Автор: Бабенко Наталья Петровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №35 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: МЕЖДУ КЛАССИКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ПОП-МУЗЫКОЙ, ИЛИ КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ «МУЗЫКИ» В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ
Дата публикации: 04.07.2025
Раздел: среднее образование
Н.П. Бабенко
РФ
МЕЖДУ КЛАССИКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ПОП-МУЗЫКОЙ, ИЛИ КАК
ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ «МУЗЫКИ» В
СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ
Аннотация: Статья посвящена проблемам и возможным решениям в
преподавании предмета «Музыка» в 5-8 классах. Рассматриваются проблемы, с
которыми сталкивается учитель музыки на своих уроках и пути их решения. В
статье говорится, что успешное преподавание музыки в средних классах требует
не только знаний о предмете, но и гибкости, творческого подхода к обучению и
умения найти общий язык с молодежной аудиторией.
Ключевые слова: предмет «Музыка», мотивация, психология подростков,
цифровая эпоха, актуализация материала, популярная музыка, практическая
ценность, конкуренция с другими предметами, поп-культура, междисциплинарные
проекты.
N.P. Babenko
Russian Federation
BETWEEN CLASSICS AND CONTEMPORARY POP MUSIC, OR HOW TO
INTEREST TEENAGERS IN MUSIC CLASSES IN SECONDARY SCHOOLS
Abstract: The article focuses on the problems and possible solutions in teaching
music in 5th-8th grade classes. The problems that a music teacher faces in his lessons
and the ways to solve them are considered. The article says that successful music
teaching in middle grades requires not only knowledge of the subject, but also flexibility,
a creative approach to learning, and the ability to find a common language with a youth
audience.
Keywords: subject "Music", motivation, adolescent psychology, digital age,
material actualization, popular music, practical value, competition with other subjects,
pop culture, interdisciplinary projects.
Преподавание предмета «Музыка» в 5-8 классах - это вызов, требующий
от учителя не только глубоких знаний предмета, но и понимания психологии
подростков, их интересов и потребностей. В эпоху цифровых технологий и
стремительно меняющихся музыкальных трендов, удержать внимание
обучающихся и привить им любовь к музыке становится задачей не из
легких. В этой статье я расскажу о проблемах, с которыми сталкиваюсь на
уроках «Музыки» в среднем звене, и предложу возможные пути их
преодоления.
Пожалуй, самая распространенная проблема - это низкая мотивация и
отсутствие
интереса.
Многие
ученики
воспринимают
музыку
как
«несерьезный» предмет, не имеющий практической ценности для их
будущей профессии. Они считают, что музыка - это просто развлечение, и не
видят смысла в изучении теории, истории музыки и даже пения хором. К
такому выводу они приходят из-за:
стереотипов - в обществе часто бытует мнение, что музыка - это удел
избранных, а не для всех;
недостатка практического применения: школьники не видят связи
между изучаемым материалом и их реальной жизнью;
конкуренции с другими предметами: обучающиеся сосредоточены на
подготовке к экзаменам по «важным» предметам, таким как математика,
физика или иностранный язык;
влияния современной поп-культуры: многие подростки предпочитают
слушать популярную музыку, которая часто не требует глубокого анализа и
понимания.
Для преодоления данной проблемы я предлагаю следующие способы. В
первую очередь - это актуализация материала. Связь изучаемой на уроках
Музыки темы с современной музыкой, музыкой в кино, играми и другими
аспектами жизни подростков. Предлагаю пробовать себя и создавать музыку
на компьютере, писать песни. Во внеурочной деятельности обучающиеся
создают
собственные
музыкальные
проекты,
например,
музыкальное
сопровождение к снятому фильму, собственный ремикс к популярной песне.
Сотрудничаю с другими учителями для создания междисциплинарных
проектов: «Взаимосвязь цифр и музыки», «Влияние музыки на развитие
растений и животных», «Геометрическая красота в музыке», «Жить - это
значит
петь»,
«История
русского
рока»,
«Классика
на
мобильных
телефонах», «Музыкотерапия», «Музыка и физика», «Музыка и математика»
и т.д. [2]
Следующая
проблема
-
ученики
5-8
классов
уже
имеют
сформировавшиеся музыкальные вкусы, которые могут сильно отличаться
друг от друга и от вкусов учителя. Это создает сложности при выборе
репертуара для пения, музыкальных произведений для анализа и обсуждения.
Причины следующие:
влияние семьи и друзей: музыкальные предпочтения формируются под
влиянием ближайшего окружения;
доступность музыки в интернете: подростки имеют неограниченный
доступ к различным музыкальным жанрам и исполнителям;
возрастные
особенности:
в
подростковом
возрасте
происходит
активный поиск себя, в том числе и через музыку.
Чтобы решить эту проблему, учитываю на уроках Музыки интересы
школьников, провожу различные опросы и анкетирования, стараюсь узнать о
музыкальных предпочтениях учеников, включаю в уроки произведения
различных жанров и эпох, от классики до современной поп-музыки. Провожу
открытые
дискуссии,
обсуждаю
музыкальные
произведения,
позволяя
обучающимся высказывать свое мнение и аргументировать свою позицию.
Привлекаю учеников к выбору репертуара произведений для прослушивания.
На уроках Музыки мы создаем собственные плейлисты на определенную
тему или в определенном жанре. [3]
Необходимо помнить о том, что многие обучающиеся не имеют
достаточной музыкальной подготовки, особенно если они не посещали
музыкальную школу или не занимались музыкой дополнительно. В одном
классе могут быть ученики с разным уровнем музыкальной подготовки. Все
это затрудняет работу учителя. На уроках Музыки я учитываю уровень
подготовки
каждого
школьника,
предлагаю
индивидуальные
задания.
Использую схемы, таблицы, видеоуроки и другие наглядные материалы для
объяснения сложных понятий. Организую групповую работу, где более
подготовленные ученики помогают менее подготовленным. [1]
В среднем звене обучающиеся часто проявляют непослушание и
недисциплинированность, что может мешать проведению уроков музыки.
Перечислю факторы, влияющие на дисциплину школьников:
возрастные
особенности:
подростковый
возраст
характеризуется
бунтарством и стремлением к независимости;
неинтересный урок: если урок неинтересен, ученики начинают
отвлекаться и мешать другим;
проблемы во взаимоотношениях с учителем: если обучающиеся не
уважают учителя, они могут проявлять непослушание.
На своих уроках я стараюсь создавать атмосферу доверия и уважения. В
работе использую интересные и разнообразные задания, чтобы удержать
внимание учеников. У меня есть четкие правила поведения на уроке. Всегда
стараюсь понять причины непослушания каждого обучающегося и найти
индивидуальный подход к нему. [4]
Следует сказать и о том, что во многих образовательных учреждениях
кабинеты Музыки недостаточно оснащены, и это затрудняет проведение
уроков. Музыкальное образование часто финансируется по остаточному
принципу.
Приоритет
отдается
другим,
более
«важным»
предметам.
Музыкальные инструменты и оборудование часто устарело и требует
замены. Я очень хорошо знакома с этими проблемами. В своей работе я
использую доступные ресурсы, бесплатные музыкальные приложения и
программы. Привлекаю родителей к помощи в оснащении кабинета.
Сотрудничаю с другими школами для обмена ресурсами и опытом.
Оценка по предмету «Музыка» в среднем звене - очень сложная задача.
Школьники имеют разный уровень подготовки и интереса к предмету.
Причин много:
оценка музыкальных способностей может быть субъективной;
ученики с разным уровнем подготовки должны оцениваться по разным
критериям.
В работе я использую разные формы контроля:
наблюдение (развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы,
средств музыкальной выразительности и т.д.);
слушание музыки;
исполнение музыкальных произведений;
музыкальные викторины;
тесты;
работа по карточкам с разноуровневыми заданиями;
творческие проекты;
ведение тетради;
контрольные работы.
За долгие годы работы в школе, мной разработаны четкие критерии для
оценки по предмету «Музыка», использую разные формы оценки, учитываю
индивидуальные способности каждого обучающегося при оценивании. На
уроках предлагаю школьникам оценивать свои работы и работы друг друга.
Использую портфолио для оценки прогресса учеников в течении года.
Несмотря на то, что большинство школьников не планируют связывать
свою жизнь с музыкой, уроки Музыки могут помогать им развивать навыки,
которые будут полезны в любой профессии. На уроках Музыки развиваются
такие универсальные навыки как креативность, критическое мышление,
коммуникация, работа в команде, самоорганизация. Ученики видят связь
музыки с другими предметами, такими как литература, математика, физика.
Я привожу примеры успешных людей, которые занимались музыкой и
используют свои музыкальные навыки в профессии. Приглашаю на уроки
исполнителей, дирижеров, композиторов, чтобы они делились своим опытом
с обучающимися.
Преподавание музыки в 5-8 классах – это сложная, но интересная и
важная задача. Преодоление вышеперечисленных сложностей требует от
учителя не только профессиональных знаний и умений, но и творческого
подхода, гибкости и умения находить общий язык с подростками.
Литература
1.
Абдуллин Э. Б. Методология педагогики музыкального образования / Э. Б.
Абдуллин. – М.: Академия, 2010. – 224 с.
2.
Бурак Я.В. «Методы и приёмы работы на современном уроке музыки.» //
Образовательная социальная сеть nsportal. 15.12.2020 URL: методы и приёмы работы на
современном уроке музыки. | Статья по музыке: | Образовательная социальная сеть.(Дата
обращения 26.06.2025).
3.
Прокопьева А.П. Современные методы и приёмы на уроке музыки // Инфоурок.
09.06.2020 URL: Современные методы и приёмы на уроке музыки (Дата обращения
27.06.2025).
4.
Рапацкая
Л.
А.
Музыка
в
школе:
стратегии
личностно-ориентированного
обучения / Л. А. Рапацкая. – М.: Владос, 2003. – 320 с.