Напоминание

Речь – как главный инструмент развития познавательного интереса у детей


Автор: Грекова Олеся Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с 510 "Калинка"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Речь – как главный инструмент развития познавательного интереса у детей
Дата публикации: 04.02.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эссе

«Развитие речи в работе по познавательному развитию детей».

Познавательно-исследовательская деятельность –

это основа существования человека. Речь соединяет

людей в их деятельности, оказывает огромную

услугу в познании мира.

С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя,

познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также

природу и природные явления. Он знакомится с речевым понятием

предметов, явлений. Речь состоит из слов, и самая первая задача – это в

процессе познавательного развития формировать словарь ребёнка.

Поэтому

на занятиях и в повседневной жизни мы стараемся пополнять и

активизировать словарь дошкольников (назови предмет, из каких частей и

материалов он изготовлен?), при знакомстве с предметами и явлениями

жизни учим употреблять глаголы, прилагательные, наречия, предлоги.

Рассказывая о профессиях, вводим существительные и глаголы,

обозначающие трудовые действия, познавая пространство и время, учим

ребят определять местоположение предметов: слева, справа, внизу, около,

между и другие; наблюдая природу, вводим такие понятия, как времена года,

части суток, развиваем умение использовать в речи антонимы (день – ночь,

светло – темно, обобщающие слова – овощи, фрукты, животные и т. д.)

В процессе познавательного развития дошкольника совершенствуем и

звуковую культуру речи, закрепляем и отрабатываем правильное

произношение детьми гласных, согласных, свистящих, шипящих и сонорных

звуков. Очень помогают развивать дикцию и фонематический слух игры

познавательного характера: «Назови животное», «Лото», «Где спрятался

звук?» На занятиях, прогулках, экскурсиях, беседах, в исследовательской

деятельности формируем грамматический строй речи, умение согласовывать

слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, называть

детёнышей животных (лисята лисят, медвежата – медвежат, верно

употреблять форму множественного числа родительного падежа

существительных (вилок, туфель). В беседах и консультациях с родителями

советуем закреплять дома полученные в детском саду знания о форме

повелительного наклонения глаголов : ляг, лежи. Несклоняемых

существительных: пальто, пианино, кофе, какао. Поощряем словотворчество,

тактично подсказываем общепринятый образец слова, предлагаем читать

сказки.

Познавательные беседы совершенствуют связную речь, развивают умение

рассказывать, описывая предмет, картину (собака – домашнее животное, у

нее четыре лапы, хвост, она сторожит дом). Чтобы связно рассказать о чем -

то, нужно уметь исследовать, анализировать предмет, выделять его свойства

и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения

между предметами, явлениями (например: песок – это сыпучий материал, он

состоит из маленьких твердых песчинок, из сухого песка трудно что-либо

сделать, а из мокрого можно лепить). Для этого необходимо подобрать

ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа (сыпучий материал,

песчинка), уметь построить сложные предложения, использовать разные

языковые средства для предложений: предлоги, согласованные окончания

прилагательных и существительными и глаголами. (По земле стелется легкая

поземка; подул свежий ветер).

Познавательное развитие ребенка, развитие его понятийного мышления

невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком

понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель,

поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно

отличаются друг от друга). Расширяем словарь, исследуя речь, знакомим с

синонимами – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; антонимами –

холодно – тепло, длинный – короткий; словообразованием – снег – снеговик

– снегурочка – снегопад – снегоход).

Познавательно – исследовательская деятельность многогранна: проекты,

занятия, экскурсии, целевые прогулки, самостоятельная деятельность детей

развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском

уголке: «Откуда взялся ветер?», «Ходит капелька по кругу», «Для кого

дерево дом?» Они углубляют представления детей о предмете, явлении,

событии, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, делать выводы,

действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой,

договариваться, слушать и слышать, высказывать общее мнение, развивают

уверенность в себе.

К своей работе мы привлекаем родителей, пропагандируя через папки-

передвижки, консультации, советы, рекомендации методы и приёмы

развития речи детей в повседневной деятельности в процессе познания

окружающего мира. Родители с удовольствием приняли участие в

познавательно-речевой викторине «Что, где, когда», отвечали на вопросы,

соревновались в интеллектуальных конкурсах, стали активными

помощниками в познавательно-речевом развитии ребёнка.

Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно

и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов

(описание, рассуждение, повествование) по темам доступным его

пониманию, чему немало способствует познавательно – исследовательская

деятельность ребенка.

Использованная литература.

Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-

метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений/ О. С.

Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Сухонина Н. И. Развитие связанной речи у дошкольников/ Журнал

"Дошкольная педагогика", 2005, № 7-8

Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для

дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Под ред. О. С.

Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ сфера. 2009

Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность ребёнка

старшего дошкольного возраста в детском саду»/ Короткова Т.А. //

«Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3



В раздел образования