Автор: Торопцев Александр Викторович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "ААПТ"
Населённый пункт: пгт. Анна Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению лабораторных занятий по МДК 01.01 «Устройство автомобилей » Тема 1.5: Автомобильные эксплуатационные материалы
Дата публикации: 04.02.2025
Раздел: среднее профессиональное
Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего
профессионального образования Воронежской области
«Аннинский аграрно-промышленный техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по проведению лабораторных занятий
по МДК 01.01 «Устройство автомобилей »
Тема 1.5: Автомобильные эксплуатационные материалы
Специальность:
23.02.03
«Техническое
обслуживание
и
ремонт
автомобильного транспорта»
Курс: третий
АННА - 2022
1
ОДОБРЕНО
Предметной (цикловой)
Комиссией
Технического профиля
Протокол №______
____________20 г
Составитель:
Торопцев А.В. преподаватель государственного образовательного
бюджетного
учреждения
среднего
профессионального
образования
Воронежской области «Аннинский аграрно-промышленный техникум».
Методические указания по проведению лабораторных занятий по МДК
01.01
«
Устройство
автомобилей
»
составлена
в
соответствии
с
федеральными государственными образовательными стандартами нового
поколения (ФГОС) и предназначена для
обучающихся ГОБУ СПО ВО
«ААПТ» специальности
190631 «Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта».
Методические указания позволяют преподавателю организовать
проведение
лабораторных
занятий
по
МДК
01.01.
«
Устройство
автомобилей» , а обучающимся оформить отчет по самостоятельной работе в
соответствии с заданиями и теоретическим материалом, изложенными в
методических указаниях.
2
Содержание
Введение………………………………………………………………………...5
Методические рекомендации по проведению лабораторных занятий……...6
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №1. Определение качества топлива ………..7
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №2. Определение качества моторного масла
…………………………………………………………………………………..12
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №3. Определение качества пластичной
смазки ………………………………………………………………………….16
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №4. Определение качества лакокрасочных
материалов……………………………………………………………………..
Используемая литература………………………………………………….....20
3
Введение
Выполнение лабораторного практикума по МДК 01.01 « Устройство
автомобилей» по теме : «Основы теории автомобильных двигателей и
автомобилей» позволяет :
- повысить эффективность учебного процесса;
- закрепить знания по характеристикам ДВС ;
- выработать определенные навыки и умения , необходимые при испытаниях
двигателей.
4
Методические рекомендации по проведению лабораторных занятий
Для подготовки к проведению лабораторных занятий , обучающиеся
должны самостоятельно проработать необходимый теоретический материал .
В начале каждого занятия проводится контрольный опрос группы , в
результате которого делается заключение о допуске обучающегося к
лабораторным занятиям.
Отчет считается принятым после оформления в соответствии с требо-
ваниями и последующей защиты.
К занятиям допускаются обучающиеся ознакомившиеся с настоящими
методическими указаниями и успешно ответившие на контрольные вопросы.
5
Лабораторное занятие №1
(продолжительность занятий-2-часа)
Наименование занятия: Определение качества топлива
Цель занятия:-закрепление знаний по качеству бензина , приобретение
навыков по контролю и оценки бензинов.
Содержание занятия:-оценка по внешнему признаку, -анализ на содержание
водорастворимых кислот и щелочей, -измерение плотности бензина , -
ознакомление с методикой определения фрикционного состава бензина
разгонкой.
Место проведения: -лабораторный кабинет
Литература для самоподготовки: Геленов А.А. Автомобильные
эксплуатационные материалы.: учеб. пособие для учреждений СПО.-М.: Изд.
центр «Академия», 2010.
Контрольные вопросы при допуске к работе: 1. Что такое плотность
вещества и как ее определяют? 2. В каких пределах находится плотность
бензинов? 3. Что такое фракционный состав топлива, и как он определяется?
4. Перечислить марки бензина? 5. Как проверить бензин по внешним
признакам ?
Теоретическая часть: ( описание объекта занятий):
Плотность —физическая величина, определяемая для однородного
вещества массой его единичного объёма. Для неоднородного вещества
плотность в определённой точке вычисляется как предел отношения массы
тела (m) к его объёму (V). Плотность автомобильных бензинов находится в
пределах 0,73—0,77. Величина плотности бензина имеет значение для ре-
гулировки карбюратора. Чем выше плотность бензина, тем большее
количество его пройдет через одинаковое сечение (при прочих равных
условиях). Кроме того, с изменением плотности бензина меняется уровень
топлива в поплавковой камере. Это необходимо учитывать при переходе с
6
одного сорта бензина на другой, значительно отличающийся по плотности.
Фракционный состав — один из важнейших показателей качества топлив,
характеризующих его испаряемость.
С фракционным составом связаны
такие характеристики двигателя, как его пуск, образование паровых пробок в
системе питания, прогрев и приемистость, экономичность и долговечность
работы. В зависимости от октанового числа автомобильные бензины
подразделяют на основные марки: А-76, А-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98. Для
первых двух марок цифры указывают октановые числа, определяемые по
моторному методу, для последних - по исследовательскому (о чем
свидетельствует буква "И" в маркировке бензина).
Бензины не должны
содержать механических примесей и воды. Для оценки по внешним
признакам достаточно осмотреть образец бензина в стеклянном цилиндре.
При этом невооруженным глазом не должно быть обнаружено твердых
частиц как во взвешенном состоянии, так и в осадке. Избыточное же
количество воды- в бензине при перемешивании вызовет помутнение
бензина, а при отстаивании вследствие большего удельного веса приведет к
скоплению ее на дне емкости отдельным слоем.
ЗАДАНИЕ (исходные данные) на выполнение практического занятия:
Определение фракционного состава бензина перегонкой осуществляется в
соответствии с ГОСТом 2177—99. Для этого применяется аппарат для
разгонки нефтепродуктов. Анализируемый образец бензина сначала с целью
обезвоживания
подвергается
осушке.
Осушку
бензина
производят
взбалтыванием его в течение 10—15 мин с зерненным хлористым кальцием и
фильтрацией после отстоя через бумажный фильтр. Затем, отмерив 100 мл,
сливают это количество в колбу, в которую вставляют термометр. Горелку
для нагрева колбы зажигают вдали от прибора, устанавливают высоту
пламени 50—60 мм и помещают в специальный держатель так, чтобы
верхушка пламени едва касалась колбы.
7
Практическая часть ( расчеты , эскизы, схемы, таблицы , графики и т. п.,
согласно задания):
Рис. 1.1 Аппарат для определения
фракционного состава
нефтепродуктов: 1 — штатив; 2 —
колба; 3 — термометр; 4 — отводная
трубка; 5 — металлическая трубка; 6
— кожух; 7— держатель; 8—
горелка; 9— холодильник; 10—
стеклянный мерный цилиндр
При появлении на конце отводной трубки первой капли конденсата
фиксируют температуру начала разгонки.
После падения первой капли топлива перегонку ведут с равномерной
скоростью — 4—5 мл в минуту, что соответствует 20—25 каплям за 10 с.
После отгона 90 % топлива нагрев колбы усиливают до появления синих
язычков пламени из окошек нижней части кожуха. При этом ртутный
столбик термометра вначале начнет подниматься, а затем остановится и,
продержавшись некоторое время на этом уровне, начнет опускаться.
Температуры начала перегонки (tнп) и перегонки 10 % характеризуют
пусковые качества бензина, т. е. способность обеспечивать запуск двигателя
при
низких
температурах
и
склонность
топлива
к
образованию
паровоздушных пробок в топливной системе двигателя. Температуры
перегонки 90 % и конца перегонки (tкп) характеризуют наличие в бензине
тяжелых фракций, которые испаряются в последнюю очередь.
8
Контрольные вопросы:
1). Какое свойство топлива характеризует фракционный состав?
2). Какое свойство в топливе характеризует температура: 10%, 50%, 90%
отгона?
3). Каковы технические требования ГОСТа к фракционному составу бензина?
4). Какими показателями оценивается наличие органических кислот в
топливе?
5). Оценка бензина по внешним признакам.
9
Лабораторное занятие №2
(продолжительность занятий-2-часа)
Наименование занятия: Определение качества моторного масла
Цель занятия:- закрепление теоретических знаний, знаний по оценке
качества моторных масел, знакомство с методами анализа масла и
приобретение навыков по проведению анализа.
Содержание занятия:-оценка по внешнему признаку, -анализ на содержание
воды, -ознакомление с методикой определения вязкости моторного масла.
Место проведения: -лабораторный кабинет
Литература для самоподготовки: Геленов А.А. Автомобильные
эксплуатационные материалы.: учеб. пособие для учреждений СПО.-М.: Изд.
центр «Академия», 2010.
Контрольные вопросы при допуске к работе: 1. Назовите способ полу-
чения масел. 2. Какие существуют требования к моторным маслам? 3. Как
влияет присутствие механических примесей и воды на свойства масел? 4.
Дайте определение вязкости. 5. Как определить наличие воды в масле ?
Теоретическая часть ( описание объекта занятий):
Моторным маслом называется смесь углеводородов, имеющих
температуру кипения свыше 350 град. С. Основной метод получения масла –
разгонка мазута (остаточного продукта прямой перегонки нефти) под
вакуумом с получением тяжелых фракций (трансмиссионные масла) и легких
(моторные масла). Затем следует очистка масел от нежелательных примесей
– очистка кислотная, щелочная, селективная и добавление в масла присадок
(до 20 %).
Основные требования к моторным маслам: -разделять трущиеся
детали надежным масляным слоем; -предохранять детали от коррозии; -
отводить тепло от трущихся деталей; -обладать способностью смывать с
10
трущихся поверхностей продукты износа; -не изменять длительное время
своих свойств.
Присутствие в масле механических примесей и воды снижает смазочные
свойства масел, увеличивает абразивный износ деталей.
Вязкость – одно из
важнейших свойств масел. От вязкости масла зависят режим смазывания пар
трения,
отвод
тепла
от
рабочих
поверхностей,
уплотнение
зазоров,
энергетические потери в двигателе, его эксплуатационные качества, а также
запуск двигателя, прокачивание масла по системе смазки, охлаждение
трущихся деталей и их очистка от загрязнения.
Присутствие воды можно
обнаружить визуально по мутному или непрозрачному виду масла.
Подогретое масло из пробирки нанести на алюминиевую фольгу и
подержать 2-3 мин. над открытым огнем при температуре 1000 С. Если
послышится потрескивание или масло будет разбрызгиваться – это будет
говорить о присутствии в масле воды.
Задание (исходные данные) на выполнение практического занятия:
Вязкость моторного масла определяется вискозиметром. Вязкость
определяется при температуре 50
0
, 70
0
и 100
0
С. Температура жидкости в
термостате контролируется термометром.
Под давлением собственного веса
масло начнет протекать через капилляр. Точно в тот момент, когда уровень
масла достигнет верхней кольцевой метки между расширениями, включить
секундомер и остановить его точно в тот момент, когда уровень масла
достигнет нижней кольцевой метки.
Время, отмеченное по секундомеру,
записывают.
Определение
времени
истечения
масла
через
капилляр
повторить 4 - 5 раз. Для расчета кинематической вязкости определить
среднее арифметическое время истечения из проведенных отсчетов.
Практическая часть ( расчеты , эскизы, схемы, таблицы , графики и т. п.,
согласно задания):
11
Рис. 2.1 Аппарат для определения
вязкости .
1 – капилляр,
2 – рабочее расширение,
3 – вспомогательное расширение,
4 – расширение
A, b – насечки, относительно
которых следует проводить
измерения.
Контрольные вопросы:
1). Как зависит вязкость масла от температуры?
2). Что представляет собой коэффициент вязкости?
3). Как определить индекс вязкости масла?
4). Как определить наличие воды в масле?
5). Как влияют на качество масла содержание механических примесей?
12
Лабораторное занятие №3
(продолжительность занятий-2-часа)
Наименование занятия: Определение качества пластичной смазки
Цель занятия:- закрепление теоретических знаний по оценке качества
пластичных смазок, знакомство с методами анализа пластичных смазок.
Содержание занятия:-оценка по внешнему признаку, -анализ на
растворимость смазки в воде и бензине, -ознакомление с методикой
определения температуры каплепадения .
Место проведения: -лабораторный кабинет
Литература для самоподготовки: Геленов А.А. Автомобильные
эксплуатационные материалы.: учеб. пособие для учреждений СПО.-М.: Изд.
центр «Академия», 2010.
Контрольные вопросы при допуске к работе: 1. Назовите область
применения пластичных смазок. 2. Какие существуют требования к качеству
пластичных смазок? 3. Как определить качество пластичной смазки по
внешнему признаку? 4. Как определить растворимость смазки в воде и
бензине?
Теоретическая часть ( описание объекта занятий):
Пластичные смазки применяются для таких трущихся деталей
механизмов, где по конструкционным особенностям не могут удерживаться
или регулярно подаваться жидкие масла, т. е. когда использование
минеральных масел невозможно или нерационально.
Эксплуатационные требования к качеству смазок следующие: — смазки
должны быть однородными, — обладать определенными механическими
свойствами, — оказывать минимальное коррозионное воздействие на
металлы, — не должны содержать воды и механических примесей. При
оценке смазки по внешним признакам обращается внимание на ее цвет,
13
состояние ее поверхностного слоя и ее однородности. При внешнем осмотре
определяется, прежде всего, отсутствие выделения из смазки жидкой фазы
(масла). Затем однородность проверяется с помощью стеклянной пластинки,
на которую наносится слой смазки толщиной 1—2 мм. При рассмотрении
этого слоя невооруженным глазом в проходящем свете не должны
обнаруживаться капли масла, комки загустителя, твердые включения. Чтобы
проверить смазку на растворимость в бензине, надо смешать ее с ним в
соотношении 1:4 при температуре 60 °С. Если при этом образуется
совершенно прозрачный растовор, имеющий при просвечивании цвет
испытуемого образца, то смазка считается растворимой в бензине. В бензине
растворяются смазки с углеводородными загустителями.
Задание (исходные данные) на выполнение практического занятия:
Ознакомится с методикой определения температуры каплепадения смазки.
Одной из причин перехода пластичной смазки в жидкое состояние является
чрезмерное ее нагревание.
Для определения температуры каплепадения смазки пользуются
специальным прибором (ГОСТ 6793—74), схема которого показана на рис.
3.1.
Практическая ЧАСТЬ ( расчеты , эскизы, схемы, таблицы , графики и т. п.,
согласно задания):
Рис.
3.1.
Прибор
для
определения
температуры каплепадения смазок: 1 —
чашечка;
2
—
гильза;
3
—
стакан
с
жидкостью; 4 — стеклянная муфта; 5 —
пробка; 6 — термометр
14
Порядок выполнения работы:
- чашечку 1 заполнить с помощью шпателя смазкой, которая подлежит
испытанию,
-вставить чашечку в металлическую гильзу 2 до упора ,
-собранный прибор укрепить с помощью пробки 5 в стеклянной муфте 4 так,
чтобы расстояние от ее дна до низа чашечки составляло 25 мм.
-муфту вместе с прибором погрузить в стакан 4 с водой и закрепить в
штативе так, чтобы глубина погружения составляла 150 мм.
-помешивая с помощью мешалки жидкость, на газовой горелке нагревать
стакан до температур:
— 30 °С для низкоплавких смазок;
— 60 °С для среднеплавких;
— 110 °С для натриевых;
— 150 °С для литиевых.
Зафиксировать температуру, при которой из чашечки упадет первая капля
смазки или ее выползающий столбик коснется дна муфты.
Контрольные вопросы:
1). Как определить качество пластичной смазки по внешним признакам ?
2). Как определить однородность пластичной смазки ?
3). Назовите основные марки пластичных смазок ?
4). Где применяются пластичные смазки?
5). Назовите эксплуатационные требования предъявляемые к качеству
пластичных смазок?
15
Лабораторное занятие №4
(продолжительность занятий-2-часа)
Наименование занятия: Определение качества лакокрасочных материалов
Цель занятия:- закрепление теоретических знаний, знаний по оценке
качества лакокрасочных материалов , знакомство с методами определения
контроля качества лакокрасочных материалов .
Содержание занятия:-оценка малярных свойств краски, -анализ твердости
покрытия, -определение эластичности покрытия.
Место проведения: -лабораторный кабинет
Литература для самоподготовки: Геленов А.А. Автомобильные
эксплуатационные материалы.: учеб. пособие для учреждений СПО.-М.: Изд.
центр «Академия», 2010.
Контрольные вопросы при допуске к работе: 1. Как проходит подготовка
поверхности к окрашиванию. 2. Какие существуют показатели качества
лакокрасочных покрытий? 3. Дайте определение укрывистости.
Теоретическая часть ( описание объекта занятий):
Лакокрасочные материалы (ЛКМ) наносятся только на предварительно
подготовленную поверхность, с которой удаляются пыль, грязь, следы
нефтепродуктов, ржавчина, окалина, остатки негодного старого покрытия.
На подготовленную поверхность наносится первый слой покрытия — грунт.
Высушенный грунт имеет толщину слоя порядка 15—20 мкм, поэтому
видимые дефекты на поверхности металла сохраняются. Чтобы их устранить
прибегают к местному и общему шпатлеванию. Местное шпатлевание
выравнивает крупные дефекты. Общее позволяет получить гладкое покрытие
по всей поверхности окрашиваемой площади.
16
Основными показателями качества лакокрасочных покрытий являются :
вязкость, укрывистость, твердость, эластичность.
Одним из показателей красок является их укрывистость. Укрывистостъ —
это
способность
краски
полностью
скрывать
цвет
окрашиваемой
поверхности.
Укрывистость измеряется количеством ЛКМ в г/м2, потребным для
закрашивания пластинки из бесцветного стекла таким количеством слоев,
при котором не просматриваются черные и белые квадраты у подложенной
под пластинку шахматной доски.
От укрывистости зависят расход ЛКМ и число слоев краски в покрытии.
Укрывистость автоэмалей находится в пределах от 30 до 70 г сухой
пленки на 1 м
2
окрашиваемой поверхности.
Задание (исходные данные) на выполнение практического занятия:
Сделать описание метода проверки вязкости лакокрасочных материалов.
Готовая к применению краска должна обладать оптимальной вязкостью.
При повышенной вязкости возрастает толщина пленки одного слоя и
снижается ее прочность, при пониженной – уменьшается толщина слоя и
увеличивается расход растворителя.
Вязкость краски измеряется в секундах, потребных для вытекания 100мл
ее из вискозиметра ВЗ-4 через отверстие в дне диаметром 4мм при
температуре 18-20
0
С. Это время должно находиться в пределах от 15 до 45
секунд. Если же окраска будет производиться при помощи кисти, то ее
вязкость должна составлять от 30 до 60 секунд.
При приготовлении краски необходимо определить тип растворителя, с
которым она совместима.
Практическая часть ( расчеты , эскизы, схемы, таблицы , графики и т. п.,
согласно задания):
17
Рис. 4.1. Вискозиметр B3-4: 1 — стакан;
2 — шарик; 3 — штатив
Заполнить
вискозиметр
испытуемой
краской в количестве 100мл.
- Одновременно с изъятием запорного
шарика
включить
секундомер
и
выключить его по окончании вытекания
краски.
- Замер повторить четыре раза и вывести
среднее значение.
Контрольные вопросы:
1. Какие требования предъявляются к ЛКМ?
2. Как готовится поверхность деталей к окраске?
3. Какими показателями оцениваются малярные свойства красок?
4. Как вязкость краски влияет на качество покрытия?
5. На что влияет укрывистость ЛКМ?
18