Автор: Махмутова Регина Маратовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5
Населённый пункт: г. Кувандык
Наименование материала: Статья
Тема: В статье раскрывается важность формирования нравственных ценностей и установок у обучающихся; характеристика педагогической системы воспитания; условия и особенности нравственного воспитания между учителем и родителями.
Дата публикации: 03.10.2025
Раздел: начальное образование
Особенности социального взаимодействия семьи и школы в решении задач
организации нравственного воспитания
Аннотация.
В
статье
раскрывается
важность
формирования
нравственных
ценностей
и
установок
у
обучающихся;
характеристика
педагогической системы воспитания; условия и особенности нравственного
воспитания между учителем и родителями.
Ключевые слова. Воспитание, нравственное воспитание, педагогические
условия, школа, социальное взаимодействие.
Обучение в школе предполагает, что ученик максимально вовлечен в
образовательную деятельность. Но для процесса формирования личности
обучающегося необходимы не только знания, но и наличие моральных и
нравственных ценностей. Учитель выполняет роль проводника в мир знаний,
при этом семья сопровождает ребенка, в процессе его взросления и оказывает
поддержку по многим вопросам. Именно на этапе школьного обучения ученику
требуется поддержка, как со стороны семьи, так и со стороны системы
образования.
Многие педагоги, например Л.Б. Иванова, отмечают, что для того, чтобы
у ребенка были сформированы необходимые нравственные ценности, родители
должны оказывать нравственное влияние на личность ученика. Конечно же,
особая роль в этом процессе отводится школе и учителю, который способен не
только повлиять на развитие ребенка, но и оказать помощь родителям в
формировании нравственных качеств ученика. При этом школа выполняет роль
культурно-социальной среды, в рамках которой ученик получает возможность
отработать свой социальный опыт на практике [2, с. 25]. Именно школа
позволяет
усвоить
особую
систему
ценностей,
норм,
стереотипов,
сформировать
необходимые
регуляторы
поведения,
дает
возможность
обучающемуся адаптироваться к жизненным условиям, и позволяет ученику
самореализоваться, а в отдельных случаях и изменить свою личность.
Педагогическую систему воспитания можно рассматривать, как особую
совокупность компонентов, которые подчиняются не только образовательному
процессу, но и воспитательной деятельности, цель и того и другого,
сформировать личность школьника и установить принципы нравственного
поведения.
Система воспитания в семье и в школе имеют отличительные черты. Так,
учитель может быть рассмотрен, как специалист, который обладает особыми
знаниями, связанными с организацией воспитательной работы. Свои знаниями
и умениями учитель может использовать и как консультант для отдельно
взятых семей. Если же рассматривать семью, как основной источник
нравственного воспитания, то каждая семья обладает своими индивидуальными
особенностями. Зачастую семьи не идут на контакт с учителем в вопросах
воспитания, в этой ситуации, основная задача учителя организовать работу с
семьей, и как следствие этого, организовать нравственное воспитание самого
ребенка.
Для проведения такой работы необходима реализация педагогических
условий, которая позволит взаимодействовать семье и школе в вопросах
нравственного воспитания обучающихся:
1)
Организация
информационно-просветительской
работы
между
родителями и учеником для достижения задач нравственного воспитания;
2)
Учитель
проводит
целенаправленную
работу
с
учеником,
связанную с духовным и нравственным обогащением, через семью ребенка и
его одноклассников;
3)
Учитель
активирует
работу
в
триаде
«учитель-родители-
обучающийся».
Важно помнить, что уровень эффективности нравственного воспитания
может быть достигнут не только в результате взаимодействия семьи и школы,
но и за счет использование определенного набора ценностей, которые
прививаются ребенку [3, с. 100].
Учитель для взаимодействия с семьей, в первую очередь, должен
проводить информационно-просветительскую работу, за счет которой будет
аккумулироваться теоретико-практическая подготовка родителей, связанная с
нравственным
воспитанием
обучающегося.
С
этой
целью
необходимо
проводить следующие мероприятия:
– педагогическая школа, организуется исключительно для родителей с
целью
формирования
потребностей
в
разработке
авторской
семейной
педагогики, нацеленной на нравственное воспитание обучающегося;
– родительский лекторий, проведение цикла лекций, с последовательным
изложением проблем нравственного воспитания и способов их решения.
Основными принципами эффективности родительского лектория являются:
целеустремленность, систематичность, мастерство, творчество;
– дискуссионный клуб, ориентированный на проведение коллоквиумов,
тренингов, консультаций, выполнение практических заданий, собраний по
вопросам нравственного воспитания обучающихся [1, с. 83].
Таким
образом,
социальное
взаимодействие
по
нравственному
воспитанию между учителем и родителями ориентировано на формирование
особого единого пространства, ориентированного на обогащение нравственных
ценностей школьника.
Литература
1.
Абдуразакова, Д.М. Семья и школа как факторы социализации
детей младшего школьного возраста / Д.М. Абдуразакова, З.Н. Ибрагимова //
Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 5 (66). – С. 83 - 84.
2.
Иванова, Л.Б. Нравственность - основа воспитания детей / Л.Б.
Иванова // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. – 2016. – №
3-1 (48). – С. 25 - 31.
3.
Татаринцева,
Е.А.
Педагогическое
обеспечение
подготовки
будущих педагогов к взаимодействию с родителями в развитии духовно-
нравственной
сферы
младших
школьников
/
Е.А.
Татаринцева,
Н.К.
Андриенко // Глобальный научный потенциал. – 2017. – № 9 (78). – С.100 - 102.