Автор: Савина Светлана Анатольевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "Детский сад №1 "Росинка"
Населённый пункт: г. Лангепас Тюменская область
Наименование материала: Музыкальное занятие с применением ИКТ
Тема: "Волшебные нотки"
Дата публикации: 05.02.2024
Раздел: дошкольное образование
«Волшебные нотки»
Методическая разработка музыкального занятия
с применением ИКТ для детей подготовительной к школе группы.
Цель: Познакомить детей с нотной грамотой: нотный стан, положение нот первой октавы,
названия нот, скрипичный ключ.
Вид: интегрированное (познание, музыка)
Задачи:
1. Развивать стремление изучать названия нот; упражнять детей в чистом пропевании
гаммы в восходящем и нисходящем порядке.
2. Продолжать развивать музыкальные способности детей в процессе слушания музыки,
пения, игры на музыкальных инструментах.
3. Формировать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции.
4. Воспитывать интерес и развивать музыкальную восприимчивость к музыкальным
произведениям.
Дидактический материал к занятию: слайдовая презентация, аудиозаписи, набор
детских музыкальных инструментов, ширма, кукла бибабо Петрушка, пирамиды с
изображением знаков, обозначающих ноты, шапочки для нот.
Содержание и методика проведения:
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами в нашем
музыкальном зале. Давайте поприветствуем друг друга.
Приветствие: Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Солнце поднимается,
Сердце согревается,
Просыпается земля
Вместе с ней и я. (выполнение упражнения вместе с детьми).
Музыкальный руководитель: Много раз мы приходили в этот зал, где волшебная
музыка дарила нам свои мелодии: грустные, весёлые, нежные, задорные, колыбельные и
плясовые. И сегодня мы с вами совершим путешествие в прекрасную страну «Музыка»,
страну звуков, в мир мелодий, песен и танцев. В этой стране нас ждет много интересного
и необычного. Давайте закроем глаза и пусть сказочная музыка перенесет нас в эту
волшебную страну.
Звучит «Музыкальная табакерка» А. Томази. (Слайд №1).
Музыкальный руководитель:
Посмотрите,
мы
оказались
в стране,
где живет
удивительный народ. Он очень музыкальный, может петь и танцевать. А зовут его –
музыкальные ноты. А вы знаете, где живут ноты? (Ответы детей). Правильно, в домике.
(Слайд №2). В этом чудесном пятиэтажном доме у каждой нотки была своя маленькая
комната, которая находилась на отдельном этаже.
«До» – самая старшая и мудрая жила под первым этажом на добавочной линейке.
(Слайд №3).
«Ре» - самая добрая и милая – рядом с ноткой До.
«Ми» - была самой веселой, жила на первом этаже, на первой линейке.
«Фа» - гордая нота - в окошечке между первой и второй линейкой.
«Соль» - непоседа, на второй линейке.
«Ля» - всегда поющая, жила между второй и третьей линейкой.
«Си» жила выше всех – на третьей линейке, самая младшая и самая капризная.
Каждое утро проснувшись, нотки выстраивались по порядку, каждая нотка пела свой
звук по очереди, первой всегда начинала петь До. Так они и распевались.
А сейчас, ребята споем распевку про ноты.
До- воробышка гнездо,
Ре- деревья во дворе,
Ми- котенка покорми.
Фа – в лесу кричит сова,
Соль - играет детвора,
Ля - красивая земля,
Си- все снова повтори.
До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Си, Ля, Соль, Фа, Ми. Ре, До.
Семь всего лишь нот на свете: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Ты запомни ноты эти, хорошенько разучи.
Музыкальный руководитель: Ребята, чтобы зайти в дом и свою квартиру, что для этого
нужно? /подсказка: чем родители открывают дверь?/ Правильно ключами. А у ноток, так
же, как и у нас есть свой ключик.
Чтобы в домик нам попасть,
Нужно ключик отыскать.
Завитой, красивый знак-
Это ключ отличный,
Это ключ скрипичный. (Слайд №4)
В дом вошли мы необычный: Пять линеек! Вот так дом! (Слайд №5)
Музыкальный руководитель: "Нотоносец" дом зовут, а по-другому этот дом называется
"Нотный стан". Дверь открыл нам ключ скрипичный, он хозяин в доме том. (Слайд №6)
Что такое? Что за чудо? Это ноты? А откуда? Как будто разорвали здесь нотную тетрадь.
И ноты разбросали – нам надо их собрать.
Игра «Кто скорей?»
Музыкальный руководитель:
Вот теперь все нотки в сборе,
Значит, петь сумеем вскоре!
Будем с нотами дружить,
Песни новые учить.
Мир поющий так чудесен,
Много в нем прекрасных песен!
Песня «С музыкой дружат все дети Земли!» Т. Шикаловой
Музыкальный руководитель: После распевания нотки менялись местами и пели.
Получались красивые мелодии. Так продолжалось изо дня в день до тех пор, пока нотки
не заболели, какой-то странной болезнью (Слайд №7). Они не могли петь, хрипели,
кашляли, а если и пели, звуки получались фальшивыми, то выше, то ниже. И никак не
получался чистый звукоряд. Тогда нотка До вызвала Доктора (Слайд №8). Доктор
осмотрел всех больных, прописал лечение. Ноткам нужно было, согласно лечению,
помолчать недельку. Давайте поможем ноткам выздороветь, отгадаем, какие нотки
спрятались в словах (Слайд №9) (дети выполняют задание).
Музыкальный руководитель: Пусть музыка всё наполнит вокруг,
Да здравствует музыка – солнечный друг. (Слайд 10)
Давайте повеселимся вместе с нотками.
«Танец в кругу» М. Михайлова
Музыкальный руководитель: Услышав нашу веселую музыку - к нам спешит гость. Кто
же он?
Музыкальный руководитель (или воспитатель) надевает куклу би-ба-бо Петрушку и
разыгрывает сценку за ширмой.
Петрушка. Ой-Ой-Ой!
Муз. руководитель Кто это кричит?
Петрушка. Это я, Петрушка!
Муз. руководитель: Где же ты?
Петрушка. Здесь я, здесь! На меня инструменты упали и их нужно собрать.
Муз. руководитель: Вот беда, какая! А какие же инструменты?
Петрушка. Музыкальные! Я не знаю, как они называются. Здесь лежит какой-то
молоточек, я им постучу по инструментам. А вы по звуку догадаетесь, что это за
инструмент (металлофон, бубен, ксилофон, треугольник, погремушка, колокольчик).
Д/игра «Угадай, на чем играю»
Музыкальный руководитель. Ну, вот мы и отгадали, какие инструменты упали на
Петрушку.
Петрушка (выходит из-за ширмы). Здравствуйте, дети, хорошо вы знаете, как звучат
музыкальные инструменты, а ещё поиграть хотите?
Музыкальный руководитель. А какая у тебя игра, Петрушка?
Петрушка. Сейчас мы с вами будем играть в игру, которая называется «Собери
пирамиду». Но это пирамида непростая, а с секретом. Сейчас вы обойдете пирамиду и
скажете в чем ее секрет (дети выполняют задание и видят на обратной стороне бусины-
ноты).
Музыкальный руководитель: На стенках пирамиды изображены знаки, обозначающие
звуки. Как называются эти знаки? (ответы детей). Оказывается, из нот тоже можно
строить пирамиды. Послушайте считалку.
До- ре- ми- фа-соль- ля- си
Едет кошка на такси.
А котята прицепились
И бесплатно прокатились.
Запомнили расположение нот? А теперь давайте построим пирамиду.
Игра «Пирамида с секретом»
(Дети строят различные варианты пирамиды, музыкальный руководитель помогает
определить, какой кубик стоит выше, какой ниже других и называют ноты).
Петрушка. Повеселился я с вами, пора мне домой идти, только дорогу я что- то забыл.
Музыкальный
руководитель. Петрушка,
мы
тебе
поможем.
Ребята,
возьмите
музыкальные инструменты, становитесь друг за другом.
Музыкальная игра «По дорожке»
Музыкальный руководитель: Пойдем по дорожке прямой,
Вы идите все за мной.
(Дети идут, размеренно ударяя ногами об пол).
Музыкальный руководитель.
Слышите, дятел стучит о сучок.
Тук- тук, тук-тук! (Играет на палочках).
И мы повторим этот звук (дети повторяют).
Сейчас по тропинке свернули направо,
Увидели зайца, он прыгнул в канаву.
А ножки стучат: Туки- туки- туки- тук (Играет на палочках).
Повторим, дети этот звук (дети повторяют)
Вот вышли из леса - кругом тишина,
Только стучат два веселых бобра:
Тук-тук да тук, тук-тук да тук! (Играет на палочках).
Повторим, дети этот звук (дети повторяют)
Музыкальный руководитель: Вот и выбрались на прямую дорожку. А теперь, давайте
попрощаемся с Петрушкой (Петрушка уходит).
Музыкальный руководитель: Наше занятие подошло к концу, и я тоже хочу с вами
попрощаться. А на прощание хочу вам пожелать: «Если будете стараться и усердно
заниматься, то терпение и труд вас к успеху приведут». До свидания, дети.
Приложение
«Танец в кругу» М. А. Михайлова
Дети стоят в хороводе и выполняют движения под пение педагога. Для напева
используется хорошо знакомая русской народной песни «Как пошли наши подружки».
Мы сейчас пойдем направо
Дружно – раз, два, три!
А потом пойдем налево
Дружно – раз, два, три!
В центре круга соберемся
Дружно – раз, два, три!
И на место все вернемся
Дружно – раз, два, три!
Мы тихонечко присядем,
Дружно – раз, два, три!
И немножечко приляжем (Дети складывают руки под щекой.)
Дружно- раз, два, три!
Мы поднимемся тихонько
Дружно – раз, два, три!
И попрыгаем легонько
Дружно – раз, два, три!
Пусть попляшут наши ножки (Дети притопывают ногами.)
Дружно – раз, два, три!
И похлопают ладошки
Дружно – раз, два, три!
Повернемся мы направо (Кружатся в правую сторону.)
Дружно – раз, два, три!
Не начать ли все сначала
Дружно- раз, два, три! (Дети снова берутся за руки.)
Музыкальная игра «Все мы музыканты» Муз. Е. Тиличеевой
Дети сидят на стульчиках и держат погремушки, барабаны, дудки и т. д. Педагог поет
песню. Когда поется про звоночки, дети, у которых в руках погремушки, начинают ими
греметь. Если звучат слова про барабаны, то в игру вступают дети с барабанчиками; а
если педагог пропел про гудки, то третья группа детей с дудками начинает в них дудеть.
Усложняя
задание,
взрослый
произвольно
чередует
порядок
куплетов
песни
и
музыкальных инструментов.
Припев:
Все мы музыканты, вот нас сколько!
Мы сыграем польку для друзей.
1. Эй вы, звоночки, зазвоните,
Весело звоните, ди-ли-день!
Припев:
2. Бум-бум-бум – в барабаны бей!
Бум-бум-бум – ну-ка кто сильней?
Припев:
3. Ду-ду-ду-гудки гудят,
Ду-ду-ду – зовут ребят!
Музыкальная игра "Весёлые нотки"
Авторская игра для развития детского музыкального творчества
Дети свободно стоят по залу врассыпную. Музыкальный руководитель читает
стихотворение:
«Семь лишь нот всего на свете,
Хоть любого ты спроси!
Их, конечно, знают дети?»
Дети хором отвечают:
«До, ре, ми, фа, соль, ля, си!»
Музыкальный руководитель:
«Ноты буду называть, дети станут танцевать!
Назову предмет – замри!
Ты смекалку прояви и предмет изобрази!»
Далее музыкальный руководитель пропевает любую ноту, звучит музыка (например:
вальс). Дети двигаются свободно по залу, не наталкиваясь друг на друга, в соответствии с
характером музыки. По окончании звучания музыкальный руководитель называет любой
предмет (например: «цветок»). Дети останавливаются, изображают названный предмет и
стоят, замерев, пока музыкальный руководитель не пропоёт любую другую ноту. Игра
продолжается с движениями под другой музыкальный фрагмент. Это может быть полька,
марш, пьеса в быстром или медленном темпе. Необходимо обговорить с детьми, что
изображая названные предметы, все должны проявить фантазию и постараться показать
непохожие друг на друга позы.
Называть можно как одушевленные предметы (животные, птицы, рыбы,) так и
неодушевленные (деревья, предметы быта, транспорт и т. п.).
Игру можно проводить до семи раз подряд по количеству нот в гамме.
«Кто скорей?»
Авторская игра для развития внимания и памяти
Оборудование: детские стульчики по количеству нот (семь, Шапочки с изображением
нот).
Стулья стоят в ряд. Дети ходят в середине круга и напевают:
Мы по кругу идем-
Звонко песенку поем.
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
Си-ля-соль-фа-ми-ре-до
А как песенку допели
Нотки быстро в домик сели.
После слова «сели», дети-«нотки» бегут к стульчикам, садятся в последовательности
расположения нот по порядку.