Автор: Яковлева Ярославна Эдуардовна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: пгт. Озерный, Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Индивидуальное логопедическое занятие для ребенка с алалией (ОНР II) по теме «Фрукты»
Дата публикации: 03.04.2025
Раздел: начальное образование
Индивидуальное логопедическое занятие для ребенка с алалией (ОНР II)
по теме «Фрукты»
Цель: создание условий для развития речевых навыков у ребенка с алалией,
активизация словаря по теме «Фрукты» и формирование грамматических
структур в речи.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
Обогатить активный словарь ребенка терминами и названиями
фруктов;
Обучить
ребенка
правильному
произношению
звуков
и
слов,
связанных с темой занятия;
Формировать
навыки
построения
простых
предложений
с
использованием выученных слов и грамматических структур.
Коррекционно-развивающие:
Развивать внимание, память и слуховое восприятие через игровые
упражнения и задания;
Формировать
навыки
аналитико-синтетической
деятельности:
сопоставление, классификация и обобщение информации;
Способствовать
развитию
эмоциональной
сферы
ребенка
через
взаимодействие и обсуждение любимых фруктов.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать интерес к изучаемому материалу и мотивацию к
обучению;
Формировать навыки коммуникации и сотрудничества в процессе
совместной работы (например, в играх);
Способствовать
формированию
положительной
самооценки
и
уверенности в своих силах через похвалу и поддержку.
Оборудование:
Картинки различных фруктов (яблоко, груша, банан,
апельсин и т.д.); Игрушки или модели фруктов для тактильного восприятия;
Артикуляционные картинки и схемы; Бумага, краски или фломастеры для
рисования фруктов; Развивающие игры на тему "Фрукты" (пазлы, домино и
т.д.).
Ход занятия
Этап занятия
Содержание деятельности
Организационный
момент (2-3 минуты)
- Здравствуй Саша!
Как ты сегодня себя чувствуешь?
- Давай закроем глаза и представим, что мы находимся
в чудесном фруктовом саду. Здесь растут самые сочные
и спелые фрукты. Пойдем их искать?
Вводная часть
(3-5 минут)
Посмотри, у меня есть картинки с фруктами. Давай
посмотрим на них вместе! Что это? (Показывает
картинку яблока)
- Это — яблоко. Какого цвета яблоко?
- Правильно! Оно красное! Повторяй за мной: «яблоко»
Основная часть
(20 минут)
1)
Артикуляционная
гимнастика (5 минут)
2) Работа с лексикой
(10 минут)
- Давай сделаем зарядку для наших губ и языка!
- Посмотри на меня! Давай улыбнемся, покажем наши
зубки! Улыбнись широко, как будто ты — веселый
котик. Сохраняем улыбку 5 секунд. Отлично! Молодец!
- А теперь представь, что у тебя в руках большая
любимая чашка! Давай сожмем губы, как будто ты
пьешь из нее. А теперь расслабь губки. Замечательно!
- Давай достанем язык, как зонт, и поднимем его вверх!
А теперь опустим, как будто зонт закрылся. Умничка,
давай повторим это несколько раз!
- Теперь будем делать, как настоящая лошадка!
Подвигай языком по нижней губе от одного уголка рта
к другому. Хорошо, давай еще раз!
- Открой рот широко и произнеси Аааа! Задержись на
этом звуке. Молодец! Ты как маленькое солнышко!
- Теперь будем открывать и закрывать рот быстро, как
мельница, которая крутится! Повторяй за мной!
- Представь, что у тебя соска. Сожми губы и пососи
воздух, как будто ты сосешь соску. Повтори! Отлично!
-Теперь
давай
сделаем
что-то
спокойное.
Легко
похлопаем по губам и скажем м-м-м. Расслабь все
мышцы лица.
- Молодец! Ты сегодня отлично поработал, твои губы
и язык стали очень ловкими! Теперь они готовы к
новым звукам и словам. Будем продолжать занятия и
дальше!
- Сейчас мы поиграем! Я буду показывать тебе
картинки фруктов, а ты будешь говорить, что это.
Начнем!
(Показывает
картинки
с
бананом,
грушей
и
3) Работа с грамматикой
(5 минут)
апельсином.)
- Что это? (Ждет ответа.)
- Отлично! Теперь давай составим предложение: Я
люблю
бананы.
Скажи
вместе
со
мной.
(Ждет
повторения.)
- "Теперь твоя очередь! Скажи, что ты любишь.
(Помогает ребенку сформулировать предложение,
если необходимо.)
- У нас есть игра «Что растет на дереве?» Я буду
называть фрукты, а ты говори, на каком дереве они
растут. Готов?
- Груша — на каком дереве? (Ждет ответа.)
- Правильно, на груше! Давай скажем: На груше растет
груша. (Ждет повторения.)
Заключительная часть
(5 минут)
- Ты сегодня молодец! Что нового ты узнал о фруктах?
(Ждет ответа.)
-Теперь давай подведем итоги. Какой фрукт тебе
больше всего понравился? (Обсуждение.)
- На следующий раз ты можешь нарисовать свой
любимый фрукт и рассказать о нем родителям!
(Заканчивает занятие с позитивным настроением.)
- Спасибо за занятие, Саша! До встречи на следующем
занятии!