Автор: Оксана Юрьевна Крамаренко
Должность: МБДОУ № 12 "Ромашка"
Учебное заведение: МБДОУ № 12 "Ромашка"
Населённый пункт: город Калуга Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: Ранняя профориентация детей дошкольного возраста посредством инновационных форм и средств обучения
Дата публикации: 04.12.2021
Раздел: дошкольное образование
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Крамаренко О.Ю.
МБДОУ № 12 «Ромашка» г. Калуги
Аннотация:
В статье представлен опыт работы педагога по ранней профориентации детей старшего
дошкольного возраста. Описаны ключевые аспекты создания соответствующей развивающей предметно-
пространственной среды и организации работы совместно с родителями воспитанников, которые позволяют
«погрузить» ребенка в реальные практические ситуации.
Обосновывается идея о том, что применение современных, инновационных форм и средств обучения
ускоряет процесс развития профориентации детей.
Представленные в статье формы работы проверены на практике, достаточно эффективны и
представляют интерес для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова:
профессия, дошкольник, педагог,
ранняя профориентация, образовательные
технологии.
Возможность труда и любовь
к нему - лучшее наследство,
которое может оставить своим
детям и бедный и богач.
К.Д. Ушинский
Обновление системы образования в целом, и в частности дошкольного образования
ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок
«нового
человека»,
конкурентоспособной
личности,
успешно
реализующей
себя
в
профессиональной
среде,
обладающей
чертами
исследователей,
изобретателей,
предпринимателей, новаторов.
В национальном проекте «Образование» говорится о необходимости ранней
профессиональной ориентации детей.
Актуальность работы по ознакомлению детей с
профессиями обоснована и в федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования. Один из аспектов образовательных областей «Познавательное
развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели
формирования
положительного
отношения
к
труду.
Ознакомление
с
трудовой
деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка
первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
«Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда,
отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и
отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда
знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе
детского сада…», — пишет В.И. Логинова.
Таким образом, ранняя профессиональная ориентация детей рассматривается как
неотъемлемое условие их социализации в окружающем мире.
Актуальна тема и для детей нашего детского сада. Проблема в том, что с одной
стороны, у детей низкая мотивация к трудовой деятельности, ограниченное представление о
профессиях взрослых. Дети не осознают ценность труда, в семьях воспитанников не
уделяется должного внимания трудовому воспитанию. С другой стороны, в основной
образовательной программе дошкольного образования отводится недостаточное количество
времени на знакомство детей с миром профессий, отсутствует методическое обеспечение по
данному направлению.
Все вышеназванные аспекты побудили меня более глубоко погрузиться в тему.
Чтобы первичное знакомство детей с многообразием профессий прошло более
продуктивно, особое внимание я уделила оформлению предметно-пространственной среде.
Дети должны не просто узнать о профессиях, но и обязательно попробовать на практике те
или иные специализированные действия; пощупать, поиграть с предметами, инструментами,
атрибутами, используемыми в различных видах труда; смоделировать и поучаствовать в
ситуациях, требующих определенных профессиональных коммуникативных умений.
Была подобрана серия развивающих игр профессиональной направленности, введены
новые сюжетно-ролевые игры, такие как: «Турфирма», «Ателье»,
«Сбербанк», «Фотоателье»,
«Мастерская художника», «Пожарные», «Клининговая компания «Уют», «Кафе «У
Антошки»», «Журналист» и др.
Совместно с детьми и родителями мы изготовили атрибуты, пошили костюмы для
демонстрации разных профессий. Таким образом, игровая среда пополнилась бейджиками и
шарфиками для «банковских служащих», журналами и буклетами с изображением разных
стран для игры «Турфирма «Вокруг света», микрофоном для игры «Журналист»,
книжечками «меню» для «Кафе». Для игры «Ателье» родители воспитанников изготовили
манекены и стеллажи, дети сделали выкройки и силуэты бумажных кукол, собрали
коллекцию образцов тканей и декоративных узоров.
Активно используем и технические средства обучения. Была создана фонотека: песни
о профессиях («Наша учительница», «Мы стираем», «Храбрый капитан» и др.), видеотека:
мультфильмы о профессиях («Дядя Степа - милиционер», «Доктор Айболит», «Фиксики» и
др.), презентации «Необычные профессии», «Востребованные профессии Калуги», и др.,
аудиотека: стихи и рассказы о профессиях.
Книжный уголок пополнился подборкой книг о различных профессиях, картотекой
пословиц, поговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда. Дети совместно с
родителями
изготовили
книжки-малышки,
альбомы
«Профессии
в
моей
семье»,
«Исчезнувшие профессии» и др.
Для достижения поставленных целей приходится искать новые средства обучения, и я
нашла интересный способ, - это изготовление лэпбука. Пособие может быть использовано,
как в совместной работе с детьми, так и в самостоятельной деятельности детей. Совместно с
родителями мы изготовили тематическую папку «Все профессии важны, все профессии
нужны», включили несколько дидактических игр: «Кому что нужно для работы», «Собери из
частей целое», «Кто во что одет», в кармашках разместили раскраски с разными
профессиями, подобрали наглядно-дидактический материал.
Обновление содержания образования требует от педагога применения новых
современных форм работы с детьми. Мне хотелось бы поделиться некоторыми из них, на
мой взгляд, достаточно эффективными и проверенными на практике.
Целевые экскурсии. Экскурсия - это уникальная возможность познакомить детей с
профессиями, окружающим миром в другой обстановке, получить новые, захватывающие
впечатления, «погрузиться» в профессию.
Совместно с детьми мы разработали план-схему нашего населенного пункта. На плане
значками обозначили места, которые предстояло посетить: магазин, художественную школу
№ 4, почту, парикмахерскую, амбулаторию. Каждый месяц мы совершали экскурсии на эти
объекты. Конечно, необходима и предварительная работа. Дети знакомились с той или иной
профессией,
изготавливали
атрибуты
для
сюжетно-ролевых
игр,
рисовали,
решали
проблемные задания, разыгрывали сюжеты.
Сама экскурсия была для детей настоящим праздником. Ребята не только знакомились
с местом работы, людьми разных профессий, они сами становились участниками. В
парикмахерской под наблюдением мастера можно было сделать причёску и поработать с
инструментами. В магазине - помочь разложить товар и посидеть на месте кассира.
Работники почты предложили детям разложить открытки и упаковать посылку. А
участковый врач позволил детям вести приём с пациентом.
Не всегда есть возможность осуществить настоящую экскурсию. И здесь на помощь
приходят информационно-коммуникационные технологии.
Мы совершаем виртуальные
экскурсии на предприятия и объекты г. Калуги, знакомимся с профессиями прошлого и
фантазируем, кем станем в будущем.
Большую популярность получили познавательно-игровые квесты.
Квест представляет собой организацию поисковой деятельности. В своей работе я
часто использую такую форму. Квест «Волшебное путешествие» позволил познакомиться с
профессиями сказочных героев и представить, кем бы они могли быть в наши дни. Свои
пожелания ребята выразили в рисунках. Так, Золушка могла стать портнихой или
кондитером, Василиса Премудрая – учителем, сестрица Алёнушка – воспитателем, Кощей
Бессмертный – банкиром. Нашлась профессия и для Бабы Яги. Этот персонаж дети пожелали
увидеть в качестве дворника.
В нашей группе существует традиция, которой мы дали название
«Встреча с
интересными людьми». Скульптор А.А. Лондарёв рассказал о своём трудовом пути, о том,
как стал мастером, и как ему удалось возродить в Калуге гончарное дело. Художник Е.В.
Белова раскрыла секреты своей профессии. На встрече с работниками Калужской областной
детской библиотеки дети узнали об особенностях профессии библиотекаря, о значении книг
в нашей жизни. Встречи сопровождались проведением мастер-классов и творческими
выставками.
Еще одна нетрадиционная форма обучения нашла отклик в лице детей – это
коллекционирование. К сожалению, в настоящее время родители не проявляют интереса к
коллекционированию, хотя у детей дошкольного возраста всегда заложена страсть к
собирательству. Я предложила детям самим решить, что бы они хотели коллекционировать.
Так в группе появилась коллекция кукол, которая отображает разные профессии.
Дети
дошкольного
возраста
очень
любопытны
и
любознательны.
Экспериментирование –
это эффективный способ обучения детей исследовательской
деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности
ребенка
.
В нашей группе создана мини-лаборатория для проведения экспериментов и
опытов, а так же картотека опытов с разными предметами. Знакомясь с профессией
«Мыловар», мы провели серию опытов с мылом и мыльными пузырями. Дети создавали
«Картину из мыльных пузырей». Мыльные пузыри разливаются по стаканчикам, в них
добавляются акварельные краски, через трубочку дети пускают пузыри на белый лист
бумаги, таким образом, создаются удивительно красивые картины. Ещё один опыт - «Мыло-
силач». Для этого опыта мы берём влажную тарелку, сверху кладём кусок мыла, прижимаем
его и пару раз прокручиваем вокруг своей оси. Оставляем мыло на тарелке на 2 минуты,
пробуем поднять, но мыло прочно приклеилось к тарелке.
Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования
системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с разными людьми, понятия о
профессиональной деятельности взрослых. В этом случае углубленное изучение профессий
через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости,
ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или
работали бабушки и дедушки. Мы стараемся, чтобы дети и их родители как можно больше
знали друг о друге. Знакомим дошколят с профессиями, местом работы родителей,
организуем экскурсии в учреждения нашего микрорайона. Например, мы реализуем
долгосрочный проект «Профессии в нашей семье». В группу приглашаем родителей. Мама
или папа ребенка, а также бабушка или дедушка рассказывают о своей работе. В рамках
этого проекта дети познакомились с такими профессиями, как: стоматолог, фотограф, тренер
по карате, кондитер, парикмахер, военный. Некоторые из приглашенных гостей проводили
интересные мастер-классы.
Отдельно хотелось бы сказать о формировании представлений детей о профессиях,
необходимых родному городу Калуге, тех профессиях, которые наиболее востребованы в
наши дни. Я провела с детьми игровую викторину по теме: «Рейтинг профессий». В
результате выяснилось, что дети выбирают такие «модные» специальности, как: банкир,
артист, футболист, депутат. Мало кто выбрал рабочие профессии. К сожалению,
популярность таких профессий существенно снизилась. И тогда я подготовила игру «Что?
Где? Когда?». В процессе подготовки дети узнали, как важны и интересны профессии
строителя, агронома, ветеринара, сварщика, автомеханика. Познакомились с тем, как надо
ухаживать и лечить домашних животных, в чём особенность работы агронома, и что без
автомеханика машина не сможет выехать из гаража.
В результате проведённых мероприятий у детей наблюдается положительная
динамика по формированию ценностного отношения к труду, повысился интерес к
профессиональной деятельности взрослых, расширились представления о мире современных
профессий. Дети проявляют самостоятельность, активность и творчество, способствующие
их дальнейшей социализации, успешному обучению в школе, возможно и выбору
профессии.
Профессор Пряжников Н.С. писал «Ранняя (детская) профориентация проводится
заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет.
Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром
профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка,
приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности».
Очень хочется надеяться, что наши дети не ошибутся в выборе профессии, и будут
гордиться своим трудом.
«Литература»
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
[Текст] – М: Центр педагогического образования, 2014.
2.
В.И.Логинова,
Л.А.Мишарина.
Формирование
представления
о
труде
взрослых/
В.Логинова, Л.Мишарина Л.А. // Дошкольное воспитание, 1978.- № 10.
3. Н.С.Пряжников. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С.Пряжников.-
Воронеж, 1996.