Автор: Сибикина Лариса Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №504
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Проект по ПДД
Тема: «Город для маленьких пешеходов»
Дата публикации: 04.09.2025
Раздел: дошкольное образование
Проект по ПДД для средней группы
«Город для маленьких пешеходов».
Вид проекта: познавательно – игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
База для реализации проекта: старшая группа
Участники проекта: дети, родители и воспитатели средней группы.
Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация
проекта, способствует не только формированию основ безопасного
поведения на улице, но и развитию ребенка как личности (его мышления,
речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физическому развитию).
Срок реализации проекта: три недели.
Предмет изучения:
Процесс формирования основ культуры безопасности по ПДД в
воспитательно-образовательной деятельности у детей среднего дошкольного
возраста.
Предполагаемый результат:
* Дети умеют ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, находить
пути решения и выхода из них.
* Умеют правильно вести себя в незнакомом и людном месте.
* Знают: назначение светофора и каждого его цвета; правила поведения
на проезжей части, в транспорте; как правильно переходить улицу; кто такие
пешеходы.
Гипотеза: Если дети с ранних лет поймут и усвоят Правила дорожного
движения, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою
жизнь.
Возможные риски проекта: усвоение материала зависит от
индивидуальных особенностей детей.
Основное направление проекта: предупреждение детского дорожно –
транспортного травматизма. Мероприятия проводятся в свободное от
образовательной деятельности время в виде бесед познавательного цикла,
наблюдений за движением транспорта, чтения художественной литературы,
отгадывания загадок, развивающих, познавательных и подвижных игр;
пополнения уголка по Правилам дорожного движения.
Актуальность темы: Проект посвящен актуальной проблеме –
обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все
мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила
поведения в дорожно–транспортной обстановке. Зачастую виновниками
дорожно–транспортных происшествий являются сами дети, которые играют
вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят
в транспортные средства и выходят их них. Приводят к этому элементарное
незнание правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к
поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная
психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна
1
взрослым. Они еще не умеют в должной степени управлять своим
поведением.
Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто
ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной
обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей
безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам
дорожного движения. В обязательно должны принимать участие и родители,
и дошкольные учреждения.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного
поведения на дороге, на улице и в транспорте. Закрепить
представления детей о том, что правила, предписанные пешеходам,
пассажирам и водителям необходимо четко знать и соблюдать.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с правилами дорожного движения, строением
улицы, дорожными знаками;
- сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;
- научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности,
его избегать, а при необходимости действовать.
Развивающие:
- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность,
ответственность и осмотрительность на дороге;
- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию
коммуникативных навыков.
Речевые:
- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и
пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения
Проблемные вопросы:
1. Зачем надо формировать у детей знание ПДД?
2. Какова роль игры в изучении правил дорожного движения?
3. Какую роль выполняют родители в формировании правил поведения
на улице?
4. Как научить ребенка полученные теоретические знания пропускать
через продуктивную деятельность, а затем реализовывать в играх и
повседневной жизни?
5. Какая опасность может возникнуть на улице. Если ребенок не умеет
правильно оценивать ситуацию.
Гипотеза исследования:
Положительная эффективность у детей среднего дошкольного возраста
по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть
достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной,
2
непосредственно образовательной) будет включена информация по
безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных
ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.
Ожидаемые результаты:
- разработка краткосрочного плана работы с детьми средней группы и
их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного
движения;
- формирование у детей правильного понимания значимости правил
дорожного движения, своего места как участника дорожного движения,
развитие необходимых для этого навыков и умений.
Методы исследования:
1. Непосредственно-образовательная деятельность:
2. Художественное творчество.
3. Ситуационно-имитационное моделирование.
4. Чтение художественной литературы.
5. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города.
7. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
8. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные
игры.
9. Проведение викторины по теме проекта.
10. Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на
практике.
11. Тематические погружения по теме проекта.
12. Работа с родителями.
13. Использование аудио- и видеоматериалов по проблеме ПДД.
Этапы проекта:
1 этап (постановка проблемы):
- постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать
правила дорожного движения?»;
- определить продукт проекта:
а) знание правил дорожного движения;
б) проведение игрового тренинга по теме проекта.
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач):
- довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил
дорожного движения может привести к беде!»;
- подобрать художественную литературу, аудио- и видеоматериалы
подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта;
- составить перспективный план работы по проекту;
- изучить методическую литературу.
- провести с детьми беседы по теме: «Внимание, дорожные знаки!»,
«Как вести себя на улице и в транспорте?», «Какие правила дорожного
движения вы знаете?», «Кто управляет дорогой?»;
- пополнить предметно-развивающую среду;
- провести с родителями анкетирование, тестирование.
3
3 этап (работа над проектом):
- организовать работу по решению задач проекта через:
1. Непосредственно-образовательную деятельность:
- «Знаки дорожные помни всегда»;
- «О работе ГИБДД»;
- «Осторожно, дорога!»;
- «Правила для пассажиров»;
- «Транспорт на улицах города».
2. Художественное творчество:
- рисование: «Придумай новый дорожный знак», «Улицы города»;
- лепка: «Веселый светофор», «Постовой»;
- аппликация: «Дорожный знак», «Шумный перекресток».
3. Ситуационно-имитационное моделирование.
4. Чтение художественной литературы: Бедарев О. «Азбука
безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про
правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок»,
Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В.
«Происшествия с игрушками», Кожевников В. «Светофор», Кончаловская Н.
«Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя
улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К
«Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д.
«Перекресток» и другие.
5. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за
действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации.
6. Рассматривание иллюстраций, картинок.
7. Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики:
«Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для
детей» и т.д.
8. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
9. Дидактические игры: «Будь внимательным», «Виды перекрестков»,
«Доскажи словечко», «Наша улица», «Поставь дорожный знак»,
«Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию»,
«Это я, это я, это все мои друзья!».
9. Подвижные игры: «Дорожные знаки и автомобили», «Пешеходы и
автомобили», «Светофор» и другие.
10. Сюжетно-ролевые игры: «Поездка на автобусе», «Путешествие по
городу».
11. Отгадывание загадок.
12. Проведение с детьми викторины «Пешеход на улице».
13. Разбор ситуаций: «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие
знаки помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?», «Что
нужно знать, если находишься на улице один?».
14Посещение регулируемых перекрестков.
15. Работа с родителями:
4
- консультации: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного
движения».
- практикума «Как поступить в данной ситуации?»
- размещение информации в родительском уголке: «Памятка по
правилам дорожного движения», «Это нужно знать».
4 этап (презентация):
- провести игровой тренинг «Кто лучше всех знает правила дорожного
движения»;
- представить продукт проекта – макет улицы.
Полученные результаты:
- Разработанный краткосрочный план работы с детьми средней группы
и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного
движения успешно выполнен, поставленные цели достигнуты, поставлена
новая цель педагогического проекта;
- По итогам педагогической диагностики в конце проведения проекта у
большинства детей появилось и продолжило формироваться правильное
понимание значимости правил дорожного движения для их жизни и
здоровья. С детьми, показавшими средние результаты освоения материала,
намечены индивидуальные маршруты развития по теме проекта, проведены
рекомендательные беседы с родителями.
В ходе проведения проекта выдвинутая ранее гипотеза относительно
динамики эффективности формирования навыков и умений поведения на
улице у детей среднего возраста полностью подтвердилась. Именно
благодаря освещению информации о ПДД с разных сторон и включению
этой информации в различные виды деятельности детей была достигнута
прямо пропорциональная положительная динамика после проведения
проекта.
Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта
имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения
ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены
теоретические знания о правилах безопасного поведения на дороге, в
транспорте, в пути.
Список использованной литературы и источников:
Методическая литература:
1. Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. «Основы безопасности
детей дошкольного возраста»;
2. Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
3. Добряков В.А. «Три сигнала светофора»;
4. Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма»;
5. Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено»;6. Рубляк
В.Э. «Правила дорожного движения»;
7. Смушкевич Е.С., Якупов А.Я. «мы по улице идем»;
8. Степанкова Э.Я. «Дошкольникам - о правилах дорожного
5
движения».
6