Напоминание

«Город для маленьких пешеходов»


Автор: Сибикина Лариса Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №504
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Проект по ПДД
Тема: «Город для маленьких пешеходов»
Дата публикации: 03.09.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект по ПДД для средней группы

«Город для маленьких пешеходов».

Вид проекта: познавательно – игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

База для реализации проекта: старшая группа

Участники проекта: дети, родители и воспитатели средней группы.

Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация

проекта, способствует не только формированию основ безопасного

поведения на улице, но и развитию ребенка как личности (его мышления,

речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физическому развитию).

Срок реализации проекта: три недели.

Предмет изучения:

Процесс формирования основ культуры безопасности по ПДД в

воспитательно-образовательной деятельности у детей среднего дошкольного

возраста.

Предполагаемый результат:

* Дети умеют ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, находить

пути решения и выхода из них.

* Умеют правильно вести себя в незнакомом и людном месте.

* Знают: назначение светофора и каждого его цвета; правила поведения

на проезжей части, в транспорте; как правильно переходить улицу; кто такие

пешеходы.

Гипотеза: Если дети с ранних лет поймут и усвоят Правила дорожного

движения, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою

жизнь.

Возможные риски проекта: усвоение материала зависит от

индивидуальных особенностей детей.

Основное направление проекта: предупреждение детского дорожно –

транспортного травматизма. Мероприятия проводятся в свободное от

образовательной деятельности время в виде бесед познавательного цикла,

наблюдений за движением транспорта, чтения художественной литературы,

отгадывания загадок, развивающих, познавательных и подвижных игр;

пополнения уголка по Правилам дорожного движения.

Актуальность темы: Проект посвящен актуальной проблеме –

обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все

мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила

поведения в дорожно–транспортной обстановке. Зачастую виновниками

дорожно–транспортных происшествий являются сами дети, которые играют

вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят

в транспортные средства и выходят их них. Приводят к этому элементарное

незнание правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к

поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная

психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна

1

взрослым. Они еще не умеют в должной степени управлять своим

поведением.

Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто

ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной

обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей

безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам

дорожного движения. В обязательно должны принимать участие и родители,

и дошкольные учреждения.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного

поведения на дороге, на улице и в транспорте. Закрепить

представления детей о том, что правила, предписанные пешеходам,

пассажирам и водителям необходимо четко знать и соблюдать.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с правилами дорожного движения, строением

улицы, дорожными знаками;

- сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;

- научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности,

его избегать, а при необходимости действовать.

Развивающие:

- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность,

ответственность и осмотрительность на дороге;

- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию

коммуникативных навыков.

Речевые:

- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и

пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;

- развивать связную речь.

Воспитательные:

- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения

Проблемные вопросы:

1. Зачем надо формировать у детей знание ПДД?

2. Какова роль игры в изучении правил дорожного движения?

3. Какую роль выполняют родители в формировании правил поведения

на улице?

4. Как научить ребенка полученные теоретические знания пропускать

через продуктивную деятельность, а затем реализовывать в играх и

повседневной жизни?

5. Какая опасность может возникнуть на улице. Если ребенок не умеет

правильно оценивать ситуацию.

Гипотеза исследования:

Положительная эффективность у детей среднего дошкольного возраста

по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть

достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной,

2

непосредственно образовательной) будет включена информация по

безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных

ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.

Ожидаемые результаты:

- разработка краткосрочного плана работы с детьми средней группы и

их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного

движения;

- формирование у детей правильного понимания значимости правил

дорожного движения, своего места как участника дорожного движения,

развитие необходимых для этого навыков и умений.

Методы исследования:

1. Непосредственно-образовательная деятельность:

2. Художественное творчество.

3. Ситуационно-имитационное моделирование.

4. Чтение художественной литературы.

5. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города.

7. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.

8. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные

игры.

9. Проведение викторины по теме проекта.

10. Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на

практике.

11. Тематические погружения по теме проекта.

12. Работа с родителями.

13. Использование аудио- и видеоматериалов по проблеме ПДД.

Этапы проекта:

1 этап (постановка проблемы):

- постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать

правила дорожного движения?»;

- определить продукт проекта:

а) знание правил дорожного движения;

б) проведение игрового тренинга по теме проекта.

2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач):

- довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил

дорожного движения может привести к беде!»;

- подобрать художественную литературу, аудио- и видеоматериалы

подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта;

- составить перспективный план работы по проекту;

- изучить методическую литературу.

- провести с детьми беседы по теме: «Внимание, дорожные знаки!»,

«Как вести себя на улице и в транспорте?», «Какие правила дорожного

движения вы знаете?», «Кто управляет дорогой?»;

- пополнить предметно-развивающую среду;

- провести с родителями анкетирование, тестирование.

3

3 этап (работа над проектом):

- организовать работу по решению задач проекта через:

1. Непосредственно-образовательную деятельность:

- «Знаки дорожные помни всегда»;

- «О работе ГИБДД»;

- «Осторожно, дорога!»;

- «Правила для пассажиров»;

- «Транспорт на улицах города».

2. Художественное творчество:

- рисование: «Придумай новый дорожный знак», «Улицы города»;

- лепка: «Веселый светофор», «Постовой»;

- аппликация: «Дорожный знак», «Шумный перекресток».

3. Ситуационно-имитационное моделирование.

4. Чтение художественной литературы: Бедарев О. «Азбука

безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про

правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок»,

Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В.

«Происшествия с игрушками», Кожевников В. «Светофор», Кончаловская Н.

«Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя

улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К

«Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д.

«Перекресток» и другие.

5. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за

действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации.

6. Рассматривание иллюстраций, картинок.

7. Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики:

«Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для

детей» и т.д.

8. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.

9. Дидактические игры: «Будь внимательным», «Виды перекрестков»,

«Доскажи словечко», «Наша улица», «Поставь дорожный знак»,

«Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию»,

«Это я, это я, это все мои друзья!».

9. Подвижные игры: «Дорожные знаки и автомобили», «Пешеходы и

автомобили», «Светофор» и другие.

10. Сюжетно-ролевые игры: «Поездка на автобусе», «Путешествие по

городу».

11. Отгадывание загадок.

12. Проведение с детьми викторины «Пешеход на улице».

13. Разбор ситуаций: «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие

знаки помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?», «Что

нужно знать, если находишься на улице один?».

14Посещение регулируемых перекрестков.

15. Работа с родителями:

4

- консультации: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного

движения».

- практикума «Как поступить в данной ситуации?»

- размещение информации в родительском уголке: «Памятка по

правилам дорожного движения», «Это нужно знать».

4 этап (презентация):

- провести игровой тренинг «Кто лучше всех знает правила дорожного

движения»;

- представить продукт проекта – макет улицы.

Полученные результаты:

- Разработанный краткосрочный план работы с детьми средней группы

и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного

движения успешно выполнен, поставленные цели достигнуты, поставлена

новая цель педагогического проекта;

- По итогам педагогической диагностики в конце проведения проекта у

большинства детей появилось и продолжило формироваться правильное

понимание значимости правил дорожного движения для их жизни и

здоровья. С детьми, показавшими средние результаты освоения материала,

намечены индивидуальные маршруты развития по теме проекта, проведены

рекомендательные беседы с родителями.

В ходе проведения проекта выдвинутая ранее гипотеза относительно

динамики эффективности формирования навыков и умений поведения на

улице у детей среднего возраста полностью подтвердилась. Именно

благодаря освещению информации о ПДД с разных сторон и включению

этой информации в различные виды деятельности детей была достигнута

прямо пропорциональная положительная динамика после проведения

проекта.

Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта

имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения

ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены

теоретические знания о правилах безопасного поведения на дороге, в

транспорте, в пути.

Список использованной литературы и источников:

Методическая литература:

1. Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. «Основы безопасности

детей дошкольного возраста»;

2. Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»;

3. Добряков В.А. «Три сигнала светофора»;

4. Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного

травматизма»;

5. Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено»;6. Рубляк

В.Э. «Правила дорожного движения»;

7. Смушкевич Е.С., Якупов А.Я. «мы по улице идем»;

8. Степанкова Э.Я. «Дошкольникам - о правилах дорожного

5

движения».

6



В раздел образования