Напоминание

«Раскрытие потенциала и развитие талантов ребенка в детском саду»


Автор: Городнова Наталья Викторовна
Должность: педагог дошкольного образования
Учебное заведение: МАДОУ №29 ДС "Ёлочка"
Населённый пункт: Города Нижневартовска
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Раскрытие потенциала и развитие талантов ребенка в детском саду»
Дата публикации: 04.09.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Раскрытие потенциала и развитие талантов ребенка в детском саду»

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим

вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности

одаренного ребёнка. Это объясняется, возросшей потребностью общества в людях,

обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах

жизни.

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы

детей.

Этот

подход

обозначен

в

принципах

дошкольного

образования:

построение образовательной

деятельности на

основе

индивидуальных

особенностей

каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания

своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество

детей

и

взрослых,

признание

ребенка

полноценным

участником

(субъектом)

образовательных

отношений;

поддержка

инициативы

детей

в

различных видах

деятельности (п. 1.4.).

Каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при

благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку

достигать больших высот в своем развитии.

Способности не даны от природы, большое значение для их развития имеют

задатки. Способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и

деятельности.

Способные дети не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает

особое своеобразие умственной работы, которое указывает на их незаурядность. Оно

заключается в оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки

зрения по разным вопросам. Работать с такими детьми не просто, но интересно.

Дать ребенку возможность раскрыть талант – значит помочь ему найти

привлекательное занятие, вложить в него силы, время, постепенно усложнять условия

занятий и совершенствовать навыки.

Таким образом, он будет получать удовольствие от своего занятия и добиваться в

нем успеха, и не исключено, что будет приобретать шаг за шагом профессию на всю

жизнь.

Задача

родителей

и

педагогов

помочь

подрастающему

поколению

совершенствовать интерес к делу и мастерству.

В развитии и воспитании юного таланта есть очень важные моменты,

которым стоит уделить должное внимание.

Каждый родитель, видит своего ребёнка в будущем талантливым, успешным.

Однако многие воспитывают детей, под тот образец, который им видится правильным.

Пытаются реализовать в ребёнке свои, нереализованные желания и мечты,

игнорируют увлечения ребёнка, в результате чего у малыша может пропасть интерес к

сфере своей одаренности.

Важно помнить: что ребенок не обязан обладать талантами, которые испокон веков

проявлялись в семье. Нередко талант ребёнка настолько специфичен и непонятен, что

родители могут его и не заметить, если сами обладают способностями в другой сфере.

Далеко не всем родителям придет мысль приобщить малыша-непоседу к спорту и помочь

ему стать блестящим спортсменом. А ребёнку тихоне, помочь открыть дверь в мир театра,

где он сможет добиться колоссального успеха и признания.

Каждый человек уникален и рождается со своими способностями и одаренностью.

Поэтому

первое,

что

необходимо

признать

любящему

родителю

ребенок

индивидуальность, которой надо помочь сформироваться.

Одна из важнейших задач педагога-

создавать благоприятную атмосферу для

раскрытия собственных талантов и способностей воспитанника.

Индивидуализация педагогического процесса предполагает переход педагога с

позиции, «каким ребенок должен быть» на позицию изучения каждого ребенка.

МАДОУ

ДС,

г.

Нижневартовска,

29

«Ёлочка»

обладает

большим потенциалом по развитию одарённости детей дошкольного возраста на основе

внедрения в образовательный процесс разработанных новых элементов содержания

образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, инновационных

программ дополнительного образования

Созданы условия для построения непрерывного образовательного процесса,

направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие

одаренных воспитанников, посещающих МАДОУ г. Нижневартовска №29 ДС «Ёлочка»,

на реализацию и совершенствование их индивидуальных способностей.

В начале работы с одарёнными и творческими детьми, были поставлены

следующие задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетенции работников ДОУ в этом

направлении;

2. Создать благоприятные условия для развития индивидуальных способностей

детей.

3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам

образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил наметить следующие

линии реализации индивидуального подхода в дошкольном образовании:

– учет нейродинамических характеристик (сила-слабость, инертность-подвижность

нервной системы);

– учет полоролевых различий;

– учет когнитивного стиля или типа учебной деятельности;

– наличие одаренности;

– учет особых образовательных потребностей (задержка психического развития,

умственная отсталость, общее недоразвитие речи, детский церебральный паралич, ранний

детский аутизм, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и др.).

Всю работу по проекту мы реализуем по следующим направлениям:

1. «Творческая педагогическая копилка».

2. Развитие индивидуальных способностей детей.

3. Индивидуальный подход к детям с нарушениями.

4. Детско-родительский клуб «Растём вместе».

5. РППС в соответствии с ФГОС ДО

6. Социопартнёрство.

(Библиотека, Спорткомплекс, Музыкальная школа, Театр)

1 этап (исследовательско-диагностический)

Исследовательско-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:

1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников,

анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития).

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского

творчества).

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

2 этап (организационно-деятельностный)

Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие одаренных детей и

реализацию их потенциальных возможностей.

Цель: Систематическая и целенаправленная работа по развитию индивидуальных

способностей и одаренности у детей.

3 этап(рефлексия)

Оценка эффективности программы педагогического сопровождения семейного

воспитания, а также выявление динамики данной работы через повторный мониторинг.

Заключительный этап. Данный опыт работы был оформлен и представлен в СМИ

публикациях. Родители талантливых воспитанников были награждены грамотами и

благодарственными письмами.

В помещении ДО оформлены информационные стенды и «Доска Почёта»

воспитанников.

Проведённая работа позволила добиться повышения уровня индивидуальных

достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности.

В результате выявления и поддержки одаренных и способных детей у педагогов

сложилась целенаправленная система, которая способствует росту интеллектуально

творческого потенциала воспитанников.

Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ДОУ,

вовлеченности родителей. Только в этой триаде, мы можем дать ребёнку полное

раскрытие и успешный старт в жизнь…



В раздел образования