Напоминание

"Особенности дистанционного обучения игре на фортепиано на современном этапе"


Автор: Дадуш Аида Ривьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: город Агрыз
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности дистанционного обучения игре на фортепиано на современном этапе"
Дата публикации: 04.11.2024
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

«Детская школа искусств Агрызского муниципального района РТ»

Методическая разработка

Тема:

«Особенности дистанционного обучения игре на фортепиано на

современном этапе».

Агрыз, 2023

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………3

Описание содержания работы………………………………………….8

Структура урока…………………………………………………………14

Алгоритм дистанционного урока……………………………………...16

Памятка по организации домашней работы учащихся на

дистанционном обучении……………………………………………………17

Опыт реализации……………………………………………………….18

Заключение………………………………………………………………21

Список литературы……………………………………………………22

Пояснительная записка

Актуальность

Онлайн обучение имеет долгую и интересную историю развития,

начиная с простых экспериментов в 1980-х и достигая масштабной

индустрии образования сегодня. В 1980-х годах идея использования

компьютеров для образования стала популярной. Первые эксперименты были

связаны с использованием веб-конференц-систем и разработкой курсов на

основе программного обеспечения.

В 1980-е годы появились первые университеты, которые предлагали

дистанционное обучение через электронную почту и почтовую доставку

материалов. Были разработаны первые системы управления обучением

(LMS),

позволяющие

учителям

и

ученикам

взаимодействовать

через

компьютерные технологии.

В 2000-х годах с развитием Интернета и специализированных

платформ онлайн обучение стало все более популярным. Было создано

множество веб-сайтов и платформ, предоставляющих курсы и материалы для

обучения в различных областях знаний. В 2000-е годы веб-технологии стали

более доступными и все больше людей начали использовать онлайн

обучение. Университеты и колледжи начали предлагать онлайн-курсы и

программы

обучения,

а

также

расширили

свои

возможности

с

использованием видео-лекций и интерактивных платформ обучения.

В последние годы онлайн обучение стало одной из самых популярных

форм обучения. Онлайн платформы, такие как Coursera, Udemy, edX и

другие, предлагают широкий выбор курсов и программ обучения от ведущих

университетов

и

организаций.

Технологии,

такие

как

вебинары,

видеоконференции и интерактивные модули, делают онлайн обучение еще

более интерактивным и эффективным.

Сегодня онлайн обучение стало неотъемлемой частью образовательной

системы. Оно предоставляет людям доступ к образованию в любое время и в

любом месте, а также позволяет учиться в собственном темпе. Благодаря

развитию технологий и доступности онлайн образования, множество людей

сейчас имеют возможность получить образование, которое раньше было

недоступным.

Онлайн-обучение становится все более актуальным и популярным во

многих отраслях, в том числе и в области музыкального образования. Когда

речь идет о музыкальных школах, онлайн-платформы предоставляют ряд

преимуществ

для

обучающихся,

преподавателей

и

учебных

заведений.Гибкость

расписания:

онлайн-обучение

позволяет

избежать

ограничений, связанных с физической локацией и расписанием занятий. Они

могут заниматься в удобное для себя время и место, не теряя времени на

дорогу к учебному заведению. Это особенно полезно для школьников и

взрослых, у которых есть ограничения в расписании;

1.

Доступ

к

качественному

образованию:

онлайн-платформы

предоставляют

возможность

получить

доступ

к

опытным

и

высококвалифицированным преподавателям со всего мира, которые могут

предложить индивидуальный подход к обучению. Это особенно актуально

для тех, кто живет в небольших городах или отдаленных районах, где доступ

к опытным преподавателям может быть ограничен;

2.

Богатый

выбор

материалов:

онлайн-платформы

обычно

предлагают доступ к огромной библиотеке учебных материалов, нот и

записей. Обучающиеся могут найти музыкальные произведения различных

жанров и стилей, что помогает им развивать свои навыки и расширять

музыкальный репертуар. Это также может быть полезно для подготовки к

различным конкурсам;

3.

Индивидуальный

подход:

онлайн-обучение

позволяет

обучающимся работать в своем собственном темпе, уделять больше времени

слабым сторонам и пропускать то, что им уже известно. Преподаватели

могут адаптировать программу обучения по растущим потребностям

ученика, предлагать дополнительные материалы и задания для развития

навыков;

4.

Современные технологии: онлайн-платформы часто используют

современные технологии, чтобы сделать обучение более интерактивным и

привлекательным. Это может включать видеоуроки, записи в реальном

времени, возможность записи и просмотра собственных уроков, а также

обмен опытом с другими обучающимися и преподавателями.

5.

Экономия времени и денег: онлайн-обучение может быть более

доступным с точки зрения финансовых затрат, поскольку нет необходимости

платить за аренду помещений или дорогу к учебному заведению. Это также

экономит время на дорогу и позволяет обучающимся заниматься на своем

собственном инструменте, в удобной обстановке.

В

целом,

онлайн-обучение

для

музыкальных

школ

является

актуальным

и

современным

подходом

для

получения

музыкального

образования. Он предоставляет гибкость, качество и доступ к богатому

выбору материалов, что помогает обучающимся развить свои навыки игры в

удобной обстановке.

Методическая разработка уроков для детей обучающихся в онлайн

формате должна быть специально адаптирована для эффективного обучения

на

удаленном

уровне.

Вот

некоторые

особенности

и

направления

методической разработки для таких уроков:

1.

Основной формат для онлайн обучения игре на инструменте -

это видеоуроки. Идеально, когда преподаватель записывает демонстрацию

игры и объяснение работы на видео. Это позволяет учащимся возвращаться к

материалам и повторять уроки по мере необходимости;

2.

Важно предоставлять учащимся наглядные материалы и ноты,

которые помогут детям понять и воспроизвести музыкальные произведения;

3.

Онлайн обучение не должно быть односторонним. Преподаватель

должен

предоставлять

возможность

для

учащихся

задавать

вопросы,

комментировать или делиться своими работами. Это также может включать

проведение вебинаров или онлайн групповых занятий, где учащиеся могут

взаимодействовать друг с другом и с преподавателем;

4.

Практические упражнения и задания: Важно давать учащимся

конкретные задания и практические упражнения для развития и отработки

навыков игры на инструменте. Это может включать упражнения на технику,

аккомпанемент, импровизацию.

Цель: закрепление учебного материала и практическое применение

полученных знаний во время обучения игре на инструменте, для детей в

онлайн формате.

Задачи:

1. Практическая:

- Развитие у учащихся навыков игры на инструменте в домашних

условиях.

2. Образовательная:

- Передача учащимся новых знаний в формате онлайн обучения;

- Расширение музыкального кругозора учащихся.

3. Развивающая:

- Развитие у учащихся музыкальной памяти;

- Развитие музыкально-образного мышления;

- Развитие художественной фантазии;

- Развитие творческого воображения.

4. Воспитательная:

- Предоставление учащимся возможности самостоятельно применять

полученные знания и навыки.

- Привитие учащимся уважения к мнению других;

Оборудование:

Инструмент, ноты, стул, визуальные материалы, магнитофон, флеш-

карта, средство связи, стабильный доступ в Интернет.

В

реализации

помимо

преподавателя

и

обучающегося

участие

принимают

также

родители.

В

рамках

курса

педагоги

могут

взаимодействовать между собой для создания полноценного курса.

Методическая разработка

предназначена для детей школьного

возраста от 6 до 16 лет, которые заинтересованы в изучении и игре на

инструменте. Они могут быть начинающими музыкантами или уже иметь

некоторый опыт в игре на фортепиано или других инструментах.

Важно также учесть, что дети школьного возраста могут иметь

различные

уровни

музыкальных

знаний

и

навыков,

учитывать

индивидуальные

потребности

каждого

ученика,

быть

интересной,

структурированной, доступной и гибкой, чтобы максимально эффективно

развивать навыки и интересы учащихся в музыкальной области.

Описание содержания работы

В рамках реализации программы обучения разработан примерный

учебно-тематический план для реализации занятий в онлайн-формате.

Цели:

1. Ознакомить учеников с выбранным инструментом и описать его

особенности.

2. Предоставить учащимся возможность активно участвовать в

игровомпроцессе, способствующем развитию навыков;

3. Познакомить учеников с основными методами и техниками

извлечения звука на инструменте;

4. Обучить учащихся выбирать и транспонировать простые попевки и

популярные мелодииот разных звуков;

5. Обучить учеников чтению нот с листа и разбору легкого

музыкального материала;

6. Обучить учеников проявлять выразительность в исполнении

музыкальных произведений, полностью соответствуя их художественным и

техническим задачам.

Тема

Описание

1.

1

1

Знакомство

с

инструментом: изучение

клавиатуры,

нотная

грамота

и

основные

навыки

игры

на

музыкальном

инструменте.

Урок представляет собой первый

шаг в изучении и освоении игры на

инструменте. Учащиеся знакомятся с

основами, необходимыми для игры на

инструменте.

2.

2

2

Ритмические

упражнения:

основные

ритмические рисунки и

упражнения

для

развития

ритмической

точности,

чувства

времени.

Ритм является одним из наиболее

важных

аспектов

в

музыке,

и

его

освоение способствует более точному и

выразительному исполнению.

3.

3

3

Упражнения

для

развития координации и

навыков игры левой и

правой рукой отдельно и

одновременно.

Развитие

самостоятельности

правой и левой руки, координация и

способность

игры

двумя

руками

одновременно.

4.

4

4

Аккорды

и

гармония:

основы

аккордов и рассмотрение

различных

аккордовых

схем.

Работа

над

трёхзвучными

аккордами тонического трезвучия и его

обращений.

Каждый

аккорд

выдерживается

(дослушивается) до конца, после чего

пальцы, берут следующий.

5.

5

Звукоизвлечение:

упражнения

для

Владение

пальцевыми

прикосновениями к клавиатуре. Связь

5

развития

звукоизвлечения.

пианистической моторики с вокальным

произнесением мелодии.

6.

6

6

Мелодии и песни:

подбор простых мелодий

и песен от различных

нот на инструменте.

Учащиеся погружены в процесс

изучения

и

исполнения

известных

мелодий и песен на своих инструментах.

7.

7

7

Динамика

и

выразительность:

изучение

различных

динамических

оттенков

и

методов

выразительности в игре.

Различные приёмы игры, от тихих

и

нежных

звуков

до

мощных

и

энергичных

акцентов.

Приёмы

правильного

использования

форте

(громко),

пиано

(тихо),

меццо-форте

(умеренно

громко)

и

другие

динамические

оттенки

для

создания

эффектов и подчеркивания музыкальных

идей.

8.

8

8

Импровизация:

овладение

навыками

свободной

импровизации

на

инструменте.

Практические

упражнения,

для

развития

навыков

свободной

импровизации. Изучение ритмических и

гармонических

структур,

создание

собственных

мелодий

и

аккомпанементов,

а

также

изучение

различных техник импровизации.

9.

9

9

Виртуозная

игра:

развитие техники игры,

на

примере

гаммообразных

пассажей и аккордовых

последовательностей.

Анализ различных техник,разбор

сложных пассажей, арпеджио и аккордов.

Изучение эффективных позиций рук и

пальцев, а также различных методов и

упражнений для развития скорости и

точности игры.

10.

1

Музыкальные

стили:

рассмотрение

Знакомство с различными жанрами,

такими как: классическая музыка, джаз,

10

различных музыкальных

стилей

и

их

особенностей.

блюз,

латиноамериканская

музыка

и

другие.

Изучение

характеристик,

структур и стилистических особенностей.

11.

1

11

Сольфеджио:

упражнения

для

развития

слуха

и

певческой памяти.

Развитие музыкального слуха и

памяти,

слухового

внимания,

способность

понимать

и

запоминать

музыкальный текст.

Распознавание

и

исполнение

музыкальных интервалов и аккордов.

12.

12

Гармонизация

мелодий:

изучение

методов

гармонизации

мелодий.

Изучение

основы

гармонии

-

аккордов, их структуры и функции в

музыке.

Различные

гармонические

прогрессии и их связь с мелодическими

линиями.

13.

1

13

Характер

и

интерпретация:

рассмотрение различных

музыкальных характеров

и

методов

их

интерпретации

на

инструменте.

Способность

слышать

музыкальные

образы

произведений,

такие

как

веселый,

грустный,

энергичный, нежный, торжественный и

другие. Особенность каждого характера,

его

музыкальные

элементы

и

технические приемы, которые помогут

передать его эмоциональную суть.

14.

1

14

Музыкальное

развитие:

изучение

и

интерпретация

произведений известных

композиторов

разных

эпох и стилей.

Знакомство

с

композиторами

разных эпох, таких как Бах, Моцарт,

Бетховен, Шопен, Рахманинов и многих

других.

Характеристики

и

стилевые

особенности каждого композитора и его

произведений.

15.

1

Музыка и эмоции:

изучение

взаимосвязи

Учащимся предлагается углубиться

в исследование связи между музыкой,

15

музыки,

эмоций

и

выразительности.

эмоциями и способностью музыканта

передавать выразительность при игре на

инструменте. Дети изучают различные

музыкальные

произведения

и

анализируют эмоциональные состояния,

которые они вызывают. Также в ходе

работы

рассматриваются

техники

и

приемы,

которые

помогают

передать

эмоциональное содержание музыки при

игре.

Используются

практические

упражнения, во время которых учащиеся

могут экспериментировать с приёмами

игры и передавать различные эмоции

через свою игру.

16.

1

16

Техника

педали:

упражнения

для

развития навыков игры с

использованием педали.

Учащиеся

изучают

различные

техники и приемы игры с педалью. Они

осваивают

специальные

упражнения,

направленные

на

развитие

точности,

контроля

и

выразительности

при

использовании

педали.

Анализ

и

интерпретация

музыкальных

произведений, где педаль играет важную

роль.

Эффективное

использование

педали, для передачи выразительности и

глубины произведения.

17.

1

17

Подготовка

к

публичному

выступлению.

Цель

работы:

преодоление

факторов страха перед сценой, установка

на

успех

и

воспитание

сценической

выдержки и воли.

Также приводятся примеры заданий по темам:

Название задания – «Изучение различных музыкальных стилей»

Описание задания:

1. Выберите несколько различных музыкальных стилей (например,

классическая музыка, джаз и т.д.), которые вам интересны;

2. Изучите основные характеристики каждого стиля, включая ритм,

гармонию, мелодию;

3. Используя

инструмент, попытайтесь воспроизвести типичные

музыкальные фразы для каждого стиля. Обратите внимание на особенности

характерные для каждого из них;

4. Попробуйте создать собственные композиции, сочетая элементы

разных музыкальных стилей. Экспериментируйте с аккордами, мелодиями и

ритмами, чтобы создать уникальное звучание;

Дополнительное задание (для продвинутых учеников):

6. Изучите известных композиторов или исполнителей в каждом

музыкальном стиле. Сравните их стиль игры и подход к музыке.

Задание позволит детям расширить свой музыкальный кругозор,

изучить различные музыкальные стили и их особенности, а также развить

навыки игры.

Структура урока

Формы проведения урока крайне разнообразны. Во многом они

определяются индивидуальностью педагога-его методическими воззрениями,

вкусами, привычками. Любой урок должен быть посвящён выполнению

какой-либо задачи. В зависимости от постановки этих задач, уроки можно

разделить на следующие типы:

Урок, посвященный изучению нового материала.

Урок – исправления ошибок.

Урок-закрепление пройденного.

Комбинированный урок.

Типовая структура урока:

- проверка домашнего задания (выяснение недостатков, подведение

итогов предыдущей работы),

- продолжение работы (устранение недостатков с помощью уже

известных либо новых приёмов или подходов),

-подведение итогов работы (оценка готовности ученика и его

активности на уроке),

- запись домашнего задания

Проверка задания:

Как правило, надо прослушивать до конца всё, что ученик принес на

урок. Не следует слишком загружать внимание ученика множеством

замечаний. Надо уметь услышать и достоинства ученического исполнения.

На уроке используются различные методы, помогающие ученику понять

характер исполняемой музыки и добиться нужных результатов. Чаще всего –

это проигрывание педагогом сочинения целиком или отрывками и словесные

пояснения.

Задание и отметка:

Последний компонент урока – формулирование нового задания,

обеспечение домашней, самостоятельной работы ученика. Это едва ли не

важнейшая часть занятия, в которой сходятся нити от всего, чем был

заполнен урок. Учитывая большое воспитательное значение отметок, педагог

должен быть вполне уверен, что ученик понимает, почему получил тот или

иной балл.

Алгоритм дистанционного урока:

1.Определение темы дистанционного урока

2. Определение типа дистанционного урока (Изучение новой темы,

повторение , углубление, контроль, ликвидация пробелов самопроверки).

3. Определение целей и задач дистанционного урока

4. Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления

ученику (текстовые и медиа)

5. Подготовка учебных -методических материалов для занятия

6. Подготовка рекомендации для выполнения заданий на основе

результатов ИКТ – компетентности ученика.

Памятка

по

организации

домашней

работы

учащихся

на

дистанционном обучении:

1.

Обязательно занимайтесь, правильно организовывайте домашние

занятия.

2.

Составляйте план на весь день. Это поможет выполнить

домашнее задание вовремя.

3.

Заниматься нужно в несколько подходов. Не нужно сидеть за

инструментом. Разбивайте занятия на части.

4.

Устраивайте домашние концерты. Максимально приближайте

домашнюю атмосферу к сценической: ребёнок, нарядно одетый выходит на

публику, делает поклон, садится и объявляет свою программу. Такие мини

концерты являются хорошей тренировкой для воспитанников музыкальных

школ. Они способствуют формированию концертной выдержки и развитию

артистизма.

5.

Будьте активны! Участвуйте в предлагаемых мероприятиях,

проводимых онлайн: видео домашних уроков «Мой дом- моя сцена», видео

уроки, конкурсы, концерты.

Опыт реализации

Дистанционное обучение ворвалось в нашу жизнь стремительно и

внезапно. Временно или постоянно, но настала новая реальность, и для

детских музыкальных школ в системе дополнительного образования. Если

рассматривать дистанционную реальность обучения с позиции новизны всего

происходящего, то при четкой направленности и технической оснащенности

этот

способ

взаимодействия

может

стать

креативным,

свежим,

действенным и очень полезным в процессе обучения, а также позволяет нам

взглянуть на результаты образовательного процесса под другим углом.

Сначала было страшно и непонятно, как это будет, на каких

платформах работать. После нескольких проб и ошибок и обсуждения с

коллегами, остановились, что индивидуальные уроки можно проводить по

звонку WhatsApp.

Задача педагога в противовес устоявшимся и приносящим результаты

формам работы всегда искать новые способы взаимодействия с учениками на

уроке. Уже можно проанализировать первый опыт онлайн-обучения.

Дистанционный формат урока показывает:

1.

Уровень осознанности домашних занятий детей;

2.

Степень увлеченности детей занятиями в условиях, когда нет

яркого и значимого мотивационного вдохновителя – учителя рядом. Уровень

требований ученика к себе зависит только от самоорганизации ребенка и

накопленных профессиональных навыков.

Индивидуальные и групповые занятия в онлайн режиме кардинально

отличаются от традиционных. В связи с этим возникают новые виды работы

на уроке.

Работа с аудиозаписями

Преимущества видео или аудио записи: пока ученик сделает запись,

которая удовлетворит его собственные требования, он уже проведёт работу

над качеством своей игры и повысит уровень самоконтроля. Устные

комментарии по телефону также возможны, но на заключительном этапе

работы, когда уже основная работа среднего этапа выполнена и речь идёт о

более глобальных задачах - форме, эмоциональном наполнении и т.д. Можно

использовать аудио или видео, записанные самим педагогом с показом

отдельных мест.

Что касается дистанционного обучения начинающих пианистов, то

здесь необходима помощь родителей. Дети во время дистанционного урока

теряются, так как нет педагога рядом, им сложно ориентироваться на

клавиатуре

и

в

тексте.

Там,

где

родители

включаются

в

процесс

дистанционного обучения, адаптация детей к обучению проходит успешнее и

безболезненно. Конечно, проще детям, чьи родители знакомы с музыкальной

грамотой и могут непосредственно показать детям, сыграв мотив или кусочек

фразы. Но наиболее успешная позиция родителей, которые сами не могут

показать, а стимулируют детей к самостоятельному чтению нот и изучению

знаков в музыкальном тексте, не раздражаясь, а подбадривая ребенка,

мотивируя к преодолению трудностей.

Следует отметить следующую особенность онлайн-уроков.

В работе с учащимися младших классов, легче отрабатывается уже

разобранный текст, но фактически невозможно работать над звуковыми

задачами, динамическими оттенками, проверить аппликатуру. Причиной

этому возможные перебои связи, часто звук не синхронен с движениями.

Особенно трудно детям, не умеющим самостоятельно сочетать свою игру со

счетом вслух, у которых не сформированы навыки чтения с листа,

чтоявляются гарантией грамотного разбора нотного текста. Поэтому для

профилактики и коррекции ошибок в нотном тексте часто приходиться

записывать на видео образец грамотного разбора, трудных фрагментов

произведений в помощь учащимся, как отдельно каждой рукой, так и двумя

руками.

Далее по мере разучивания, учащиеся пересылают свою игру, которая

в короткие временные сроки педагогом анализируются, дети знакомятся с

рациональными приемами разбора. Параллельно высылаются фото нотного

текста с выделениями ошибок в тексте, в знаках - это позволяет учащимся

нагляднее увидеть свои недоработки.

Хочется отметить, что, не смотря на сложности с проведениями

онлайн-уроков,

положительный

момент:

тесное

сотрудничество

с

родителями, которые помогают организовать дистанционное обучение своим

детям через подключение к телефону и планшету. Благодаря помощи

родителей возможно проведение итоговой аттестации по видео, исполнение

программы, которую записывают родители.

Положительный момент – возможность многократной записи для

выбора наиболее удачного исполнения. Самые удачные видеозаписи

отправляются на дистанционные школьные, городские, всероссийские

конкурсы-фестивали.

Заключение

Большинство

педагогов

получили

образование

в

традиционном

формате, однако, на сегодняшний день у педагогов есть возможность и

необходимость использовать новые образовательные технологии.

Современные дети с рождения с телефоном или планшетом в руках,

можно представить, что это их третья рука. Странно не использовать её в

каком-то аспекте жизни. Технологии должны быть интегрированы в

педагогический

процесс.

Запись

и

отсмотр

видео

своих

и

чужих

выступлений, просмотр спектаклей известных трупп и театров, запись

собственных видеоклипов.

Информация, изложенная в данной работе, позволяет пошагово

перейти

к

взаимодействию

ученика,

преподавателя

и

родителя

в

предложенной временем ситуации. Данная методическая работа даёт

возможность преподавателям продолжить процесс обучения, реализуя

основные задачи образовательных программ.

Список литературы

1.

Баренбойм Л. Фортепианно – педагогические принципы Ф.М.

Блуменфельда. – М., 1964;

2.Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. – М., 1961;

3. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – Л.,

1961;

4.Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая

деятельность Музыка в школе – 2001 - № 4;

5.Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. М., 2002;

6.Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. Методические

основы. - Л.: Музыка, 1972;

7.Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. М., «Кифара» 2002;

8.Натансон В. Вопросы фортепианной педагогики. – М., 1971;

9.Тимакин Е. Воспитание пианиста. М., «Советский композитор» 1989.

10.Фортепианно-педагогический альмонах, Вып 1 – М.: от урока до

концерта. М., 2009;



В раздел образования