Напоминание

"Роль технических упражнений в развитии техники пианиста"


Автор: Товарнова Марина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Волгограда Детская школа искусств № 4
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Роль технических упражнений в развитии техники пианиста"
Дата публикации: 04.06.2023
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Волгограда

«Детская школа искусств №4

»

Товарнова М.В.

РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В

РАЗВИТИИ ТЕХНИКИ ПИАНИСТА.

(методические рекомендации)

Волгоград 2022

2

РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКИХ

УПРАЖНЕНИЙ

В

РАЗВИТИИ

ТЕХНИКИ

ПИАНИСТА.

Фортепианная педагогика рассматривает упражнения как одно из важных

средств формирования, развития, совершенствования, а, также, восстановления

техники исполнителя. Обоснование роли упражнений и их места в техническом

развитии можно найти в

любой книге,

обобщающей опыт

выдающихся

пианистов-педагогов. В нашей стране не раз издавались пособия, включающие

ценный

инструктивный

и

практический

материал. Это

всевозможные

фортепианные упражнения И. Брамса, Ф. Бузони, А. Корто, К. Таузига и других.

Среди наиболее значительных следует назвать работу Маргариты Лонг

«Фортепиано». Первые упражнения М. Лонг вполне можно использовать в

начальном этапе обучения для развития самостоятельности пальцев;

Работать таким образом над каждым пальцем. Каждый такт по 4 раза, потом –

повторить в обратном порядке.

Подобные упражнения можно найти в

«Фортепианной азбуке» Е.

Гнесиной. В средних и старших классах ДМШ можно использовать упражнения

М. Лонг на двойные ноты.

3

Предлагаемые упражнения требуют при исполнении особого внимания,

играя их. надо тщательно следить за свободой

пальцев, рук и

корпуса. При

первых признаках утомления надо немедленно дать отдых рукам. Даже

кратковременная напряженность опасна. Очень

интересны «Ежедневные

упражнения пианиста» Е.

Тимакина, где разрабатывается

исключительно

техника арпеджио во

всевозможнейших вариантах. Наряду с

обычными

арпеджио, он вводит в работу новые комбинации и варианты звукосочетаний.

Вот некоторые примеры четырехзвучных комбинаций, которые можно играть

по типу длинных арпеджио.

Такие арпеджио можно строить от

разных нот. При

этом первая

нота(основной звук) остается без изменений, а остальные три комбинируются в

различных интервалах. По такому принципу строятся пятизвучные комбинации.

Кроме того, можно дополнить варианты длинных арпеджио, введя

ломаные и широкие расположения).

4

Для

всестороннего

развития

фортепианной

техники

пианиста

исключительную

ценность

представляет» Фортепианная

техника»

И.

Штепановой-Курцовой. В

центре внимания автора -

освоение различных

приемов

звукоизвлечения, овладение всеми

видами

туше.

Пособие

предназначено» прежде всего выпускникам среднего звена (училищ и школ),

лишенным

возможности продолжить

образование в

высших

учебных

заведениях и вынужденных работать самостоятельно». Система основывается

на ежедневной одновременной

последовательной

работе над всеми видами

техники. Главное условие - успешным освоение упражнений может быть лишь

при

условии

постоянного

осязательного, слухового

и

двигательного

самоконтроля. Суть этого сборника - в ежедневном «приеме» определенной

«порции»

всех

элементов техники

и

соблюдение в

целом

принципа

последовательного и одновременного овладения ими. Упражнения разделены на

серии в порядке увеличения трудности, (см. стр. 54 «Фортепианная техника»).

Автор постоянно напоминает: «во время игры предельно сосредоточьтесь на

ощущениях в игровом аппарате, прежде всего на свободе руки, чуткости

пальцев в каждом движении. Постоянно следите за качеством звука, ритмом и

интонационной чистотой. Иногда сначала учите левой рукой, уделяйте ей

больше внимания, чем

принято.

После

работы

правой

рукой

снова

возвращайтесь

к

левой. Прежде чем вы начнете работать над примерами,

выучите их наизусть, лучше всего читая лишь глазами. Стремитесь и без

5

проигрывания представить

их точное звучание. Одновременная

слуховая и

визуальная память - самая надежная». Большую ценность для обучающихся

фортепианной игре представляет»

Фортепианная метода» Ф.

Шопена. Он

советовал заниматься упражнениями для

развития самостоятельности

и

разнообразия пальцевого туше, по формуле ми -

фо диез - соль диез-ля диез - си

_для правой руки и

до - си бемоль-ля бемоль - соль бемоль - фо

для левой руки.

Начинать упражнения, по его мнению, лучше с приема легкого стаккато,

оберегающего все части рук, и прежде всего запястье, от зажатости. Затем

ученики Шопена переходили к игре портато, неполному легато, и, наконец, к

легатиссимо, выполняемым в разных темпах и динамических пределах. Другая

группа начальных упражнений Шопена основана на сохранении относительно

одинакового положения руки при ее позиционном перемещении

в гаммах,

арпеджио, двойных нотах и

пассажах. Шопен не допускал напряженного

подкладывания большого пальца, поэтому он часто советовал играть гаммы и

упражнения сначала легким стаккато и заботиться о незаметном переводе рук из

одной позиции в

другую, вовсе не занимаясь подкладыванием.

Уже

на

тренировочном материале Шопен приучал учеников работать над качеством

звучания, обусловленным различными формами туше

и

динамическими

градациями. Он требовал от учеников играть гаммы и упражнения на пиано и

фортиссимо, стаккато и легато, а также с переменой акцентов, приходящихся

сначала на 2-ю, затем на З-ю и далее на 4-ю ноту. Динамику крещендо и

диминуэндо в игре гамм и пассажей Шопен сочетал с ритмической четкостью.

Вот

почему

он

советовал акцентировать сильные доли

и

следить за

соблюдением метрономической ровности играемых упражнений. Интересным,

на наш взгляд, является раздел изучения арпеджио, которые Шопен предлагает

начинать с игры ум.7, проявляя в этом заботу о хорошей приспособленности рук

к клавиатуре, что исключает их зажатость.

6

Технические упражнения общепризнанны как

хорошее средство для

достижения и сохранения фортепианной

техники на должном уровне. Но

нередко случается, что они не приносят ожидаемой пользы. Причину неудачи

следует искать в их переоценке, либо недооценке или - чаще всего - в их

неправильном применении. Чтобы упражнения привели к хорошим результатам,

учащийся должен в

приобретаемом навыке с

самого начала усваивать

правильные приемы так как, последующее исправление намного труднее и

связано с потерей времени. Ученик постепенно знакомится с отдельными

техническими элементами, начиная с правильной посадки и, так называемой,

постановки руки на клавиатуре. Сложные технические задачи

разрешаются

большей частью с помощью предварительных

упражнений, исходящих от

наипростейших двигательных задач. Успевающий ученик должен избегать

всякой односторонности и работать параллельно над всеми доступными ему

видами техники и,

особенно над теми, которые представляют для него

трудность. Технические упражнения должны транспонироваться в различные

тональности. Для освоения игры в быстром темпе полезно применять различные

ритмические варианты, игра в разных ритмах принуждает ученика к большей

сосредоточенности

внимания. Без усиленной концентрации внимания даже

самая длительная тренировка приносит мало пользы.

Непрерывное контролирование способа звукоизвлечения

и

привычка

постоянно следить за освобождением руки должны стать нормальным явлением,

при котором ученик не будет уставать и не будет подвержен опасности

переиграть руку.

Правильно

поставленная работа

над

техническими

упражнениями снабжает музыканта запасом различных типов и

приемов

фортепианной

техники. Это чрезвычайно облегчает и сокращает для него

разучивание музыкального произведения, в котором он уже с самого начала

7

может сосредоточиться на исполнительской стороне. В заключении, хотелось

бы, еще раз обратить внимание педагогов на «подготовительные упражнения» к

гаммам и арпеджио Н. Ширинской, которые позволяют «совершенствовать»

легато,

добиваться «выравнивания» кончиков

пальцев,

работать над

подкладыванием 1го

пальца, хорошо освоить аппликатурные принципы

арпеджио, (см.

«Гаммы и

арпеджио для

фортепиано» составитель Н.

Ширинская)

Использованная литература:

1. Лонг М. «Фортепиано – школа упражнений», «Музгиз», 1963г

2. Николаев В.А., «Шопен-педагог». - М. : Музыка, 1980. - 94 с. : нот. ил.;

- (Вопросы истории, теории, методики);

3. Тимакин Е., «Ежедневные упражнения пианиста» - М., «Советский

композитор», 1974г. – 49с.;

4. Штепанова-Курцова И., Фортепианная техника: Методика и практика /

Пер. с чеш. и предисл. к 1-му изд. З. Иовенко. - Киев : Муз. Украина,

1986. - 160 с.



В раздел образования