Автор: Корнильцева Ольга Николаевна
Должность: Учитель- дефектолог
Учебное заведение: " Детский сад комбинированного вида 34 " Филиппок"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция зрительного восприятия детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством проблемных изображений
Дата публикации: 04.01.2025
Раздел: дошкольное образование
Коррекция зрительного восприятия детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития посредством проблемных изображений
Подготовила: учитель-дефектолог Корнильцева О.Н.
Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря
зрению. Наши глаза обеспечивают восприятие величины, формы и цвета предметов, их
взаимное
расположение
и
расстояние
между
ними.
Зрительное
восприятие
—
совокупность сложных процессов построения зрительного образа окружающего мира. Это
процесс работы глаз как зрительного органа человека и головного мозга, куда
посылаются импульсы, полученные рецепторами глаз.
Зрительное восприятие является индикатором многих психических процессов, отражая
особенности развития высших психических функций и функционального развития мозга
(Б.Г. Ананьев).
Можно выделить следующие теории, на которых базируется зрительное восприятие:
теория функциональных систем (П.К. Анохин);
теория психофизиологии психических процессов (Б.М. Теплов,Е.Н. Соколов);
теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский);
теория единства психического развития и обучения ребенка (П.П. Блонский, В.В.
Давыдов);
теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
теория системной организации психических процессов (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов).
Исследованиям развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста
посвятили свои работы Л.В. Фомичева, А.М. Витковская, Л.И. Плаксина, Л.А. Дружинина,
А.П. Григорьева и ряд других авторов.
При изучении перечисленных теорий, зрительное восприятие можно рассмотреть в
виде процесса, включающего в себя внимание (аттенционные характеристики), память
(мнемонические характеристики), мышление, эмоции и другие компоненты.
В дошкольном возрасте зрительное восприятие превращается в особую
познавательную деятельность, имеющие свои цели, задачи, средства и способы
осуществления. Главными линиями развития зрительного восприятия дошкольника
выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских
действий. Значение сформированности зрительного восприятия, как отмечают данные
авторы, становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе.
Задержки в развитии зрительного восприятия могут лежать в основе трудностей
формирования школьно-значимых функций и навыков (М.М. Безруких, И.В. Прищепова,
Л.В. Соколова, О.Ю.).
Анализ исследований отечественных психологов показал, что в их контексте,
зрительное восприятие – это сложная система опознавательных и перцептивных
действий. Можно привести следующее деление поэтапно:
первый этап: восприятие на основе перцептивных действий обнаруживается
объект, происходит различение и выделение информативных признаков объекта;
второй этап: интеграция и формирование зрительного образа по воспринятым
признакам;
третий этап: сличение воспринятого образа с вербальными и перцептивными
эталонами, находящимися в памяти. По факту сличения происходит оценка
степени соответствия образа с эталонами в памяти, позволяющая принимать
решения о классовой принадлежности объекта
Следовательно, проведя анализ источников о понятии зрительного восприятия как
психического процесса, можем сформулировать следующее определение: зрительное
восприятие является сложной системной деятельностью, которая включает в себя
сенсорную обработку, интеграцию, категоризацию визуальной информации.
Таким образом, изучение зрительного восприятия в качестве психического процесса
позволило выделить его основные свойства, формирующиеся в онтогенезе, без которых
невозможно полноценное восприятие объектов.
Эти свойства определяются
предметностью,
целостностью,
структурностью,
апперцепцией,
антиципацией,
константностью
обобщенностью.
Если ребенок получает искаженное, неточное, частичное представление об
окружающем мире путем зрительного восприятия, то это не может не отразиться на его
успеваемости в школе, на его физическом и психическом развитии в целом. Как известно,
зрительное восприятие детей с задержкой психического развития (ЗПР), как и другие
психические процессы, протекает иначе, чем у обычных сверстников.
Некоторые особенности зрительного восприятия у детей с задержкой психического
развития:
Пассивность восприятия. Ребёнок пытается подменить более сложную задачу более
лёгкой.
Отсутствие целенаправленности и планомерности в обследовании объекта.
Нарушение основных свойств восприятия (предметности, целостности, структурности,
константности, осмысленности, обобщённости и избирательности).
Замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В
условиях кратковременного восприятия многие детали остаются «неохваченными».
Трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который
воспринимается как единое целое.
Особые трудности при овладении представлениями о величине: дети не выделяют и не
обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина).
Затруднён процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные
структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали.
Для детей с ЗПР требуется более длительное время на ознакомление с наглядными
пособиями. Зрительно воспринимаемый материал должен содержать небольшое число
деталей и сопровождаться дополнительными комментариями.
Зрительное восприятие является одним из базовых психических процессов, уровень и
качество развития которого во многом определяет качество развития познавательной
сферы ребенка в целом. Именно поэтому проблема развития и совершенствования
зрительных форм восприятия в дошкольном возрасте, особенно у детей с задержкой
психического развития, является одной из наиболее значимых психолого-педагогических
проблем. Для восприятия некого предмета полноценно, важно совершить по отношении
к нему некую деятельность, направленную на исследование предмета, уточнение
деталей.
Следовательно, трудности зрительного восприятия необходимо корректировать до
обучения ребенка с задержкой психического развития в школе. Целью коррекционной
работы будет являться обучение детей организации их перцептивной деятельности,
которая обеспечит обнаружение, различение, формирование и опознание объектов.
Основная задача в коррекционной работе состоит в том, чтобы своевременно
выявить и скорректировать недостатки зрительного восприятия, которые являются
причиной появления оптической дисграфии и оптической дислексии, не допустить
перехода этих недостатков на последующие этапы обучения в школе.
Для изучения индивидуальных особенностей зрительного восприятия можно
использовать ряд методик для выявления предпосылок к оптической дисграфии и
дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Диагностический материал подобран таким образом, что позволяет выявить уровень
сформированности: зрительного восприятия; зрительной памяти; зрительно-моторной
координации, пространственной ориентировки, пространственного восприятия.
Зрительное восприятие:
Методика 1. «Наложенные изображения» (Фигуры Поппельрейтора).
Цель: выявить характер зрительного восприятия
Экспериментальный
материал:
лист
с
изображением
двух
классических
фигур
Поппельрейтора (рис. 1), часы с секундной стрелкой.
Процедура проведения: Ребенку предлагают узнать все изображения наложенных друг на
друга контуров реальных объектов и дать каждому из объектов свое название. Время
выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не успел
полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием
меньше, чем за одну минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист, на котором нарисованы контурные рисунки. В этих
рисунках «спрятаны» многие известные тебе предметы. Посмотри, пожалуйста, очень
внимательно на эти рисунки и назови контуры всех «спрятанных» предметов, которые ты
узнаешь.
Начни
с
первого
рисунка.
Тебе
понятно
задание?
Тогда
приступим».
Примечание: Если проводящий диагностику видит, что ребенок начинает спешить и
преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он
должен остановить ребенка и попросить поискать на предыдущем рисунке. Общее число
всех предметов, «спрятанных» на рисунках составляет 10.
Обработка результатов:
10 баллов - ребенок назвал девять - десять предметов, контуры которых имеются на всех
двух рисунках, затратив на это меньше 20 сек.
8 – 9 баллов - ребенок назвал семь, восемь предметов, затратив на их поиск от 21 до 30
сек.
6 – 7 баллов - ребенок нашел и назвал шесть - семь предметов за время от 31 до 40 сек.
4 – 5 баллов - ребенок назвал четыре - пять предмета за время от 41 до 50 сек.
2 – 3 балла - ребенок справился с нахождением двух,трех предметов за время от 51 до 60
сек.
0 – 1 балл - за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и
названию предметов, «спрятанных» в двух рисунках.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий
8 – 9 баллов - высокий
4 – 7 баллов - средний
2 – 3 балла - низкий
0 – 1 балл - очень низкий
Методика 2. «Узнавание «зашумленных» изображений» (А.Р. Лурия)
Цель: выявить характер зрительного восприятия
Экспериментальный материал: картинки с «зашумленным» изображением.
Процедура
проведения:
ребенку
предлагают
узнать
изображенный
на
листе
перечеркнутый предмет, дать ему название и обвести его контур. Примечание:
целесообразно не показывать ребенку, с какого изображения необходимо начинать
узнавание, поскольку это позволяет обнаружить особенности стратегии восприятия.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист, на котором нарисованы перечеркнутые картинки.
Постарайся узнать и назвать, что здесь нарисовано. А потом, обведи контур узнанных
тобой картинок. Тебе все понятно? Тогда приступай».
Обработка результатов: Учитывается количество правильно узнанных предметов:
6 баллов Отмечается адекватное выделение фигур. Ребенок правильно узнал все
нарисованные предметы.
5 баллов Адекватное выделение фигур. Ребенок узнал пять предметов.
4 балла Ребенок выделил четыре предмета. Наблюдается устойчивость зрительного
образа предмета.
3 балла Ребенок смог назвать половину предметов. Имеет место не адекватное
выделение фигур.
2 балла Ребенок назвал два предмета. Отмечается неустойчивость зрительного образа
предмета.
1 балл Ребенок назвал только один предмет. Отмечается неустойчивость зрительного
образа предмета.
0 баллов Ребенок не опознал ни один предмет. Отсутствует возможность узнавания и
адекватного выделения предмета.
Выводы об уровне развития:
6 баллов - очень высокий
5 баллов - высокий
3 - 4 балла - средний
2 балла - низкий
0 – 1 балл - очень низкий
Методика 3. «Незавершенные изображения» (М.М.Семаго).
Цель: выявить характер зрительного восприятия
Экспериментальный
материал:
лист
с
шестью
недорисованными
картинками,
располагающихся в два ряда.
Процедура проведения: Ребенку предлагается узнать недорисованные предметы и дать
им название. При этом учитывается вероятностный характер узнавания.
Инструкция: «Посмотри. Перед тобой лежит лист, на нем изображены недорисованные
предметы. Твоя задача узнать эти предметы и назвать их. Тебе все понятно? Тогда
начинай».
Обработка результатов:
6 баллов Ребенок правильно назвал все незавершенные предметы. Отмечается
сохранность зрительного образа объекта. Ребенок может образно «дорисовать»
изображения.
5 баллов Ребенок назвал пять предметов. Сохранность зрительного образа объекта.
4 балла Ребенок смог назвать четыре предмета
3 балла Ребенок смог опознать половину предметов
2 балла Ребенок назвал два изображения
1 балл Ребенок назвал только один предмет
0 баллов Ребенок не опознал ни одно незавершенное изображение.
Выводы об уровне развития:
6 баллов - очень высокий
5 баллов - высокий
3 - 4 балла - средний
2 балла - низкий
0 – 1 балл - очень низкий
Методика 4. Исследование зрительной памяти
«Узнавание фигур» (тест Бернштейна).
Цель:
выявить
особенности
зрительного
запоминания;
определение
объема
кратковременной зрительной памяти.
Экспериментальный
материал:
карточки
с
абстрактными
зрительными
стимулами
Процедура проведения: дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на
рис.4А и 4Б. Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 секунд. После этого
данную картинку убирают из поля зрения ребенк. и вместо нее ему показывают вторую
картинку.
Эксперимент
продолжается
до
тех
пор,
пока
ребенок
не
узнает
все
изображения, но не дольше чем 1,5 минуты.
Инструкция: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить
их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме
девяти показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не
видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые
ты видел на первой картинке».
Обработка результатов:
10 баллов ребенок узнал на картинке 4Б все девять изображений, показанных ему на
картинке 4А, затратив на это меньше 45 сек.
8 – 9 баллов ребенок узнал на картинке 4Б семь – восемь изображений за время от 45 до
55 сек.
6 – 7 баллов ребенок узнал пять – шесть изображений за время от 55 до 65 сек.
4 – 5 баллов ребенок узнал три – четыре изображения за время от 65 до 75 сек.
2 – 3 балла ребенок узнал одно – два изображения за время от 75 до 85 сек.
0 – 1 балл ребенок не узнал на картинке 4Б ни одного изображения, в течение 90 сек и
более.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий
8 – 9 баллов - высокий
4 – 7 баллов - средний
2 – 3 балла - низкий
0 – 1 балл - очень низкий
Исследование зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки,
пространственного восприятия
Методика 5. «Домик». (Гуткин Н.И.)
Методика
«Домик»
представляет
собой
задание
на
срисовывание
картинки,
изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных
букв
Цель: определить особенности развития пространственного восприятия, зрительно-
моторной координации.
Экспериментальный материал: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш.
Процедура проведения: Перед выполнением задания ребенку читается инструкция. По
ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:
1) какой рукой рисует ребенок (правой или левой);
2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии
над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с
образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;
3) быстро или медленно проводит линии;
4) отвлекается ли во время работы;
5) высказывания и вопросы во время рисования;
6) сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.
Примечание: Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить,
все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить,
но это должно быть зарегистрировано экспериментатором. Инструкция: «Перед тобой
лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую
картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением
домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой
же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни
пальцем. Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно
задание? Тогда приступай к работе».
Обработка результатов:
3 балла - рисунок выполнен хорошо, но с небольшими недочетами:
- неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (расположение забора не
на общей с основанием домика линии, а как бы подвешенным в воздухе или ниже линии
основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в
какую – либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30 градусов,
отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует
основанию домика, а не превышает его).
- разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
- залезание линий одна за другую.
2 балла - неправильное изображение деталей в пространстве рисунка. Увеличение
отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном
сохранении всего рисунка. Залезание линий одна за другую, линии искривленные.
Разрывы между линиями.
0 – 1 балл Неправильно изображен весь рисунок или отсутствие, какой – либо детали
рисунка. Имеется много ошибок в выполнении задания
Выводы об уровне развития:
3 балла Высокий уровень
2 балла Средний уровень
0 – 1 балл Низкий уровень
Итоговая оценка:
До 5,0 - ВС– низкий уровень предрасположенности к ДГ и ДЛ
До 3,5 - С – средний уровень предрасположенности к ДГ и ДЛ
До 2,0 - НС – высокий уровень предрасположенности к ДГ и ДЛ
Практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе
недостаточность зрительного восприятия можно значительно скорректировать и чем
раньше будет проводиться коррекционная работа в этом направлении, тем результат
будет лучше.
В целях совершенствования зрительного восприятия и анализа, зрительной памяти
каждый педагог может использовать следующие виды коррекционно-развивающих
заданий: игр, игровых заданий и упражнений, направленных на формирование умений
планомерно
и
систематично
анализировать
воспринимаемые
объекты,
выявлять
существенные признаки и свойства предметов и явлений.
Начинать работу следует с формирования у детей умения целенаправленно
рассматривать, т. е. зрительно обследовать предметы. Под руководством педагога дети
вычленяют основные элементы, детали объекта, определяют их соотношение, положение
в пространстве, замечают изменения в самом объекте или его расположении.
Работая над умением рассматривать объекты, картины и т. д., мы решаем следующие
задачи:
— формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений
окружающей действительности, их положения в пространстве;
— расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;
— формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся, зрительно
обследовать его;
— совершенствование зрительно-двигательной координации;
— формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов
и объектов, их свойств, явлений действительности
Рассмотрим варианты заданий для развития зрительного восприятия, основанные на
принципах постепенного усложнения:
—
обследование
отдельных
объемных
предметов
с
постепенно
усложняющимся
строением;
— сравнение натуральных объемных предметов и объектов (2—4, отличающихся ярко
выраженными
признаками
(цветом,
формой,
величиной,
количеством
деталей,
расположением отдельных частей и др., в дальнейшем сравнение их изображений);
— узнавание реалистических изображений в разных ракурсах;
—
обследование
отдельных
плоскостных
предметов
по
контуру
с
постепенно
усложняющимся строением, с разборными деталями (частями);
— сравнение контурных изображений предметов и объектов (2—4, отличающихся ярко
выраженными
признаками
(цветом,
формой,
величиной,
количеством
деталей,
расположением отдельных частей и др.);
— узнавание предмета по его части;
— рассматривание сюжетных картинок, выделение сюжетных линий (в качестве
усложнения возможно использование нелепиц);
—
рассматривание
двух
сюжетных
картинок,
отличающихся
незначительными
элементами.
Усложнение заданий может идти за счет использования наложенных, «зашумленных»
перечеркнутых, не дорисованных контурных изображений, увеличения количества
воспринимаемых реальных предметов (объектов) и их изображений для запоминания (от
2—3 до 6—7). Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения фигур,
букв, цифр, их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и
сходства, близких по конфигурации или зеркальных элементов:
Узнавание стилизованных изображений предметов
Название контурных или силуэтных изображений предметов
Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических
фигур, букв, цифр
Узнавание
зашумленных
(перечеркнутых)
или
наложенных
друг
на
друга
изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового
материала
Запоминание последовательности визуально представленного ряда с постепенным
увеличением
числа
включенных
в
него
элементов;
восстановление
деформированного ряда (игры типа «Угадай, чего не стало», «Что изменилось?» и
т.д.).
Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других
Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображениях
Расчленение буквенного или цифрового знака на составляющие элементы с
последующим анализом
Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их
по отдельным характерным деталям
Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков
Преобразование фигур, букв или цифр
Сопоставление
букв
(цифр),
выполненных
разными
видами
печатного
и
рукописного шрифта
Поиск среди предложенных вариантов после кратковременной экспозиции
геометрических фигур, символов, знаков и т. д.
Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в
памяти, определяют, в конечном счете, эффективность формирования навыков письма и
чтения у детей с задержкой психического развития.