Напоминание

В статье раскрывается важность формирования нравственных ценностей и установок у обучающихся; характеристика педагогической системы воспитания; условия и особенности нравственного воспитания между учителем и родителями.


Автор: Махмутова Регина Маратовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5
Населённый пункт: г. Кувандык
Наименование материала: Статья
Тема: В статье раскрывается важность формирования нравственных ценностей и установок у обучающихся; характеристика педагогической системы воспитания; условия и особенности нравственного воспитания между учителем и родителями.
Дата публикации: 04.10.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности социального взаимодействия семьи и школы в решении задач

организации нравственного воспитания

Аннотация.

В

статье

раскрывается

важность

формирования

нравственных

ценностей

и

установок

у

обучающихся;

характеристика

педагогической системы воспитания; условия и особенности нравственного

воспитания между учителем и родителями.

Ключевые слова. Воспитание, нравственное воспитание, педагогические

условия, школа, социальное взаимодействие.

Обучение в школе предполагает, что ученик максимально вовлечен в

образовательную деятельность. Но для процесса формирования личности

обучающегося необходимы не только знания, но и наличие моральных и

нравственных ценностей. Учитель выполняет роль проводника в мир знаний,

при этом семья сопровождает ребенка, в процессе его взросления и оказывает

поддержку по многим вопросам. Именно на этапе школьного обучения ученику

требуется поддержка, как со стороны семьи, так и со стороны системы

образования.

Многие педагоги, например Л.Б. Иванова, отмечают, что для того, чтобы

у ребенка были сформированы необходимые нравственные ценности, родители

должны оказывать нравственное влияние на личность ученика. Конечно же,

особая роль в этом процессе отводится школе и учителю, который способен не

только повлиять на развитие ребенка, но и оказать помощь родителям в

формировании нравственных качеств ученика. При этом школа выполняет роль

культурно-социальной среды, в рамках которой ученик получает возможность

отработать свой социальный опыт на практике [2, с. 25]. Именно школа

позволяет

усвоить

особую

систему

ценностей,

норм,

стереотипов,

сформировать

необходимые

регуляторы

поведения,

дает

возможность

обучающемуся адаптироваться к жизненным условиям, и позволяет ученику

самореализоваться, а в отдельных случаях и изменить свою личность.

Педагогическую систему воспитания можно рассматривать, как особую

совокупность компонентов, которые подчиняются не только образовательному

процессу, но и воспитательной деятельности, цель и того и другого,

сформировать личность школьника и установить принципы нравственного

поведения.

Система воспитания в семье и в школе имеют отличительные черты. Так,

учитель может быть рассмотрен, как специалист, который обладает особыми

знаниями, связанными с организацией воспитательной работы. Свои знаниями

и умениями учитель может использовать и как консультант для отдельно

взятых семей. Если же рассматривать семью, как основной источник

нравственного воспитания, то каждая семья обладает своими индивидуальными

особенностями. Зачастую семьи не идут на контакт с учителем в вопросах

воспитания, в этой ситуации, основная задача учителя организовать работу с

семьей, и как следствие этого, организовать нравственное воспитание самого

ребенка.

Для проведения такой работы необходима реализация педагогических

условий, которая позволит взаимодействовать семье и школе в вопросах

нравственного воспитания обучающихся:

1)

Организация

информационно-просветительской

работы

между

родителями и учеником для достижения задач нравственного воспитания;

2)

Учитель

проводит

целенаправленную

работу

с

учеником,

связанную с духовным и нравственным обогащением, через семью ребенка и

его одноклассников;

3)

Учитель

активирует

работу

в

триаде

«учитель-родители-

обучающийся».

Важно помнить, что уровень эффективности нравственного воспитания

может быть достигнут не только в результате взаимодействия семьи и школы,

но и за счет использование определенного набора ценностей, которые

прививаются ребенку [3, с. 100].

Учитель для взаимодействия с семьей, в первую очередь, должен

проводить информационно-просветительскую работу, за счет которой будет

аккумулироваться теоретико-практическая подготовка родителей, связанная с

нравственным

воспитанием

обучающегося.

С

этой

целью

необходимо

проводить следующие мероприятия:

– педагогическая школа, организуется исключительно для родителей с

целью

формирования

потребностей

в

разработке

авторской

семейной

педагогики, нацеленной на нравственное воспитание обучающегося;

– родительский лекторий, проведение цикла лекций, с последовательным

изложением проблем нравственного воспитания и способов их решения.

Основными принципами эффективности родительского лектория являются:

целеустремленность, систематичность, мастерство, творчество;

– дискуссионный клуб, ориентированный на проведение коллоквиумов,

тренингов, консультаций, выполнение практических заданий, собраний по

вопросам нравственного воспитания обучающихся [1, с. 83].

Таким

образом,

социальное

взаимодействие

по

нравственному

воспитанию между учителем и родителями ориентировано на формирование

особого единого пространства, ориентированного на обогащение нравственных

ценностей школьника.

Литература

1.

Абдуразакова, Д.М. Семья и школа как факторы социализации

детей младшего школьного возраста / Д.М. Абдуразакова, З.Н. Ибрагимова //

Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 5 (66). – С. 83 - 84.

2.

Иванова, Л.Б. Нравственность - основа воспитания детей / Л.Б.

Иванова // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. – 2016. – №

3-1 (48). – С. 25 - 31.

3.

Татаринцева,

Е.А.

Педагогическое

обеспечение

подготовки

будущих педагогов к взаимодействию с родителями в развитии духовно-

нравственной

сферы

младших

школьников

/

Е.А.

Татаринцева,

Н.К.

Андриенко // Глобальный научный потенциал. – 2017. – № 9 (78). – С.100 - 102.



В раздел образования