Автор: Огнева Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: п .г. т. Безенчук Самарская область
Наименование материала: собственный педагогический опыт
Тема: "Пословицы на уроках русского языка и литературного чтения как один из приёмов воспитания и развития учащихся".
Дата публикации: 03.04.2025
Раздел: начальное образование
Пословицы на уроках русского языка и литературного чтения
как один из приёмов воспитания и развития учащихся.
( Из опыта работы)
«Покинут счастьем будет тот, кого ребёнком плохо воспитали. Побег
зелёный выпрямить легко, сухую ветвь один огонь исправит»
Саади (персидский поэт – моралист).
За свою школьную жизнь ребёнок посещает более 13000 уроков. Много, не
правда ли? А для чего проводим эти уроки мы, учителя? Ответы, вроде бы,
просты. Чтобы дать детям необходимые знания. Чтобы сформировать умение
самостоятельно учиться. Чтобы подготовить к успешной сдаче экзаменов.
Мы стремимся научить детей грамотно писать, считать, читать. Но
задумывались ли мы хоть раз о том, о чём говорил замечательный педагог
С. Т. Шацкий – о том, что совсем недостаточно просто научить ребёнка
считать, надо его ещё научить… не обсчитывать. Другими словами,
задумывались ли мы о воспитании на уроке?
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного
процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание
служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Младшие школьники зачастую имеют проблемы в речевом развитии, в том
числе:
- бедность речи;
- недостаточный словарный запас;
- употребление нелитературных слов и выражений.
Современные дети – это дети мультимедийных технологий, поколение,
родившееся
в
информационном
обществе,
связанное
между
собой
интернетом в целом, мобильными телефонами.
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина
заимствованных терминов из иностранных языков, которые очень часто
заменяют русские слова.
Какой практический вопрос поднимается перед нами? Как мы, учителя,
должны действовать в данной ситуации? Какие тексты лучше использовать в
обучении?
Скорее всего те, основная цель чтения которых – понять скрытый «намёк»,
извлечь «урок»: пословицы, басни, сказки, поговорки, притчи.
Особое место в решении этой задачи принадлежит пословице.
Велики воспитательные возможности пословицы, ведь она опирается на
базовые жизненные ценности, общие для разных культур. Люди говорят :
«Без пословицы не проживёшь». «Пословица – всем делам помощница».
Откуда появились пословицы и поговорки?
Пословицы
возникли
в
глубокой
древности,
задолго
до
появления
письменности. Автором пословиц является народ. Кто – то когда – то
выразил свою мысль, другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли
что – то своё…
Что же такое пословица? Это краткое, мудрое народное изречение с
назидательным смыслом, заключающее в себе житейскую мудрость.
Работу с пословицами веду все четыре года, начиная с первого класса.
Хочу рассказать о некоторых приёмах.
1. Приём «Подбери соответствие».
Дети работают в парах. На карточках – пословицы народов мира. Нужно к
ним подобрать русскую пословицу, которая соответствует по смыслу.
«Перо сильнее меча». (Английская пословица). Ей соответствует русская
пословица «Что написано пером, не вырубишь топором».
«Быстро сделанная работа хорошей не бывает». (Китайская пословица). Ей
соответствует русская пословица «Поспешишь – людей насмешишь».
«Молчаливость
лучше
многословия».
(Индийская
пословица).
Ей
соответствует русская пословица «Слово – серебро, молчание – золото».
«Молчаливость лучше многословия». Ей соответствует русская пословица
«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
Главная задача моей педагогической деятельности – не только дать
определённую сумму знаний, но и расширить словарный запас учащихся и
их кругозор.
2. Приём «Дополните пословицы».
Дети видят на экране пословицу, но в ней пропущены слова. Нужно их
вставить. Кроме этого, даю задание найти в словах орфограммы, объяснить
их.
- Лес рубят, щепки ….(летят).
- …(Яблоко) от яблони недалеко падает.
- … (Правда) глаза колет.
- После … (драки) кулаками не машут.
- Не пойман – не ….(вор).
3. Приём «Назови пословицу».
Даны два слова, например, «лес – дрова», к этим словам нужно подобрать
соответствующую пословицу. («Кто в лес, кто по дрова», «Лесом шёл, а дров
не видел». «Дальше в лес – больше дров».)
«Труд – рыбка»
«Дело – час»
«Один – не воин»
Пословиц
можно
подобрать
множество.
Выполнение
такого
задания
способствует развитию познавательной активности, расширению кругозора,
мышления, речи.
Ещё один приём, который учит детей развивать свою речь, помогает
наиболее
ярко
выражать
свои
мысли,
ну
и,
конечно
же,
носит
воспитательный характер.
4. «Ответьте пословицей или поговоркой».
На экране – вопросы :
-Чего не утаишь в мешке?
-Когда приходит аппетит?
- Без чего не выловишь рыбку из пруда?
5. Приём «Придумай историю к пословице».
«Делу время, потехе час».
«Не рой другому яму, сам в неё попадёшь».
«Глаза боятся, а руки делают».
«Вместе – тесно, а врозь – скучно».
«Тише едешь – дальше будешь».
«Кто не работает, тот не ест»
Для ответа дети дают волю своей фантазии и запасу речи. Выполнение
данного задания имеет не только обучающие возможности, но и играет
большую роль в развитии нравственного воспитания.
6. Приём «Перевёртыши».
Отгадайте пословицу.
От смелости затылок мал. (У страха глаза велики).
Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь).
Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ).
Борщ соусом поправишь. (Кашу маслом не испортишь).
7. Приём «Сочиняем пословицы из данных частей».
Раздаю карточки. На них написаны половины пословиц. Задача – подобрать
часть от другой пословицы так, чтобы составленная пословица приобрела
смысл (новое содержание). Составившие наиболее интересные варианты
должны объяснить их смысл.
Например: «Сколько волка не корми, а он ноги на стол».
«Любишь кататься – имей сто рублей».
8. Найди среди данных пословиц лишнюю.
И на солнце есть пятна (русская)
Даже в пруду с лотосами водятся лягушки (сенегальская)
И на хорошем нефрите есть пятна (вьетнамская)
Всяк молодец на свой образец (русская)
И в коралле и в жемчуге можно найти изъян (тамильская)
И в слоновой кости есть трещинка (индонезийская)
9. Приём «К какому сказочному герою подходит пословица?»
«Умную речь хорошо слушать».
«Добро посеешь, добро пожнёшь».
«Смелость города берёт».
«Терпение и труд всё перетрут».
«С пустою головою счастья не нажить».
«Утро вечера мудренее».
10. Приём «Соедини начало и продолжение пословиц, объясни их
смысл».
«Родина – мать, умей за неё постоять».
«Тот герой, кто за Родину горой».
«За правое дело сражайся смело».
«Один за всех, все за одного».
11. Приём «Данные пословицы раздели на две группы: назидательные и
ироничные.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
«Тише едешь – дальше будешь».
«Не всё то золото, что блестит».
«Кто не работает, тот не ест».
«Что дважды два – четыре, что два плюс два – четыре».
12. Приём «Лимерик».
Лимерик
–
форма
короткого
стихотворения,
появившегося
в
Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы. Но стоит
добавить в лимерик пословицу – и стихотворение приобретает смысл.
Содержание.
- 1 строка – объект;
- 2 строка – описание или сравнение объекта;
- 3 строка – событие;
- 4 строка – последствие этого события;
- 5 строка – вывод, заключение.
Вот какой лимерик придумали дети к сказке Г.Х. Андерсена «Снежная
королева».
Жила – была королева Снежная.
Злая, холодная, изнеженная.
Кая во дворце своём поселила,
Сердце его в лёд превратила.
«Есть сердце, да закрыто дверцей».
Данные приёмы работы можно применять в качестве творческого задания на
уроках
литературного
чтения
и
русского
языка
и
во
внеурочной
деятельности. Пословицы – это неотъемлемая часть нашего языка. В нашей
речи их использовать нужно, так как украшает нашу речь, делает её
выразительной.
Работа с пословицами на уроках литературного чтения и русского языка
показала, что у детей развивается образное мышление, речь, обогащается их
словарный запас, большую роль пословицы играют в культурном и
нравственном воспитании учащихся.
И независимо от того, какое количество пословиц войдет в активный и
пассивный запас младших школьников, благодаря систематической работе с
данным жанром фольклора у детей развивается уверенность в себе,
положительная самооценка. Дети начинают адекватно оценивать свои
действия и действия другого.