Автор: Епанова Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУ ДО "ДМШ 1"
Населённый пункт: Республика Коми город Ухта
Наименование материала: Методическая разработка на открытый урок
Тема: «Особенности работы над кантиленой в классе баяна»
Дата публикации: 04.08.2025
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образование городского округа «Ухта»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №2»
Методическая разработка на открытый урок
«Особенности работы над кантиленой в классе баяна»
Епанова Татьяна Васильевна преподаватель
Г. Ухта
2024 г.
Аннотация
Работа раскрывает особенности работы над кантиленой в классе
баяна обращая внимание на
роль интонационного слуха. методы работы
над
основными
средствами
выразительности,
используемыми
при
исполнении произведений канителенного характера. В качестве примера
работы над кантиленой в старших классах ДМШ показана работа над
русской народной песни «Ой да ты, калинушка» в обработке И.Я.
Паницкого.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей
детских музыкальных школ, школ искусств, педагогов дополнительного
образования центров детского творчества.
2
Содержание
I.
Введение.
II.
Роль интонационного слуха в работе над кантиленой.
III.
Основные средства выразительности в работе над кантиленой.
1.
Артикуляция.
2.
Динамика.
3.
Меховедение
4.
Агогика
5.
Фразировка.
IV.
Содержательная часть открытого урока
V.
Ход урока
1.
Организационный этап
2.
Подготовительный:
3.
Основной этап
4.
Заключительный этап
VI.
Заключение
VII.
Список используемой литературы
3
I.
Введение.
Мировая
музыкальная
литература
богата
произведениями
кантиленного склада. Кантилена происходит от итальянского слова канта –
пение. У инструменталистов это означает перенесение мелодического вокала
в инструментальную музыку. Доктор искусствоведения, профессор кафедры
баяна и аккордеона, автор ряда музыкальных произведения М. Имханицкий
писал, что слово «БАЯН» произошло от слова «баять» - рассказывать. Очень
часто про баян говорят, что он «поёт». То есть, идёт прямое сравнение
звучания баяна с человеческим голосом. Всем известно, что голос, это
наиболее гибкий музыкальный инструмент, которым певец наиболее тонко и
эмоционально может передать свое отношение к музыке.
Принцип
образования
звука
на
баяне
во
многом
аналогичен
возникновению звука в связках певца. Источник звука на баяне –
металлический язычок, который свободно колеблется под действием
воздушной струи. Точно так же воздух воздействует и на голосовые связки
певца. Таким образом, у баяниста есть возможность тончайшего влияния на
звук, на его образование, на управление звуком во время его звучания, а
также, на завершение звука.
То есть, возможность филировки звука,
мягкости или упругости атаки и завершения и влияния на звук во всей его
длительности.
Из всего вышесказанного следует, что работа над кантиленой – это
работа, прежде всего, над звуком. А работа над звуком – самая трудная
работа, так как связана с интенсивным слуховым контролем и работой над
душевными качествами ученика. Научить хорошему звуку труднее всего. Как
говорил известный русский и советский педагог и пианист К.Н. Игумнов:
«Тренировать ухо труднее, чем пальцы».
II.
Роль интонационного слуха в работе над кантиленой.
Мелодический слух – это способность воспринимать и воспроизводить
мелодию не просто как ряд звуков, а как ряд интервалов, передающих
определенное настроение. Русский и советский композитор и музыковед Б.В.
4
Асафьев
называл
интервал
наименьшим
интонационным
комплексом,
выражающим ту или иную степень напряжения. Так вокалист, когда берет
интервал, испытывает определённое напряжение голосовых связок, которое
передаётся музыке. Технически, для музыканта-баяниста не имеет значение
величина исполняемого интервала. Поэтому, при исполнении кантилены, для
баяниста очень важно психологическое ощущение вокальности, чтобы
музыкальный материал не потерял заложенную в интервалику смысловую и
интонационную палитру.
Только тогда, когда исполнитель чувствует напряжение интервала,
можно
говорить
об
интонировании
на
инструменте.
Резюмируя
вышеизложенное, можно сказать, что, исполняя кантилену, и не только, мы
стремимся к тому, чтобы научить интонировать на инструменте. Интонация
выявляет образную выразительность музыки, а мелодический рисунок
воспринимается через ощущение его упругости, сопротивляемости. Именно
это является главным условием содержательности высказывания. Очень
часто наблюдается, что мелодию как бы наигрывают, не ощущая её
внутренней упругости. Это в корне неправильно. Мелодический рисунок
должен
быть
пережит,
опираясь
на
анализ
интервалов.
Следует
анализировать интервалику при исполнении мелодии, близкий, или далекий
интервал, консонанс это, или диссонанс, находится в пределах лада, или вне
его.
Важно
умение
слышать
музыкальные
мотивы,
так
называемые
музыкальные «слова». К методам работы над ними можно назвать
пропевание
мотивов
отдельно
от
аккомпанемента,
вместе
с
аккомпанементом. Музыкант должен стремиться слышать фразы, уметь
объединять их в предложения и выстраивать форму целиком.
III.
Основные средства выразительности в работе над кантиленой.
Основные
средства
музыкальной
выразительности,
которые
необходимы при работе над кантиленой, это артикуляция, динамика,
меховедение, фразировка и агогика.
6.
Артикуляция.
5
По мнению Б. Егорова, который в своей работе «К вопросу о
систематизации баянных штрихов»
впервые детально рассматривает и
систематизирует
баянные
штрихи,
артикуляция
переводится
как
«произношение», и определяется различными видами туше, такими как,
«нажим – отпускание», который выполняется с поверхности клавиши мягким
погружением и таким же плавным отпусканием,
«толчок – снятие» -
осуществляется с поверхности клавиши толчкообразным движением руки от
клавиатуры
и
последующим
быстрым
снятием,
«удар
–
отскок»
-
осуществляется маховым движением пальца, кисти, руки и последующим
быстрым отскоком и «скольжение – срыв».
Для исполнения кантилены чаще всего используется туше «нажим» и
штрих legato. При этом нужно играть близко к клавишам, клавиши должны
ощущаться продолжением пальцев. Палец поднимается не более чем на
высоту
поднятия
клавиши.
Следует
ощущать
тонкое
«слияние
с
клавиатурой», поймать ощущение переливания звука из пальца в палец, но
при этом избегать чрезмерного давления на клавиатуру. Необходимо
добиваться связного ровного legato, в то же время, избегать наслоения звука
на звук. Русский и советский педагог и пианист К.Н. Игумнов писал: «При
исполнении кантилены пальцы следует держать как можно ближе к
клавишам
и
стараться
по
возможности
больше
играть
подушечкой,
стремиться к максимальному слиянию пальцев с клавиатурой».
Клавиши нужно нажимать, перенося тяжесть руки на играющий палец,
используя так называемое «поющее туше». Ладонь должна находиться над
нажимаемой
клавишей.
Пальцы
должны
быть
собранными,
а
не
растопыренными. В исполнении кантилены важно уметь использовать вес
руки. При исполнении надо следить за тем, чтобы все пальцы с одинаковой
силой воздействовали на клавиши, чтобы не было эффекта выскакивания
какого-либо
из
пальцев,
непроизвольного
выталкивания
звука
при
исполнении.
6
При исполнении кантилены возможно использование и других видов
туше, таких, как «толчок» и «удар», но только в кульминационных моментах.
При этом важно следить за тем, чтобы звук, получаемый в результате такого
вида туше, выражал содержание произведения и соответствовал его
стилистике. Очень важно научиться, пользуясь активными видами туше,
избегать стука механики клавиатуры.
Также,
при
исполнении
кантилены
очень
важно
следить
за
осмысленным прослушиванием не только мелодической линии, чаще
представленной в партии правой руки, но и подголосков, сопровождения.
Для этого можно поиграть отдельно мелодию и отдельно подголоски, чтобы
учащийся слышал всю фактуру.
7.
Динамика.
Работая над динамикой, важно научить ученика разбираться в
динамических
градациях.
Если
нажать
клавишу
и
повести
мех
с
минимальной силой, мы не получим звук, так как слишком слабое движение
воздуха в полукорпусе баяна не может привести в движение голос. Такого
воздействия недостаточно для формирования звука. Чуть усилив движение
меха, появляется звук, который при различном воздействии на мех можно
воспроизвести в динамике p, mp, mf, f, ff. Однако, усиливая движение меха до
fff, мы получим «уже не звук», а форсированное звучание, которое не имеет
эстетической ценности. Поэтому, очень важно научиться чувствовать
звуковые пределы инструмента и пользоваться динамической палитрой в
рамках этих границ.
Зачастую учащиеся пользуются динамикой лишь в пределах p – mf,
отсюда невыразительность, серость исполнения. Как известно, чтобы
исполнить f, не надо форсировать звук. Надо лишь показать p. Умение играть
p и удерживать внимание публики – очень ценное качество. Однако, не стоит
играть p очень тихо. При таком подходе p звучит вяло, безжизненно, и не
несёт в себе никакой энергетики. Нужно добиваться, чтобы в p звук жил,
развивался. Следует использовать метод заполнения длинных звуков мелкой
7
пульсацией, тогда появится ощущение движения, развития. К примеру, в
проведении темы в вариации на тему р.н.п. «Ой да ты, калинушка» И.Я.
Паницкого, как раз можно использовать этот прием.
Также, важным умением является умение распределить cresc. и dim. на
необходимый
отрезок
музыкального
материала.
При
неправильном
распределении могут появиться такие например недочеты:
cresc.
может
исполняться вяло, безвольно, что почти не ощущается; усиление динамики
может происходить не постепенно, а скачками; cresc. звучит убедительно, но
при этом нет кульминации; хорошее cresc.и вялое dim., резкий спад.
Создает трудность в исполнении динамики и такая особенность
инструмента, что верхний регистр при аналогичном усилии на мех звучит
тише. Поэтому, составляя динамический план произведения, нужно это
учитывать, и кульминационные моменты в верхнем регистре рассчитать так,
чтобы это была действительно кульминация, но чтобы при этом инструмент
не «захлёбывался». К своеобразной уловке можно отнести такой прием, как
выделение кульминацию подчёркнутым штрихом.
Кантиленная музыка часто полифонична, многоголосна, и в такой
фактуре нужно вывести на первый план тему. Сложность состоит в том, что
на баяне один поток воздуха с одинаковой силой устремляется во все
резонаторные камеры, и выделить какой-либо звук из аккорда только
динамикой нельзя. В этом случае можно пользоваться гибкой нюансировкой.
Допустим, при многоголосии тема играется более плотным туше, клавиша
опускается в клавиатуру полностью, а подголосок исполняется более легким
прикосновением, таким образом, чтобы клавиша опускалась лишь до
половины, что уменьшает воздушный поток и нота звучит тише.
8.
Меховедение
Одним из важнейших показателей владения мехом является мастерство
в смене направления движения. Главная задача состоит в том, чтобы во
время смены меха музыкальная мысль не прерывалась. Частые ошибки в
меховедении это: недослушивание длительности перед сменой меха;
8
слишком быстрая смена меха, что приводит к недостаточной цезуре в том
случае, когда мех меняется в середине фразы. Помочь освоить грамотное
меховедение могут упражнения, в том числе такие, как движение тела влево
и вправо в процессе смены меха, а также, мысленная подготовка смены меха.
Также к недостаткам меховедения можно отнести случаи, когда на сжим
динамический
уровень
оказывается
меньшим,
чем
на
разжим.
Для
исправления ситуации надо усилить слуховой контроль и следить за тем,
чтобы на сжим была та же звучность, что и на разжим. Также, следует менять
мех перед сильной долей, тогда смена меха будет не столь заметной.
Следует прививать у учащихся чуткое отношение к меху, как к одному
из основных средств выразительности. Так как именно умение правильно
работать мехом позволяет применять тонкую нюансировку. Также очень
важно дослушивать окончание всего произведения после того, как отзвучал
последний звук.
9.
Агогика
Агогика, это отклонение реальных длительностей, звуков и пауз от
записанных в нотах соотношений. В кантилене очень часто происходит
отклонение от равномерной пульсации, так как живое дыхание ритма не
совпадает с его графической записью. Интонационная природа кантиленных
произведений непосредственно связана с запасом певческого дыханья, его
интенсивностью. В зависимости от того, в каком эмоциональном состоянии
находится
певец,
меняется
биение
его
пульса.
Он
ускоряется
во
взволнованном состоянии и замедляется в успокоенном. И это надо
учитывать при исполнении кантилены на баяне. Если музыка в выражении
лирического чувства будет строго следовать метроному, она неизбежно
потеряет свою истинную природу и свободу и слушатель невольно будет
задыхаться.
Однако, в кантилене тоже существуют темповые и метроритмические
закономерности. Но каждое отклонение темпа, метроритма в дальнейшем
должно уравновешиваться противоположным: расширение – сжатием,
9
сжатие – расширением. А как определить эту грань? Важным фактором для
определения меры агогики является стиль произведения. Музыка эпохи
барокко, венских классиков имеет более строгие, сдержанные формы
выражения, чем современная музыка, народная, романтическая. Также, в
процессе интонирования большое значение отводится роли пауз. Они
должны восприниматься исполнителем не как остановки, а как молчаливое
продолжение движения музыки. Однако, важно не передерживать паузу и не
скомкать, чтобы фразы не наслаивались друг на друга. Для того, чтобы
избегать ошибок в процессе исполнения пауз, таких как нелогичные
замедления,
следует
мысленно
просчитывать
паузу
мелкими
длительностями.
10.Фразировка.
Фразировка
–
это
средство
музыкальной
выразительности,
представляющее собой художественно-смысловое выделение музыкальных
фраз в процессе исполнения путем разграничения периодов, предложений,
фраз, мотивов с целью выявления содержания, логики музыкальной мысли.
Проще говоря, любое музыкальное произведение нужно представить как
архитектурное сооружение, которое состоит из различных частей. Задача -
объединить все части в одно целое. Работая над фразой, надо найти ее
интонационную точку, так сказать, кульминацию фразы, к которой все
стремится. Следует попробовать разные варианты фразировки, чтобы найти
наиболее выразительные. Существует большое сходство между разговорной
фразой
и
музыкальной,
поэтому
можно
пробовать
вкладывать
в
мелодический рисунок фразы слова, и таким образом искать наиболее
выразительный вариант. К примеру, в музыке XVIII – XIX вв. кульминация
находится в ¾ фразы. При таком построении фраза обретает чёткую
структуру, стройность.
После работы над каждой фразой, следует объединить фразы в
построения более крупного масштаба. Для того, чтобы произведение не
развалилось при работе над мелкими его структурами, надо следить за
10
сквозным развитием кульминации. Положение частных кульминаций должно
быть подчинено одной самой значительной. Типичная ошибка, когда
исполнитель чувствует каждую фразу, но не соизмеряет их друг с другом, в
результате чего возникают «пузыри», рушится форма. Для того чтобы
избежать этой проблемы, необходима распределённость внимания как на
небольшие отрезки музыкального материала, так и всего произведения в
целом. Также, в правильной фразировке важны цезуры, в момент которых
следует «дышать» мехом, а главное, кистью, чтобы слушатель не испытывал
чувство одышки.
IV.
Содержательная часть открытого урока
Тема урока: «Особенности работы над кантиленой в классе баяна»
на примере русской народной песни «Ой да ты, калинушка» в обработке
И.Я. Паницкого.
Цель урока: активизировать музыкально-смысловые представления
обучающегося для совершенствования навыков исполнения кантилены.
Задачи:
Образовательные:
дать представление о музыкально-интонационных особенностях пьес
кантиленного характера;
расширить музыкально-теоретические представления обучающегося;
дать понятие о разных тембровых красках и градациях звука;
передать содержание музыки.
Развивающие:
продолжать развивать у учащегося навык певучего и глубокого
исполнения мелодической линии;
продолжать
развивать
эмоциональное
отношение
к
исполнению
изучаемого музыкального произведения с тщательным слуховым
контролем;
продолжать работать над развитием мелодического слуха;
11
продолжать развивать навык координации движений и поиск нужного
звукового
соотношения
мелодии
и
аккомпанемента
в
их
одновременном звучании.
Воспитательные:
воспитывать чувство необходимости совершенствования культуры
исполнения;
активизировать интерес к занятиям на инструменте.
Методы:
словесные (беседа, анализ музыкального произведения);
наглядные (показ на музыкальном инструменте);
практические (детальная работа над произведением).
Предполагаемый результат: овладение навыками в самостоятельной
работе над кантиленой. Умение правильно выбирать способы артикуляции и
меховедения, развитие слухового контроля и осознанного эмоционального
переживания в момент исполнения музыкального произведения.
Иллюстративный материал:
музыкальное произведение (русская
народная песня «Ой да ты, калинушка» в обработке И.Я. Паницкого).
Оборудование: ноутбук, экран, баян, стул, пюпитр.
Этапы урока:
1. Организационный: приветствие, сообщение темы, цели и задач урока.
2. Подготовительный: беседа о том, что такое кантилена и как она
должна исполняться, устный разбор произведении: история создания, жанр,
характер, анализ музыкальной формы.
3. Основной: проигрывание произведения целиком,
проигрывание
произведения
по
частям
с
анализом,
работа
над
туше,
голосовое
сопровождение, работа над техникой ведения меха.
4. Заключительный: проигрывание произведения целиком, рефлексия,
домашнее задание.
12
V.
Ход урока
5.
Организационный этап
Преподаватель: Добрый день, уважаемые слушатели.
Меня зовут Епанова Татьяна Васильевна, я преподаватель по классу
баяна в детской музыкальной школе номер два города Ухты Республики
Коми.
Сегодня 11.06.2024г. в 13 часов я проведу открытый урок с учащимся 5
класса Гуревич Марком.
Произведение, которое мы выбрали для работы, это русская народная
песня «Ой да ты, калинушка» в обработке Ивана Яковлевича Паницкого.
6.
Подготовительный:
Преподаватель. Марк, скажи пожалуйста, что такое кантилена?
Учащийся. Кантилена – это напевная мелодия, которая может быть, как
вокальной, так и инструментальной.
Преподаватель. Да, правильно. Что ты знаешь о композиторе?
Учащийся.
Иван Яковлевич Паницкий – баянист-виртуоз, педагог,
оранжировщик. Ему принадлежат многочисленные обработки для баяна
народных песен и танцев.
Преподаватель. Хорошо, а что ты знаешь о рнп «Ой, да ты калинушка»?
Учащийся. Это произведение относится к жанру лирической протяжной
песни. Лирическая песня в отличие от других жанров не связана ни с
трудовым процессом, ни с обрядом. В лирической песне главным было не
показать событие, а выразить чувства, мысли, настроение человека. Про
такие песни в народе говорили «не я пою, а душа поет».
Преподаватель. Хорошо, а знаешь ли ты, о чем текст песни? Грустная
песня или веселая?
Учащийся. Это грустная песня. Сюжет иносказательный. Калинушка
стоит на крутой горе, на берегу моря. На море шторм, по морю плывет
корабль, а на нем два полка солдат молодых ребят. Все боятся погибнуть.
Офицер-майор богу молится, а молодой трудовой солдат домой просится к
13
отцу матери да молодой жене, переживая, что та без него одна дома и
хворает.
Преподаватель.
Хорошо,
давай
теперь
поговорим
о
форме
произведения. Что ты можешь сказать?
Учащийся. Это русская народная песня написана в вариационной форме.
Тональность до- минор.
Преподаватель. А что можно сказать о мелодии?
Учащийся.
Первоначально
тема
изложенна
одноголосьем.
Затем
добавляется второй голос, в терцию и сексту, затем третий. Максимальное
количество голосов – пять. Мелодия строится на широких интервалах с
последующим
нисходящим
движением,
что
характерно
для
русских
народных протяжных песен.
Преподаватель. Попробуй спеть мелодию и последи за интонацией.
Учащийся сольфеджирует.
7.
Основной этап
Преподаватель.
А
теперь
сыграй
пожалуйста
это
произведение
полностью.
Учащийся исполняет.
Преподаватель. Хорошо, спасибо. Скажи пожалуйста, сколько вариаций
темы в этом произведении?
Учащийся.
Три вариации. Сначала идет тема, которая начинается
одноголосьем, потом присоединяется второй голос, тема звучит певуче, в
медленном темпе.
Преподаватель. Хорошо, сыграй пожалуйста тему.
Учащийся исполняет.
Преподаватель: Какие особенности туше используется при исполнении
на легато широкие интервалы?
Учащийся: надо как можно дольше удерживать первый звук интервала и
тянуться пальцем ко второму звуку при этом слегка усиливая интонацию. И
ослабляя ее при взятии второго звука.
14
Преподаватель. Правильно. То есть мы сразу работаем и с туше, и с
меховедением. Прикосновение пальцев должно быть мягким, кисть слегка
покачивается, мех ведется чуть позже после прикосновения пальца к первой
ноте и как бы звук аккуратно вытаскивается из глубины баяна и
раскрывается.
Учащийся исполняет.
Преподаватель. Давай поговорим о первой вариации.
Учащийся. В первой вариации тема начинается во втором голосе, здесь
мы уже видим трех и даже четырехголосье. Мелодия становится мягче,
появляется больше распевности, но и за счет голосов появляется плотность,
динамика уже форте. Это часть исполняется чуть с движением.
Преподаватель. Хорошо. Сыграй пожалуйста первую вариацию.
Учащийся исполняет.
Преподаватель. Скажи пожалуйста, как исполняется легато аккордами?
Учащийся. Надо максимально долго удерживать пальцы на предыдущем
аккорде и практически не поднимая пальцев с клавиатуры скользящими
движениями переносить их на следующий аккорд.
Преподаватель.
Все правильно. А еще надо при этом следить за
мелодическим голосом, мысленно пропевать его. Сыграй пожалуйста еще
раз.
Учащийся исполняет.
Преподаватель. Хорошо. давай посмотрим вторую вариацию. Что там
происходит?
Учащийся. Во второй вариации тема проходит в нижнем голосе, из-за
чего
характер
становится
более
тяжелый.
Темп
возвращается
в
первоначальный, медленный, динамика уже указана фортиссимо.
Преподаватель. Да, мы приближаемся к кульминации, которая кроме
того, что изложена аккордами, так и еще указано в нотах темповое
расширение. Как в данном случае надо исполнять аккорды?
15
Учащийся:
здесь
надо
их
как
бы
слегка
передерживать
по
длительностям, но как будто играть с оттяжкой.
Преподаватель. Правильно. Мы аккорды как будто чуть передерживаем,
но не делаем между ними пауз. Также играем связно, на плотно натянутом
мехе, но удлиняя по времени каждый аккорд. Тем самым, создавая
напряжение, необходимое для кульминации. Сыграй пожалуйста.
Учащийся исполняет.
Преподаватель. И как мы попадаем в третью вариацию?
Учащийся, в конце второй вариации в конце кульминации, надо немного
задержаться на последнем аккорде, после чего как бы выдыхаем, сбрасываем
напряжение и доигрываем вариацию в более мягкой манере, как бы
подготавливая последнее проведение темы.
Преподаватель. Да все правильно. Тогда сыграй последнюю вариацию.
Расскажи какая она?
Учащийся:
последняя вариация возвращает нас в первоначальное
состояние покоя и созерцания. Мелодия снова начинается в одноголосье, в
медленном темпе в динамике пиано, затем добавляется второй голос.
Мелодия как растворяется в воздухе.
Преподаватель.
Правильно. Для этого нам надо снова расслабить
аппарат, вернуть кисти легкость, воздушность, дотягиваться пальцами до нот
в широких интервалах, на репетициях очень аккуратно менять ноты, следить,
чтобы не было ударов по клавишам, мех вести плавно и чуть с опозданием,
после взятия ноты, следить как за началом звучания ноты, вести ее
интонационно и следить, и управлять окончанием звука.
Учащийся исполняет.
8.
Заключительный этап
Преподаватель. Марк в ходе урока мы с тобой вспомнили, что такое
кантилена
и
как
она
должна
исполняться,
провели
устный
разбор
произведении, коснулись истории создания песни, поговорили о жанре,
характере произведения, провели анализ музыкальной формы.
Сыграли
16
проигрывание целиком, поработали над туше, голосовым сопровождение,
над техникой ведения меха, поиграли произведение по частям с анализом
значимых моментов. А теперь пожалуйста исполни еще раз это произведение
с учетом всей работы, проделанной на уроке.
Учащийся исполняет.
Преподаватель.
Марк
скажи
пожалуйста,
как
прозвучало
твое
произведение, все ли получилось, всем ли ты доволен, над чем еще стоит
поработать.
Учащийся.
Я считаю, что сейчас у меня получилось исполнить
произведение лучше, чем в начале урока, так как сейчас я лучше настроился,
я старался думать о тех моментах, над которыми мы работали, исполняя
произведение по частям, но мне не понравилось, как я исполнил
кульминацию. У меня не получилось сделать расширение, и кульминация у
меня не прозвучала. Я не додержал аккорды, сыграл их как во второй
вариации, просто восьмыми нотами, а надо было сыграть их чуть с
задержкой, растягивая. Но я понял, как это сделать, поэтому потренируюсь
дома и думаю, что в следующий раз у меня получится сыграть это
произведение еще лучше.
Преподаватель.
В ходе урока мы поговорили о том, что такое
кантилена,
разобрали
особенности
исполнения
кантилены
на
баяне,
поработали над аппликатурой, техникой звукоизвлечения и меховедения на
примере русской народной песни «Ой да ты, калинушка» в обработке Ивана
Яковлевича Паницкого. В конце урока учащийся исполнил произведение
полностью,
применив
все
отработанные
навыки.
Цель
урока
была
достигнута.
В
заключении
хочется
сделать
вывод,
что
формирование
и
совершенствование умения напевно и мелодично исполнять произведения
кантиленного характера является одним из основополагающих приемов
воспитания музыкальной культуры, обучающихся в классе баяна. Спасибо за
внимание. До свидания!
17
VI.
Заключение
Работа над произведениями кантиленного характера играет огромную
роль в музыкальном воспитании учащихся. Поэтому, при обучении детей
игре на баяне, мы обращаем особое внимание именно этому направлению. Не
случайно в репертуаре дополнительной общеобразовательной программы
«Народные инструменты» произведения кантилены включены с первого года
обучения. Звук баяна подобен человеческому голосу, поэтому в плане
исполнения кантилены баян обладает рядом преимуществ перед другими
музыкальными инструментами. Специфика баяна такова, что при правильно
подобранной аппликатуре, артикуляции и смене меха можно добиться
продолжительно и гибкого звучания.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что работая над
произведениями кантиленного характера у учащихся воспитываются и
развиваются такие музыкальные способности, как слух, музыкальное
мышление, а также возрастает уровень музыкального профессионализма.
При работе над кантиленой учащиеся учатся направлять свое внимание на
мелодию, управлять звуком, следить за интонацией музыкальной речи, ее
смыслом, выразительностью, характером. А от умения передать смысл
музыкальной речи в большой мере зависит содержательность исполнения.
VII.
Список используемой литературы
1.
М. Имханицкий. Воспитание навыков интонирования на баяне.
2.
Ф. Липс. Искусство игры на баяне
3.
О. Потехина. Работа над кантиленой в старших классах музыкальной
школы.
18