Автор: Смирнова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГОБОУ "Центр адаптированного обучения"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие познавательной активности учащихся с тяжёлой умственной отсталостью посредством использования интерактивных заданий»
Дата публикации: 04.05.2025
Раздел: начальное образование
«Развитие познавательной активности учащихся с тяжёлой умственной
отсталостью посредством использования интерактивных заданий»
Внедрение интерактивных заданий на уроках представляет собой эффективный
подход к обучению детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Этот
метод стимулирует их к активному участию в учебном процессе, развивает
критическое мышление, социальные навыки и улучшает их общую
эмоциональную и физическую благополучность.
Игровая активность на уроках для таких детей имеет несколько преимуществ.
Во-первых, игры предлагают множество возможностей для повышения
заинтересованности детей и создания атмосферы радости и развлечения. Это
важно, поскольку мотивация к обучению является одним из главных факторов
успеха в образовательном процессе. Когда дети вовлечены и заинтересованы, их
умственные способности могут быть эффективнее использованы и развиты.
Во-вторых, игры на уроках способствуют развитию коммуникативных навыков.
Дети с УиТУО часто испытывают трудности в общении и взаимодействии с
другими людьми. Однако, благодаря интерактивным играм, они могут учиться
основам коммуникации, улучшать слуховое восприятие, анализировать и
интерпретировать информацию, а также развивать навыки речи и языковые
умения.
В-третьих, во время игровой деятельности дети учатся формулировать
гипотезы, анализировать ситуации, искать решения проблем, принимать
решения и осуществлять планирование. Эти навыки являются необходимыми в
повседневной жизни и помогают детям адаптироваться к изменяющемуся
окружению.
Наконец, использование интерактивных игр на уроках даёт детям возможность
физического и эмоционального выражения. Для детей с умеренной и тяжёлой
умственной отсталостью это особенно важно, поскольку они испытывают
проблемы в выражении своих эмоций и контроле своего физического
состояния. Участие в играх способствует развитию моторных навыков,
координации движений, улучшению психомоторики и развитию стойкости.
К сожалению, очень мало готовых заданий , подходящих для детей данной
категории. Поэтому, используя готовые шаблоны, я разрабатываю
интерактивные задания по учебным предметам, на конкретные лексические
темы и темы уроков. Задания разработаны с учётом особых потребностей детей
с УиТУО, адаптированы к их способностям и уровню развития. Например,
созданы игры, где дети учатся различать формы, цвета или распознавать звуки и
картинки, проводить счёт предметов, классифицировать. Это помогает им
развивать навыки наблюдения, концентрации внимания и усваивать новые
знания.
Таким образом, использование интерактивных игр на уроках для детей с
тяжелой умственной отсталостью оказывает положительное влияние на их
образование и развитие. Этот метод предлагает возможность применения
увлекательного и мотивирующего подхода к обучению, улучшает социальные
навыки, стимулирует критическое мышление и способствует физическому и
эмоциональному благополучию детей.