Напоминание

Деятельностный подход в системе СПО, как фактор развития навыков самостоятельной работы обучающихся


Автор: Бажина Ольга Ивановна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РХ АСТ
Населённый пункт: Республика Хакасия, г.Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: Деятельностный подход в системе СПО, как фактор развития навыков самостоятельной работы обучающихся
Дата публикации: 03.05.2025
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Деятельностный подход в системе СПО, как фактор развития

навыков самостоятельной работы обучающихся

Автор: Бажина О.И. высшая квали-

фикационная категория, ГБПОУ РХ

АСТ

Содержание

Введение

3

1.

Обоснование выбора деятельностного подхода к обучению в

системе СПО для развития навыков самостоятельной работы

обучающихся

5

1.1.

Проблема развития самостоятельной работы обучающихся в

педагогической литературе

5

1.2.

Актуальность и характеристика условий эффективного ис-

пользования деятельностного подхода в системе СПО

6

2.

Анализ опыта работы наставника и внедрение опыта в соб-

ственную деятельность

10

2.1.

Анализ опыта работы наставника по развитию навыков

самостоятельной работы обучающихся в системе СПО

10

2.2.

Описание собственной педагогической деятельности

13

3.

Методическое сопровождение решения педагогической

проблемы через разработку плана бинарного урока

19

Заключение

20

Список литературы

21

Приложения:

22

1 Дерево целей

2 Игра «Заверши фразу»

3 Игра «Дюжина вопросов»

4 Методическая разработка плана бинарного урока

5 Электронный вариант проекта

2

Введение

В концепции модернизации российского образования на период до 2030

года, указано, что основная цель профессионального образования – повыше-

ние доступности качественного образования, которое направлено на приоб-

ретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетен-

ции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных

функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профес-

сий).

Процессы глобализации экономики обострили конкуренцию на рынке

квалификационной рабочей силы, поэтому наш техникум должен готовить

квалифицированных рабочих, конкурентоспособных на рынке труда, ответ-

ственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в

сложных областях деятельности, готовых к постоянному профессиональному

росту.

В современных условиях подготовка рабочего не может рассматриваться

как однократный процесс. Необходимо, чтобы эта подготовка непрерывно

дополнялась и совершенствовалась, в том числе и через деятельностный под-

ход в обучении. Согласно высказыванию Г.А. Атанова, директора Донецкого

открытого университета, в статье «Деятельностный подход к проектирова-

нию обучения» «… модернизация образования возлагается всё на ту же тра-

диционную педагогику, которая и привела образование к состоянию, требую-

щему модернизации. Но если мы действительно хотим строить рыночные от-

ношения, то путь один – внедрять в обучение деятельностный подход, вос-

требованный сегодня в обществе».

Проблема исследования заключается в необходимости развития навы-

ков самостоятельной работы обучающихся посредством деятельностного

подхода к обучению в системе СПО.

Цель исследования: выявление наиболее эффективных методов,

средств, форм организации самостоятельной работы с обучающимися на уро-

3

ках п/о при изучении опыта работы наставника, и внедрение в собственную

педагогическую деятельность.

Объект исследования – процесс организации самостоятельной работы в

системе СПО.

Предмет исследования – применение деятельностного подхода в систе-

ме СПО для развития навыков самостоятельной работы обучающихся

Задачи:

изучить литературу по проблеме исследования;

определить условия, влияющие на развитие навыков самостоятельной

работы обучающихся на уроках п/о в учебной мастерской;

проанализировать опыт работы наставника по организации самостоя-

тельной работы обучающихся на уроках п/о;

выявить уровень произошедших изменений в процессе применения дея-

тельностного подхода в обучении за последние 3 года;

рассмотреть возможность внедрения опыта работы наставника в соб-

ственную педагогическую деятельность;

разработать бинарный урок для организации самостоятельной работы.

Практическая ценность проекта состоит в том, что в результате при-

менения деятельностного подхода на уроках п/о у обучающихся повысился

процент качества знаний, что в свою очередь приводит к росту их профессио-

нального мастерства, а значит и к конкурентоспособности выпускников учи-

лища.

4

1. Обоснование выбора деятельностного подхода к обучению в системе

НПО для развития навыков самостоятельной работы обучающихся

1.1 Проблема развития самостоятельной работы обучающихся в педаго-

гической литературе

Прежде чем рассмотреть сущность и значение самостоятельной работы,

необходимо выяснить проблемы личности и раскрыть факторы, влияющие на

её развитие. Проблемы развития личности активно разрабатываются в фило-

софии, общей и социальной психологии и других науках. Но это не исключа-

ет необходимости ее исследования в педагогике. Педагогические аспекты

формирования личности находят свое отражение, как в классической, так и в

современной педагогике. Немало глубоких мыслей по этим вопросам содер-

жится в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, А.Т. Асмолова, П.П.

Блонского, и других.

В педагогической и психологической литературе выделено три основных

фактора, которые оказывают воздействие на развитие личности. Они разделе-

ны на внешнюю сторону (генетическая конституция или совокупность генов,

унаследованных от родителей) и внутреннюю форму (связанную со свой-

ством высокоорганизованной материи - мозга). Поэтому к внутренним факто-

рам развития можно отнести психические процессы: память, внимание, вооб-

ражение, мышление и т. д., а также мотивы, интересы, потребности, цели, за-

дачи, возникающие у личности в процессе деятельности. На процесс разви-

тия личности также оказывает воздействие система внешних факторов, кото-

рую называют средой. Эти внешние факторы можно подразделить на ма-

крофакторы (макросреда) и минифакторы (минисреда).

Выявление, учёт и развитие потенциальных возможностей обучаемого

является необходимой предпосылкой формирования их самостоятельности,

активности и внутренней мотивации, что служит фундаментом для продук-

тивной самостоятельной учебно-производственной деятельности.

5

Следовательно, в рамках развития проблемы приобретения навыков

самостоятельной работы обучающихся в учебных мастерских имеет принцип

индивидуализации обучения. Итогом сформированности которых являются

инициативность и профессиональный рост. Это является актуальной пробле-

мой, решение которой способно дать обучающимся возможность конструк-

тивной ориентации, имеющей важное значение в их будущей профессиональ-

ной деятельности.

Учебный процесс в профессиональном училище должен быть подчинен

не столько задаче информационного насыщения, сколько формированию

продуктивного мышления, развитию познавательного потенциала личности,

становлению способов логического анализа и творческому выполнению ра-

бот. В современных условиях проблема организации самостоятельной рабо-

ты обучающихся становится весьма актуальной, поскольку доля теоретиче-

ских занятий в общем объеме времени, отводимом для изучения дисциплин,

уменьшается, а количество часов на производственное обучение увеличива-

ется.

1.2 Актуальность и характеристика условий эффективного использова-

ния деятельностного подхода в системе СПО

Один из подходов к обучению предполагает, что человек в процессе обу-

чения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуще-

ствлять деятельность. В процессе обучения обучающийся должен приобрести

личный опыт, который во многом отражает общественно выработанный

опыт, опыт старших поколений, накопленный в строительной отрасли. Такой

подход называется деятельностным. На первый план здесь выходит дело, а

знания играют второстепенную роль, выступая средством выполнения этого

дела и средством обучения. Именно деятельностный подход обеспечивает

прогресс человечества, именно он востребован в нашем обществе, живущем

по принципу рыночных отношений.

6

Деятельностный подход в обучении возник более 50 лет назад, и его идеи

сейчас практически преданы забвению. В ассоциации «Школа 2000…» разра-

ботана технология деятельностного метода, которая содержит в себе все су-

щественные компоненты учебной деятельности и позволяет увидеть в ней

связь с традиционной моделью обучения. Состоит она из следующих пунк-

тов:

1). Мотивация (самоопределение) к самостоятельной учебно-трудовой дея-

тельности. Этот этап процесса обучения предполагает осознанный переход

обучающегося из жизнедеятельности в пространство трудовой деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к деятельно-

сти на уроке п/о, а именно:

а) актуализируются требования к обучающемуся со стороны трудовой дея-

тельности («надо»);

б) устанавливаются тематические рамки («могу»);

в) создаются условия для возникновения у обучающегося внутренней потреб-

ности для включения в трудовую деятельность («хочу»).

Например, на уроке была применена мотивация через озвучивание заявления

родителей обучающейся, написанного на имя директора училища, с просьбой

оказания помощи в оштукатуривании построенного их семьёй частного дома.

Лучшие специалисты группы должны были выполнить данный вид работ.

2). Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

действии. Цель данного этапа заключается:

а) в актуализации изученных способов действий, достаточных для приобре-

тения новых умений. Например, после изучения положений и приёмов набра-

сывания раствора, на следующем уроке кто-то из обучающихся показывает

эти приёмы и положения;

б) фиксация обучающимися индивидуальных затруднений в выполнении тру-

довых операций на прошлом занятии;

в) мотивация к пробному самостоятельному действию («надо» - «могу» - «хо-

чу»).

7

Завершение этапа связано с организацией выхода обучающихся в ре-

флексию. Что именно не получилось? Почему? Подумай и предложи, как ис-

править эту ошибку. То есть, мастер плавно переводит обучающихся к следу-

ющему этапу.

3). Постановка проблемы. На данном этапе обучающиеся должны понять

причину неудачи.

4). Построение проекта выхода из затруднения. Например, - выполненная

штукатурка оказалась толще нормы, выяснили причину – приготовлен густой

раствор. Значит, ставим цель – научиться приготавливать раствор нужной

консистенции.

5). Реализация построенного проекта через самостоятельную работу с само-

контролем. Каждый обучающийся выполняет практическое задание, отраба-

тывает пробные, затем тренировочные упражнения.

6). Рефлексия трудовой деятельности на уроке п/о. Целью рефлексии являет-

ся:

а) провести рефлексивный анализ практической самостоятельной деятельно-

сти обучающихся;

б) организация самооценки обучающимися собственной трудовой деятельно-

сти;

в) зафиксировать вновь появившиеся трудности в практической деятельно-

сти, чтобы на следующем уроке над ними поработать.

Приведённая технология деятельностного метода «Школа 2000…» при-

менима на уроках разного типа, но реализация данной технологии обеспечи-

вается следующей системой дидактических принципов:

1). Принцип деятельности – заключается в том, что обучающийся получает

умения не в готовом виде, а добывает их через самостоятельную работу.

2). Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапа-

ми обучения на уровне обучения технологии отделочных работ. На первом

курсе обучающиеся учатся штукатурным и малярным работам, следователь-

но, работают в штукатурной и малярной мастерской; на втором курсе - рабо-

8

тая в штукатурной мастерской, обучаются облицовочным работам; на тре-

тьем курсе – обучаются в мастерской новых технологий, выполняют сухую

штукатурку.

3). Принцип целостности – предполагает формирование у обучающихся

обобщённого представления о строительной отрасли, о её роли в жизни стра-

ны, города, самого обучающегося.

4). Принцип минимакса – заключается в следующем: училище должно

предложить обучающемуся возможность освоения профессии на максималь-

ном уровне и обеспечить это усвоение на уровне Госстандарта.

5). Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех

стрессообразующих факторов трудового процесса, создание в училище и на

уроках п/о доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию

идеи педагогики сотрудничества.

6). Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое

начало в трудовом процессе, приобретение обучающимся собственного опы-

та творческой деятельности.

Таким образом, технология деятельностного метода и система дидакти-

ческих принципов обеспечивают возможность формирования у обучающихся

деятельностных способностей в достаточной полноте, синтезируют не кон-

фликтующие между собой идеи из новых концепций образования (Беспаль-

ко) с позиций преемственности с традиционным обучением.

9

Описание педагогической деятельности

В деятельности преподавателя спец дисцмплин по развитию навыков

самостоятельной работы обучающихся можно выделить три центральных ас-

пекта:

проектирование учебной деятельности;

организация и обеспечение учебной деятельности;

управление учебной деятельностью.

Проектирование учебной деятельности предполагает проектирование её

целей, содержания, технологий обучения, с помощью которых формируются

умения и навыки; системы контроля, позволяющей осуществлять управление

учебной деятельностью. Поэтому на уроках т/о обучающимся рассказывается

о профессии «Мастер отделочных строительных работ», они знакомятся с

квалификационным разрядом, объясняется и показывается чему они должны

научиться на междисциплинарном курсе и в учебной мастерской, т.к. вначале

надо понять, что каждый из них как специалист, должен будет знать и уметь

делать. Преподаватель рассказывает первокурсникам о наших выпускниках,

достигших определённых результатов в своё время в профессии – как к мо-

менту окончания первого курса, так к моменту окончания техникума и в про-

цессе самостоятельной трудовой деятельности. Обучающиеся знакомятся с

нормой выработки штукатура, чтобы им знать, к какому объёму выполнения

работ необходимо стремиться. Обращается внимание на важность межпред-

метных связей, приводятся примеры, как отрицательно может сказаться не-

знание вопросов по спецтехнологии на конкурсах профмастерства разного

уровня. Знания по спецтехнологии, материаловедению нужны не сами по се-

бе, а постольку, поскольку в своей части обеспечивают подготовку специали-

ста.

Действия обучающихся на уроках п/о в учебной мастерской реализуются

с помощью знаний полученных на уроках спецдисциплин, поэтому целями

10

обучения являются умения. Цели обучения включающие симбиоз МДК, УП

и ПП задаются характером будущей профессиональной деятельности. Необ-

ходимость достижения этих целей определяет внешнюю компоненту содер-

жания курса обучения. Это содержание усваивается с помощью определён-

ных средств, которые должны быть сами предварительно усвоены. Следова-

тельно, вначале они играют роль целей. Это задаёт внутреннюю компоненту

содержания курса обучения. Для определения её необходимо выделить про-

межуточные цели и представлять динамику перехода этих целей в средства,

т.е. выполнить динамическое структурирование деятельности по усвоению

необходимого содержания.

В отличие от общей цели конкретная цель выполняет оперативную, ис-

полнительную функцию. Конкретные цели создаются для конкретизации об-

щих целей. Вместе с обучающимися на уроках т/о заполняется «Дерево це-

лей» (Приложение 1). На нем указывается, чему обучающиеся сегодня долж-

ны научиться. Если вначале ставятся такие цели, как изучить способы и ме-

тоды приготовления раствора, набрасывание раствора на поверхность стен,

разравнивания его полутёром и правилом, то затем начинают появляться та-

кие, как оказание помощи неуспевающим обучающимся, которые в силу

своих способностей не усвоили материал. В результате этого обучающиеся

уже к концу 1 полугодия чётко понимают, из каких элементов состоит их

трудовая деятельность – умения, навыки, норма выработки, качество выпол-

няемой работы и сосредоточенность во время выполнения работы. Перечис-

ленные элементы являются слагаемыми успешного овладения специально-

стью.

Для развития навыков самостоятельной работы обучающихся на уроках

т/о в применяются различные методы обучения:

1. Методы эмоционального стимулирования: А) на уроках создаются ситуа-

ции соперничества. Они возникают в ходе соревнования, при использовании

элементов конкурса знаний технологии. Соревнование в коллективе группы –

сильный стимул активизации познавательной деятельности, уязвляющий

11

самолюбие личности. Особенно ярко ситуация соперничества наблюдалась в

2022-2023 учебном году в группе 101. Обучающиеся соревновались между

собой в качественном и быстром выполнении заданий преподавателя. Позже

в рамках декадника для участия во внутриучилищном конкурсе профмастер-

ства они успешно применяют свои знания и навыки. В итоге, ребята, которые

показывают хорошие результаты, привлекаются к участию в региональных

чемпионатах. Задача преподавателя в сотрудничестве с мастером заключает-

ся в корректировке поведения обучающихся в процессе соревнования, уме-

нии видеть его нравственный смысл.

Б) создаются ситуации успеха в обучении – даже если у обучающегося не по-

лучаются приёмы выполнения работ, наставники-тренеры вместе отрабаты-

вают этот приём; и ориентируют на успех. То есть, большое значение имеет

психологическая готовность к труду. Она включает в себя операционные и

личностные компоненты. К личностным компонентам относятся - установка

на труд и система привычек и отношений к труду. В 2022-23 уч. году отдель-

ные обучающиеся гр.101 в анкете ответили, что у них отсутствует желание

трудиться вообще. Это означает, что в семье они не приучены к труду, у них

нет установки на труд. Если нет такой установки, то нет основы активной

личности в профессиональной деятельности. Отсюда результат – низкая

успеваемость как по теоретическому курсу так и в приобретении навыков в

мастерской на уроках производственного обучения, уклонение от выполне-

ния производственного задания. Поэтому в пару к каждому из них ставится

успешный обучающийся, чтобы они подсознательно могли сравнить свою ра-

боту с работой товарища, и могли выйти на заданный уровень. К операцион-

ным относятся знания, общетрудовые умения и навыки. В подготовительный

период и период освоения профессии решающее значение имеют такие каче-

ства личности как трудолюбие, организованность, настойчивость, исполни-

тельность, аккуратность, ответственность. Все выше перечисленные качества

были выделены обучающимися при ответе на вопрос анкеты,- какую степень

12

важности для вашей профессии имеют следующие личностные качества лич-

ности?

2. Практические методы: А) к ним относятся упражнения. Текущий инструк-

таж урока п/о состоит из воспроизводящих упражнений, выполняемых обуча-

ющимися. Поэтому, при показе упражнений, объясняется цель данного

упражнения и показывается, каких результатов необходимо добиться; объяс-

няется, что необходимо каждому из них следить за точностью выполнения,

чтобы не закреплять ошибки, если они возникают, следить за результатами

упражнений, сравнивать свои действия с действиями мастера. Постепенно, от

урока к уроку происходит усложнение упражнений, значит, происходит из-

менение степени самостоятельности обучающихся. Если на 1 этапе происхо-

дит обучение технологии самостоятельной работы, то на 2 этапе усложняют-

ся цели самостоятельной работы, появляются элементы самостоятельной ра-

боты поискового характера. На уроках такого типа используются тесты, т.к. у

обучающихся уже имеются технические знания, необходимые для понима-

ния взаимосвязи п/о со спецтехнологией. На этом уровне при выполнении ра-

боты, обучающиеся хорошо ориентируются в технологической последова-

тельности, осознанно применяют знания в практической деятельности, ана-

лизируют задания, сравнивая с ранее выполненными ими, самостоятельно

контролируют ход выполнения работ.

Б) Применяются лабораторные работы. Основной акцент в них сделан на

самостоятельное выполнение практических заданий по пройденным темам.

Состоит из теоретической и практической части. После отработки всей темы

ставится оценка за всю проделанную на уроке работу.

3. На уроках т/о и п/о применяется взаимоконтроль и самоконтроль. Ребята

работают в паре, после выполнения задания, они проверяют качество друг у

друга. Данный метод способствует своевременному обнаружению и устране-

нию ошибок, в результате чего повышается качество.

13

4. Развитие у обучающихся самооценки – она должна быть развита именно на

первом курсе, потому что самооценка – действенный мотив самовоспитания,

самосовершенствования.

5. Технология создания благоприятной атмосферы в группе. Процессуальной

основой на занятии является «коммуникативная атака», необходимая для

оперативного включения обучающихся в совместную деятельность. Напри-

мер, применяется технология «Заверши фразу», когда каждому обучающему-

ся предлагается завершить фразу. Завершает реализацию этой игры мастер,

произнося своё окончание последней фразы (Приложение 2). Или же приме-

няется технология «Дюжина вопросов». В данном случае обучающимся зада-

ются вопросы, на которые они отвечают про себя. И исходя из ответа переме-

щаются по кабинету: при ответе «да» - на лево, при ответе «нет» - направо,

при ответе «ни да, ни нет» - остаются в центре кабинета. Таким образом, мо-

жет происходить распределение обучающихся на ученические бригады,

когда каждая из них получает своё производственное задание (Приложение

3).

6. Применяется наглядность – практически по всем темам разработаны

инструкционно-технологические карты и имеются плакаты. Периодически

приобретаются учебные фильмы. Много разработано тестовых заданий. Име-

ются образцы современных отделочных материалов; совместно с обучающи-

мися изготавливаются макеты.

Педагогическая деятельность позволила сделать вывод, что успех вне-

дрения деятельностного подхода в системе СПО на уроках зависит от приня-

тия преподавателем следующих методологических положений:

1) Обучение – это передача опыта общественно-исторической практики, опы-

та предыдущих поколений, но не передача знаний;

2) при организации обучения первичны заданная характером будущей специ-

альности деятельность и действия, составляющие эту деятельность, но не

знания;

14

3) конечная цель обучения – это формирование способа действий, обеспечи-

вающих осуществление будущей профессиональной деятельности, но не за-

поминание знаний;

4) содержание обучения составляет заданная характером будущей специаль-

ности система действий, и только те знания, которые обеспечивают выполне-

ние всех этих действий;

5) знания – всего лишь средство выполнения действий и обучения им, но не

его цель. Знания играют служебную роль, объясняя и подготавливая практи-

ческие действия;

6) в процессе п/о обучающиеся должны осуществлять практическую деятель-

ность, моделирующую будущую профессиональную деятельность;

7) усваивать знания можно только в процессе практической деятельности, а

не просто запоминая их;

8) обучение представляет собой совокупность двух взаимосвязанных, но

самостоятельных деятельностей – деятельности мастера п/о и деятельности

обучающегося. Мастер должен изучить и регулировать деятельность каждого

обучающегося в соответствии с его уровнем;

9) большое значение имеет наличие мотивации у обучающихся на получение

профессии «Мастер отделочных строительных работ».

Проанализировав работу наставника – Сизовой Г.М., можно сделать вы-

вод, что в нашем техникуме на уроках п/о, для развития навыков самостоя-

тельной работы обучающихся, большую роль играет проведение бинарных

уроков в сочетании спецтехнолог-мастер п/о. Поэтому в собственную педаго-

гическую деятельность планирую продолжить проведение бинарных уроков,

т.к. они способствуют повышению мотивации учения, формированию позна-

вательного интереса обучающихся, позволяют систематизировать знания,

формируют в большей степени умения и навыки самостоятельной работы,

способствуют росту профессионального мастерства обучающихся и мастера

п/о при осуществлении деятельностного подхода в обучении.

15

3. Методическое сопровождение решения педагогической

проблемы через разработку плана бинарного урока

Для решения педагогической проблемы развития навыков самостоя-

тельной работы обучающихся системы НПО в процессе деятельности подго-

товлена методическая разработка бинарного урока. При составлении разра-

ботки учтен опыт работы наставника – проведение бинарных уроков.

Урок разработан для обучающихся по профессии среднего профессио-

нального образования 08.01.28 Мастер отделочных строительных и декора-

тивных работ

Урок включает в себя изучение темы «Виды декоративной штукатур-

ки» по дисциплине «Технология отделочных работ» и темы «Выполнение ре-

льефной штукатурки» по производственному обучению.

Особенностью урока является организация самостоятельной работы

обучающихся по выполнению индивидуального творческого задания.

Конечным предполагаемым результатом урока является – практическая

часть по выполнению видов декоративной рельефной штукатурки.

Методическая разработка урока прилагается (Прил. 4)

16

Заключение

Правильно организованная самостоятельная деятельность обучающихся

помогает мастеру и обучающимся достичь высоких результатов в процессе

обучения. При таком обучении обучающийся всегда активен на уроке, следо-

вательно, идёт осознанное познавание нового, появляется желание узнать

больше, сделать лучше.

Применение деятельностного подхода в производственном обучении

влияет на повышение уровня профессионального мастерства обучающихся.

Результатом профессиональной деятельности считаю:

- у большинства обучающихся возрос интерес к выбранной профессии (по

результатам анкетирования);

- увеличился рост количества выпускников с повышенным разрядом по про-

фессии «Штукатур»;

- у большинства обучающихся возросло положительное отношение к произ-

водственной трудовой деятельности;

Следует отметить возросшее качество выполняемых ремонтных работ

обучающимися, которые они выполняют в период первой производственной

практики на базе нашего техникума.

17

Список литературы

1.

Смолкин, А.М. Методы активного обучения. Выш. Шк, 1991.- 92-93с.

2.

«Профессиональная педагогика» М, 1997.

1)

раздел «Методы мотивации учебной деятельности».

3.

Результаты исследовательской работы психолого-медико-социально-

педагогической службы ГОУ НПО «ПУ-6» г. Абакан.

4.

Атанов,Г.А. Деятельностный подход к проектированию обучения «Об-

разовательные технологии»

5.

Петерсон, Л.Г., Кубышева, М.А., Мазурина, С.Е., Зайцева, И.В. Что

значит уметь учиться: Методическое пособие для учителей. М, 2006.

6.

Онищук, В.А. Дидактика современной школы. Киев «Рядяньска шко-

ла», 1987.

7.

Щуркова Н.Е. «Культура современного урока»

8.

Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: По-

собие для педагогов. – Мн.: Выш. Шк, 2002. -30-32с.

18

Приложение 1

Дерево целей

Научиться на-

носить накры-

вочный слой

Научиться вы-

полнять декора-

тивную штука-

турку

Научиться зати-

рать штукатур-

ку

Нано-

сить на-

крывоч-

ный слой

Научиться работать по

маякам

Научиться выделывать

внутренний угол

Научиться работать

на время

Научиться оштука-

туриванию откосов

Научиться

выставлять

маяки

Оказание помощи

товарищам

Научиться работать

правилом

Соблюдение т/б

Научиться да-

вать оценку ка-

чества выпол-

ненной работы

Научиться набра-

сывать раствор

Организация рабоче-

го места

Научиться приготавли-

вать раствор

Научится работать полу-

тёром, разравнивать им

раствор

Научиться подготавливать

поверхность под оштукату-

ривание

Выполнять

комплексные работы

Выполнять

комплексные работы

Научиться выделывать

внутренний угол

19

Приложение 2

Игра «Заверши фразу»

- «Я пришёл сюда…»

- «А знаете ли вы, что…»

- «А ещё хочу сказать, что…»

- «Ещё хочу научиться выполнять…»

- «Известь является…»

- «Песок в растворе является…»

- «При работе в штукатурной мастерской …»

- «Грунт выполняется…»

- «Конструктивный элемент, перекрывающий…»

- «При выполнении штукатурных работ, важно…»

- «Разравнивание раствора…»

- «Ротбанд применяют…»

- «Адгезия обеспечивает…»

- «Если бы я был мастером…»

- «А вы видели в городе…»

- «Значение этого объекта…»

20

Приложение 3

Игра «Дюжина вопросов»

1.

Хорошее ли у тебя настроение?

2.

Ты можешь назвать точное количество ступенек лестничного марша

центральной лестницы училища?

3.

Тебе нравится производственное обучение в штукатурной мастерской?

4.

Можешь назвать точное количество учебных мастерских в нашем учи-

лище?

5.

Ты доволен своей работой?

6.

С удовольствием ли ты играешь в эту игру?

7.

Нравится тебе твоя внешность?

8.

Тебе тяжело размешивать раствор в мастерской?

9.

Сильный ли ты человек?

10.Веришь ли ты в удачу?

11.Тебе нравится спецодежда в мастерской?

12.Среди твоих знакомых есть отделочники?

13.Ты хочешь участвовать в конкурсе профмастерства?

14.У тебя есть настоящий друг в группе?

15.Ты хотел бы работать на строительных объектах Сочи?

21

Приложение 4

Методическая разработка плана бинарного урока

по спецтехнологии и производственному обучению

Профессия: штукатур

Мастер п/о: Рябоконенко М.Н. , Преподаватель: Бажина О.И..

Группа: № 101

Время: спецтехнология – 45 минут

Производственное обучение - 315 минут

Бинарное обучение – 360 минут

Тема программы: Выполнение декоративной штукатурки (18 часов)

Тема урока: Выполнение рельефной штукатурки

Тип урока: Урок закрепления и совершенствования навыков и умений.

Цели урока:

1.

Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков обуча-

ющихся по подготовке поверхностей под оштукатуривание декоратив-

ными смесями, по приданию поверхности определённой структуры на

ученическом уровне с К ≤ 0,7; первой степенью осознанности (γ = 1) и

первой ступенью абстракции (β= 1).

2.

Воспитание самостоятельности и инициативы.

3.

Развитие наблюдательности и мышления, эстетического вкуса.

Материально – дидактическое оснащение урока:

1.

Инструменты: 2. Материалы:

Кельма – 13 шт. раствор

Ковш – 13 шт. вода

Полутер – 13 шт.

Правило – 13 шт.

Кисть – 1 шт.

Валик структурный – 2 шт.

Шпатель зубчатый – 1 шт.

22

Металлическая гладилка – 1 шт.

Плоский шпатель – 2 шт.

Бутылка – 1 шт.

Стальная щётка – 1 шт.

Трафарет с национальным орнаментом – 1 шт.

Ложка – 1 шт.

Стальная кельма – 1 шт.

3. Наглядные пособия:

1.

Образцы декоративных штукатурок:

А) рельефная с минеральными гранулами;

Б) рельефная штукатурка «под старину»

2. Фрагменты из фильма «Декоративные штукатурки»

Межпредметная связь:

Материаловедение:

Тема: «Свойства материалов»

Ход урока:

п/п

Структурные этапы урока

Вре-

мя

Учебно-

познава-

тельная

деятель-

ность

Методические

особенности

урока

1.

Организационная часть

(мастер п/о)

1 мин

0

1. Проверить по журналу явку

обучающихся

2.

2.1. Сообщить тему и цель

урока (преподаватель)

1 мин

1

2.2. Мотивационный компо-

нент: (мастер п/о)

2 мин

1

За последние годы изменился

облик Абакана, больше стали

применять

декоративные

штукатурки на фасадах зда-

ний. Эти работы выполняют

отделочники 4-5 разряда. И

вы должны так же качествен-

но, профессионально и с ма-

стерством научиться выпол-

нять декоративную штукатур-

ку.

«Я буду глодать кости,

Трапезу с ним деля.

Яви мне мастера, господи

Внутри самого себя».

23

Я желаю вам стать мастерами

своего дела, чтобы на вашу

работу другие смотрели с вос-

хищением.

2.3.

Актуализация

опорных

знаний: (преподаватель)

2.3.1. Устный опрос

(преподаватель)

6 мин

2

Приложение к уроку 1

2.3.2. Работа в подгруппах:

(преподаватель)

А) информация о 2-х видах

декоративной штукатурки;

Б) выполнение образцов деко-

ративной штукатурки (мастер

п/о)

8 мин

2

Приложение к уроку 2

Приложение к уроку 3

2.3.3.Самостоятельная работа

по расположению в техноло-

гической последовательности

операций по выполнению де-

коративной штукатурки: (пре-

подаватель)

А)

Проверка

правильности

расположения

операций

по

инструкционно-технологиче-

ской карте;

Б) Оценка правильности вы-

полнения работ и закрепление

через просмотр фильма

3 мин

3мин

17

мин

2

2.3.4. Т/б при выполнении

штукатурных работ (мастер

п/о)

2 мин

2

2.4. Выдача производственно-

го задания (мастер п/о)

2 мин

1

Приложение к уроку 4

3.

Текущий инструктаж:

(мастер п/о)

305

мин

2

3.1. Обход с целью проверки

организации рабочих мест и

приготовления раствора.

3.2. Обход с целью проверки

подготовки поверхностей под

оштукатуривание

3.3. Целевой обход по про-

верке

использования

контрольно-измерительного

инструмента при разравнива-

нии раствора

3.4. Обход с целью оказания

помощи неуспевающим уч-ся

3.5. Целевой обход по про-

верке выполнения структури-

рования поверхности; приём

24

выполненных работ

4.

Заключительный инструктаж:

(преподаватель и мастер)

10

мин

4.1. Анализ выполненных тео-

ретических

и

практических

работ с разбором допущен-

ных ошибок

4.2. Выставить оценки в жур-

налы

4.3. Дом. задание : Составить

инструкционно-технологиче-

скую карту в рабочей тетради

по теме: «Выполнение деко-

ративной штукатурки»

1

Приложение к уроку 4.1

Вопросы для устного опроса обучающихся

1.

Что такое штукатурка?

2.

На какие два вида делится штукатурка?

3.

К какому из этих видов относится декоративная штукатурка?

4.

Что такое декоративные штукатурки? Чем они отличаются от обычной штукатур-

ки?

5.

Назовите назначение декоративной штукатурки.

6.

Какие виды декоративной штукатурки вы знаете?

7.

Перечислите достоинства декоративной штукатурки

8.

По типу связующего элемента декоративные штукатурки бывают …

9.

Которые из них более безопасны?

10. Декоративные штукатурки чаще всего применяются для внутренней или наружной

отделки зданий?

11. Каким приёмом производят оштукатуривание фасадов зданий - снизу вверх или

сверху вниз?

12. Встречались вам здания с декоративной отделкой фасада в Абакане?

13. Есть ли выполненная декоративная штукатурка в нашем училище?

Приложение к уроку 4.2

25

Вопросы для составления сообщения по теме

«Рельефная штукатурка с минеральными наполнителями»

1.

Почему данную штукатурку можно назвать минеральной?

2.

Назовите наполнители штукатурки.

3.

Размер минеральных крошек.

4.

Область применения штукатурки.

5.

Способ нанесения штукатурки.

6.

Инструменты, применяемые для нанесения данной штукатурки.

7.

Метод структурирования поверхности.

Приложение к уроку 4.3

Вопросы для составления сообщения по теме

«Рельефная штукатурка под старину»

1.

Почему покрытие можно назвать «Под старину»?

2.

Область применения штукатурки.

3.

Недостатки штукатурки.

4.

Технические условия для выполнения штукатурки.

5.

Способ нанесения.

6.

Размер рабочего поля.

7.

Допустимый угол между стеной и гладилкой при нанесении основы.

8.

Применяемые инструменты.

9.

Достоинства штукатурки.

Приложение к уроку 4.4

Производственное задание №1

Выполнить структурирование поверхности:

Инструмент: бутылка

Технология выполнения: Слегка прижимая и поворачивая, вдавливать в свежую штука-

турку донышко бутылки.

Производственное задание №2

Выполнить структурирование поверхности:

Инструмент: Малярная кисть

26

Технология выполнения: Вдавить в свежую штукатурку круглую кисть, и слегка повора-

чивая, нанести рисунок в форме виноградной грозди. Лозу можно начертить рукояткой

кисти.

Производственное задание3

Выполнить структурирование поверхности:

Инструмент: Плоский шпатель

Технология выполнения: Плоский шпатель вдавить в свежую штукатурку и поворотом од-

ной стороны выдавить желаемый рисунок.

Производственное задание №4

Выполнить структурирование поверхности:

Инструмент: Металлическая гладилка

Технология выполнения: Вытягивая и прижимая гладилку, создать волнистую структуру

на свежей штукатурке.

Производственное задание №5

Выполнить структурирование поверхности:

Инструмент: Плоский шпатель

Технология выполнения: Односторонним поворотом плоского шпателя в свежей штука-

турке создать один за другим лепестки, расположенные по кругу. Середину цветка выде-

лить при помощи круглой кисти.

Производственное задание №6

Выполнить структурирование поверхности:

Инструмент: Зубчатый шпатель

Технология выполнения: Зубчатый шпатель вдавить в свежую штукатурку и поворотом

выдавить желаемый рисунок.

Производственное задание №7

Выполнить структурирование поверхности:

Инструмент: Стальная щётка

Технология выполнения: Вдавить стальную щётку в свежую штукатурку и движением в

одном направлении придать поверхности желаемый рисунок.

Производственное задание №8

Выполнить структурирование поверхности:

Инструмент: Трафарет с национальным орнаментом, металлическая гладилка

Технология выполнения: Закрепить трафарет на выполненной штукатурке. Нанести цвет-

ной раствор на трафарет, разровнять.

Производственное задание №9

27

Выполнить структурирование поверхности:

Инструмент: Структурный валик

Технология выполнения: По свеже выполненной штукатурке провести структурным ва-

ликом вертикальные полосы.

Производственное задание №10

Выполнить структурирование поверхности:

Инструмент: Структурный валик

Технология выполнения: По свеже выполненной штукатурке провести структурным ва-

ликом вертикальные полосы. (По желанию произвести движения в направлениях – верти-

кальное, горизонтальное, вертикальное).

Производственное задание №11

Выполнить структурирование поверхности:

Инструмент: ложка

Технология выполнения: Слегка прижимая, вдавливать в свежую штукатурку ложку.

Производственное задание №12

Выполнить структурирование поверхности:

Инструмент: Металлическая гладилка

Технология выполнения: По свеже выполненной штукатурке выполнить металлической

гладилкой структурирование поверхности приёмом «на себя», создавая шероховатую по-

верхность.

Производственное задание №13

Выполнить структурирование поверхности:

Инструмент: Стальная кельма

Технология выполнения: По свеже выполненной штукатурке кельмой произвести движе-

ния «ёлочкой» - влево – вправо, создавая рисунок на поверхности.

28



В раздел образования