Автор: Городнова Наталья Викторовна
Должность: педагог дошкольного образования
Учебное заведение: МАДОУ №29 ДС "Ёлочка"
Населённый пункт: Города Нижневартовска
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Раскрытие потенциала и развитие талантов ребенка в детском саду»
Дата публикации: 04.09.2025
Раздел: дошкольное образование
«Раскрытие потенциала и развитие талантов ребенка в детском саду»
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим
вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности
одаренного ребёнка. Это объясняется, возросшей потребностью общества в людях,
обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах
жизни.
Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы
детей.
Этот
подход
обозначен
в
принципах
дошкольного
образования:
построение образовательной
деятельности на
основе
индивидуальных
особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество
детей
и
взрослых,
признание
ребенка
полноценным
участником
(субъектом)
образовательных
отношений;
поддержка
инициативы
детей
в
различных видах
деятельности (п. 1.4.).
Каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при
благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку
достигать больших высот в своем развитии.
Способности не даны от природы, большое значение для их развития имеют
задатки. Способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и
деятельности.
Способные дети не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает
особое своеобразие умственной работы, которое указывает на их незаурядность. Оно
заключается в оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки
зрения по разным вопросам. Работать с такими детьми не просто, но интересно.
Дать ребенку возможность раскрыть талант – значит помочь ему найти
привлекательное занятие, вложить в него силы, время, постепенно усложнять условия
занятий и совершенствовать навыки.
Таким образом, он будет получать удовольствие от своего занятия и добиваться в
нем успеха, и не исключено, что будет приобретать шаг за шагом профессию на всю
жизнь.
Задача
родителей
и
педагогов
помочь
подрастающему
поколению
совершенствовать интерес к делу и мастерству.
В развитии и воспитании юного таланта есть очень важные моменты,
которым стоит уделить должное внимание.
Каждый родитель, видит своего ребёнка в будущем талантливым, успешным.
Однако многие воспитывают детей, под тот образец, который им видится правильным.
Пытаются реализовать в ребёнке свои, нереализованные желания и мечты,
игнорируют увлечения ребёнка, в результате чего у малыша может пропасть интерес к
сфере своей одаренности.
Важно помнить: что ребенок не обязан обладать талантами, которые испокон веков
проявлялись в семье. Нередко талант ребёнка настолько специфичен и непонятен, что
родители могут его и не заметить, если сами обладают способностями в другой сфере.
Далеко не всем родителям придет мысль приобщить малыша-непоседу к спорту и помочь
ему стать блестящим спортсменом. А ребёнку тихоне, помочь открыть дверь в мир театра,
где он сможет добиться колоссального успеха и признания.
Каждый человек уникален и рождается со своими способностями и одаренностью.
Поэтому
первое,
что
необходимо
признать
любящему
родителю
–
ребенок
индивидуальность, которой надо помочь сформироваться.
Одна из важнейших задач педагога-
создавать благоприятную атмосферу для
раскрытия собственных талантов и способностей воспитанника.
Индивидуализация педагогического процесса предполагает переход педагога с
позиции, «каким ребенок должен быть» на позицию изучения каждого ребенка.
МАДОУ
ДС,
г.
Нижневартовска,
№
29
«Ёлочка»
обладает
большим потенциалом по развитию одарённости детей дошкольного возраста на основе
внедрения в образовательный процесс разработанных новых элементов содержания
образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, инновационных
программ дополнительного образования
Созданы условия для построения непрерывного образовательного процесса,
направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие
одаренных воспитанников, посещающих МАДОУ г. Нижневартовска №29 ДС «Ёлочка»,
на реализацию и совершенствование их индивидуальных способностей.
В начале работы с одарёнными и творческими детьми, были поставлены
следующие задачи:
1. Повысить уровень профессиональной компетенции работников ДОУ в этом
направлении;
2. Создать благоприятные условия для развития индивидуальных способностей
детей.
3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил наметить следующие
линии реализации индивидуального подхода в дошкольном образовании:
– учет нейродинамических характеристик (сила-слабость, инертность-подвижность
нервной системы);
– учет полоролевых различий;
– учет когнитивного стиля или типа учебной деятельности;
– наличие одаренности;
– учет особых образовательных потребностей (задержка психического развития,
умственная отсталость, общее недоразвитие речи, детский церебральный паралич, ранний
детский аутизм, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и др.).
Всю работу по проекту мы реализуем по следующим направлениям:
1. «Творческая педагогическая копилка».
2. Развитие индивидуальных способностей детей.
3. Индивидуальный подход к детям с нарушениями.
4. Детско-родительский клуб «Растём вместе».
5. РППС в соответствии с ФГОС ДО
6. Социопартнёрство.
(Библиотека, Спорткомплекс, Музыкальная школа, Театр)
1 этап (исследовательско-диагностический)
Исследовательско-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:
1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников,
анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития).
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского
творчества).
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).
2 этап (организационно-деятельностный)
Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие одаренных детей и
реализацию их потенциальных возможностей.
Цель: Систематическая и целенаправленная работа по развитию индивидуальных
способностей и одаренности у детей.
3 этап(рефлексия)
Оценка эффективности программы педагогического сопровождения семейного
воспитания, а также выявление динамики данной работы через повторный мониторинг.
Заключительный этап. Данный опыт работы был оформлен и представлен в СМИ
публикациях. Родители талантливых воспитанников были награждены грамотами и
благодарственными письмами.
В помещении ДО оформлены информационные стенды и «Доска Почёта»
воспитанников.
Проведённая работа позволила добиться повышения уровня индивидуальных
достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности.
В результате выявления и поддержки одаренных и способных детей у педагогов
сложилась целенаправленная система, которая способствует росту интеллектуально
творческого потенциала воспитанников.
Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ДОУ,
вовлеченности родителей. Только в этой триаде, мы можем дать ребёнку полное
раскрытие и успешный старт в жизнь…