Авторы: Копытова Оксана Владимировна, Шелковская Евгения Сергеевна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ "Детский сад 254"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи у детей с ТНР.
Дата публикации: 02.12.2025
Раздел: дошкольное образование
Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи
у детей с ТНР.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования рассматривает коммуникативную деятельность как один из «сквозных
механизмов развития ребенка», в котором может реализовываться содержание
образовательной программы дошкольного образования. Специалисты в области
речевого развития детей дошкольного возраста указывают, что необходимым
условием овладения коммуникативной функцией речи является развитие всех
аспектов структуры родного языка. Однако все задачи речевого развития детей
дошкольного
возраста
–
обогащение
словарного
запаса,
формирование
грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры – не достигнут своей
цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи. Связная речь
аккумулирует все достижения ребенка в овладении родным языком, поэтому развитие
диалогической речи выступает одним из важнейших направлений работы в
образовательной области «Речевое развитие».
Однако, Лидия Ивановна Белякова, Наталья Николаевна Волоскова в настоящее
время отмечают рост числа поступающих в школу детей, которые не владеют
навыками диалогической речи в достаточном для этого возраста объеме. Детям очень
трудно начать и поддерживать диалог, их словарный запас небогат, слова
однообразны, язык невыразителен.
Диалогическая речь – естественная форма языкового общения, которая состоит
из
обмена
высказываниями.
Диалогической
речи
не
свойственны
сложные
предложения, в ней могут встречаться сокращения и разнообразные отклонения от
языковых норм. Однако именно в пределах диалогической формы речь ребенка
приобретает связный характер. В диалоге ребенок учится выбору наиболее точных для
передачи
смысла
высказывания
слов,
построению
отдельного
предложения,
элементарной связи сначала двух, а затем и нескольких предложений. Именно
поэтому проблема развития диалогической речи в дошкольном возрасте приобретает
особую актуальность. Важно учить детей вести диалог со взрослыми и сверстниками,
задавать вопросы и отвечать на них, доказывать, объяснять, рассуждать.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования формирование и развитие
диалогического общения является одной из актуальных задач личностного развития
дошкольника. Данное направление педагогического взаимодействия происходит в
рамках взаимодополнения образовательных областей «Социально-коммуникативное
развитие», «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
В рамках социально-коммуникативного и речевого развития диалог выступает
как основная форма общения. Такое общение характеризуется несогласованной
речевой
активностью
детей.
Здесь
не
преследуется
задача
обмена
сложной
интеллектуальной информацией, координации совместных действий или достижения
общего результата. Прежде всего, удовлетворяется потребность в установлении
социального контакта и эмоциональной связи со сверстниками.
Однако в образовательной практике ДОО характер развития диалогической речи
у детей старшего дошкольного возраста зачастую имеет бессистемный характер.
В соответствии ФГОС ДО ведущей деятельностью детей 3-7 лет является
игровая деятельность эта форма активности ребенка, направленная не на результат, а
на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием
ребенком условной (в отличие от реальной жизненной) позиции.
Видами деятельности в образовательном процессе являются творческие игры;
режиссёрские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам
литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми);
сюжетно-ролевые; игры драматизации; театрализованные может выступать одним из
условий.
Светлана Николаевна Томчикова в качестве основного условия развития
диалогической речи выделяет театрализованную деятельность дошкольников. Автор
считает ее специфическим видом художественно-творческой деятельности, где ее
участники осваивают доступные средства сценического искусства, и, придерживаясь
роли (актер, сценарист, художник-оформитель, зритель и т.д.), принимают участие в
подготовке и разыгрывании различных театральных представлений, тем самым
приобщаясь к театральной культуре.
Результаты
исследования
по
логопедической
ритмике,
показывают,
что
театрализованные
игры
активизируют
разные
стороны
речи
детей
(словарь,
грамматический строй, диалог, монолог, совершенствование звуковой стороны речи).
Основываясь на постулатах детской психологии, требований ФГОС мы
организовали кружок по театрализованной деятельности «В гостях у сказки».
Театрализованная
деятельность
позволяет
решать
многие
педагогические
задачи, касающиеся формирования диалогической речи ребенка.
"Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он
познаёт мир". Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны:
ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания
ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии
через
образы,
краски,
звуки,
музыку,
а
умело
поставленные
воспитателем
вопросы
побуждают
думать,
анализировать,
делать
выводы
и
обобщения.
В
процессе
работы
над
выразительностью
реплик
персонажей,
собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется
звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем,
ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Целью нашего выступления является: показать значимость театрализованной
деятельности в развитии диалогической формы речи у детей дошкольного возраста.
Выделим задачи развития диалогической речи детей
•
Научить детей пользоваться диалогом как формой общения.
•
Обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик.
Активизировать речевую деятельность.
•
Содействовать
развитию
умений
понимать
разнообразные
инициативные
обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в
соответствии с функциональной задачей общения: выражать отношение к
полученной информации, отвечать на вопросы и реагировать на побуждения в
соответствии с установленными правилами поведения.
•
Усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную
и повествовательную интонации.
•
Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами.
•
Совершенствовать эмоциональную, выразительную речь.
•
Развивать умение следовать правилам ведения диалога.
•
Приобщать детей к литературным произведениям, то есть содействовать не
только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению.
•
Развивать речевые умения: от восприятия и заимствования речевых форм к
самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения.
Для решения всех этих задач необходима предметно – пространственная среда,
обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и воспитателя, а
также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого у нас в группах
оформлены уголки и центры.
Театральный уголок был организован для театрализованных представлений,
спектаклей. В которых располагаются различные виды театров: бибабо, настольный,
марионеточный, театр на фланелеграфе, пальчиковый, перчаточный, теневой театр
фигурок и масок, стендовый театр, театр шариков и кубиков, костюмов, тростевые
куклы.
Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для
кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски; - атрибуты для различных
игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии,
книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса,
билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Для развития у детей творческого воображения и связной речи в уголке
театрализации целесообразно наличие алгоритмов по развитию сказочного сюжета, и
алгоритмов перевоплощения. Часто у воспитанников ДОУ такой уголок является
любимым местом.
Центр книги включает в себя детскую художественную литературу (сказки,
произведения детских писателей) в соответствие с возрастными особенностями детей,
портреты детских писателей.
В своей работе я использую театрализованную деятельность, которая побуждает в
детях желание, познакомиться с новыми литературными произведениями, прожить
новую сказку.
В центре музыки имеются сборники музыки различных направлений (танцевальная
музыка, песни, звуки живой и неживой природы, животных, птиц, и т.д.),
музыкальные инструменты.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества.
Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё
отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку,
впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и
действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и
что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
В результате овладения знаниями обучающийся:
Может разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с
использованием
кукол
знакомых
видов
театров,
элементов
костюмов,
декораций;
Чувствует и понимает взаимодействие с другими персонажами;
Выступает перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной
аудиторией
Знает некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный,
детский, театр зверей
и др.);
Знает некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах
театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушкой. (кукольный), настольный.
настольно-плоскостной, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и
магнитной доске.
Имеет представления о театре, театральной культуре; роли артистов, кукол;
имеющихся правилах поведения в театре.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод: развитие диалогической
речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО будет
эффективным при реализации следующих педагогических условий:
1. Организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
2. Создание развивающей театрально-игровой среды.