Напоминание

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ


Автор: Денисова Виктория Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЕГОРЬЕВСК
Наименование материала: статья
Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
Дата публикации: 04.09.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Экологическое

воспитание

является

одним

из

краеугольных

камней

современного

дошкольного

образования,

призванным

сформировать

у

подрастающего

поколения

осознанное

и

ответственное

отношение

к

окружающей

среде.

В

условиях

нарастающих

экологических

вызовов,

актуальность

данной

задачи

сложно переоценить. Дошкольный возраст – это сензитивный период,

когда

закладываются

основы

мировоззрения,

формируются

ценностные

ориентации

и

прививаются

первые,

но

столь

важные

привычки, в том числе и по отношению к природе. Цель данной статьи

раскрыть

теоретические

основы,

методические

подходы

и

практические аспекты экологического воспитания детей дошкольного

возраста, ориентируясь на современные требования и стандарты.

Теоретические

основы

экологического

воспитания

в

дошкольном возрасте

Экологическое

воспитание

дошкольников

представляет

собой

целенаправленный процесс формирования у детей представлений о

природе, ее законах и взаимосвязях, а также развитие у них чувства

привязанности,

ответственности и

бережного

отношения

ко

всему

живому. Оно основывается на следующих ключевых принципах:

Принцип

природосообразности:

Организация

воспитательного

процесса

в

соответствии

с

природными

закономерностями,

возрастными

особенностями

детей

и

их

индивидуальными

возможностями. Изучение природы должно проходить в естественных

условиях, с учетом сезонных изменений и биологических ритмов.

Принцип

целостности

восприятия

природы:

Формирование

у

ребенка

целостной

картины

мира,

понимание

взаимосвязи

всех

компонентов природы (растений, животных, человека, воды, воздуха,

почвы). Акцент делается на демонстрации единства и неразрывности

всех элементов экологической системы.

Принцип

эмоционально-ценностного

отношения:

Развитие

у

детей способности испытывать положительные эмоции по отношению

к природе (радость, восхищение, удивление), формируя на этой основе

чувство привязанности и желание заботиться о ней. Любовь к природе

должна

стать

основой

для

формирования

экологической

ответственности.

Принцип природопользования и природоохранной деятельности:

Формирование у детей практических навыков и умений, направленных

на сохранение и улучшение окружающей среды. Это может включать

простые

действия,

такие

как

сбор

мусора,

уход

за

растениями,

бережное использование воды и электроэнергии.

Принцип

гуманизма:

Отношение

к

природе

как

к

живой,

самоценной сущности, имеющей право на существование. Воспитание

уважения к каждому живому существу, независимо от его размера и

значимости для человека.

Согласно

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту

дошкольного

образования

(ФГОС

ДО)

и

Федеральной

образовательной

программе

дошкольного

образования

(ФОП

ДО),

экологическое

воспитание

интегрировано

в

различные

образовательные

области,

такие

как

познавательное

развитие,

социально-коммуникативное

развитие,

художественно-эстетическое

развитие, физическое развитие. Оно направлено на формирование

основ экологической культуры, которая включает в себя:

Экологические представления: Знания об объектах и явлениях

природы, их многообразии, закономерностях жизни, взаимосвязях в

экосистемах.

Экологическое

мышление:

Способность

видеть

взаимосвязи

между

явлениями

природы,

понимать

последствия

человеческой

деятельности для окружающей среды.

Экологические

чувства:

Чувство

восхищения

природой,

сопереживание, ответственность, жалость к животным и растениям,

попавшим в беду.

Экологически

целесообразное

поведение:

Умение

и

желание

применять полученные знания и чувства в практической деятельности,

направленной на сохранение природы.

Методические

подходы

к

экологическому

воспитанию

дошкольников

Для

эффективного

формирования

экологической

культуры

у

дошкольников необходимо использовать разнообразные методические

подходы,

учитывая

возрастные

особенности

детей

и

специфику

изучаемого материала.

1.

Наблюдение:

Наблюдение

за

природными

объектами

и

явлениями в естественных условиях – один из наиболее эффективных

методов. Это может быть наблюдение за:

Растениями:

Времена

года,

рост

и

развитие

растений

(на

прогулке, в уголке природы).

Животными: Поведение птиц, насекомых, домашних животных (на

прогулке, в уголке природы, через просмотр документальных фильмов).

Природными явлениями: Изменения погоды, смена дня и ночи,

времена года.

Важно, чтобы наблюдения были целенаправленными. Педагог

должен ставить перед детьми вопросы, направлять их внимание на

определенные объекты и явления, помогать делать выводы.

2.

Экскурсии

и

целевые

прогулки:

Организация

экскурсий

в

ближайший парк, лес, на луг, к водоему позволяет детям получить

непосредственные впечатления от природы, увидеть ее разнообразие

и красоту. Целевые прогулки могут быть посвящены определенной

теме:

«Наблюдение

за

птицами»,

«Изучаем

деревья»,

«Мир

насекомых».

3.

Экспериментальная

деятельность

(исследовательская

деятельность):

Эксперименты

позволяют

детям

самостоятельно

открывать

законы

природы,

устанавливать

причинно-следственные

связи. Для дошкольников подойдут простые опыты:

«Как

растения

пьют

воду?»

(опыт

с

окрашенной

водой

и

срезанным растением).

«Что происходит с льдинкой в воде?» (изучение свойств воды).

«Прорастание семян» (наблюдение за ростом растений из семян).

«Свойства

почвы»

(изучение

состава

почвы,

ее

способности

удерживать

влагу).

Эксперименты

должны

быть

безопасными,

проводиться под руководством педагога, с использованием доступных

материалов.

4. Проектная деятельность: Проектная деятельность позволяет

детям погрузиться в проблему, провести исследование, найти решение

и

представить

результаты

своей

работы.

Примеры

экологических

проектов:

«Кормушки для птиц»: Изготовление кормушек, наблюдение за

птицами, изучение их видов.

«Спасем

нашу

планету»:

Сбор

мусора

на

территории

ДОУ,

сортировка отходов, изготовление поделок из бросового материала.

«Огород на подоконнике»: Выращивание овощей и зелени, уход

за ними.

«Красная

книга

нашего

края»:

Изучение

редких

растений

и

животных, создание Красной книги ДОУ.

5. Дидактические игры и упражнения: Игры, направленные на

закрепление знаний о природе, ее обитателях, правилах поведения в

природе.

«Сыроежки и ядовитые грибы»: Обучение распознаванию грибов.

«Чей детеныш?» «Чьи следы?» (изучение животного мира).

«Когда это бывает?» (сезонные явления).

«Что нужно растению для жизни?» (почва, вода, свет).

«Загадки природы»: Развитие наблюдательности и умения делать

выводы.

6. Творческая деятельность: Использование различных видов

творчества для отражения впечатлений от природы.

Рисование: Изображение растений, животных, пейзажей.

Лепка: Создание фигурок животных, птиц, овощей, фруктов.

Аппликация: Создание природных композиций из листьев, цветов,

других природных материалов.

Коллективное

творчество:

Создание

панно,

коллажей

на

экологическую тематику.

Музыка и движение: Разучивание песен о природе, инсценировка

сказок, проведение танцев, имитирующих движения животных.

7. Чтение художественной литературы: Произведения о природе

способствуют формированию эмоционального отношения, развитию

наблюдательности

и

познавательного

интереса.

Важно

подбирать

произведения, соответствующие возрасту детей, соответствующие их

жизненному опыту.

8. Уход за растениями и животными: Практическая деятельность

по уходу за комнатными растениями, цветами на клумбе, животными в

уголке

природы

(при

наличии).

Это

формирует

у

детей

чувство

ответственности, заботы, понимание потребностей живых существ.

9. Экологическая акция: Организация акций по уборке территории,

посадке

деревьев,

сбору

макулатуры.

Такие

мероприятия

способствуют

формированию

активной

гражданской

позиции

и

готовности к реальным действиям по защите природы.

Формирование

экологической

культуры:

практические

аспекты

Экологическая культура – это не только знания, но и ценностное

отношение к природе, готовность действовать в ее интересах.

1. Формирование представлений о многообразии природы:

Знакомство

с

растительным

и

животным

миром:

Изучение

растений и животных родного края, их особенностей, мест обитания,

роли в природе.

Изучение

неживой

природы:

Знакомство

с

водой,

воздухом,

солнцем, почвой, их значением для жизни.

Сезонные изменения: Наблюдение за изменениями в природе в

разные времена года, их закономерностями.

2. Формирование понимания взаимосвязей в природе:

Цепочки питания: Объяснение, кто кого ест, кто кем питается (в

доступной форме).

Влияние

человека

на

природу:

Демонстрация

последствий

загрязнения,

вырубки

лесов,

а

также

позитивного

влияния

природоохранной деятельности.

3. Формирование экологических чувств:

Эмоциональное

восприятие

природы:

Стимулирование

восхищения

красотой

природы,

любования

цветами,

птицами,

пейзажами.

Эмпатия: Формирование сочувствия к животным, попавшим в

беду, к растениям, нуждающимся в уходе.

Чувство ответственности: Воспитание понимания, что от каждого

человека зависит состояние природы.

4. Формирование навыков природоохранного поведения:

Бережное отношение к растениям и животным: Не рвать цветы

без необходимости, не ломать ветки, не пугать птиц, не обижать

насекомых.

Экономия

ресурсов:

Бережное

использование

воды,

электроэнергии.

Соблюдение правил поведения в природе: Не оставлять мусор,

не разводить костры в неположенных местах, не нарушать

покой

животных.

Участие в природоохранных мероприятиях: Посадка деревьев,

уборка территории.

Роль педагога в экологическом воспитании

Педагог является ключевым звеном в процессе экологического

воспитания. Его роль многогранна:

Пример для подражания: Педагог сам должен демонстрировать

бережное и уважительное отношение к природе. Его личный пример,

его слова и действия оказывают огромное влияние на детей.

Организатор

образовательного

процесса:

Разработка

планов

занятий,

подбор

материалов,

организация

наблюдений,

экспериментов, экскурсий.

Наблюдатель и исследователь: Постоянное изучение природы

вместе

с

детьми,

постановка

вопросов,

стимулирование

их

любознательности.

Фасилитатор:

Создание

условий

для

самостоятельной

деятельности детей, их экспериментирования, творческого поиска.

Источник

знаний:

Предоставление

детям

достоверной

информации о природе, доступной их возрасту.

Воспитатель

ценностных

ориентаций:

Формирование

у

детей

чувства ответственности, заботы, любви к природе.

Экологическое воспитание в ДОУ: интегрированный подход

Экологическое

воспитание

не

должно

быть

отдельным,

изолированным направлением. Оно должно быть интегрировано во все

виды деятельности и образовательные области:

Познавательное развитие: Изучение растительного и животного

мира, природных явлений, законов природы.

Социально-коммуникативное развитие: Формирование навыков

сотрудничества при работе в природе, обсуждение правил поведения,

развитие эмпатии.

Художественно-эстетическое развитие: Отражение впечатлений

от природы в рисовании, лепке, аппликации, музыке.

Физическое развитие: Активные игры и упражнения на свежем

воздухе, связанные с природными объектами.

Труд:

Уход

за

растениями,

животными,

участие

в

уборке

территории.

Сотрудничество с семьей

Эффективность

экологического

воспитания

значительно

повышается при тесном сотрудничестве ДОУ и семьи. Родители –

первые

педагоги,

и

их

отношение к

природе

оказывает

огромное

влияние на ребенка.

Просветительская работа: Проведение родительских собраний,

консультаций, мастер-классов по вопросам экологического воспитания.

Совместные

мероприятия:

Организация

семейных

экскурсий,

субботников, посадка деревьев, конкурсы экологических плакатов.

Рекомендации:

Предоставление

родителям

рекомендаций

по

организации прогулок с детьми на природе, чтению экологической

литературы, проведению простых опытов дома.

Вовлечение в жизнь ДОУ: Привлечение родителей к участию в

экологических проектах, акциях, созданию огорода на подоконнике.

Заключение

Экологическое воспитание дошкольников – это не просто одна из

образовательных

задач,

а

фундаментальная

основа

для

формирования экологически грамотной, ответственной и гармонично

развитой личности. Оно направлено на формирование у детей не

только знаний о природе, но и глубокого, искреннего чувства любви и

уважения к ней, готовности беречь и приумножать ее богатства.

Используя

разнообразные

методические

подходы

от

наблюдений и экспериментов до проектной и творческой деятельности,

интегрируя экологические аспекты во все образовательные области, и

тесно сотрудничая

с семьями

воспитанников, педагоги

ДОУ могут

успешно

решить

задачи

формирования

экологической

культуры.

Предоставляя

детям

возможность

непосредственного

общения

с

природой,

стимулируя

их

любознательность

и

исследовательскую

активность, педагог помогает им не только понять, но и полюбить мир,

в котором они живут, и сформировать стремление заботиться о нем.

Таким образом, экологическое воспитание в дошкольном возрасте

закладывает основу для формирования нового поколения, способного

сохранить планету для будущих поколений.



В раздел образования