Напоминание

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста посредством инновационных форм и средств обучения


Автор: Оксана Юрьевна Крамаренко
Должность: МБДОУ № 12 "Ромашка"
Учебное заведение: МБДОУ № 12 "Ромашка"
Населённый пункт: город Калуга Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: Ранняя профориентация детей дошкольного возраста посредством инновационных форм и средств обучения
Дата публикации: 04.12.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Крамаренко О.Ю.

МБДОУ № 12 «Ромашка» г. Калуги

Аннотация:

В статье представлен опыт работы педагога по ранней профориентации детей старшего

дошкольного возраста. Описаны ключевые аспекты создания соответствующей развивающей предметно-

пространственной среды и организации работы совместно с родителями воспитанников, которые позволяют

«погрузить» ребенка в реальные практические ситуации.

Обосновывается идея о том, что применение современных, инновационных форм и средств обучения

ускоряет процесс развития профориентации детей.

Представленные в статье формы работы проверены на практике, достаточно эффективны и

представляют интерес для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова:

профессия, дошкольник, педагог,

ранняя профориентация, образовательные

технологии.

Возможность труда и любовь

к нему - лучшее наследство,

которое может оставить своим

детям и бедный и богач.

К.Д. Ушинский

Обновление системы образования в целом, и в частности дошкольного образования

ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок

«нового

человека»,

конкурентоспособной

личности,

успешно

реализующей

себя

в

профессиональной

среде,

обладающей

чертами

исследователей,

изобретателей,

предпринимателей, новаторов.

В национальном проекте «Образование» говорится о необходимости ранней

профессиональной ориентации детей.

Актуальность работы по ознакомлению детей с

профессиями обоснована и в федеральном государственном образовательном стандарте

дошкольного образования. Один из аспектов образовательных областей «Познавательное

развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели

формирования

положительного

отношения

к

труду.

Ознакомление

с

трудовой

деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка

первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

«Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда,

отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и

отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда

знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе

детского сада…», — пишет В.И. Логинова.

Таким образом, ранняя профессиональная ориентация детей рассматривается как

неотъемлемое условие их социализации в окружающем мире.

Актуальна тема и для детей нашего детского сада. Проблема в том, что с одной

стороны, у детей низкая мотивация к трудовой деятельности, ограниченное представление о

профессиях взрослых. Дети не осознают ценность труда, в семьях воспитанников не

уделяется должного внимания трудовому воспитанию. С другой стороны, в основной

образовательной программе дошкольного образования отводится недостаточное количество

времени на знакомство детей с миром профессий, отсутствует методическое обеспечение по

данному направлению.

Все вышеназванные аспекты побудили меня более глубоко погрузиться в тему.

Чтобы первичное знакомство детей с многообразием профессий прошло более

продуктивно, особое внимание я уделила оформлению предметно-пространственной среде.

Дети должны не просто узнать о профессиях, но и обязательно попробовать на практике те

или иные специализированные действия; пощупать, поиграть с предметами, инструментами,

атрибутами, используемыми в различных видах труда; смоделировать и поучаствовать в

ситуациях, требующих определенных профессиональных коммуникативных умений.

Была подобрана серия развивающих игр профессиональной направленности, введены

новые сюжетно-ролевые игры, такие как: «Турфирма», «Ателье»,

«Сбербанк», «Фотоателье»,

«Мастерская художника», «Пожарные», «Клининговая компания «Уют», «Кафе «У

Антошки»», «Журналист» и др.

Совместно с детьми и родителями мы изготовили атрибуты, пошили костюмы для

демонстрации разных профессий. Таким образом, игровая среда пополнилась бейджиками и

шарфиками для «банковских служащих», журналами и буклетами с изображением разных

стран для игры «Турфирма «Вокруг света», микрофоном для игры «Журналист»,

книжечками «меню» для «Кафе». Для игры «Ателье» родители воспитанников изготовили

манекены и стеллажи, дети сделали выкройки и силуэты бумажных кукол, собрали

коллекцию образцов тканей и декоративных узоров.

Активно используем и технические средства обучения. Была создана фонотека: песни

о профессиях («Наша учительница», «Мы стираем», «Храбрый капитан» и др.), видеотека:

мультфильмы о профессиях («Дядя Степа - милиционер», «Доктор Айболит», «Фиксики» и

др.), презентации «Необычные профессии», «Востребованные профессии Калуги», и др.,

аудиотека: стихи и рассказы о профессиях.

Книжный уголок пополнился подборкой книг о различных профессиях, картотекой

пословиц, поговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда. Дети совместно с

родителями

изготовили

книжки-малышки,

альбомы

«Профессии

в

моей

семье»,

«Исчезнувшие профессии» и др.

Для достижения поставленных целей приходится искать новые средства обучения, и я

нашла интересный способ, - это изготовление лэпбука. Пособие может быть использовано,

как в совместной работе с детьми, так и в самостоятельной деятельности детей. Совместно с

родителями мы изготовили тематическую папку «Все профессии важны, все профессии

нужны», включили несколько дидактических игр: «Кому что нужно для работы», «Собери из

частей целое», «Кто во что одет», в кармашках разместили раскраски с разными

профессиями, подобрали наглядно-дидактический материал.

Обновление содержания образования требует от педагога применения новых

современных форм работы с детьми. Мне хотелось бы поделиться некоторыми из них, на

мой взгляд, достаточно эффективными и проверенными на практике.

Целевые экскурсии. Экскурсия - это уникальная возможность познакомить детей с

профессиями, окружающим миром в другой обстановке, получить новые, захватывающие

впечатления, «погрузиться» в профессию.

Совместно с детьми мы разработали план-схему нашего населенного пункта. На плане

значками обозначили места, которые предстояло посетить: магазин, художественную школу

№ 4, почту, парикмахерскую, амбулаторию. Каждый месяц мы совершали экскурсии на эти

объекты. Конечно, необходима и предварительная работа. Дети знакомились с той или иной

профессией,

изготавливали

атрибуты

для

сюжетно-ролевых

игр,

рисовали,

решали

проблемные задания, разыгрывали сюжеты.

Сама экскурсия была для детей настоящим праздником. Ребята не только знакомились

с местом работы, людьми разных профессий, они сами становились участниками. В

парикмахерской под наблюдением мастера можно было сделать причёску и поработать с

инструментами. В магазине - помочь разложить товар и посидеть на месте кассира.

Работники почты предложили детям разложить открытки и упаковать посылку. А

участковый врач позволил детям вести приём с пациентом.

Не всегда есть возможность осуществить настоящую экскурсию. И здесь на помощь

приходят информационно-коммуникационные технологии.

Мы совершаем виртуальные

экскурсии на предприятия и объекты г. Калуги, знакомимся с профессиями прошлого и

фантазируем, кем станем в будущем.

Большую популярность получили познавательно-игровые квесты.

Квест представляет собой организацию поисковой деятельности. В своей работе я

часто использую такую форму. Квест «Волшебное путешествие» позволил познакомиться с

профессиями сказочных героев и представить, кем бы они могли быть в наши дни. Свои

пожелания ребята выразили в рисунках. Так, Золушка могла стать портнихой или

кондитером, Василиса Премудрая – учителем, сестрица Алёнушка – воспитателем, Кощей

Бессмертный – банкиром. Нашлась профессия и для Бабы Яги. Этот персонаж дети пожелали

увидеть в качестве дворника.

В нашей группе существует традиция, которой мы дали название

«Встреча с

интересными людьми». Скульптор А.А. Лондарёв рассказал о своём трудовом пути, о том,

как стал мастером, и как ему удалось возродить в Калуге гончарное дело. Художник Е.В.

Белова раскрыла секреты своей профессии. На встрече с работниками Калужской областной

детской библиотеки дети узнали об особенностях профессии библиотекаря, о значении книг

в нашей жизни. Встречи сопровождались проведением мастер-классов и творческими

выставками.

Еще одна нетрадиционная форма обучения нашла отклик в лице детей – это

коллекционирование. К сожалению, в настоящее время родители не проявляют интереса к

коллекционированию, хотя у детей дошкольного возраста всегда заложена страсть к

собирательству. Я предложила детям самим решить, что бы они хотели коллекционировать.

Так в группе появилась коллекция кукол, которая отображает разные профессии.

Дети

дошкольного

возраста

очень

любопытны

и

любознательны.

Экспериментирование –

это эффективный способ обучения детей исследовательской

деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности

ребенка

.

В нашей группе создана мини-лаборатория для проведения экспериментов и

опытов, а так же картотека опытов с разными предметами. Знакомясь с профессией

«Мыловар», мы провели серию опытов с мылом и мыльными пузырями. Дети создавали

«Картину из мыльных пузырей». Мыльные пузыри разливаются по стаканчикам, в них

добавляются акварельные краски, через трубочку дети пускают пузыри на белый лист

бумаги, таким образом, создаются удивительно красивые картины. Ещё один опыт - «Мыло-

силач». Для этого опыта мы берём влажную тарелку, сверху кладём кусок мыла, прижимаем

его и пару раз прокручиваем вокруг своей оси. Оставляем мыло на тарелке на 2 минуты,

пробуем поднять, но мыло прочно приклеилось к тарелке.

Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования

системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с разными людьми, понятия о

профессиональной деятельности взрослых. В этом случае углубленное изучение профессий

через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости,

ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или

работали бабушки и дедушки. Мы стараемся, чтобы дети и их родители как можно больше

знали друг о друге. Знакомим дошколят с профессиями, местом работы родителей,

организуем экскурсии в учреждения нашего микрорайона. Например, мы реализуем

долгосрочный проект «Профессии в нашей семье». В группу приглашаем родителей. Мама

или папа ребенка, а также бабушка или дедушка рассказывают о своей работе. В рамках

этого проекта дети познакомились с такими профессиями, как: стоматолог, фотограф, тренер

по карате, кондитер, парикмахер, военный. Некоторые из приглашенных гостей проводили

интересные мастер-классы.

Отдельно хотелось бы сказать о формировании представлений детей о профессиях,

необходимых родному городу Калуге, тех профессиях, которые наиболее востребованы в

наши дни. Я провела с детьми игровую викторину по теме: «Рейтинг профессий». В

результате выяснилось, что дети выбирают такие «модные» специальности, как: банкир,

артист, футболист, депутат. Мало кто выбрал рабочие профессии. К сожалению,

популярность таких профессий существенно снизилась. И тогда я подготовила игру «Что?

Где? Когда?». В процессе подготовки дети узнали, как важны и интересны профессии

строителя, агронома, ветеринара, сварщика, автомеханика. Познакомились с тем, как надо

ухаживать и лечить домашних животных, в чём особенность работы агронома, и что без

автомеханика машина не сможет выехать из гаража.

В результате проведённых мероприятий у детей наблюдается положительная

динамика по формированию ценностного отношения к труду, повысился интерес к

профессиональной деятельности взрослых, расширились представления о мире современных

профессий. Дети проявляют самостоятельность, активность и творчество, способствующие

их дальнейшей социализации, успешному обучению в школе, возможно и выбору

профессии.

Профессор Пряжников Н.С. писал «Ранняя (детская) профориентация проводится

заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет.

Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром

профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка,

приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности».

Очень хочется надеяться, что наши дети не ошибутся в выборе профессии, и будут

гордиться своим трудом.

«Литература»

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

[Текст] – М: Центр педагогического образования, 2014.

2.

В.И.Логинова,

Л.А.Мишарина.

Формирование

представления

о

труде

взрослых/

В.Логинова, Л.Мишарина Л.А. // Дошкольное воспитание, 1978.- № 10.

3. Н.С.Пряжников. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С.Пряжников.-

Воронеж, 1996.



В раздел образования