Напоминание

Объем прямоугольного параллелепипеда


Автор: Тлюняева Елена Валерьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГАОУ МО "Балашихинский лицей"
Населённый пункт: г. Балашиха
Наименование материала: Конспект урока математики 5 класс
Тема: Объем прямоугольного параллелепипеда
Дата публикации: 04.06.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Класс

Тема

УМК

5

Объем прямоугольного

параллелепипеда

«Математика 5класс» под

ред. Н.Я. Виленкина

Основные дидактические цели урока:

организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации

понятий объем прямоугольного параллелепипеда, площадь поверхности

прямоугольного параллелепипеда;

формировать у учащихся умения самостоятельно применять знания в

разнообразных ситуациях.

Структура урока:

организационный этап

мотивация

проверка домашнего задания

воспроизведение и коррекция опорных знаний

основной этап урока - обобщение и систематизация понятий, усвоение

системы знаний и их применение при выполнении практических заданий

этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

этап коррекции знаний и способов действий

этап информации о домашнем задании

итог урока

рефлексия

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

организационный этап

- Здравствуйте, подравнялись, спинки выпрямили, глазки

на меня. Прозвенел для нас звонок. Начинается урок.

Отдохнув на перемене, мы по группам с вами сели.

Сегодня мы работаем в трех группах, каждый сможет

проявить

себя,

показать

свои

знания

и

получить

отличную оценку. Сейчас вам необходимо выбрать

капитанов для более организованной работы в команде.

- Приветствие ребят.

- Выбор капитанов.

мотивация

- Вспомните, ребята, какую тему мы с вами изучали на

последних уроках?

-

Хорошо,

«Прямоугольный

параллелепипед

и

его

объём». Сегодня на уроке мы проверим, как усвоил тему

каждый

из

вас,

чтобы

лучше

подготовиться

к

контрольной работе. На днях мы с вами сделали большое

количество пластилиновых кубиков с ребром один

сантиметр, которые вы видите на ваших столах.

- Как вы думаете, как это связано с темой нашего урока?

- Скоро мы узнаем «Тайну пластилиновых кубиков».

- Открываем вторые тетради (не с домашней работой),

записываем

число,

классная

работа,

«Тайна

пластилиновых кубиков»

- Прямоугольный

параллелепипед.

- Объем.

- Объем прямоугольного

параллелепипеда.

- Куб.

-…

-

Возможно

мы

будем

собирать из них новые тела,

прямоугольные

параллелепипеды

- Открывают, записывают…

проверка домашнего задания

- Наличие тетрадей с домашней работой проверяют

капитаны команд.

- Какие возникли вопросы при выполнении домашней

работы?

- Кто может ответить на данный вопрос?

- Сегодня в конце урока тетради с домашней работой

будут сданы на проверку.

- Проверяют наличие тетрадей

- Формулируют вопросы

- Ребята отвечают.

воспроизведение и коррекция опорных знаний

- От каждой группы приглашаются учащиеся – один

человек

от

группы,

которые

подготовили

модели

прямоугольного

параллелепипеда

и

теоретический

материал

по

пунктам:

п.20

«Прямоугольный

параллелепипед»

и

п.21

«Объёмы.

Объем

прямоугольного параллелепипеда» (используя вопросы

после пунктов)

- Трое учащихся выходят к

демонстрационному столу, на

котором находятся их модели,

приводят примеры предметов,

имеющих

форму

прямоугольного

параллелепипеда,

объясняют

и показывают на моделях, что

поверхность прямоугольного

параллелепипеда состоит из

шести

прямоугольников,

называемых

гранями,

противоположные

грани

равны и т.д. (ребра, вершины,

куб, три измерения, формула

объема, др.)

основной этап урока - обобщение и систематизация понятий, усвоение

системы знаний и их применение при выполнении практических заданий

-

Молодцы

наши

теоретики,

ребята

хорошо

подготовились.

- Какие возникли вопросы к выступающим?

- Теперь перейдем к практике. На доске записано задание

номер один: «Используя набор пластилиновых кубиков,

составьте из них тела, имеющие объём: 2,5,8,13 и 27

кубических сантиметров». При ответе капитан следит,

чтобы отвечали каждый раз новые ребята.

- Из какого количества кубиков в задаче номер один

возможно собрать прямоугольный параллелепипед, у

которого все измерения одинаковы?

- Почему?

- Во сколько раз объём куба с ребром 1 см меньше

объема куба с ребром 3 см?

- Задание №2 «Известно, что ребро куба равно a) 2 см, б)

3 см и в) 1 см. Соберите пластилиновые модели кубов по

данному условию и вычислите площадь поверхности

каждого куба. Вычисления запишите в тетрадях»

- вопросы

-

Учащиеся

обсуждают

решение

в

группах,

затем

представляют свои работы.

- 27

- 8

- Объём куба равен кубу его

ребра.

- в 27 раз

- Ребята ведут обсуждение

решения задачи, составляют

модели, записывают решение

в тетрадях, капитан проверяет

наличие

записей

и

распределяет,

кто

будет

отвечать

(

1х1=1(кв.см)

площадь

одной

грани,

1х6=6(кв.см) – площадь шести

граней; 24 кв.см.; 54 кв.см.).

- Если группа затрудняется при выполнении задания, то

учитель задает наводящие вопросы:

1) Сколько граней имеет куб?

2) Что представляет из себя каждая грань?

3) Как вычислить площадь квадрата?

4) Если мы знаем площадь одной грани, как узнать

площадь шести?

- Задание №3 «Составьте прямоугольный параллелепипед

с измерениями 4 см, 3см, 2 см. Вычислите его объем и

площадь поверхности»

- Какую формулу использовали для нахождения объёма?

- Противоположные грани прямоугольного

параллелепипеда равны. Как это свойство помогло нам

решить задачу?

- Сколько кубиков понадобилось вам для того, чтобы

собрать данную модель?

- Что делать, если одно из измерений дано в дециметрах?

- Задание последнее четвертое творческое «Создайте

любое тело, у которого V=30 куб.см». Представлять

работу будут капитаны.

- Шесть

- Квадрат

- Площадь квадрата – квадрат

его стороны

- умножить площадь одной

грани на шесть

- Капитаны групп следят за

тем, чтобы отвечали разные

ребята

- V=abc, 24 куб.см.

4х3х2+4х2х2+3х2х2=52(кв.см)

- умножаем на два найденную

площадь одной грани

-24

- Перевести в одни единицы

измерения, в сантиметры

- Ребята обсуждают, создают,

отсчитав 30 кубиков.

-

Капитаны

представляют

данные работы.

этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

- Мы вспомнили, как находить объём и площадь

поверхности. Пришло время проверить свои силы:

каждый ученик получает карточку с тремя задачами,

выполняет в тетрадях с домашней работой и сдает

учителю.

- Ребята выполняют задания:

1.

Найдите

объем

куба

с

ребром 4 см.

2. Найдите площадь

поверхности этого куба.

3. Найдите объем

прямоугольного

параллелепипеда с

измерениями: 3 см, 5 дм и 2 м.

этап коррекции знаний и способов действий

- Молодцы, справились с заданиями, сдали тетради.

Обсудим решение: проверка по образцу.

- Обращаем внимание на единицы измерения объёмов,

площадей и в третьем задании на перевод в сантиметры.

-

Учащиеся

проверяют

по

образцу – решение на доске.

этап информации о домашнем задании

- Открываем дневники – записываем домашнее задание:

повторить п.20 и п.21, выполнить номера № 833 и №846.

В номере 833 ответите на вопрос: согласны ли вы с

утверждениями («да»-«нет», «+»-«-», можно полным

ответом, вопросы можно не переписывать), а в номере

846 будете использовать формулу – посмотрите, какую?

- Молодцы.

- Подумайте дома над такими вопросами: 1. «Почему

упаковки для соков и молока производят в виде

прямоугольных

параллелепипедов,

не

являющихся

кубами?» и 2. «Из любого ли количества кубиков можно

собрать

прямоугольный

параллелепипед?».

Вопросы

записаны на узеньких листочках, попрошу капитанов

-

Ребята

записывают

домашнее задание в дневники

- V=abc

раздать их быстро, а д/з на доске: пп.20-21 (повторить),

№№833, 846, листочек.

итог урока

- Подведение итогов групповой работы, оценка помощи

капитанов,

выделение

отдельных

ответов

учеников,

творческая составляющая четвертого задания:

- Над какой темой работали?

- Какую ставили цель?

- Чему научились?

- Что нового на уроке узнали?

- Ребята помогают выделить

наиболее

активных

участников,

интересные

ответы.

- Ответы ребят

рефлексия

- Кто желает сказать несколько слов о том, как он

чувствовал себя на уроке, с каким настроением работал,

комфортно ли было работать в группе, какие были

затруднения?

-

Нам

с

вами

осталось

только

узнать

«Тайну

пластилиновых кубиков». Для этого каждый из вас

вспомнит урок, себя на этом уроке, свое настроение,

работу в группе… Если на уроке вам было комфортно,

интересно,

понятно,

позитивно,

то

возьмите

кубик

желтого цвета, если же что-то мешало в работе или было

не совсем понятно – то возьмите кубик синего цвета.

-

Теперь

из

кубиков

двух

цветов

собираем

прямоугольный

параллелепипед,

цвет

которого

и

раскроет

нам

«Тайну

пластилиновых

кубиков»,

символизируя

комфорт,

настроение

и

степень

сотрудничества на нашем уроке.

- Наш урок закончен. Спасибо. До свидания!

- Ответы ребят по желанию.

- Учащиеся оценивают себя на

уроке и выбирают кубики.

-

Спасибо

за

урок!

До

свидания!



В раздел образования