Авторы: Вебер Марина Александровна, Озерова Мария Геннадьевна
Должность: воспитатель, воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад № 73, ГБДОУ СОШ 585
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Система работы по здоровье сбережению в ДОУ
Дата публикации: 03.02.2025
Раздел: дошкольное образование
Система работы по здоровье сбережению в ДОУ
Аннотация:
статья посвящена проблеме формирования культуры
здоровья дошкольников. Авторами отмечено, что формирование культуры
здоровьесбережения включает в себя все образовательные области, с
привлечением к теме и родителей.
Ключевые слова:
здоровьесбережение, формирование, привлечение,
навыки, технологии, укрепление, здоровье.
Решающим в формировании физического и психического здоровья
является дошкольный возраст. Именно в этот период идет развитие
функциональных
систем
организма,
формируются
черты
личности
и
характер. Особенно важно на этом этапе начать формировать у детей навыки
здорового образа жизни, выработать потребность в занятиях спортом.
В дошкольных учреждениях существуют разнообразные формы и виды
деятельности,
направленные
на
сохранение
и
укрепление
здоровья
воспитанников. Это и есть здоровьесберегающие технологии.
Так для чего же они нужны? Применение здоровьесберегающих
технологий в ДОУ способствует поддержке и укреплению здоровья детей,
повышает эффективность обучения у детей, так как здоровые и активные
дети лучше усваивают информацию и обладают большим количеством
энергии, чтобы учиться. Также формируются правильные привычки, которые
помогут сохранить в будущем здоровье и предотвратить развитие различных
заболеваний.
Наше будущее современного общества зависит от того, насколько
здоровы наши дети. Целью здоровьесберегающих технологий являются
обеспечение знаниями, умениями и навыками здорового образа жизни.
Необходимо
научить
ребенка
использовать
полученные
знания
в
повседневной жизни.
Здоровьесберегающие
технологии
–
это
целостная
система
воспитательно-оздоровительных,
коррекционных
и
профилактических
мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и
педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора. Здоровьесберегающие
педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и
представлены
такими
технологиями,
как:
технология
сохранения
и
стимулирования здоровья, технология обучения ЗОЖ, коррекционные
технологии.
Педагогические условия для здоровьесберегающего процесса – это
организация разных видов деятельности детей в игровой форме, построение
образовательного процесса в виде модели культуры, оснащение деятельности
детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и
пособиями. Вся эта работа должна осуществляться комплексно со всеми
участниками педагогического процесса.
Какие же есть технологии сохранения и стимулирования здоровья? Это
динамические паузы. Проводятся во время занятий, по 2–5 минут, по мере
утомляемости детей.
Спортивные и подвижные игры проводятся ежедневно во время
физкультурных занятий, на прогулке, в групповых комнатах.
Релаксация. Задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои
эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.
Пальчиковая гимнастика. Она проводится как индивидуально, так и с
подгруппами детей. Происходит тренировка мелкой моторики, стимуляция
речи,
пространственное
мышление,
воображение,
кровообращение,
снимается напряжение мышц глаз.
В процессе организации здоровьесберегающего пространства ДОУ и
семьи, надо использовать следующие формы работы:
− беседы с родителями;
− открытые занятия;
− консультации, собрания;
− выставки работ, выполненных вместе с родителями.
Можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии – это
система мероприятий, которая направлена на формирование и укрепление
осознанного отношения к своему здоровью, к его сохранению и укреплению.
И все это зависит от взаимодействия ребенка, родителей и педагогов.
В зимний период педагоги ДОУ ежегодно сталкиваются с проблемой
одевания рукавиц детям раннего возраста. Как выяснилось, для многих
родителей
утепление
детей
перед
зимней
прогулкой
тоже
является
настоящим испытанием. Что делать, если ребенок наотрез отказывается от
варежек? Почему ребёнок не хочет одевать рукавички? Почему он их
снимает на улице? Да потому, что детские пальчики – это ещё один способ
познавать этот мир. Их мир находится на кончиках пальцев. Они всё должны
потрогать, и почувствовать кожей, а им мешают рукавички! Но ведь малыш
может получить обморожение!
В
ходе
решения
проблемы
мы
столкнулись
с
отсутствием
интересующей нас информации на педагогических и родительских форумах,
интернет ресурсах и методической литературе. Мы предположили, что если
привлечь внимание детей к рукавичкам, рассказать и показать, какие они
красивые, мягкие и тёплые; провести беседу о необходимости их ношения в
зимний период, то дети перестанут снимать варежки на улице и будут носить
их с удовольствием. Поэтому нами был организован и реализован детско-
родительский проект «Рукавичка-невеличка», целью которого являлось
привлечение внимания детей к рукавичкам, к необходимости их ношения.
Исходя из проблемы, на первом этапе, проводился: сбор информации
по теме: «Как уговорить ребёнка носить рукавицы», обсуждение целей и
задач проекта с родителями, создание благоприятных условий, необходимых
для реализации проекта, вхождение детей в проект.
На основном этапе нами проводилась следующая работа:
−
оформление
родительского
уголка,
размещение
статей,
консультации, рекомендации по теме проекта «Как надеть варежки?»;
− подборка художественных произведений и их чтение: С. Капутикян
«Маша
варежку
надела»,
Г.
Ладонщиков
«Потерялась
варежка»,
С.
Пригоцкая «Я надену рукавички» и др.;
− рассматривание иллюстраций с изображением рукавичек;
− рассматривание рукавичек у детей на прогулке;
− художественно-продуктивная деятельность
– рисование «Рукавички для куклы Маши», аппликация «Украсим
рукавичку»;
− разработка и распространение среди родителей памяток «Как
уговорить ребёнка носить перчатки или варежки. 8 советов родителям»;
− разработка дидактической игры «Подбери пару варежке».
На заключительном этапе, с помощью родителей, была оформлена
творческая выставка «Рукавичка-невеличка», для повышения интереса детей
к рукавичкам и оформлен отчет по реализации проекта.
На протяжении всех этапов реализации проекта, родители являлись его
активными участниками: прислушивались к нашим советам, следовали
рекомендациям указным в памятках; у кого до этого отсутствовали
верёвочки или резинки на рукавицах – пришили; некоторым ребятам
поменяли рукавицы, на более удобные (объёмные краги – на вязанные,
короткие, в которые попадал снег – на более длинные); родители украсили
рукавицы своих деток декором; большинство родителей приняли участие в
выставке детско-родительского творчества «Рукавичка-невеличка».
По итогу реализации проекта, мы сделали вывод, что за пять дней
проектной
деятельности,
нам
удалость
привлечь
внимание
детей
к
рукавичкам, объяснить их необходимость. Как результат – ребята с
удовольствием носят варежки, стали гораздо реже их снимать на прогулке и
даже сами раскладывают их сушиться на батарею
Список литературы
1. Жигалева, А.Н. Современные здоровьесберегающшие технологии в
дошкольном образовании / А.Н. Жигалева // Воспитатель ДОУ – 2017. – №8.
С. 13–20.
2.
Зенина
Е.А.
Здоровьесберегающие
технологии
для
старших
дошкольников / Е.А. Зенина // Инструктор по физической культуре. – 2018. –
№8. – С. 6–20.
3. Иванова Л.А. Реализация здоровьеформирующей технологии в ДОУ
через новые формы двигательной активности / Л.А. Иванова, Щ.Ф. Казакова,
Г.И. Гавриш // Olympus. – 2015. – №1 (1) – С. 123–128. EDN VBAYCL
4. Катькова Н.К. Здоровьесберегающие технологии в детском саду /
Н.К. Катькова // Медработник ДОУ. – 2017. – №1. – 12 с.
5.
Карасева
Н.С.
Формирование
основ
здоровьесбережения
и
собственной безопасности у дошкольников / Н.С. Карасева, Г.Т. Хохлова //
Дошкольник. РФ. – 2020. – №5 (126). – 49 с.
6. Прохорова Г.Е. Технологии сохранения психологического здоровья
участников образовательного процесса / Г.Е. Прохорова // Воспитатель ДОУ.
– 2019. – №6. – С. 15–20. EDN GCZXGG