Напоминание

«Сторителлинг как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Челобитчикова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУдетский сад №6 "Светлячок"
Населённый пункт: г.Урюпинск Волгоградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Сторителлинг как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Дата публикации: 04.10.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс

«Сторителлинг

как

способ

развития

связной

речи

детей

старшего

дошкольного возраста»

«В одной истории больше мудрости, чем во всей философии»

Филипп Пуллман

Цель

мастер-класса:

повышение

профессиональной

компетентности

педагогов ДОУ по развитию речи у детей дошкольного возраста посредством

использования техники «сторителлинг»

Задачи мастер-класса:

Познакомить педагогов с техникой «сторителлинг», преимуществами её

использования в развитии речи дошкольников.

Обучить педагогов практическим приёмам использования техники

«сторителлинг» в работе с детьми по развитию речи.

Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям,

инициативу, желание применять на практике данные технологии.

Ход выступления:

Здравствуйте уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется

мастер-класс на тему «Сторителлинг как способ развития связной речи детей

старшего дошкольного возраста».

Проблема развития речи – одна из самых главных в современном

образовании. В своей работе я использую наряду с традиционными методами

и приёмами развития речи детей и инновационные, одним из которых

является технология сторителлинг. Сторителлинг- это искусство составлять

яркие и запоминающиеся истории. В переводе с английского означает

«рассказывание историй». В русском языке

ему соответствует наиболее

подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование

сказок, былин, мифов и т.п.

Технологию сторителлинг придумал и успешно опробовал на личном

опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей

международной корпорации, и предназначена она была для взрослых, на

кубиках были изображены лишь символы и знаки. Он считал, что история

рассказанная от своего имени, легче усваивается.

Оригинальные «Story cubes» можно сейчас заказать на просторах сети

Интернет. Но для детей они сложные, так как на кубиках изображены лишь

символы и знаки. А для детей нужны яркие, понятные картинки. Взяв за

идею оригинальную версию игры, я решила сделать свои «Кубики историй».

Больших затрат не потребовалось. А игра получилась интересной и

эффективной, может использоваться в любом месте и в любое время. Это

игра настоящий праздник воображений. О ней расскажу сейчас подробней.

Это 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают нас в мир фантазий,

иллюзий и приключений. Правила этой игры просты и легко запоминаются

детьми, суть её – «бросай» и «рассказывай». Сначала выбираем историю,

учитывая детский интерес, программную тематику, выбираем главного героя,

а также жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

Например, игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, разделить их

на 3 части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики,

ребёнок рассказывает историю. Когда играет больше трёх человек, кубики

кидают (или берут из волшебного мешочка) по очереди и продолжают друг

за другом историю. Воспитатель может начать историю, а дети будут

продолжать её рассказывать, бросая кубики. Таким образом, дети плавно

переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные истории.

У всех историй есть структура.

В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:

1. Вступление.

Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с

героем.

Варианты вступления:

• Когда-то давным-давно….

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Жили-были….

• Это произошло темной и дождливой ночью…

• Наш герой понятия не имел, что его ждет…

2. Развитие событий.

Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть

дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о

котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию,

которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.

3. Кульминация.

Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит

чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы,

появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

4. Заключение.

Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним

предложением. Как в басне – мораль.

Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной

степени

развиты

коммуникативные

способности.

Поэтому

сначала

составлять истории можно по очереди так: первый кубик бросает ребенок, а

следующий-воспитатель и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять

и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

В истории должен быть интересный герой. Это может быть кто или что, хоть

обычный карандаш, если вам нужно научить детей им пользоваться. Важно,

чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, а

также чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам

по себе, а «живёт» в каком-то мире.

Рассказ или история, совмещенные с показом сюжетной картинки, помогают

более выразительно построить свой монолог, избавиться ребенку от так

называемого «страха говорения».

Эту технологию я начинаю применять с 3-4 лет. Но конечно не истории…

Давайте попробуем все вместе.

Например, игра «Какой?» (словосочетания) Посмотрите, что изображено на

кубике (стул) какой он? (деревянный, красный, и. д).

С 5 лет игры с кубиками можно усложнять и поиграть в игру например

«Ассоциации» – нужно подобрать к слову, обозначенному картинкой, слова,

которые с ним ассоциируются. Пожалуйста помогите мне бросьте кубик.

Давайте посмотрим, что у нас выпало? (Например, к картинке «пчела», а

слова, ассоциирующиеся с картинкой- летать, жало, крылышки, полоски,

насекомое, испуг и т.д.). Еще одна игра в которую мы с ребятами любим

играть это игра «Энциклопедия» - в ней нужно рассказать интересные факты

о выпавшей картинке. (Про Урюпинск). Бросьте пожалуйста кубик давайте

посмотрим что у нас выпало. (например коза это символ города Урюпинска

так как наш край славится пуховязанием).

Ну а следующая игра «Реклама». Нужно сочинить рекламную историю с

целью похвалить или продать свой "продукт". Так давайте бросим кубик и

узнаем, что же нам нужно прорекламировать? Молодцы здорово получилось!

А с каким удовольствием дети учатся составлять истории.

И я, предлагаю вам с помощью кубиков придумать смешной рассказ по

картинкам, выпадающих на верхних гранях кубика. И прошу помочь мне в

этом нашу фокус группу. Выходите пожалуйста занимайте свои места за

столом.

Коллеги алгоритм составления рассказа состоит из вступления, основной

части повествования и заключения. Придерживаясь этих правил давайте

составлять рассказ. А речь у нас пойдёт… (подбрасываем кубик и ведущий

начинает повествование).

Молодцы вот такая замечательная история у нас получилась.

Ну а теперь я хочу предложить вам составить свой увлекательный рассказ

про наш удивительный и самый любимый город Урюпинск. У вас на столе

есть вот такой кубик у него все грани пусты ваша задача из предложенных

вам картинок заполнить все грани и составить рассказ.

А пока наши участники составляют свой рассказ о нашем любимом городе я

хотела бы показать, как ещё можно использовать наши кубики. Все мы знаем

что любое занятие по развитию речи мы обязательно начинаем с

артикуляционной гимнастики, которую мы также проводим с помощью

наших волшебных кубиков. И я предлагаю вам сделать её вместе итак:

Жил – был язычок. Проснулся он рано утром,(упражнение «Чистим зубки»).

Почистил зубки и пошёл кормить кошку Мурку утром,(упражнение

«Кошечка»). Потом язычок решил поиграть в ковбоев. Он весело скакал на

своей любимой лошадке (упражнение «Лошадка»). Наконец весёлый язычок

устал и сел пить чай с вкусным вареньем (упражнение «Вкусное варенье»).

Вот такая замечательная гимнастика у нас получилась, ну а теперь пришло

время послушать наших участников. Спасибо вам большое за такие

интересные истории о нашем городе.

И в заключение, пожалуйста возьмите

на столе кубик с изображением эмоций и оцените, какие эмоции вызвал у

вас данный мастер класс. Ваше мнение для нас очень важно! И на память о

нашем мастер классе, мне хотелось бы подарить вам кубик историй с вашим

рассказом.

Я уверена, если вы попробуете с детьми сделать подобную игру и

поиграть в нее, то вы получите массу положительных эмоций.

Поэтому, сочиняйте истории - это не только полезно, но еще и очень

увлекательно!



В раздел образования