Автор: Нестерова Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №114
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия организации игрового общения воспитателя с детьми 3-4 лет в развитии самостоятельной сюжетно-ролевой игры
Дата публикации: 05.01.2025
Раздел: дошкольное образование
Педагогические условия организации игрового общения
воспитателя с детьми 3-4 лет в развитии самостоятельной
сюжетно-ролевой игры
Большое значение для правильной организации сюжетно-ролевых игр и
руководства
ими
имеет
осознание
воспитателями
сущности
детской
творческой игры и ее педагогической ценности.
Организация работы по совершенствованию игровых навыков у детей
и развития общения с взрослыми важны следующие аспекты деятельности
дошкольного
учреждения:
развивающая
среда;
профессиональная
деятельность педагогов, их готовность включаться в комфортное общение с
ребенком; особенности организации педагогического общения и процесса,
возможность организовывать сотрудничество детей со сверстниками.
Условия такой работы заключается в следующем: повышение уровня
развития
игровой
деятельности
в
соответствии
с
ее
структурными
элементами. Самостоятельное создание новых игр, умений, обогащение
игрового опыта, со сменой направленности игровых действий на детей,
воспитателя,
игрушки;
способствовать
развитию
сюжета,
усложнение
проблемных ситуаций, нарастание игровой самостоятельности и игровых
действий детей; проектирование содержания сюжета, внося изменения в
предметно-игровую среду, с учетом усложнения игры.
Выделим самые важные и необходимые педагогические условия
организации игрового общения воспитателя с детьми 3-4 лет в развитии
самостоятельной сюжетно-ролевой игры.
1. Организация предметной среды для сюжетных игр. Предметная среда
в группе должна быть организована таким образом, чтобы побуждать детей к
игре. В игровой комнате организуются зоны, специально предназначенные
для этого. На столике расставляется игрушечная посуда; обустраиваются
уголки для приготовления еды, купания и укладывания спать игрушек. В
определенных местах размещаются машинки и строительный материал,
хранятся наборы игрушек для игры в «больницу», «парикмахерскую»,
«магазин» и т.д. Игровое пространство должно быть удобным для детей,
давать им возможность играть как поодиночке, так и в небольшой группе.
Все игрушки должны быть доступные.
Детям удобнее всего играть в игровых зонах. Вместе с тем не следует
жестко
ограничивать
игровое
пространство.
Игра
–
это
свободная
деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему нравится.
Освоение более широкого пространства дает возможность варьировать
условия игры, открывает простор для детской фантазии.
2. Групповая комната должна быть оснащена разными видами игрушек.
Один из них – реалистические игрушки, воспроизводящие облик людей,
животных, черты реальных предметов; например, куклы с ресницами,
закрывающимися глазами и подвижными частями тела, посуда и мебель,
включающие подробные составляющие их детали, например, плита с
конфорками и открывающейся духовкой и пр.
Другой
вид
игрушек
–
прототипические
–
лишь
условно
воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом
или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.
Третий вид игрушек – предметы-заместители, не имеющие сходства с
реальными вещами, но удобные для использования в условном значении. В
качестве заместителей могут использоваться палочки, кубики, шарики,
колечки от пирамидки, детали конструкторов, камушки, пуговицы, ракушки,
скорлупки от грецких орехов, пустые фигурные катушки и пр. Их лучше
хранить в коробке неподалеку от уголка с сюжетными игрушками, чтобы
ребенок не тратил много времени на их поиски и не отвлекался от игры.
Непременным атрибутом сюжетных игр являются куклы. Они должны
быть
в
достаточном
количестве,
разных
размеров
и
материалов
(пластмассовые, резиновые, тряпичные, вязаные и пр.), с подвижными
частями тела. Больших кукол удобно кормить и причесывать, но трудно
держать в руках, купать и баюкать. Кукол-голышей удобно купать, пеленать.
Хорошо, если куклы будут иметь разную мимику. Желательно также, чтобы
в группе были куклы, несущие отличительные черты народов (имели
характерные черты лица, цвет кожи, одежду). Для разыгрывания различных
сюжетов
необходимы
куклы
представляющие
профессию
врача,
милиционера, пожарного, повара, клоуна, космонавта, гонщика, куклы-
солдатики и др.
Помимо этого у детей должны быть игрушечные животные (кошечки,
собачки, медведи), птицы (курочка, петушок) и пр., сделанные из разных
материалов, имеющие разные размеры и яркую окраску.
3.Обогащение жизненного опыта детей. Дети младшего дошкольного
возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому
для возникновения игры необходимо создавать полноценную среду развития
малышей, обогащать их опыт. Для этого следует:
• организовывать их наблюдение за поведением взрослых, сверстников,
старших детей, комментировать их действия;
• обсуждать с детьми домашние дела взрослых;
• привлекать их к посильному участию в жизни группы: выполнять
поручения воспитателя, помогать взрослым и сверстникам;
•
обогащать
внеситуативный
опыт
детей:
читать
им
книжки,
рассматривать вместе и обсуждать картинки, рассказывать истории из жизни
взрослых, других детей и пр.
4.Личностно-ориентированное общение воспитателя с детьми.
Качество игрового взаимодействия взрослого с ребенком и саморазвитие
детской игры в большой степени зависят от характера взаимоотношений
партнеров.
Отстраненное
отношение
воспитателя
к
ребенку
будет
препятствовать полноценному развитию игровой деятельности. Чтобы
пробудить у ребенка интерес к игре, взрослый должен установить с ним
эмоционально-положительный контакт, вызвать у него доверие и желание
действовать вместе.
Воспитатель может заинтересовать детей игрой лишь тогда, когда сам
эмоционально включен в нее. Проявляя в игре фантазию, педагог создаст
благоприятную атмосферу для развития творческой игры детей.
В ходе игры он должен стремиться к равноправному партнерству даже
с самыми маленькими, обращается к ним с вопросами, просьбами,
предложениями, подстраивать свои действия к действиям ребенка. Взрослый
не поучает детей, не делает им замечаний.
Наблюдая за игрой, он проявляет интерес к действиям детей, поощряет
их, радуется тому, как они хорошо играют. Доброжелательное внимание и
поощрение взрослого стимулируют игровую инициативу детей.
Если
необходимо
пробудить
игровую
активность
ребенка
или
разнообразить ее, воспитатель не указывает, что и как надо делать, а отдает
предпочтение косвенным методам воздействия.
Методы руководства сюжетно-ролевыми играми детей.
Методы организации и руководства игровой деятельности, направленные
на развитие детского коллектива:
-постановка перед детьми перспективы интересно, увлекательной
деятельности;
- оказание помощи в воспроизведении и раскрытии норм и правил
взаимоотношений при длительном выполнении роли; объяснение понятий
«хорошо», «плохо», «добро», «зло» в игровых ситуациях, связанных с
реализацией роли и игровых правил.
-
упражнение
детей
в
самостоятельной
организации
игр:
распределению ролей с учетом возможностей, интересов, согласованию
сюжетного хода игры путем разъяснений, советов по возможному подбору
материала для игры, совместное изготовление атрибутов и самоделок;
- беседа-разговор по поводу дальнейшего хода игры; подведение
итогов; положительная оценка предложений детей; воспроизведение и
раскрытия поступков персонажей игры; советы при распределении ролей,
индивидуальных заданий и поручений для самостоятельного развития роли и
доведения ее до конца.
Методы
развития
содержания
творческих
игр
и
детских
взаимоотношений на основе взаимосвязи обучения и игры:
- проведение экскурсий;
- организация встреч с людьми разных профессий;
- чтение художественной литературы, отражающей общественную
направленность труда взрослых. Этические беседы; рассказы воспитателя с
использованием
иллюстративного
материала
о
труде
взрослых
и
взаимоотношениях
в
его
процессе;
инсценирование
литературных
произведений; составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом
взрослых; драматизации литературных произведений;
- индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления
о современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Методы развития содержания игры на основе взаимосвязи игры с
трудом:
- обучение детей умениям и навыкам конструирования из разного
материала;
- развитие творчества в играх и продуктивных видах деятельности;
-обучение работать в коллективе и в паре;
- приучение детей к самостоятельному подбору и изготовлению
игрушек, атрибутов для организации игр.
5. Поддержка игровой инициативы ребенка. Воспитатель поощряет и
подхватывает любое действие ребенка: «Молодец, как хорошо ты кормишь
дочку!», «Давай я налью молочка, а ты ее напоишь». Таким образом, он
поддерживает и помогает продлить игру, а затем дает ребенку возможность
продолжить ее самостоятельно.
Нужно
стимулировать
игру
ребенка
с
разными
персонажами:
большими и маленькими куклами, пупсиками, собачками, мишками и пр.,
что способствует обобщению игровых действий, их разнообразию. Речевое
сопровождение игры значительно расширяет ее возможности, позволяет
перевести предметные действия с сюжетными игрушками в план общения с
персонажами игры, открывает возможности построения диалогов между
партнерами,
планирования
игры,
создания
полнокровного,
детализированного образа-роли и замещение предмета.
6.Расширение круга игровых предметов и действий. Играя вместе с
ребенком,
подключаясь
к
его
действиям,
воспитатель
наводящими
вопросами, предложениями стимулирует малыша на использование или на
поиск необходимых игрушек. Тем самым обогащается состав игровых
действий. С помощью разнообразных сюжетных игрушек ребенок начинает
расширять свои представления об окружающем мире, о том, что и как делают
взрослые; его игра становится более содержательной и интересной.
7.Обогащение игровых сюжетов.
Смена сюжетов также
благоприятствует
увеличению
длительности
игры,
делает
ее
более
интересной. Отображая в игре различные житейские ситуации, ребенок
вступает во все более сложные ролевые взаимоотношения с игровыми
персонажами: выступает в роли заботливой мамы, врача, парикмахера,
продавца, строителя, машиниста и пр. Реализация сюжетов подразумевает
расширение круга предметов, с помощью которых он «играет роль»,
подражая действиям взрослых.
8.Подготовка к принятию роли. Самым естественным для детей
способом «вхождения в роль» являются игры-забавы. Стимулируют ролевое
поведение и авторские стихи, написанные для самых маленьких. В ходе
таких игр движения ребенка и взрослого изображают действия персонажей, а
сопровождающие их стишки выражают их эмоциональное состояние и
объясняют смысл игры.
Хорошим приемом стимуляции ролевого поведения является сравнение
ребенка с детенышами животных, побуждение к подражанию их движениям
и звукам. Ролевое поведение стимулируют также игры, в которых дети могут
изображать предметы живой и неживой природы, предметы рукотворного
мира (снежинки, цветочки, самолет, пароход и т.д.).
Имитация
движений
и
звуков
стимулирует
создание
образов-
представлений,
которые
ложатся
в
основу
формирования
ролевого
поведения. В такие игры хорошо играть с несколькими детьми.
В процессе таких игр ребенок постепенно осваивает разные ролевые
отношения, учится строить диалоги, общаться с партнером по игре.
Таким образом, выделенные нами педагогические условия организации
игрового общения воспитателя с детьми 3-4 лет в развитии самостоятельной
сюжетно-ролевой игры имеют свои особенности.