Напоминание

Урок-исследование по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"


Автор: Широколава Светлана Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1 г.Петровска "
Населённый пункт: г.Петровск Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-исследование по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Дата публикации: 03.07.2024
Раздел: полное образование





Назад




Можем ли мы оправдать Андрия?

/На основе повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

ЦЕЛИ:

1.

Обобщить знания учащихся по изученным ранее произведениям.

2.

Продолжить развивать навыки

- анализа художественного текста;

- сравнительного анализа;

- самостоятельного поиска и систематизации необходимой информации;

- навыки выразительного чтения.

3. Научить учащихся выявлять в художественном тексте позицию автора.

4. Обучать умению доказывать свое мнение.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: компьютер, эпипроектор

Ход урока

Вступительное слово учителя: Ребята, мы с вами завершили изучение повести Н.В. Гоголя «Тарас

Бульба» , и у нас остались вопросы, которые нас волновали по мере прочтения повести.

В какой-то момент мы поняли, что назрела необходимость поговорить об одной из важнейших

проблем, рассматриваемых Н.В.Гоголем – о проблеме предательства.

Я предлагаю исследовать эту проблему.

Любое исследование начинается с гипотезы (СЛАЙД)

Гипотеза – это предположение, утверждение, требующее доказательств

Прежде чем мы сформулируем гипотезу, давайте определимся в каких случаях можно говорить о

предательстве; кого мы называем предателем? ( мозговой штурм. Ученики моделируют ситуации,

которые предполагают совершение предательства и предателя.)

После обсуждения приходят к выводу, что можно предать свою страну, свой народ, семью, друзей,

нарушить клятву и тд., и формулируют определение предательства:

Учитель: Любые исследования начинаются с определения понятия, т.е. Что принято понимать под

термином «ПРЕДАТЕЛЬСТВО»

Свое исследование провела … ( Дано предварительное задание ученице изучить, как трактуется

предательство в различных словарях: В.И.Даля, в филосовском словаре, в историческом…)

Предательство – это нарушение долга, клятвы, всего, что предполагает верность. Следовательно,

предатель – это человек, нарущивший клятву, совершивший подлость по отношению к другим

людям, приведшую к тяжелым последствиям.

Далее - интрига. ( Задать вопросы- Можно ли оправдать Андрия?, - Прав ли был Тарас,

совершивший убийство сына?– детям. Сразу предупреждаю – результат может быть достаточно

неожиданным, будет достаточно много тех, кто ответит, что Андрия можно оправдать. И поступок

Тараса детям кажется далеко неоднозначным.

Потому вариантов развития урока может быть два:

Попытка оправдать Андрия Попытка оправдать Тараса

А это МОТИВАЦИЯ!

Для закрепления интереса я даю просмотреть фрагмент , когда Тарас убивает своего сына.

Как вариант можно сделать выразительное чтение этого эпизода под музыку ( Бородин «Богатыри»,

Прокофьев №…»

После просмотра, прочтения эпизода сменить места ( не стоит бояться беспорядка)

(Например, 1 ряд – обвинение Андрия 2 ряд – оправдание Андрия 3 ряд сомневающиеся)

Для углубления дискуссионного момента на слайде два мнения о поступке Андрия:

1.Я считаю, что Андрий поступил неправильно, выбрав путь предательства. Он продал все: веру,

товарищей, отца, мать, брата ради любви…. У предательства нет оправдания; ради любви оно

совершено, ради веры или ради спасения жизни. Совершил предательство – должен за него ответить.

2.

На мой взгляд, Андрий поступил правильно, так, как хотел. Он не пожелал изменить своему

сердцу, а сердце вело его к полячке. Конечно, для Тараса и Остапа любовь – незнакомое чувство,

поэтому с их точки зрения поступок Андрия ужасен, Но Андрий – другой. Он выбрал свой путь –

путь любви. Он любил полячку и отдал за нее жизнь.

- И, наконец, на чьей стороне Гоголь?

2 этап.

Предложить детям объяснить свою позицию. ( вы уже ее знаете, благодаря тому, где они сидят).

Непременное условие при этом: свою точку зрения нужно обосновать.

Спрашивать всех не нужно, достаточно по два человек с каждого ряда. Если есть те, кто хотел

добавить или имеет точку зрения, отличную от других, их, конечно, спросить.( вообще лучше если

проблемный вопросы: вы обвиняете или оправдываете Андрия; согласны вы с поступком Тараса или

нет ,- лучше задать на дом. Дети должны подумать и подготовить аргументы в защиту своей

позиции.)

Вопросы, которые обсуждаются после того, как дети обосновали свой выбор:

1.

Что подтолкнуло Андрия совершить предательство? Насколько важной вам кажется эта причина?

2.

Поразмышляем, почему предательство совершает именно Андрий – не Остап? Попробуйте

привести не менее трех аргументов, объясняющих это.

( здесь дети должны вспомнить различия, которые проявлялись у двух братьев 6 в учебе, в

увлечениях, в военном походе и т.д.)

Делаем 1-й вывод: Остап был создан для войны, Андрий обладал более восприимчивым и

гибким характером, умел приспособиться)

3 этап: Исследуем момент предательства.( работа с эпизодами 5 главы)

Вопросы к анализу:

1.

О чем мечтал Андрий в перерывах между сражениями?

2.

Как вел себя Андрий в бою? Чем был для него бой? Как об этом говорит Гоголь?

3.

Что делал Андрий в то время, когда другие казаки спали?

4.

Каким образом Андрий узнает, что прекрасная панночка в осажденном городе и что

предпринимает? Можно ли этот поступок Андрия назвать предательством?

Работа с эпизодом «Андрий пробирается в осажденный город» ( весь эпизод лучше не зачитывать, а

выбрать эпизоды и распечатать)

Как вы думаете, ребята, зачем так подробно Гоголь описывает путь Андрия в осажденный город?

( После обсуждения проговорить еще раз – лучше учителю: Все люди, оказавшиеся по ту сторону

крепости,были для Андрия образом единого врага, против которого боролись все запорожцы. И

вдруг он знает, что среди врагов оказался самый дорогой человек – возлюбленная! Его путь через

катакомбы еще больше усиливает его мысль: «

Можно ли назвать панночку самым дорогим для Андрия человеком? Есть кто-то, кто готов

поспорить?

Прочитанный нами эпизод – очень важный для понимания поступка Андрия …

Почему Как вы думаете?

2-й вывод: Оказалось, что Андрий воюет против самого дорогого человека, и тогда монолитный

образ врага – поляков – распадается, и Андрий начинает смотреть на происходящее другими

глазами.

4 этап: Работа с эпизодом «Объяснение Андрия и панночки»

Учитель: Одним из кульминационных моментов повести является эпизод, в котором происходит

объяснение Андрия с панночкой. ( выразительное чтение эпизода по ролям. Опять лучше взять

только ключевые моменты эпизода и дать лучшим чтецам в классе подготовить выразительное

чтение)

Что происходит с Андрием после встречи с той, которую он боготворил? Что Гоголь подчеркивает в

монологе Андрия? ( отречение от родины, от товарищей. Он готов положить к ногам панночки свое

богатство, а он далеко не бедный юноша, он отрекается от семьи. Андрий превращается в рыцаря,

которй готов служить только даме своего сердца.

В какой же момент совершается предательство? В чем оно выражается?

3-й вывод

4 этап. Анализ фактов.

Учитель: Утром, окрыленный взаимностью панночки, Андрий выезжает с поляками и начинает

биться с теми, с кем еще вчера дрался плечом к плечу…

Как этот поступок Андрия оценивает Гоголь? Давайте поработаем с эпизодами : битва Андрия

против запорожцев на стороне поляков…. Какие сравнения использует в этом эпизоде Гоголь? Как

они характеризуют Андрия?

Чьими глазами мы видим картину падения Андрия? Что решает сделать Тарас? Давайте зачитаем и

проанализируем этот эпизод?

Как писатель оценивает поступок Тараса? Какие сравнения подсказывают нам ответ на этот вопрос?

4 вывод: Какова же позиция Гоголя в отношении Андрия?

В конечном выводе должно прозвучать примерно следующее: Гоголь через оценку Тараса осуждает

поступок Андрия, но вместе с тем писателю жалко своего героя, он признает, что век , в котором

живут его герои жесток. Поэтому у Андрия с его эмоциональным и живым характером, человека,

скажем так, не склонного к войне, просто не было выбора.

Поурочный вывод, в котором собираем воедино все нити обсуждения проблемы:

Что же такое предательство? Легко ли обвинить человека в предательстве? Можно ли оправдать

предательство? Почему нельзя?

Учитель: Вековой опыт народа заложен в пословицах. Предлагаю вам почитать пословицы о

предательстве и составить собственную подборку на тему «Предательство», выбрав по вашему

мнению самые яркие из них.

Д.З.: Подобрать пословицу о предательстве. И на основе самостоятельно выбранной пословицы

написать мини-сочинение на тему «Предательство как оно есть», привести в этом сочинении пример

из прочитанной повести Гоголя и из еще одного произведения на выбор .

( Летом прочитан рассказ Мериме «Маттео Фальконе»



В раздел образования