Автор: Тлюняева Елена Валерьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГАОУ МО "Балашихинский лицей"
Населённый пункт: г. Балашиха
Наименование материала: Конспект урока математики 5 класс
Тема: Объем прямоугольного параллелепипеда
Дата публикации: 04.06.2025
Раздел: среднее образование
Класс
Тема
УМК
5
Объем прямоугольного
параллелепипеда
«Математика 5класс» под
ред. Н.Я. Виленкина
Основные дидактические цели урока:
организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации
понятий объем прямоугольного параллелепипеда, площадь поверхности
прямоугольного параллелепипеда;
формировать у учащихся умения самостоятельно применять знания в
разнообразных ситуациях.
Структура урока:
организационный этап
мотивация
проверка домашнего задания
воспроизведение и коррекция опорных знаний
основной этап урока - обобщение и систематизация понятий, усвоение
системы знаний и их применение при выполнении практических заданий
этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий
этап коррекции знаний и способов действий
этап информации о домашнем задании
итог урока
рефлексия
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
организационный этап
- Здравствуйте, подравнялись, спинки выпрямили, глазки
на меня. Прозвенел для нас звонок. Начинается урок.
Отдохнув на перемене, мы по группам с вами сели.
Сегодня мы работаем в трех группах, каждый сможет
проявить
себя,
показать
свои
знания
и
получить
отличную оценку. Сейчас вам необходимо выбрать
капитанов для более организованной работы в команде.
- Приветствие ребят.
- Выбор капитанов.
мотивация
- Вспомните, ребята, какую тему мы с вами изучали на
последних уроках?
-
Хорошо,
«Прямоугольный
параллелепипед
и
его
объём». Сегодня на уроке мы проверим, как усвоил тему
каждый
из
вас,
чтобы
лучше
подготовиться
к
контрольной работе. На днях мы с вами сделали большое
количество пластилиновых кубиков с ребром один
сантиметр, которые вы видите на ваших столах.
- Как вы думаете, как это связано с темой нашего урока?
- Скоро мы узнаем «Тайну пластилиновых кубиков».
- Открываем вторые тетради (не с домашней работой),
записываем
число,
классная
работа,
«Тайна
пластилиновых кубиков»
- Прямоугольный
параллелепипед.
- Объем.
- Объем прямоугольного
параллелепипеда.
- Куб.
-…
-
Возможно
мы
будем
собирать из них новые тела,
прямоугольные
параллелепипеды
- Открывают, записывают…
проверка домашнего задания
- Наличие тетрадей с домашней работой проверяют
капитаны команд.
- Какие возникли вопросы при выполнении домашней
работы?
- Кто может ответить на данный вопрос?
- Сегодня в конце урока тетради с домашней работой
будут сданы на проверку.
- Проверяют наличие тетрадей
- Формулируют вопросы
- Ребята отвечают.
воспроизведение и коррекция опорных знаний
- От каждой группы приглашаются учащиеся – один
человек
от
группы,
которые
подготовили
модели
прямоугольного
параллелепипеда
и
теоретический
материал
по
пунктам:
п.20
«Прямоугольный
параллелепипед»
и
п.21
«Объёмы.
Объем
прямоугольного параллелепипеда» (используя вопросы
после пунктов)
- Трое учащихся выходят к
демонстрационному столу, на
котором находятся их модели,
приводят примеры предметов,
имеющих
форму
прямоугольного
параллелепипеда,
объясняют
и показывают на моделях, что
поверхность прямоугольного
параллелепипеда состоит из
шести
прямоугольников,
называемых
гранями,
противоположные
грани
–
равны и т.д. (ребра, вершины,
куб, три измерения, формула
объема, др.)
основной этап урока - обобщение и систематизация понятий, усвоение
системы знаний и их применение при выполнении практических заданий
-
Молодцы
наши
теоретики,
ребята
хорошо
подготовились.
- Какие возникли вопросы к выступающим?
- Теперь перейдем к практике. На доске записано задание
номер один: «Используя набор пластилиновых кубиков,
составьте из них тела, имеющие объём: 2,5,8,13 и 27
кубических сантиметров». При ответе капитан следит,
чтобы отвечали каждый раз новые ребята.
- Из какого количества кубиков в задаче номер один
возможно собрать прямоугольный параллелепипед, у
которого все измерения одинаковы?
- Почему?
- Во сколько раз объём куба с ребром 1 см меньше
объема куба с ребром 3 см?
- Задание №2 «Известно, что ребро куба равно a) 2 см, б)
3 см и в) 1 см. Соберите пластилиновые модели кубов по
данному условию и вычислите площадь поверхности
каждого куба. Вычисления запишите в тетрадях»
- вопросы
-
Учащиеся
обсуждают
решение
в
группах,
затем
представляют свои работы.
- 27
- 8
- Объём куба равен кубу его
ребра.
- в 27 раз
- Ребята ведут обсуждение
решения задачи, составляют
модели, записывают решение
в тетрадях, капитан проверяет
наличие
записей
и
распределяет,
кто
будет
отвечать
(
1х1=1(кв.см)
–
площадь
одной
грани,
1х6=6(кв.см) – площадь шести
граней; 24 кв.см.; 54 кв.см.).
- Если группа затрудняется при выполнении задания, то
учитель задает наводящие вопросы:
1) Сколько граней имеет куб?
2) Что представляет из себя каждая грань?
3) Как вычислить площадь квадрата?
4) Если мы знаем площадь одной грани, как узнать
площадь шести?
- Задание №3 «Составьте прямоугольный параллелепипед
с измерениями 4 см, 3см, 2 см. Вычислите его объем и
площадь поверхности»
- Какую формулу использовали для нахождения объёма?
- Противоположные грани прямоугольного
параллелепипеда равны. Как это свойство помогло нам
решить задачу?
- Сколько кубиков понадобилось вам для того, чтобы
собрать данную модель?
- Что делать, если одно из измерений дано в дециметрах?
- Задание последнее четвертое творческое «Создайте
любое тело, у которого V=30 куб.см». Представлять
работу будут капитаны.
- Шесть
- Квадрат
- Площадь квадрата – квадрат
его стороны
- умножить площадь одной
грани на шесть
- Капитаны групп следят за
тем, чтобы отвечали разные
ребята
- V=abc, 24 куб.см.
4х3х2+4х2х2+3х2х2=52(кв.см)
- умножаем на два найденную
площадь одной грани
-24
- Перевести в одни единицы
измерения, в сантиметры
- Ребята обсуждают, создают,
отсчитав 30 кубиков.
-
Капитаны
представляют
данные работы.
этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий
- Мы вспомнили, как находить объём и площадь
поверхности. Пришло время проверить свои силы:
каждый ученик получает карточку с тремя задачами,
выполняет в тетрадях с домашней работой и сдает
учителю.
- Ребята выполняют задания:
1.
Найдите
объем
куба
с
ребром 4 см.
2. Найдите площадь
поверхности этого куба.
3. Найдите объем
прямоугольного
параллелепипеда с
измерениями: 3 см, 5 дм и 2 м.
этап коррекции знаний и способов действий
- Молодцы, справились с заданиями, сдали тетради.
Обсудим решение: проверка по образцу.
- Обращаем внимание на единицы измерения объёмов,
площадей и в третьем задании на перевод в сантиметры.
-
Учащиеся
проверяют
по
образцу – решение на доске.
этап информации о домашнем задании
- Открываем дневники – записываем домашнее задание:
повторить п.20 и п.21, выполнить номера № 833 и №846.
В номере 833 ответите на вопрос: согласны ли вы с
утверждениями («да»-«нет», «+»-«-», можно полным
ответом, вопросы можно не переписывать), а в номере
846 будете использовать формулу – посмотрите, какую?
- Молодцы.
- Подумайте дома над такими вопросами: 1. «Почему
упаковки для соков и молока производят в виде
прямоугольных
параллелепипедов,
не
являющихся
кубами?» и 2. «Из любого ли количества кубиков можно
собрать
прямоугольный
параллелепипед?».
Вопросы
записаны на узеньких листочках, попрошу капитанов
-
Ребята
записывают
домашнее задание в дневники
- V=abc
раздать их быстро, а д/з на доске: пп.20-21 (повторить),
№№833, 846, листочек.
итог урока
- Подведение итогов групповой работы, оценка помощи
капитанов,
выделение
отдельных
ответов
учеников,
творческая составляющая четвертого задания:
- Над какой темой работали?
- Какую ставили цель?
- Чему научились?
- Что нового на уроке узнали?
- Ребята помогают выделить
наиболее
активных
участников,
интересные
ответы.
- Ответы ребят
рефлексия
- Кто желает сказать несколько слов о том, как он
чувствовал себя на уроке, с каким настроением работал,
комфортно ли было работать в группе, какие были
затруднения?
-
Нам
с
вами
осталось
только
узнать
«Тайну
пластилиновых кубиков». Для этого каждый из вас
вспомнит урок, себя на этом уроке, свое настроение,
работу в группе… Если на уроке вам было комфортно,
интересно,
понятно,
позитивно,
то
возьмите
кубик
желтого цвета, если же что-то мешало в работе или было
не совсем понятно – то возьмите кубик синего цвета.
-
Теперь
из
кубиков
двух
цветов
собираем
прямоугольный
параллелепипед,
цвет
которого
и
раскроет
нам
«Тайну
пластилиновых
кубиков»,
символизируя
комфорт,
настроение
и
степень
сотрудничества на нашем уроке.
- Наш урок закончен. Спасибо. До свидания!
- Ответы ребят по желанию.
- Учащиеся оценивают себя на
уроке и выбирают кубики.
-
Спасибо
за
урок!
До
свидания!