Напоминание

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ


Автор: Синягина Дарья Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №101
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
Дата публикации: 03.10.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ

Д. Ю. Синягина

учитель-логопед

МБДОУ №101 г. Ульяновск

В настоящее время число детей дошкольного возраста с речевой

патологией неуклонно растет год от года, что связано с влиянием экзогенных

и эндогенных факторов на организм будущей матери во время беременности

родов; а так же на организм ребенка в первые недели и месяцы жизни.

Анализ статистических данных по заболеваемости речевыми нарушениями у

детей от 1 года до 5 лет показывает, что одной наиболее часто

встречающихся речевых патологий в дошкольном возрасте, является

заикание.

Известно,

что

заикание

как

речевой

дефект

характеризуется

комплексом двигательных и эмоционально-волевых нарушений, среди

которых наибольшее значение имеют судорожные спазмы речевых мышц и

повышенная возбудимость центральной нервной системы [3].

По данным различных источников особенности эмоционально-волевых

нарушений заикающегося человека трактуются как психические сдвиги по

типу вторичных реакций на его речевую неполноценность, отмечается, что с

возрастом эти психологические особенности становятся более выраженными

[1, 6].

И. А. Сикорский (1889) первым назвал заикание детской болезнью и,

характеризуя его, подразделил детей на две группы [5, c.96]:

- в первую группу входят дети, которые начали заикаться «внезапно», в

результате острой психологической травмы или преждевременного развития

речи; они характеризуются наличием не соответствующего возрасту запаса

слов, но правильным синтаксическим оформлением высказываемой мысли.

- вторую группу составляют дети, у которых заикание возникло

вследствие травмы головного мозга или перенесенных инфекционных

заболеваний; у них отмечается позднее развитие речи и нарастающий

градиент судорог речевых мышц.

В. А. Гиляровский (1932) выдвинул теорию, согласно которой наличие

заикания может влиять на формирование у ребенка психастенического

склада личности [5, с. 101].

По мнению Ю. А. Флоренской и М. Е. Хватцева, у детей с заиканием в

дошкольном и младшем школьном возрасте в разной степени могут

отмечаться

следующие

психологические

особенности:

повышенная

возбудимость

или

заторможенность;

неуравновешенное

поведение;

истерические реакции; тревожность, страх, робость; стремление к уединению

[5, с. 103].

Характеризуя

экспрессивную

речь

заикающихся

детей,

В.

И.

Селиверстов [4] описывает такие особенности процесса формирования речи,

как:

- нарушение плавности, темпа и частично мелодики (речь прерывиста,

присутствуют повторения, паузы, затруднение начала фраз);

-речевые запинки (эмболофразия);

-пониженная речевая активность, снижение общения с окружающими;

-недостатки

произношения

звуков,

нарушение

лексико-

грамматического строя речи.

В последние двадцать лет особо подчеркивается важность психолого-

педагогического

изучения

современных

заикающихся

детей

с

целью

обновления

классификационных

признаков,

а

так

же

разработки

коррекционно-педагогических и коррекционно-психологических методов

работы с ними. Например, В. И. Селиверстов, проводя обследование детей

дошкольного возраста с заиканием, выявил феномен фиксированности на

дефекте и положил его в основу выделения нескольких групп заикающихся

[4, c.68]:

- первую группу составляют дети с нулевой степенью фиксированности

на дефекте, у них отсутствует чувство стеснения или обидчивости от

осознания своей неполноценной речи;

- во вторую группу входят дети с умеренной фиксированностью на

дефекте, наличием чувства переживания по этому поводу, с умением

скрывать и компенсировать его с помощью речевых уловок;

-

дети

третьей

группы

характеризуются

выраженной

степенью

фиксированности на дефекте, наличием чувства переживания по этому

поводу, концентрацией внимания на речевых неудачах; замкнутостью,

болезненной мнительностью, логофобией.

В научных публикациях отмечается, что, чем старше ребенок, тем

проявления заикания могут быть сложнее и многообразнее; в возрастном

онтогенезе

ребенок

с

заиканием

может

проходить

разные

стадии

фиксированности на дефекте поочередно [2].

Было доказано, что изменения взаимоотношений в семье заикающегося

ребенка,

в последствии приводили к появлению у него агрессивности,

полному или частичному отказу от устной речи и игровой деятельности.

Например, дефект речи сказывается на развитии игровой деятельности

дошкольника с заиканием со сверстниками. Такие дети чаще в игровой

деятельности выступают в роли наблюдателей, выбирают роли второго

плана, отказываются полностью от участия в игре. Чувство неполноценности

детей с заиканием иногда порождает у них неправильное отношение к

другим детям, приводит к искажению эмоциональных реакций. В целом, у

заикающихся дошкольников описаны несформированность игровых умений

и навыков коллективного общения, общее снижение активности, бедность

игровых

замыслов.

Эти

особенности

обусловливают

недоразвитие

общественного поведения заикающихся детей [2]. Отмечается так же, что

недостаточно развитая речь у заикающегося ребенка может явиться

причиной искажения любого вида совместной деятельности, как со

сверстниками, так и со взрослыми людьми [7].

Таким

образом,

у

детей

дошкольного

возраста

с

заиканием

наблюдаются

многообразные

и

разнонаправленные

изменения

в

психоэмоциональной сфере и поведении, являющиеся следствием первичных

(двигательных) нарушений деятельности речевых мышц.

Список литературы

1. Елецкая О. В., Мохряков М. О. К вопросу о дифференциальной

диагностике нарушений речи в структуре эмоциональных расстройств //

Концепт. 2015. Спецвыпуск №23. с. 1 – 7

2. Миссуловин Л. Я. Заикание и его устранение. СПб.: ООО»СЛП».

1997.144 с.

3. Садовникова Е. Н. К вопросу о происхождении симптомокомплекса

при заикании. // Специальное образование. 2015 Т.2. с. 238- 243.

4. Селиверстов В. И. Заикание у детей: психокоррекционные и

дидактические основы логопедического воздействия. М.: ВЛАДОС.2000. 208

с.

5. Фесенко Ю. А., Лохов М. И. Заикание: история и обзор современного

состояния проблемы. // Вестник СПбГУ. Сер. 11. 2015. Вып. 3. С. 93-107

6. Шевцова Е. Е. Преодоление рецедивов заикания. М.: Сфера, 2005.

128 с.

7. Шкловский В. М. Заикание. М. 1994. 248 с.



В раздел образования