Автор: Грекова Олеся Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с 510 "Калинка"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Речь – как главный инструмент развития познавательного интереса у детей
Дата публикации: 04.02.2022
Раздел: дошкольное образование
Эссе
«Развитие речи в работе по познавательному развитию детей».
Познавательно-исследовательская деятельность –
это основа существования человека. Речь соединяет
людей в их деятельности, оказывает огромную
услугу в познании мира.
С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя,
познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также
природу и природные явления. Он знакомится с речевым понятием
предметов, явлений. Речь состоит из слов, и самая первая задача – это в
процессе познавательного развития формировать словарь ребёнка.
Поэтому
на занятиях и в повседневной жизни мы стараемся пополнять и
активизировать словарь дошкольников (назови предмет, из каких частей и
материалов он изготовлен?), при знакомстве с предметами и явлениями
жизни учим употреблять глаголы, прилагательные, наречия, предлоги.
Рассказывая о профессиях, вводим существительные и глаголы,
обозначающие трудовые действия, познавая пространство и время, учим
ребят определять местоположение предметов: слева, справа, внизу, около,
между и другие; наблюдая природу, вводим такие понятия, как времена года,
части суток, развиваем умение использовать в речи антонимы (день – ночь,
светло – темно, обобщающие слова – овощи, фрукты, животные и т. д.)
В процессе познавательного развития дошкольника совершенствуем и
звуковую культуру речи, закрепляем и отрабатываем правильное
произношение детьми гласных, согласных, свистящих, шипящих и сонорных
звуков. Очень помогают развивать дикцию и фонематический слух игры
познавательного характера: «Назови животное», «Лото», «Где спрятался
звук?» На занятиях, прогулках, экскурсиях, беседах, в исследовательской
деятельности формируем грамматический строй речи, умение согласовывать
слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, называть
детёнышей животных (лисята лисят, медвежата – медвежат, верно
употреблять форму множественного числа родительного падежа
существительных (вилок, туфель). В беседах и консультациях с родителями
советуем закреплять дома полученные в детском саду знания о форме
повелительного наклонения глаголов : ляг, лежи. Несклоняемых
существительных: пальто, пианино, кофе, какао. Поощряем словотворчество,
тактично подсказываем общепринятый образец слова, предлагаем читать
сказки.
Познавательные беседы совершенствуют связную речь, развивают умение
рассказывать, описывая предмет, картину (собака – домашнее животное, у
нее четыре лапы, хвост, она сторожит дом). Чтобы связно рассказать о чем -
то, нужно уметь исследовать, анализировать предмет, выделять его свойства
и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения
между предметами, явлениями (например: песок – это сыпучий материал, он
состоит из маленьких твердых песчинок, из сухого песка трудно что-либо
сделать, а из мокрого можно лепить). Для этого необходимо подобрать
ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа (сыпучий материал,
песчинка), уметь построить сложные предложения, использовать разные
языковые средства для предложений: предлоги, согласованные окончания
прилагательных и существительными и глаголами. (По земле стелется легкая
поземка; подул свежий ветер).
Познавательное развитие ребенка, развитие его понятийного мышления
невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком
понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель,
поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно
отличаются друг от друга). Расширяем словарь, исследуя речь, знакомим с
синонимами – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; антонимами –
холодно – тепло, длинный – короткий; словообразованием – снег – снеговик
– снегурочка – снегопад – снегоход).
Познавательно – исследовательская деятельность многогранна: проекты,
занятия, экскурсии, целевые прогулки, самостоятельная деятельность детей
развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском
уголке: «Откуда взялся ветер?», «Ходит капелька по кругу», «Для кого
дерево дом?» Они углубляют представления детей о предмете, явлении,
событии, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, делать выводы,
действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой,
договариваться, слушать и слышать, высказывать общее мнение, развивают
уверенность в себе.
К своей работе мы привлекаем родителей, пропагандируя через папки-
передвижки, консультации, советы, рекомендации методы и приёмы
развития речи детей в повседневной деятельности в процессе познания
окружающего мира. Родители с удовольствием приняли участие в
познавательно-речевой викторине «Что, где, когда», отвечали на вопросы,
соревновались в интеллектуальных конкурсах, стали активными
помощниками в познавательно-речевом развитии ребёнка.
Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно
и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов
(описание, рассуждение, повествование) по темам доступным его
пониманию, чему немало способствует познавательно – исследовательская
деятельность ребенка.
Использованная литература.
Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-
метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений/ О. С.
Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Сухонина Н. И. Развитие связанной речи у дошкольников/ Журнал
"Дошкольная педагогика", 2005, № 7-8
Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для
дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Под ред. О. С.
Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ сфера. 2009
Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность ребёнка
старшего дошкольного возраста в детском саду»/ Короткова Т.А. //
«Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3