Напоминание

НОД по подготовке к обучению грамоте "Звуки ЙО. Буква Ё" (для незрячих дошкольников))


Автор: Четверкина Валерия Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РК "ССШИ №1"
Населённый пункт: г. Симферополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: НОД по подготовке к обучению грамоте "Звуки ЙО. Буква Ё" (для незрячих дошкольников))
Дата публикации: 04.12.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте слепых детей

Тема: Звуки [Й] [О]. Буква Ё.

Цель: Познакомить со звуками [Й] [О], объяснить, что они образуют букву Ё. Учить

выкладывать на колодке-шеститочии букву Ё.

Задачи:

Образовательная:

- уточнить представления о звуках [й], [о];

- дать характеристику звуков;

- учить выделять звуки [й], [о] из речевого потока;

- учить определять место звуков в слове;

- закрепить знание фишки мягкого согласного звука.

- познакомить с буквой Ё.

- учить выполнять звуковой анализ слова ЁЖИК.

- закреплять умение составлять развёрнутые предложения.

Коррекционно-развивающая:

-формировать плавный длительный выдох;

-развивать интонационную выразительность;

-развивать чувство ритма, память, восприятие, внимание и мышление.

- развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, тактильный и зрительный

гнозис.

Воспитательная:

- формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.

Интеграция по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Ожидаемые результаты: выделяют звуки [й], [о] из потока звуков. Выкладывают букву

Ё на колодке-шеститочии. Знают обозначение мягкого согласного звука фишкой. Делают

звуковой анализ слова ЁЖИК.

Оборудование: Колодка-шеститочие, гвоздики, карточки для звукового анализа, карточки

с заданием.

Ход НОД

1. Организационный момент

1.1 Создание эмоционального фона.

- Включаем ушки (нежное прикосновение к ушам);

- Включаем носики (дотронуться пальчиком до носа);

- Включаем щеки (потереть щечки);

- Включаем губы (дотронуться до губ);

- Включаем мысли (вращательное движение над головой).

1.2 Слышится плач. К детям на занятие приходит Ёжик. Ему друг Зайчонок прислал

посылку, но наверное что-то перепутал и в графе кому вместо Ёжику написали Жику. И

теперь почтальон не отдаёт ему посылку. (Логопед предлагает детям убедиться, что на

посылке действительно ошибка).

Воспитатель: Ребята, мы с вами поможем Ёжику?

Дети: да

1.3 Дыхательная гимнастика «Так фырчит ёжик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Воспитатель: Встаньте возле своих стульчиков. Мы с вами сейчас ненадолго превратимся

в ёжиков.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух

в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе

громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

2. Введение в тему.

Воспитатель: Как вы думаете, почему не отдают посылку Ёжику?

Дети: По тому, что пропущена первая буква.

Воспитатель: Правильно, какая первая буква в слове Ёжик?

Дети: пропущена буква Ё.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Для того, что бы Ёжику отдали посылку нам с вами

необходимо выучить новую букву и поставить ее на место в посылке.

2.1. Уточнение артикуляции звука.

Воспитатель: Напомните мне, пожалуйста, с какой буквой нам нужно сегодня

познакомиться? Дети: нам нужно познакомиться с буквой Ё.

Воспитатель: Правильно. А теперь, подумайте, произнесите и скажите, какая у нас с вами

буква Ё?

Дети: Буква Ё – гласная.

Воспитатель: Докажите, что эта буква Ё гласная. Что у нас с вами делает язычок и ротик?

Дети: Язычок отдыхает, а ротик немного вытянут трубочкой, она поётся.

Воспитатель: Молодцы, а теперь послушайте стихотворение буквы Ё.

2.2 Знакомство с точками буквы Ё.

Логопед читает стихотворение буквы Ё.

Ежик спрятал свою букву возле елки новогодней,

И секрет нам рассказал, номер точек указал:

Первая, шестая, буква ёжика простая.

(Якимченкова Т.П.)

Воспитатель: Сколько нам с вами нужно гвоздиков, чтобы выложить букву Ё?

Дети: Для того, что выложить букву Ё, нам нужно 2 гвоздика.

Воспитатель: А теперь внимание! Слушайте внимательно задание! Маша выложит на

колодке 4 буквы Ё, Настя на 2 больше, чем Маша, а Даня на 1 меньше, чем Настя.

Воспитатель: Молодцы! Справились! А теперь скажите, кто выложил больше всех букв

Ё? Дети: Больше всех выложила Настя.

Воспитатель: Скажите, а кто выложил меньше меньше всех?

Дети: Меньше всех выложила Маша.

Воспитатель: Как нам сделать так, чтобы у Маши и у Дани стало поровну?

Дети: Дане добавить еще одну букву, или у Маши одну отнять.

Воспитатель: Пускай Даня добавит себе ещё одну букву.

Воспитатель: Молодцы! Но все же у Насти больше, как нам сделать, так, чтобы у всех

стало поровну?

Дети: Дане и Маше добавить по одной букве, либо Насте одну убрать.

Воспитатель: А теперь, пускай Настя уберет у себя одну букву.

2.3 Игра «Тише-громче»

Цель: развитие у детей силы голоса.

Воспитатель: А вот и первое задание. Перед вами карточка на которой есть несколько

букв Ё. Внимание! Ваша задача одновременно поставить пальчики на начало строки и

читать букву Ё таким образом – первая буква тихо, вторая – чуть громче, а третья –

громко, затем все повторяется.

2.4 Игра «Найди ошибку»

Цель: дифференциация буквы Ё с другими буквами.

Детям предлагается карточка, на которой среди букв Ё попадаются и другие буквы. Дети

должны найти ошибку, сказать какую букву они нашли и назвать слово, в котором есть

эта буква. Дети одновременно ставят палец на начало строки и начинают работу.

Воспитатель: А теперь мы с вами будем искать ошибку . На счет три – поставьте пальчик

на начало карточки и все вместе начинайте работу. Как только вам попалась другая буква

– говорите «Ой!» , называете лишнюю букву, а затем слово, в котором, есть эта буква.

3. Физминутка «Ёжик»

Цель: развитие общей моторики, точности движений, слухового восприятия, внимания

(все движения выполняются в соответствии с текстом)

Жил в лесу колючий ежик,

Был клубочком и без ножек,

(Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп,

(Хлопают в ладоши).

Не умел он топать —Топ-топ-топ.

(Выполняют "топотушки").

Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг

(Прыгают на двух ногах).

Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг

А ребятки в лес пришли,

Ежика в лесу нашли,

Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,

(Хлопают в ладоши).

Научили топать — Топ-топ-топ.

(Выполняют "топотушки").

Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,

(Прыгают на двух ногах).

Научили бегать…

(Бегают на месте)

4. Знакомство со свойствами буквы Ё

Воспитатель: Вот мы с вами и познакомились с точками буквы Ё. Но, оказывается, что

буква Ё – волшебная. Скажите, вы уже знаете какую-нибудь волшебную букву?

Дети: Да, это буква Е.

Воспитатель: Правильно! Вот и наша с вами буква Ё тоже волшебная. Она так же

смягчает согласные и состоит из двух звуков. А вот каких, вы мне скажете сами.

Произнесите еще раз Ё и скажите какие два звука образуют нашу с вами букву. (дети

произносят и приходят к выводу, что это звуки [й] и [о]).

4.1. Характеристика звуков.

Воспитатель: Давайте с вами вспомним, какой у нас с вами звук [й]?

Дети: звук Й – согласный, всегда мягкий.

Воспитатель: Как мы с вами будем обозначать звук [й]?

Дети: Звук [й] мы будем обозначать двумя полосочками, по тому, что он мягкий.

Воспитатель: Молодцы! Следующий звук - [о] – расскажите о нём.

Дети: Звук [о] – гласный, обозначать его мы будем кругом.

4.2 «Игра будь внимательным!»

Цель: развитие фонематического слуха.

Воспитатель: Приготовьте ваши ладошки! Сейчас вам нужно будет ловить только те

слова, в которых нет звука Ё.

Ёж – Ёлка – Ёрш – лень – лёд – мёд – пенёк – стул – овёс – осёл – окно.

4.2. Звуковой анализ слова ЁЖИК

Воспитатель: Выложите на колодке слово Ёжик. А теперь попробуйте самостоятельно

сделать звуковой анализ этого слова. Помните про волшебство буквы Ё. И напомните мне

пожалуйста, какой у нас с вами всегда звук [ж]?

Дети: звук [ж] - всегда твёрдый.

Воспитатель: Скажите пожалуйста, сколько у вас получилось звуков?

Дети: Получилось 5 звуков.

Воспитатель: А сколько у нас с вами букв?

Дети: В этом слове 4 буквы.

Воспитатель: Как вы думаете, почему так получилось?

Дети: По тому, что в букве Ё два звука.

5. Пальчиковая игра «Ёжик» (с использованием бигуди).

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож (дети катают бигуди между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи. (дети катают бигуди между ладонями) .

6. Чтение слогов

Воспитатель: Пальчики мы с вами размяли, а теперь почитаем. Читать будем по цепочке.

Поставьте все пальчик на начало строки и начитайте читать по очереди.

Дети: (читают)

БЁ – МЁ – ЛЁ – ТЁ – СЁ – ПЁ – КЁ – ФЁ – ДЁ – ЗЁ

7. Чтение слов и предложения.

Воспитатель: Молодцы! Слоги вы читаете очень хорошо, а теперь, почитаем слова по

цепочке, а затем прочтём с вами предложение.

Ёжик – мёд – ёлка – клён – пенёк

Ёжик несёт корзину с грибами.

8. Сюрпризный момент

Воспитатель: Молодцы! Справились со всеми заданиями! Узнали новую букву, которую

мы сейчас приклеем на посылку. Подскажите мне, куда нужно добавить нашу букву?

Дети: Нужно к Жику добавить букву Ё, чтобы получилось Ёжику.

Воспитатель: Давайте вместе приклеем и прочитаем, что у нас получилось.

Воспитатель: А хотите узнать, что Зайчонок прислал Ёжику?

Дети: да.

Открывается посылка, в которой лежат яблоки.

Воспитатель: Ёжик хочет отблагодарить вас за помощь и угощает яблоками!

9. Рефлексия

- С какой буквой мы познакомились?

- Что в ней необычного?

- Какое из заданий вам понравилось больше всего?

- Оцените свою работу на занятии.



В раздел образования