Автор: Широколава Светлана Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1 г.Петровска "
Населённый пункт: г.Петровск Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-исследование по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Дата публикации: 03.07.2024
Раздел: полное образование
Можем ли мы оправдать Андрия?
/На основе повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
ЦЕЛИ:
1.
Обобщить знания учащихся по изученным ранее произведениям.
2.
Продолжить развивать навыки
- анализа художественного текста;
- сравнительного анализа;
- самостоятельного поиска и систематизации необходимой информации;
- навыки выразительного чтения.
3. Научить учащихся выявлять в художественном тексте позицию автора.
4. Обучать умению доказывать свое мнение.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: компьютер, эпипроектор
Ход урока
Вступительное слово учителя: Ребята, мы с вами завершили изучение повести Н.В. Гоголя «Тарас
Бульба» , и у нас остались вопросы, которые нас волновали по мере прочтения повести.
В какой-то момент мы поняли, что назрела необходимость поговорить об одной из важнейших
проблем, рассматриваемых Н.В.Гоголем – о проблеме предательства.
Я предлагаю исследовать эту проблему.
Любое исследование начинается с гипотезы (СЛАЙД)
Гипотеза – это предположение, утверждение, требующее доказательств
Прежде чем мы сформулируем гипотезу, давайте определимся в каких случаях можно говорить о
предательстве; кого мы называем предателем? ( мозговой штурм. Ученики моделируют ситуации,
которые предполагают совершение предательства и предателя.)
После обсуждения приходят к выводу, что можно предать свою страну, свой народ, семью, друзей,
нарушить клятву и тд., и формулируют определение предательства:
Учитель: Любые исследования начинаются с определения понятия, т.е. Что принято понимать под
термином «ПРЕДАТЕЛЬСТВО»
Свое исследование провела … ( Дано предварительное задание ученице изучить, как трактуется
предательство в различных словарях: В.И.Даля, в филосовском словаре, в историческом…)
Предательство – это нарушение долга, клятвы, всего, что предполагает верность. Следовательно,
предатель – это человек, нарущивший клятву, совершивший подлость по отношению к другим
людям, приведшую к тяжелым последствиям.
Далее - интрига. ( Задать вопросы- Можно ли оправдать Андрия?, - Прав ли был Тарас,
совершивший убийство сына?– детям. Сразу предупреждаю – результат может быть достаточно
неожиданным, будет достаточно много тех, кто ответит, что Андрия можно оправдать. И поступок
Тараса детям кажется далеко неоднозначным.
Потому вариантов развития урока может быть два:
Попытка оправдать Андрия Попытка оправдать Тараса
А это МОТИВАЦИЯ!
Для закрепления интереса я даю просмотреть фрагмент , когда Тарас убивает своего сына.
Как вариант можно сделать выразительное чтение этого эпизода под музыку ( Бородин «Богатыри»,
Прокофьев №…»
После просмотра, прочтения эпизода сменить места ( не стоит бояться беспорядка)
(Например, 1 ряд – обвинение Андрия 2 ряд – оправдание Андрия 3 ряд сомневающиеся)
Для углубления дискуссионного момента на слайде два мнения о поступке Андрия:
1.Я считаю, что Андрий поступил неправильно, выбрав путь предательства. Он продал все: веру,
товарищей, отца, мать, брата ради любви…. У предательства нет оправдания; ради любви оно
совершено, ради веры или ради спасения жизни. Совершил предательство – должен за него ответить.
2.
На мой взгляд, Андрий поступил правильно, так, как хотел. Он не пожелал изменить своему
сердцу, а сердце вело его к полячке. Конечно, для Тараса и Остапа любовь – незнакомое чувство,
поэтому с их точки зрения поступок Андрия ужасен, Но Андрий – другой. Он выбрал свой путь –
путь любви. Он любил полячку и отдал за нее жизнь.
- И, наконец, на чьей стороне Гоголь?
2 этап.
Предложить детям объяснить свою позицию. ( вы уже ее знаете, благодаря тому, где они сидят).
Непременное условие при этом: свою точку зрения нужно обосновать.
Спрашивать всех не нужно, достаточно по два человек с каждого ряда. Если есть те, кто хотел
добавить или имеет точку зрения, отличную от других, их, конечно, спросить.( вообще лучше если
проблемный вопросы: вы обвиняете или оправдываете Андрия; согласны вы с поступком Тараса или
нет ,- лучше задать на дом. Дети должны подумать и подготовить аргументы в защиту своей
позиции.)
Вопросы, которые обсуждаются после того, как дети обосновали свой выбор:
1.
Что подтолкнуло Андрия совершить предательство? Насколько важной вам кажется эта причина?
2.
Поразмышляем, почему предательство совершает именно Андрий – не Остап? Попробуйте
привести не менее трех аргументов, объясняющих это.
( здесь дети должны вспомнить различия, которые проявлялись у двух братьев 6 в учебе, в
увлечениях, в военном походе и т.д.)
Делаем 1-й вывод: Остап был создан для войны, Андрий обладал более восприимчивым и
гибким характером, умел приспособиться)
3 этап: Исследуем момент предательства.( работа с эпизодами 5 главы)
Вопросы к анализу:
1.
О чем мечтал Андрий в перерывах между сражениями?
2.
Как вел себя Андрий в бою? Чем был для него бой? Как об этом говорит Гоголь?
3.
Что делал Андрий в то время, когда другие казаки спали?
4.
Каким образом Андрий узнает, что прекрасная панночка в осажденном городе и что
предпринимает? Можно ли этот поступок Андрия назвать предательством?
Работа с эпизодом «Андрий пробирается в осажденный город» ( весь эпизод лучше не зачитывать, а
выбрать эпизоды и распечатать)
Как вы думаете, ребята, зачем так подробно Гоголь описывает путь Андрия в осажденный город?
( После обсуждения проговорить еще раз – лучше учителю: Все люди, оказавшиеся по ту сторону
крепости,были для Андрия образом единого врага, против которого боролись все запорожцы. И
вдруг он знает, что среди врагов оказался самый дорогой человек – возлюбленная! Его путь через
катакомбы еще больше усиливает его мысль: «
Можно ли назвать панночку самым дорогим для Андрия человеком? Есть кто-то, кто готов
поспорить?
Прочитанный нами эпизод – очень важный для понимания поступка Андрия …
Почему Как вы думаете?
2-й вывод: Оказалось, что Андрий воюет против самого дорогого человека, и тогда монолитный
образ врага – поляков – распадается, и Андрий начинает смотреть на происходящее другими
глазами.
4 этап: Работа с эпизодом «Объяснение Андрия и панночки»
Учитель: Одним из кульминационных моментов повести является эпизод, в котором происходит
объяснение Андрия с панночкой. ( выразительное чтение эпизода по ролям. Опять лучше взять
только ключевые моменты эпизода и дать лучшим чтецам в классе подготовить выразительное
чтение)
Что происходит с Андрием после встречи с той, которую он боготворил? Что Гоголь подчеркивает в
монологе Андрия? ( отречение от родины, от товарищей. Он готов положить к ногам панночки свое
богатство, а он далеко не бедный юноша, он отрекается от семьи. Андрий превращается в рыцаря,
которй готов служить только даме своего сердца.
В какой же момент совершается предательство? В чем оно выражается?
3-й вывод
4 этап. Анализ фактов.
Учитель: Утром, окрыленный взаимностью панночки, Андрий выезжает с поляками и начинает
биться с теми, с кем еще вчера дрался плечом к плечу…
Как этот поступок Андрия оценивает Гоголь? Давайте поработаем с эпизодами : битва Андрия
против запорожцев на стороне поляков…. Какие сравнения использует в этом эпизоде Гоголь? Как
они характеризуют Андрия?
Чьими глазами мы видим картину падения Андрия? Что решает сделать Тарас? Давайте зачитаем и
проанализируем этот эпизод?
Как писатель оценивает поступок Тараса? Какие сравнения подсказывают нам ответ на этот вопрос?
4 вывод: Какова же позиция Гоголя в отношении Андрия?
В конечном выводе должно прозвучать примерно следующее: Гоголь через оценку Тараса осуждает
поступок Андрия, но вместе с тем писателю жалко своего героя, он признает, что век , в котором
живут его герои жесток. Поэтому у Андрия с его эмоциональным и живым характером, человека,
скажем так, не склонного к войне, просто не было выбора.
Поурочный вывод, в котором собираем воедино все нити обсуждения проблемы:
Что же такое предательство? Легко ли обвинить человека в предательстве? Можно ли оправдать
предательство? Почему нельзя?
Учитель: Вековой опыт народа заложен в пословицах. Предлагаю вам почитать пословицы о
предательстве и составить собственную подборку на тему «Предательство», выбрав по вашему
мнению самые яркие из них.
Д.З.: Подобрать пословицу о предательстве. И на основе самостоятельно выбранной пословицы
написать мини-сочинение на тему «Предательство как оно есть», привести в этом сочинении пример
из прочитанной повести Гоголя и из еще одного произведения на выбор .
( Летом прочитан рассказ Мериме «Маттео Фальконе»