Автор: Синягина Дарья Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №101
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
Дата публикации: 03.10.2024
Раздел: дошкольное образование
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
Д. Ю. Синягина
учитель-логопед
МБДОУ №101 г. Ульяновск
В настоящее время число детей дошкольного возраста с речевой
патологией неуклонно растет год от года, что связано с влиянием экзогенных
и эндогенных факторов на организм будущей матери во время беременности
родов; а так же на организм ребенка в первые недели и месяцы жизни.
Анализ статистических данных по заболеваемости речевыми нарушениями у
детей от 1 года до 5 лет показывает, что одной наиболее часто
встречающихся речевых патологий в дошкольном возрасте, является
заикание.
Известно,
что
заикание
как
речевой
дефект
характеризуется
комплексом двигательных и эмоционально-волевых нарушений, среди
которых наибольшее значение имеют судорожные спазмы речевых мышц и
повышенная возбудимость центральной нервной системы [3].
По данным различных источников особенности эмоционально-волевых
нарушений заикающегося человека трактуются как психические сдвиги по
типу вторичных реакций на его речевую неполноценность, отмечается, что с
возрастом эти психологические особенности становятся более выраженными
[1, 6].
И. А. Сикорский (1889) первым назвал заикание детской болезнью и,
характеризуя его, подразделил детей на две группы [5, c.96]:
- в первую группу входят дети, которые начали заикаться «внезапно», в
результате острой психологической травмы или преждевременного развития
речи; они характеризуются наличием не соответствующего возрасту запаса
слов, но правильным синтаксическим оформлением высказываемой мысли.
- вторую группу составляют дети, у которых заикание возникло
вследствие травмы головного мозга или перенесенных инфекционных
заболеваний; у них отмечается позднее развитие речи и нарастающий
градиент судорог речевых мышц.
В. А. Гиляровский (1932) выдвинул теорию, согласно которой наличие
заикания может влиять на формирование у ребенка психастенического
склада личности [5, с. 101].
По мнению Ю. А. Флоренской и М. Е. Хватцева, у детей с заиканием в
дошкольном и младшем школьном возрасте в разной степени могут
отмечаться
следующие
психологические
особенности:
повышенная
возбудимость
или
заторможенность;
неуравновешенное
поведение;
истерические реакции; тревожность, страх, робость; стремление к уединению
[5, с. 103].
Характеризуя
экспрессивную
речь
заикающихся
детей,
В.
И.
Селиверстов [4] описывает такие особенности процесса формирования речи,
как:
- нарушение плавности, темпа и частично мелодики (речь прерывиста,
присутствуют повторения, паузы, затруднение начала фраз);
-речевые запинки (эмболофразия);
-пониженная речевая активность, снижение общения с окружающими;
-недостатки
произношения
звуков,
нарушение
лексико-
грамматического строя речи.
В последние двадцать лет особо подчеркивается важность психолого-
педагогического
изучения
современных
заикающихся
детей
с
целью
обновления
классификационных
признаков,
а
так
же
разработки
коррекционно-педагогических и коррекционно-психологических методов
работы с ними. Например, В. И. Селиверстов, проводя обследование детей
дошкольного возраста с заиканием, выявил феномен фиксированности на
дефекте и положил его в основу выделения нескольких групп заикающихся
[4, c.68]:
- первую группу составляют дети с нулевой степенью фиксированности
на дефекте, у них отсутствует чувство стеснения или обидчивости от
осознания своей неполноценной речи;
- во вторую группу входят дети с умеренной фиксированностью на
дефекте, наличием чувства переживания по этому поводу, с умением
скрывать и компенсировать его с помощью речевых уловок;
-
дети
третьей
группы
характеризуются
выраженной
степенью
фиксированности на дефекте, наличием чувства переживания по этому
поводу, концентрацией внимания на речевых неудачах; замкнутостью,
болезненной мнительностью, логофобией.
В научных публикациях отмечается, что, чем старше ребенок, тем
проявления заикания могут быть сложнее и многообразнее; в возрастном
онтогенезе
ребенок
с
заиканием
может
проходить
разные
стадии
фиксированности на дефекте поочередно [2].
Было доказано, что изменения взаимоотношений в семье заикающегося
ребенка,
в последствии приводили к появлению у него агрессивности,
полному или частичному отказу от устной речи и игровой деятельности.
Например, дефект речи сказывается на развитии игровой деятельности
дошкольника с заиканием со сверстниками. Такие дети чаще в игровой
деятельности выступают в роли наблюдателей, выбирают роли второго
плана, отказываются полностью от участия в игре. Чувство неполноценности
детей с заиканием иногда порождает у них неправильное отношение к
другим детям, приводит к искажению эмоциональных реакций. В целом, у
заикающихся дошкольников описаны несформированность игровых умений
и навыков коллективного общения, общее снижение активности, бедность
игровых
замыслов.
Эти
особенности
обусловливают
недоразвитие
общественного поведения заикающихся детей [2]. Отмечается так же, что
недостаточно развитая речь у заикающегося ребенка может явиться
причиной искажения любого вида совместной деятельности, как со
сверстниками, так и со взрослыми людьми [7].
Таким
образом,
у
детей
дошкольного
возраста
с
заиканием
наблюдаются
многообразные
и
разнонаправленные
изменения
в
психоэмоциональной сфере и поведении, являющиеся следствием первичных
(двигательных) нарушений деятельности речевых мышц.
Список литературы
1. Елецкая О. В., Мохряков М. О. К вопросу о дифференциальной
диагностике нарушений речи в структуре эмоциональных расстройств //
Концепт. 2015. Спецвыпуск №23. с. 1 – 7
2. Миссуловин Л. Я. Заикание и его устранение. СПб.: ООО»СЛП».
1997.144 с.
3. Садовникова Е. Н. К вопросу о происхождении симптомокомплекса
при заикании. // Специальное образование. 2015 Т.2. с. 238- 243.
4. Селиверстов В. И. Заикание у детей: психокоррекционные и
дидактические основы логопедического воздействия. М.: ВЛАДОС.2000. 208
с.
5. Фесенко Ю. А., Лохов М. И. Заикание: история и обзор современного
состояния проблемы. // Вестник СПбГУ. Сер. 11. 2015. Вып. 3. С. 93-107
6. Шевцова Е. Е. Преодоление рецедивов заикания. М.: Сфера, 2005.
128 с.
7. Шкловский В. М. Заикание. М. 1994. 248 с.