Автор: Товарнова Марина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Волгограда Детская школа искусств № 4
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Роль технических упражнений в развитии техники пианиста"
Дата публикации: 04.06.2023
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Волгограда
«Детская школа искусств №4
»
Товарнова М.В.
РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В
РАЗВИТИИ ТЕХНИКИ ПИАНИСТА.
(методические рекомендации)
Волгоград 2022
2
РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКИХ
УПРАЖНЕНИЙ
В
РАЗВИТИИ
ТЕХНИКИ
ПИАНИСТА.
Фортепианная педагогика рассматривает упражнения как одно из важных
средств формирования, развития, совершенствования, а, также, восстановления
техники исполнителя. Обоснование роли упражнений и их места в техническом
развитии можно найти в
любой книге,
обобщающей опыт
выдающихся
пианистов-педагогов. В нашей стране не раз издавались пособия, включающие
ценный
инструктивный
и
практический
материал. Это
всевозможные
фортепианные упражнения И. Брамса, Ф. Бузони, А. Корто, К. Таузига и других.
Среди наиболее значительных следует назвать работу Маргариты Лонг
«Фортепиано». Первые упражнения М. Лонг вполне можно использовать в
начальном этапе обучения для развития самостоятельности пальцев;
Работать таким образом над каждым пальцем. Каждый такт по 4 раза, потом –
повторить в обратном порядке.
Подобные упражнения можно найти в
«Фортепианной азбуке» Е.
Гнесиной. В средних и старших классах ДМШ можно использовать упражнения
М. Лонг на двойные ноты.
3
Предлагаемые упражнения требуют при исполнении особого внимания,
играя их. надо тщательно следить за свободой
пальцев, рук и
корпуса. При
первых признаках утомления надо немедленно дать отдых рукам. Даже
кратковременная напряженность опасна. Очень
интересны «Ежедневные
упражнения пианиста» Е.
Тимакина, где разрабатывается
исключительно
техника арпеджио во
всевозможнейших вариантах. Наряду с
обычными
арпеджио, он вводит в работу новые комбинации и варианты звукосочетаний.
Вот некоторые примеры четырехзвучных комбинаций, которые можно играть
по типу длинных арпеджио.
Такие арпеджио можно строить от
разных нот. При
этом первая
нота(основной звук) остается без изменений, а остальные три комбинируются в
различных интервалах. По такому принципу строятся пятизвучные комбинации.
Кроме того, можно дополнить варианты длинных арпеджио, введя
ломаные и широкие расположения).
4
Для
всестороннего
развития
фортепианной
техники
пианиста
исключительную
ценность
представляет» Фортепианная
техника»
И.
Штепановой-Курцовой. В
центре внимания автора -
освоение различных
приемов
звукоизвлечения, овладение всеми
видами
туше.
Пособие
предназначено» прежде всего выпускникам среднего звена (училищ и школ),
лишенным
возможности продолжить
образование в
высших
учебных
заведениях и вынужденных работать самостоятельно». Система основывается
на ежедневной одновременной
последовательной
работе над всеми видами
техники. Главное условие - успешным освоение упражнений может быть лишь
при
условии
постоянного
осязательного, слухового
и
двигательного
самоконтроля. Суть этого сборника - в ежедневном «приеме» определенной
«порции»
всех
элементов техники
и
соблюдение в
целом
принципа
последовательного и одновременного овладения ими. Упражнения разделены на
серии в порядке увеличения трудности, (см. стр. 54 «Фортепианная техника»).
Автор постоянно напоминает: «во время игры предельно сосредоточьтесь на
ощущениях в игровом аппарате, прежде всего на свободе руки, чуткости
пальцев в каждом движении. Постоянно следите за качеством звука, ритмом и
интонационной чистотой. Иногда сначала учите левой рукой, уделяйте ей
больше внимания, чем
принято.
После
работы
правой
рукой
снова
возвращайтесь
к
левой. Прежде чем вы начнете работать над примерами,
выучите их наизусть, лучше всего читая лишь глазами. Стремитесь и без
5
проигрывания представить
их точное звучание. Одновременная
слуховая и
визуальная память - самая надежная». Большую ценность для обучающихся
фортепианной игре представляет»
Фортепианная метода» Ф.
Шопена. Он
советовал заниматься упражнениями для
развития самостоятельности
и
разнообразия пальцевого туше, по формуле ми -
фо диез - соль диез-ля диез - си
_для правой руки и
до - си бемоль-ля бемоль - соль бемоль - фо
для левой руки.
Начинать упражнения, по его мнению, лучше с приема легкого стаккато,
оберегающего все части рук, и прежде всего запястье, от зажатости. Затем
ученики Шопена переходили к игре портато, неполному легато, и, наконец, к
легатиссимо, выполняемым в разных темпах и динамических пределах. Другая
группа начальных упражнений Шопена основана на сохранении относительно
одинакового положения руки при ее позиционном перемещении
в гаммах,
арпеджио, двойных нотах и
пассажах. Шопен не допускал напряженного
подкладывания большого пальца, поэтому он часто советовал играть гаммы и
упражнения сначала легким стаккато и заботиться о незаметном переводе рук из
одной позиции в
другую, вовсе не занимаясь подкладыванием.
Уже
на
тренировочном материале Шопен приучал учеников работать над качеством
звучания, обусловленным различными формами туше
и
динамическими
градациями. Он требовал от учеников играть гаммы и упражнения на пиано и
фортиссимо, стаккато и легато, а также с переменой акцентов, приходящихся
сначала на 2-ю, затем на З-ю и далее на 4-ю ноту. Динамику крещендо и
диминуэндо в игре гамм и пассажей Шопен сочетал с ритмической четкостью.
Вот
почему
он
советовал акцентировать сильные доли
и
следить за
соблюдением метрономической ровности играемых упражнений. Интересным,
на наш взгляд, является раздел изучения арпеджио, которые Шопен предлагает
начинать с игры ум.7, проявляя в этом заботу о хорошей приспособленности рук
к клавиатуре, что исключает их зажатость.
6
Технические упражнения общепризнанны как
хорошее средство для
достижения и сохранения фортепианной
техники на должном уровне. Но
нередко случается, что они не приносят ожидаемой пользы. Причину неудачи
следует искать в их переоценке, либо недооценке или - чаще всего - в их
неправильном применении. Чтобы упражнения привели к хорошим результатам,
учащийся должен в
приобретаемом навыке с
самого начала усваивать
правильные приемы так как, последующее исправление намного труднее и
связано с потерей времени. Ученик постепенно знакомится с отдельными
техническими элементами, начиная с правильной посадки и, так называемой,
постановки руки на клавиатуре. Сложные технические задачи
разрешаются
большей частью с помощью предварительных
упражнений, исходящих от
наипростейших двигательных задач. Успевающий ученик должен избегать
всякой односторонности и работать параллельно над всеми доступными ему
видами техники и,
особенно над теми, которые представляют для него
трудность. Технические упражнения должны транспонироваться в различные
тональности. Для освоения игры в быстром темпе полезно применять различные
ритмические варианты, игра в разных ритмах принуждает ученика к большей
сосредоточенности
внимания. Без усиленной концентрации внимания даже
самая длительная тренировка приносит мало пользы.
Непрерывное контролирование способа звукоизвлечения
и
привычка
постоянно следить за освобождением руки должны стать нормальным явлением,
при котором ученик не будет уставать и не будет подвержен опасности
переиграть руку.
Правильно
поставленная работа
над
техническими
упражнениями снабжает музыканта запасом различных типов и
приемов
фортепианной
техники. Это чрезвычайно облегчает и сокращает для него
разучивание музыкального произведения, в котором он уже с самого начала
7
может сосредоточиться на исполнительской стороне. В заключении, хотелось
бы, еще раз обратить внимание педагогов на «подготовительные упражнения» к
гаммам и арпеджио Н. Ширинской, которые позволяют «совершенствовать»
легато,
добиваться «выравнивания» кончиков
пальцев,
работать над
подкладыванием 1го
пальца, хорошо освоить аппликатурные принципы
арпеджио, (см.
«Гаммы и
арпеджио для
фортепиано» составитель Н.
Ширинская)
Использованная литература:
1. Лонг М. «Фортепиано – школа упражнений», «Музгиз», 1963г
2. Николаев В.А., «Шопен-педагог». - М. : Музыка, 1980. - 94 с. : нот. ил.;
- (Вопросы истории, теории, методики);
3. Тимакин Е., «Ежедневные упражнения пианиста» - М., «Советский
композитор», 1974г. – 49с.;
4. Штепанова-Курцова И., Фортепианная техника: Методика и практика /
Пер. с чеш. и предисл. к 1-му изд. З. Иовенко. - Киев : Муз. Украина,
1986. - 160 с.