Напоминание

Особенности игрового общения воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста


Автор: Халиуллина Анна Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №114
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Особенности игрового общения воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста
Дата публикации: 03.01.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности игрового общения воспитателя с детьми младшего

дошкольного возраста

Качество дошкольного воспитания в значительной мере зависит как от

правильно составленной системы развивающих задач, так и от адекватной

стратегии общения, взаимодействия взрослого с детьми. Развертывая

общение с детьми, необходимо учитывать и их возрастные особенности, и

индивидуальные

склонности

и

интересы,

и

специфику

того

вида

деятельности, в котором взрослый взаимодействует с детьми. Говоря об

игровом взаимодействии и общении взрослого с детьми, мы должны иметь в

виду, прежде всего их совместную игру, далее занятия, труд, осуществление

правильного методического руководства взаимоотношениями детей, четкой

организации и проведения всевозможных игр.

Разносторонне

развивая

детей,

сама

игра

тоже

изменяется

и

развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра

может изменяться:

а) от начала к концу;

б) от первой игры к последующим играм той же группы детей;

в) наиболее существенные изменения в играх происходят по мере

развития детей от младших возрастов к старшим.

Таким

образом,

перспективный

план

совместной

деятельности

педагога с детьми в педагогическом руководстве и общении включает в себя

использование следующих средств игры (Е. В. Зворыгина, С. Н. Новоселова,

Н.В. Бурим):

а) Впечатления об окружающем, знания о людях, их действиях,

взаимоотношениях. Выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях

ребенка, основа для развития и обогащения содержания игры (наблюдения,

экскурсии, прогулки, рассматривание картин, чтение и рассказывание,

заучивание наизусть, свободное общение и т.д.)

б) Способы действия с определенными предметами в определенных

обстоятельствах, перевод жизненного опыта в условный план игры, общение

с детьми и планирование совместной игровой деятельности с ребенком во все

периоды времени, использование в работе разнообразие всего игрового

репертуара;

в) Использование в работе обучающих игр, которые не только

вызывают интерес к игровому взаимодействию с взрослыми, но и являются

своеобразной формой передачи игрового опыта в процессе естественного

общения с взрослыми по конкретному содержанию игровых задач. Где

ведущая роль принадлежит взрослому. Вместе с взрослым дети учатся

ставить

интересную

воображаемую

цель,

усваивают

новые,

более

обобщенные способы отображения действительности. (Н.В. Бурим)

г)

Общение

педагога

с

детьми,

способствующего

развитию

самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов

решения, развертывание сюжета как смысловой цепочки предметных

действий

с

сюжетными

игрушками,

предметами

заместителями,

воображаемыми предметами. Использование в работе проблемных ситуаций,

способствуют самостоятельному поиску решению игровой задачи. Игровые

задачи (проблемные ситуации) могут быть направлены на развитие игровых

действий с педагогом, сверстниками, игрушками.

Эффективность данной работы могут обеспечить продуманные приемы

мотивации дошкольников к игре, активизация их по ходу игры. Которые

реализуются через ролевое общение педагога с детьми

Говоря, о влиянии взрослых на игру детей К.Д. Ушинский писал:

«Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней

характера игры, а именно — доставлением материала для построек, которым

уже самостоятельно займется ребенок».

Общение

- специфический вид

непосредственного

взаимодействия.

Оно,

в

отличие

от

предметного

взаимодействия,

осуществляется

с

помощью

разнообразных

коммуникативных средств: речевых, мимических и пантомимических,

общение не тождественно взаимоотношениям, ядром которых являются

избирательные,

направленные

чувства.

В

общении,

как

правило,

взаимоотношения актуализируются и формируются.

Под

педагогическим

общением

мы

понимаем

коммуникативное

взаимодействие воспитателя и детей с целью воспитания и обучения,

направленное на установление межличностных отношений как педагога с

детьми, так и детей друг с другом и на регуляцию психологического

микроклимата. Оно может быть слито с другими видами педагогического

взаимодействия некоммуникативного характера, а может выступать и как

самостоятельный процесс.

Общение педагога с дошкольниками во многом определяется его

ценностными

ориентациями

в

сфере

воспитания.

По-видимому,

в

зависимости от того, что он считает главным в воспитании детей, на что

направляет педагогические умения, какие качества личности в первую

очередь хочет видеть в детях, и строится его общение с ними. Общение

взрослого с ребенком нацелено на формирование характерных для каждого

возрастного периода способов решения игровых задач.

Отличительной чертой сюжетно-ролевой игры является наличие

взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками. Совместные игры

требуют умения ставить и принимать игровые задачи, поставленные

сверстниками, договариваться друг с другом о способах и средствах решения

игровых задач, понятно излагать свои мысли, тактично отказываться, если

игровая

задача

не

интересна

ребенку.

Игровое

общение

становится содержательным, если дети хорошо владеют ролевым поведением

(наделяют персонажей характерными действиями, интонацией, речью) и

способны свободно применять все средства игрового замещения: действия с

игрушками, с разнообразными предметами-заместителями, с воображаемыми

предметами; пользоваться выразительным жестом и словом. В процессе

развертывания сюжета дошкольники могут усваивать различные типы

взаимоотношений и некоторые формы поведения.

Роль взрослого в самостоятельных играх младших дошкольников

специфична. С одной стороны, взрослый внимательно и тактично наблюдает

за играющими детьми, бережно относится к их замыслам. С другой стороны,

он аккуратно направляет замысел и действия детей, используя в основном

косвенные приемы руководства (совет, подсказка, вопрос и др.) Создавая

проблемные ситуации, воспитатель гибко влияет на замысел способов

отображения действительности. При этом, выступая как равноправный

партнер, он может включаться в игру для связи отдельных игровых

моментов, или подавать со стороны реплики-советы по содержанию игры для

коррекции ролевых отношений.

Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель

систематически

и

целенаправленно

формирует

эту

деятельность,

отрабатывая все ее основные компоненты. Формирование у детей позиции

субъекта игровой деятельности предполагает использование пошаговой

педагогической

технологии,

обеспечивающей

нарастание

их

игровой

самостоятельности и творчества. По мере взросления воспитанников и

овладения ими сложными видами игр меняется игровая позиция взрослого:

он последовательно выступает как носитель нового содержания игр и

игровых умений, соигрок (партнер), координатор игровых замыслов детей,

наблюдатель за играми и помощник-консультант в случае возникновения

затруднений. Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне

целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в

дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить

последовательность действий и конечный результат, во время организации и

проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к

игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции

игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с

этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно

направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства

и специального подготовительного этапа игры. Гибкая тактика руководства

детской игровой деятельностью является одним из основных условий,

способствующих

успешному

и

полному

раскрытию

ее

богатого

воспитательного,

развивающего,

социализирующего

и

адаптирующего

потенциала.

Развитие самостоятельной игровой деятельности детей

зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с

каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно

ни

осуществлялось,

должно

протекать

в

форме

равноправного

доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно

направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений,

способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной

деятельности

с

взрослым.

Педагогу

следует

поощрять

проявление

активности, инициативы и выдумки детей.

Используются

такие

термины

«руководство»,

«формирование»,

«управление» игрой (Н.Я. Михайленко). «Руководство игрой» - тип

педагогического воздействия направленный на передачу детям способов

игровой деятельности: «Управление» – косвенные методы воздействия на

игру, «Руководство» - включение взрослого в процесс игры, участие в

детском игровом творчестве. Н.Я. Михайленко разработала стратегию

формирования игры от раннего до старшего дошкольного возраста.

Технология игры изложена в монографии: «Проблемы дошкольной игры:

психолого-педагогический аспект».

Одной из особенностей в руководстве самостоятельными играми

является и то, что на протяжении дня в соответствии с режимом воспитателю

часто приходится переключать детей с одного вида деятельности на другой.

При этом совершенно нежелательно разрушать игру, игровые группировки.

С этой целью следует учить детей сохранять постройки, игровые ситуации в

течение более или менее длительного времени. Смена детской деятельности

в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы не должна

прерывать игровую ситуацию, а детям надо подсказать дальнейший план

деятельности, оказать влияние на ее мотив, отношение к игре.

Методы и приемы педагогического воздействия должны быть, прежде

всего, направлены на ознакомление детей с социальным окружением, трудом

взрослых, взаимоотношениями в трудовом коллективе. К таким методам

следует отнести наблюдения, экскурсии, игры-занятия, игры-беседы, игры-

драматизации,

чтение

художественной

литературы,

рассматривание

картинок.

Использование нескольких педагогических средств в совокупности

позволит воспитателю повысить уровень игровой деятельности, повлиять на

игровые

интересы

детей,

обогатить

их

новыми

впечатлениями,

а

следовательно, добиться гораздо более высокого уровня нравственно-

волевой воспитанности дошкольников.

Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход

игры,

руководить

отношениями

между

ними.

Совместная

игровая

деятельность способствует формированию у детей организованности и

ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с

другими детьми.



В раздел образования