Напоминание

Ритм- как основа фольклорной песни.


Автор: Митина Анна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБНОУ "СПБГДТЮ"
Населённый пункт: САнкт- Петербург
Наименование материала: Открытое занятие
Тема: Ритм- как основа фольклорной песни.
Дата публикации: 03.12.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытое занятие

Ритм- как основа фольклорной песни

1.

Вводная часть: Приветствие

Величальная песня.

Величаем мы, дорогих гостей величаем!

Много радости, много счастья желаем!

Дорогие ребята! Сегодня у нас особенное занятие, так как к нам пришли гости. Мы

вспомним истории нашего народа, погружаясь в атмосферу тех времен, когда музыка

звучала повсюду, объединяя сердца и души людей.

Самое главное - поговорим о таком важном элементе наших традиционных песенно-

танцевальных форм, как ритм. Именно он помогал нашим предкам сохранять гармонию и

единство, делая жизнь ярче и богаче. Наше занятие сегодня называется так : Ритм- как

основа фольклорной песни. Давайте разберем ритм с помощью 3-х основных способов

жизни человека и основы народной традиционной культуры в целом. Но прежде

вспомним, какие это 3 опоры?

СОЗНАНИЕ-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-ОБЩНОСТЬ

(Говорим в контексте темы занятия.)

Что значит сознание в ритме ?

Что мы подразумеваем под деятельностью?

И как мы понимаем общность?

Перед нами стоят важные задачи: ощутить дух общности, научиться слышать музыку

своего тела и развить чувство ритма. Сегодня мы попробуем вместе исполнить песню «На

улице Ёржица», потанцевать, исполняя движения пересеком и карагодом.

2. Упражнения на дыхание

Выдыхательные мышцы.

Сделать активный вдох носом.

Выдыхать тонкой струйкой через рот.

Работа диафрагмы.

Активизирует мышцы диафрагмы. Вырабатывается способность быстрого вдоха.

Руки положить на живот.

Активный короткий вдох носом.

Выдох спокойный через рот.

3. Упражнения на дикцию и распевочный комплекс

Упражнение 1. Трель губами на звук «тпру».

Для начала необходимо расслабить губы и будто сказать лошади «тпру». Следить за тем,

чтобы щеки были мягкие, гортань спокойная. Во время выполнения упражнений не

задирать голову и не опускать ее вперед, плечи расслаблены. Начинаем с трех звуков в

примарной зоне

Упражнение 2. Выработка чёткой дикции.

— Проговаривание в медленном и быстром темпе скороговорки в примарной

зоне, ходя по полутонам вверх и вниз. Поем в терцию.

Ты моя, моя долина.

Ты моя, моя долина.

Ты моя – я- я,

Ты долинушка моя,

Долина моя.

(Делаем несколько проведений скороговорки, уделяя особенное внимание

проговариванию всех согласных и согласных звуков.).

Упражнение 3. Body Percussion.

Я лучший повар

и 10 поворят

Все меня любят

и все мне говорят

Как вкусно вы готовите

как вкусно вы печёте

что пальчики оближете

и песенку споёте

Алё алё Алёнушка

Ива ива Иванушка

Москва река красавица

крутые берега га га.

упражнения на координацию движений голоса. ё

4. Повторение песенного материала «На улице Ёржица» (3 строфы)

Проговорите текст со всеми стилистическими особенностями песни.

Исполните 3 строфы, учитывая задачи, поставленные во время работы над распевками.

5. Обсуждение понятий «карагод» и «пересек» (демонстрация видео и

аудиоматериалов)

Что такое карагод и пересек?

Карагод — массовый круговой танец, характерный для русского фольклора. Участники

двигаются по кругу, выполняя хореографические фигуры и создавая особый ритуал

праздника.

Пересёк — особая форма танца, в которой танцующие выполняют удары ногами по земле,

формируя разные ритмические рисунки. Этот стиль присущ регионам Воронежской и

Белгородской областей.

Почему выбивали ритм ногами?

Связь с Землёй: Почитая природу, люди выражали благодарность Земле, называя её

источником жизни и плодородия.

Коллективное взаимодействие: Общность движений рождала чувство сопричастности и

укрепления социальных связей.

Энергетика и настроение: Создание энергии повышало общее веселье и радость, придавая

сил и настроения участникам праздников.

Практическое назначение: Шаги дополняли музыкальные инструменты, поддерживая

ритм мелодии.

6. Разбор ритмов по группам

Первая группа — четвертные ноты.

Вторая группа — восьмые ноты.

Третья группа — перебивки.

Сначала простукиваем ритм руками, затем переносим его в ноги, уделяя особое внимание

точности исполнения.

7. Работа над ритмом каждой группы в пересеке и соединение танца с песней

Полный цикл исполнения песни совместно с движениями пересека.

8. Итоги урока

Сегодня мы познакомились с основами русского народного фольклора, научились

понимать, как важен ритм в песнях и танцах, узнали, почему наши предки выбирали столь

выразительные способы выражения чувств и эмоций. Давайте бережно хранить нашу

богатую культурную историю и передавать её следующим поколениям!

Важный вывод:

Благодаря нашему совместному участию в песне и танце, мы поняли, насколько важна

сила духа, дружба и общение между людьми. Благодаря музыке и танцам люди становятся

ближе друг другу, раскрывают новые таланты и сохраняют древние традиции.

Удалось ли почувствовать себя частью коллектива, ощущать поддержку и понимание

товарищей?

Какой момент был самым трудным? Как вы справлялись с трудностями?

Увидели ли вы связь традиций прошлого с современной жизнью?

«Нить благодарностей»: дети выражают благодарности кому-то из участников или

самому себе за достижения, полученные впечатления.



В раздел образования