Напоминание

"Схематизация, как метод коррекции познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития в начальной школе"


Автор: Лазарева Яна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГАОУ "Интеграция"
Населённый пункт: п. Зональная Станция
Наименование материала: статья
Тема: "Схематизация, как метод коррекции познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития в начальной школе"
Дата публикации: 04.05.2025
Раздел: начальное образование





Назад




СХЕМАТИЗАЦИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Введение

Задержка

психического

развития

(ЗПР)

представляет

собой

нарушение

темпа

формирования

познавательных

процессов,

что

проявляется в недостаточности памяти, внимания, мышления и речи. В

начальной школе такие дети испытывают трудности при усвоении

учебного

материала,

что

требует

применения

специальных

коррекционных методов. Одним из эффективных подходов является

схематизация – метод визуализации информации, способствующий

структурированию знаний и облегчению их восприятия.

В

данной

статье

рассматриваются

теоретические

основы

схематизации, ее роль в коррекции познавательной деятельности у

младших школьников с ЗПР, а также практические аспекты применения

этого метода в образовательном процессе.

Теоретические

основы

схематизации

в

коррекционной

педагогике

Схематизация

это

процесс

преобразования

информации

в

графическую форму с помощью схем, таблиц,

графиков и

других

визуальных

средств.

В

психолого-педагогической

литературе

схематизация

рассматривается

как

инструмент,

облегчающий

понимание сложных понятий за счет их упрощения и систематизации.

Для детей с ЗПР характерны:

сниженная скорость обработки информации;

трудности в установлении причинно-следственных связей;

слабая способность к обобщению и классификации;

недостаточная сформированность логического мышления.

Схематизация компенсирует эти недостатки, так как:

Упрощает восприятие – визуальные образы легче запоминаются, чем

текстовые описания.

Структурирует

информацию

помогает

выделить

главное

и

установить связи между элементами.

Активизирует

мышление

побуждает

ребенка

анализировать

и

систематизировать материал.

Психолого-педагогические механизмы воздействия схематизации на

познавательную деятельность

Применение схематизации в обучении детей с ЗПР базируется на

следующих психологических принципах:

1. Опора на наглядно-образное мышление

Дети с ЗПР лучше воспринимают информацию в визуальной форме,

чем

в

словесной.

Схемы

и

графические

модели

позволяют

задействовать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление,

что способствует более глубокому усвоению материала.

2. Формирование алгоритмического мышления

Схематизация помогает ребенку выстраивать последовательность

действий, что особенно важно при решении математических задач или

выполнении логических упражнений. Алгоритмы снижают когнитивную

нагрузку, так как дают четкий план действий.

3. Развитие операций обобщения и классификации

Создание

схем

требует

выделения

существенных

признаков

объектов

и

их

группировки.

Это

способствует

развитию

категориального мышления, которое у детей с ЗПР часто остается

недостаточно сформированным.

4. Улучшение памяти и внимания

Визуальные опоры облегчают запоминание, так как задействуют

ассоциативные

связи.

Кроме

того,

работа

со

схемами

требует

концентрации внимания, что положительно влияет на его устойчивость.

Методика применения схематизации в коррекционной работе

1. Этапы введения схематизации

Подготовительный – обучение детей простым формам схематизации

(рисование стрелок, выделение ключевых слов).

Основной – использование схем при объяснении нового материала

(например, схемы состава числа в математике).

Творческий

самостоятельное

составление

схем

учениками

(например, создание плана пересказа текста).

2. Виды схем, применяемых в обучении

Логические схемы (блок-схемы, алгоритмы решения задач).

Классификационные

схемы

(деревья

понятий,

таблицы

признаков).

Временные

схемы

(линии

времени,

последовательности

событий).

Пространственные схемы (планы, карты).

3. Практические приемы

Совместное составление схем (учитель и ученики вместе рисуют

схему на доске).

Заполнение

готовых

схем

(ребенок

вписывает

недостающие

элементы).

Использование цветового кодирования (разные цвета для разных

групп понятий).

Графическое сопровождение устных ответов (ребенок дополняет

рассказ рисунком или схемой).

Эффективность

схематизации

в

коррекции

познавательных

процессов

Исследования

и

практический

опыт

показывают,

что

систематическое

применение

схематизации

у

детей

с

ЗПР

приводит к:

повышению уровня понимания учебного материала;

развитию логического и абстрактного мышления;

улучшению памяти и внимания;

снижению тревожности при выполнении заданий (благодаря

наличию четких опор).

Заключение

Схематизация

является

эффективным

методом

коррекции

познавательной

деятельности

у

младших

школьников

с

ЗПР.

Ее

применение способствует структурированию информации, развитию

мышления

и

улучшению

учебных

результатов.

Для

достижения

максимального эффекта необходимо постепенное внедрение схем в

учебный процесс, сочетание разных видов визуализации и активное

вовлечение детей в создание собственных графических моделей.

Дальнейшие исследования могут быть направлены на разработку

дифференцированных

методик

схематизации

с

учетом

индивидуальных

особенностей

детей

с

ЗПР,

а

также

на

оценку

долгосрочного влияния этого метода на успеваемость.

Таким образом, схематизация не только облегчает усвоение знаний,

но и способствует формированию универсальных учебных действий,

что делает ее важным инструментом в коррекционно-педагогической

работе.



В раздел образования