунке с натуры
строение
предмета,
состоящего
из
нескольких
частей.
Рисование «Наши растения в
группе»
Расширять
и
уточнять
представления
о
комнатных растениях;
закреплять
представления
о
том,
что
для
роста растений нужны
свет,
влага,
тепло,
почва;
продолжать
знакомить
с
особенностями
внешнего
строения растений,
с
разнообразием
листьев,
стеблей
и цветков;
воспитывать
желание
ухаживать
за растениями;
закреплять
умение рисовать простым
карандашом
с
легким
нажимом,
раскрашивать
акварелью.
Аппликация
«Полезные
овощи
на
тарелке»
Продолжать
знакомить
с
названиями
овощей,
формировать умение вырезать
ножницами,
аккуратно
пользоваться клеем.
3
Составление фотоотчета по
проекту.
Организация
фотовыставки,
просмотр
презентации. Подготовка к
высаживанию на участок.
Подведение итогов работы по
проекту.
Воспитатели,
родители
Фактический результат проекта:
Дети ознакомлены с особенностями выращивания культурных растений;
сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности
по выращиванию культурных растений в комнатных условиях;
обобщены представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы
для роста растений;
обогащение словарного запаса детей;
были оформлены выставки по продуктивной деятельности;
в результате практической и опытнической деятельности дети получили
необходимые условия для роста растений;
дети увидели многообразие посевного материала;
дети стали бережнее относиться к растительному миру;
в группе был создан огород на окне.
Формирование у детей экологической культуры должно быть продолжено и
после завершения обучения в дошкольной образовательной организации. Для
решения
этой
организационной
задачи
на
каждом
этапе
экологического
образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты,
программы, проекты, формы, методы, подходы, приемы, решения, технологии и
мероприятия. Одним из таких инструментов экологического воспитания и
образования детей дошкольного возраста может стать проект «Огород на окне» по
формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.
Проект
«Огород
на
окне»
является
одним
из
этапов
общего
процесса
формирования экологической культуры ребенка.
Приложение