Напоминание

Методы преодоления дисграфии, обусловленной нарушением звукового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня .


Автор: Арзамасцева Татьяна Викторовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4
Населённый пункт: город Черногорск
Наименование материала: статья
Тема: Методы преодоления дисграфии, обусловленной нарушением звукового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня .
Дата публикации: 04.01.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Нейропсихологический подход

к коррекции дисграфии и дислексии.

Количество детей с трудностями овладения письмом и чтением увеличивается от года

в год. Согласно исследованием под руководством доктора психологических наук Жанны

Марковны Глозман на сегодня около 25% таких школьников в общеобразовательной

школе. Трудности в овладении письмом сначала приводят к нежеланию и отказу

выполнять домашние задания в письменном виде, а потом и посещать уроки. Причем

трудности которые испытывает ребенок в школе приводят к трудностям в освоении

потом в достижении успеха в профессии, требующих составления текстов в письменной

форме и их грамотного оформления.

Можно выделить несколько часто встречающихся проблем у детей с письмом:

Несформированность образа буквы и слова;

пропуск букв, слогов, слов и целых частей предложений;

Нечитаемый почерк;

Незнание орфографических правил (обилие ошибок);

Ребенок не применяет правила во время написания (даже, если знает);

Неумение составлять связные, логически грамотные тексты;

Нелюбовь к чтению;

Ненависть к предметам родного языка и литературе.

Три основных аспекта, из которых складывается грамотность:

1.

Нейропсихологический (функциональная готовность к письму, т.е. достаточное

развитие ВПФ, необходимых для деятельности письма);

2.

Социально – педагогический (этапы развития ребенка, т.е. общение со взрослыми,

со сверстниками, игровая деятельность в дошкольном возрасте, отношение семьи к

чтению);

3.

Психологический (мотивация к письму и чтению и обучению в общем).

Все 3 аспекта взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого. Например,

нейропсихологический

аспект

отягощен

психологическими

сложностями.

Если

недостаточно развит первый бок головного мозга, отвечающий за активизацию мозга, то

ребенок быстро утомляется, а учитель считает, что это интеллектуальная недостаточность,

но на самом деле ребенок сообразительный и смышлёный, только энергии не хватает на

долго. Такие дети на уроках часто зевают, отвлекаются, отвлекают других учеников,

вертятся, не слушают учителя. Замечания и наказания не дают результата, и вызывает

негативное отношение ребенка к предмету, также страх и заниженная самооценка.

Успешность

и

неуспешность

ребенка

зависит

от

педагогических

факторов

воспитания: семья, где читают сами родители, детям читают на ночь сказки, или ребенок

сам читает на ночь интересную книгу, тогда формируется предпосылка грамотности.

Родитель, который сам не читает никогда не привьет любовь к чтению.

Важным аспектом овладения письменной речью является достаточная мотивация

ребенка к обучению. Как сказал Лев Семенович Выготский «Школьник, приступающий к

письму, не ощущает потребность к этой речевой функции, и не понимает для чего она

нужна».

При снижении активности мозга страдают такие функции, как моторика рук,

слуховые, речедвигательные функции, логика, мышление, память, ориентирование в

пространстве. Если делать вывод, то акт письма является нарушением ни одного

центра головного мозга, а целая система взаимосвязанных зон коры головного мозга.

В последствии, это приводит к дислексии ( нарушение чтения) и дисграфии

(нарушение письма).

Дисграфия

это

частичное

нарушение

письма,

проявляющееся

в

стойких,

повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических

функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений,

внимания и памяти), участвующих в процессе письма.

Примеры ошибок:

Пропуск гласных,

согласных, перестановка букв -

Нарушение звуковой

последовательной цепочки звуков и букв.

Добавление слогов или сокращение - это нарушение слоговой структуры слова.

Также бывает что дети путают по графически схожим признакам буквы или

зеркальное написание их. Например, буква Л-М, Т-П, б-д, з-е.

Примеры работ учеников:

Пропуск гласных (збрались - зАбрались, смнила - смЕнила, здлала - сдЕлала);

Недописывание окончаний (листь - листьЕВ, сухим листям - сухимИ листЬЯМИ);

Замена букв (лизица - лиСица).

Как заниматься с такими детьми?

Из-за

недостаточности

игрового

этапа

в

развитии

ребенка,

формируется

неуспешность в обучении. Если ребенок не посещал или много отсутствовал в детском

саду и не компенсировал возможности игр с другими детьми дома, то у ребенка

образовывается дефицит игровой деятельности.

В основе нейропсихологической коррекции дисграфии лежит в игровом подходе.

Игровые методы оказывают первостепенное влияние на формирование 1-го и 3-го блоков

мозга, блока активации и блока контроля и регуляции деятельности. А также

благоприятно воздействуют на личность ребенка, способствуют преодолению агрессии,

повышенной

застенчивости,

неуверенности

в

себе.

В

играх

соревнованиях,

применяемых коррекционно – развивающих занятиях, ведущим мотивом деятельности

ребенка становится достижение победы.

В результате ребенок становится более

стабильным и преодолевает свои трудности.

Копилка логопеда:

1.

«Астрономы». Игрок вытягивает букву кладем на первую звезду, звездочку

получает игрок назвал который первый слово, БУКВА ПЕРЕДВИГАЕТСЯ

И ПРИДУМЫВАЮТ НА следующую схему выигрывает тот, кто наберет

больше звездочек.

2.

Игра – разминка «Словесная цепочка». Игрок определяет последний звук

предыдущего слова и называет следующее слово, начинающийся на этот

звук. Усложняем задачу: игрок называет слово заканчивающееся на

последние два звука или игрок должен назвать слово на третью букву с

конца.

3.

Игра «Найди меня».

Зачеркни букву «Т», подчеркни букву «Д» в тексте за 2 мин.

«Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил

Петрович, которого она знает уже давно-давно. А иногда он приводит с

собою еще двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на

спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз

глазные веки и смотрят».

4.

Игра «Много из одного». Устройте соревнование с ребенком: кто больше

составит слов из одного. Напишите на листе бумаги слово. Например: слово

ШОКОЛАДКА

Слова: код, лак, клад, лодка, школа, лошадка и т.д.

5.

Не забываем о физминутке:

6.

Игры с мячом.

Отстукивание мячом об пол. Называет слова по слогам.

Перекидывание мяча друг другу, ударяя об пол. Придумать слова на

заданный звук и т.д.

7.

Игра «Беговая дорожка». Игрок ведет одной рукой по дорожкам шарик,

доведя до конца называет слова по слогам. Например, (отработка слоговой

структуры слова) назови слово, состоящее из 2-3-4-х слогов.

Советы для родителей:

Занятия регулярные не более 15-20 мин.

Разнообразные, интересные игры

Будьте терпеливы, не ругайте ребенка

Поощряйте, хвалите его даже за маленькие достижения.

Помимо игр, способствует развитию письма: чтение книг, рассказывание стихов и

пение песен.

Результаты коррекции:

Коррекционная работа полимодального воздействия с применением игровых

методов благоприятно воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка.



В раздел образования