Автор: Кузнецова Людмила Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Рассветовская СОШ"
Населённый пункт: с.Рассвет
Наименование материала: Открытый урок по математике
Тема: "Сложение и вычитание в пределах 10. Решение задач"
Дата публикации: 04.04.2025
Раздел: начальное образование
Содержание урока
Ι. Организационный момент.
Учитель. Звенит звонок, начинается урок. Садитесь. Руки?
Дети. На месте!
У. Ноги?
Д. На месте!
У. Локти?
Д. У края!
У.Спина?
Д. Прямая!
Ι Ι.Мотивация.
У.Ребята, признайтесь, вам хотелось бы заняться чем-то интересным,
увидеть необычное, проявить свои способности? Тогда вам повезло!
Отправляемся в гости. Кто это? Герой замечательного произведения Корнея
Ивановича Чуковского. Это сказочный доктор, который лечит зверей. (слайд
№2). Но так как это сказка, в ней могут быть самые удивительные и
непредвиденные ситуации. Итак
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечится
И корова, и лисица,
И вы, ребята.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит
ΙIΙ. Систематизация опорных знаний, умений и навыков, которые
потребуются для выполнения заданиий.
1)Устный счёт
-Около дерева плакат висит: “На приём ко мне тот попадёт, кто устный
счет пройдет.»
У.- Прежде чем мы станем в очередь мы выполним задание.
(Учитель читает, а дети показывают карточку с номером выбранного
решения.Решения записаны на доске.)
1) 5+3; 3) 4+5;
2) 5-3; 4) 5-4;
У белочки 5 белых гриба и 3 боровика. Сколько всего грибов у
белочки?(1)
У белочки 5 белых гриба, а боровиков на 3 меньше. Сколько
боровиков у белочки? (2)
У белочки 5 белых гриба и 3 боровика. На сколько белых грибов
больше чем боровиков? (2)
У белочки 5 белых гриба , а боровиков на 3 больше. Сколько
боровиков у белочки? (1)
Ёжик подарил лисичке 4 ромашки и 5 колокольчиков. На сколько
ромашек меньше чем колокольчиков? (4)
Ёжик подарил лисичке 4 ромашки и 5 колокольчиков. Сколько
всего подарил цветов ёжик лисичке?(3)
Ёжик подарил лисичке 4 ромашки, а колокольчиков на 5 больше.
Сколько ёжик подарил колокольчиков? (3)
Ёжик подарил лисичке 5 колокольчиков , а ромашек на 4 меньше.
Сколько ёжик подарил ромашек?
У.- Но это еще не все, мы должны выполнить задание.
Логическая задача на полях с. 39
У. – Вы не слышите шум? Больных у доктора Айболита всегда много. В чем
же дело?
Д – Перепутали порядок приёма к доктору.
1) 0,1,2,4,5.3,6,8,7,9,10.
Д. Надо их померить. Числа 3 и8 стоят не на своих местах.
2) Практическая работа по группам
У- Ребята, а сейчас каждый из вас узнает свой номер на приём к доктору.
Для этого решим примеры на номерках
.
1 гр - (синий номерок)-
4-1 = 5-2= 1+2=
2 гр – (зелёный номерок)
2+3= 7-2= 8-2-1
3гр – (красный номерок)
7+ =10 -7=0 8+2-=3
–Проверим! (слайд 3) Какой номер на зелёных номерка?
Д. -3
У. – Какой номер на синих номерка?
Д. -5
У. – Какой номер на красных номерка?
Д. -7
У – Отлично! Какой из этих номерков левее в натуральном ряду чисел?
Правее? А правда ли, что 5>7?Значит, кто отправится на приём раньше,
позднее?
Д-Те, у кого номер 3- раньше, а позднее с номером -7
У- А вот ещё больная. Кто это?
Посмотрите, какая она необычная. Что в ней необычного?
Это лиса, которую укусила оса. Ей очень больно Давайте ее пропустим
вперед. Но чтобы пропустить ее вперед нужно выполнить задание.
Работа с учебником.
№5. стр 35
Зазвонил телефон (слайд №4) .
Учитель берёт трубку телефона.
- Кто говорит?
–Крокодил.
У- Что случилось? Ваши детки заболели? Приехать в Африку скорей и
вылечить ваших малышей?
У– Ладно, ладно побегу, Вашим детям помогу. –Ребята, отправитесь со
мной в путь? Не боитесь математических трудностей?
Д- Нет.
У- Что бы нам быстрее добраться полетим на самолёте. и совершить
посадку, подниматься на самолёт будем по трапу, который подготовит ( ему
даю карточки). на доске самолёт.
Твоя задача: Я даю тебе 6 карточек, а ты должен решить примеры и
расставить их в порядке возрастания
6-4=
4+4=
8+2=
10-5=
3+5-1=
10-7+3=
Остальные дети работают со мной .
Работа с учебником
№4 стр. 35
IY. Физкультминутка
Руки ставим все вразлёт.
Появился самолёт.
Мах крылом туда – сюда,
Делай раз и делай два.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз и два, раз и два.
Опустите руки вниз,
И на место все садись.
Y. Решение задач.
У-Чтобы дорога показалась нам недолгой, а летим мы в Африку(слайд №4),
решим задачи про её жителей.
Посмотрите внимательно на экран и составьте задачу.(слайд №5)
Д- На пальме сидело 4 попугая. К ним прилетело ещё 2 попугая. Сколько
попугаев стало?
У – Запишите решение в тетрадь.
Д – ученик 1 группы «рассказывает» условие задачи с помощью рук.
У – Продолжаю. На второй пальме сидели обезьяны.
( они закрыты, дети их не видят) Их на 2 меньше, чем попугаев. Сколько
обезьян на пальме? Кто знает, как решить задачу? Решайте в тетради. Кто
затрудняется – делаем рисунок.
- А сейчас кто знает? Решайте.
(учитель обезьян не показывает)
У – Будьте ещё внимательнее… Узнайте теперь, сколько всего зверей на
двух пальмах. .Запишите решение.
У – Наш самолёт и совершил посадку. Ой, как неудачно! Перед нами шумит
и бушует море.
О, если мы утонем,
Если пойдём мы ко дну,
Что станет с ними, с больными?
-Смотрите, впереди корабли…(слайд №6)
У – Найдите отличия. Кто, сколько нашёл?
Д – Я нашел 6 отличий. – А я 10.
У – Покажите эти отличия.
У – Мы поплывём к тому кораблю, который направляется вправо.
У – Почему так жутко? Кто это впереди?
Бармалей- Я – разбойник
Я – злодей,
Я – ужасный Бар-ма-лей! (голос записан на магнитофонной ленте)
Бармалей- не пущу я вас к больным, пока не решите мою задачу.
Задача: Масса моего попугая, стоящего на двух ногах, 3 кг. Какова будет
масса попугая, если он встанет на одну ногу?
Д – Масса не изменится, всё равно на двух ногах стоишь или одной.
-Да, справились, молодцы. Но мы с вами ещё встретимся.
У- А вот и больной! (лежит игрушка – крокодил, у которого раскрывается
пасть. Я раскрываю пасть)
- Да у вас ангина! Мы поможем больному, если выполним арифметический
диктант. Записывайте только ответы.
(Звучит с магнитофонной ленты: « К 5 прибавить 1, минус 2, плюс 2, без
6,увеличить на 5 ,без1»
Д- (кто был у доски): 6,4,6,0,5,4
У –Вот и вылечили мы их.
Вот и вылечили больных!
Звери благодарят вас и посылают вам эти фрукты (бананы), но получите их
в классе.
Но где же Айболит? Его злой Бармалей заточил в замок. Давайте выручать.
У – Поднимаемся по лесенке (на что она похожа?) и запоминаем слова:
«математика», «восемь», «минус», «столько же»
У – Назовите второе слово
Д- Восемь
У – Четвёртое
Д- Столько же.
У- Назовите их по порядку.
Д – Математика, восемь, минус, столько же.
У- Измените ударение и определите в чём затруднение? (замок) Как выйти
из ситуации?
Д - Открываем замок.
Замки у всех разные.
У- Нарисуйте недостающую фигуру, не нарушая закономерности.
У – Вот и Айболит. А теперь скорее в класс. А что написал он нам в наших
«медицинских картах?» Вот и узнаем при помощи бананов, которые вы,
ребята, получаете за хорошую работу и помощь, которую оказали доктору и
зверям. (раздаю бананы
детям. Большой банан на слайде № )
У – В пустые клеточки вставьте числа.
(выполнив задание и перевернув карточки, дети читают слово. – здоров
YII. Итог урока.
У -О других приключениях Айболита вы сможете узнать из книги
(показываю), которую можете взять в библиотеке. Интересного вам чтения.
YIII. Рефлексия.
-Чем занимались? Как вы можете использовать свои знания, опыт?
Покажите ваше настроение после урока
☺☺☺
Тема урока: Урок «Сложение и вычитание в пределах 10. Решение
текстовых задач».
Цель данного урока: повторить и обобщить полученные знания, выявить
пробелы и наметить работу по их ликвидации.
Задачи урока: Образовательные:
выявить у учащихся уровень знаний состава чисел;
умение выполнять действия сложения и вычитания в пределах 10;
решать задачи на уменьшение(увеличение) числа на несколько
единиц, на нахождение суммы и остатка;
Развивающие:
развивать воображение и мышление детей.
Воспитывающие:
воспитывать интерес к предмету;
воспитывать бережное отношение к здоровью.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков
Подготовила и провела
.
.
.:
уч нач кл
.
.
Кузнецова Л В
Открытый урок по
Открытый урок по
математике
математике
1"
"
в
А классе
1"
"
в
А классе
:
на тему
:
на тему
"
Сложение и вычитание
"
Сложение и вычитание
10.
в пределах
10.
в пределах
.
Решение задач
.
Решение задач