Напоминание

"В гостях у Айгуль и Азамата"


Автор: Мирвалеева Илюза Флюровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №14 "Дюймовочка"
Населённый пункт: г. Янаул
Наименование материала: Тематический альбом
Тема: "В гостях у Айгуль и Азамата"
Дата публикации: 05.02.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №14 «ДЮЙМОВОЧКА» Г.ЯНАУЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Тематический альбом

«В гостях у Айгуль и Азамата»

2022-2023 учебный год

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К

ТЕМАТИЧЕСКОМУ АЛЬБОМУ

«В ГОСТЯХ У АЙГУЛЬ И АЗАМАТА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В

дошкольном

возрасте

начинает

формироваться

чувство

патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей,

ответственность за неѐ, желание трудиться на ее благо, беречь и

умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей

малой родине – месту, где родился человек и с его окружением.

Знакомясь

с

родным

городом,

Республикой,

его

достопримечательностями,

ребенок

учится

осознавать

себя

живущим в

определенный временной период и

в

то же

время

приобщается

к

богатствам

национальной

и

мировой

культуры.

Успешность

развития

дошкольников при

знакомстве

с

родным

краем

станет

возможной

только

при

условии

их

активного

взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим

путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение,

труд.

Национальные костюмы Республики Башкортостан – важная часть

традиционной

культуры.

Народный

костюм

является

частью

духовного

богатства

своего

народа,

его

культуры и

является

своеобразной книгой, научившись читать которую, можно много

узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Приобщение

к

народному

искусству

незаменимо

для

эстетического

и

нравственного воспитания, наследству своих предков. Без знания

своих

корней,

традиций

своего

народа,

нельзя

воспитать

полноценного человека.

Исходя из

этого, нами

было

изготовлено многофункциональное

дидактическое пособие - тематический альбом «В ГОСТЯХ У

АЙГУЛЬ И АЗАМАТА» патриотической направленности .

АКТУАЛЬНОСТЬ

Пособие

многофункциональное,

мобильное

и

очень

легкое

в

использовании.

Используются

различные

варианты

игровых

заданий

и

упражнений

с

учетом

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

детей.

Ознакомившись с играми и усвоив их правила, дети могут

под руководством педагога проводить игры и вне занятия.

Цель пособия: формирование патриотических чувств у

детей

раннего

возраста

посредством

ознакомления

с

национальной

одеждой

башкирского

народа,

его

культурой и традициями.

Задачи:

1. ознакомить с башкирским

национальным костюмом,

орнаментом, традициями, формировать умения узнавать

национальные

костюмы

башкирского

народа

среди

остальных костюмов других национальностей;

2.

развивать

воображение,

мышление

и

речь

воспитанников

в

процессе

рассматривания

башкирских

костюмов;

активизировать

словарный

запас

детей

с

учетом их возрастной группы;

3.

способствовать

развитию

интереса

к

башкирскому

искусству, желание продолжить традиции родного народа

в

оформлении

национальной

одежды

элементами

башкирского орнамента на занятиях по рисованию.

4. воспитывать у дошкольников коммуникативные навыки,

а

также

такие

качества,

как

самостоятельность,

трудолюбие, наблюдательность, любознательность.

Виды деятельности:

коммуникативная;

двигательная;

игровая;

познавательная.

Интеграция образовательных областей:

речевое развитие;

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

художественно-эстетическое развитие.

ОПИСАНИЕ ПОСОБИЯ

Пособие

представлено

в

виде

альбома.

Комплектация:

2

куклы

(мальчик

и

девочка),

башкирский

национальный

костюм,

башкирские

национальные

блюда, музыкальные

инструменты,

национальные костюмы других народов. Материал:

фетр.

Элементы

альбома

крепятся

с

помощью

липучек.

Простота изделия позволяет использовать пособие в

разных видах организованной деятельности, как с

подгруппой

детей,

так

и

индивидуально.

Под

руководством

педагога,

дети

наряжают

кукол

в

национальные костюмы, что способствует развитию

речи, мелкой моторики, мышления, воображения.

Данное пособие способствует развитию:

- интереса к родной республике;

- мелкой моторики;

- сообразительности;

- пространственного воображения;

- логического мышления;

- внимания;

- творческих способностей;

- усидчивости;

-

способствует

развитию

речи,

обогащению

словарного запаса.

ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ТЕМАТИЧЕСКОГО АЛЬБОМА

«В ГОСТЯХ У АЙГУЛЬ И АЗАМАТА»

Игра «Башкирские блюда»

Цель: Формирование у детей представления о культуре,

традициях, национальной самобытности народов

Башкортостана через знакомство с национальной кухней.

Материал: темат.альбом: изображения национальных

блюд.

Ход игры: рассматривание башкирских блюд из

тематического альбома.

Игра «Одень куклу в национальный костюм»

Цель: познакомить детей с башкирскими национальными

костюмами.

Материал: тематический альбом.

Описание: одеваем кукол-Айгуль и Азамата в

башкирские национальные костюмы.

Рисование: «Башкирский мед»

Цель: Дать детям первоначальное представления о том

кто и как производит мед

Материал: темат. альбом, иллюстрации, цветные

карандаши., листы бумаги с изображением баночки меда

для каждого ребенка

Описание: раскрасить баночку в желтый цвет.

Лепка «Чак-чак для Айгуль»

Цель: Знакомство с башкирским национальным блюдом –

чак-чак. Учить работать с соленым тестом.

Материал: темат.аьбом: изображение чак-чака, соленое

тесто.

Описание: выполнять лепку по образцу и словесной

инструкции воспитателя.

Лепка «Курай»

Цель: Знакомство детей с народным музыкальным

инструментом – курай, через интеграцию различных

видов деятельности.

Материал: темат. альбом: изображение курая, пластилин,

доски.

Описание: Лепка муз. инструмента курай из пластилина.

Игра: «Найди башкирский костюм»

Цель: Дать представление детям, что бывают еще другие

национальные костюмы, научить различать башкирский

нац.костюм.

Материал: темат.альбом.

Описание: Разложить на столе национальные костюмы

разных народов, найти среди них башкирский.

Фотопрезентация

Тематического альбома

«В гостях у Айгуль и Азамата»

Приложение 1

Словарь основных понятий из тематического

альбома.

Это курай. (воспитатель показывает инструмент).

Он

сделан

из

тростника.

Звучание

курая

поэтичное, возвышенное, оно словно сливается со

звуками

природы.

На

курае

играли

джигиты.

Когда джигиты были далеко от родных мест, свою

грусть

и

тоску

по

родине

изливали

игрой

на

курае. Когда они были счастливы, свою радость и

любовь тоже выражали игрой на курае. (Звучит

курай).

На кубызе играли в основном женщины и дети.

(Показывает).

Звук

кубыза

тихий,

нежный.

(Звучит кубыз). На нем можно изобразить разные

звуки: пение птицы, шелест листвы, жужжание

пчелы, цокот копыт.

Мѐд – это чудесный дар природы. Создают его

пчѐлы и цветы. Пчѐлы опыляют растения, а цветы

отдают

им

свой

сладкий

нектар.

Мѐд

бывает

разный: жѐлтый, коричневый, красноватый – вкус

и цвет зависят от того, с каких цветов он собран.

Эта очень популярное блюдо, а называется оно

эчпочмак

(воспитатель

показывает).

Он

Треугольной

формы.

Внутри

него

картофель,

мясо, лук.

Это угощение называется Чак-чак. Он на вкус

Сладкий,

вкусный.

Чак-чак

иделают

из

Муки,

яйца сахара, меда.

Айгуль одета

в

платье.

Платье

по

башкирски

будет кулдек.

У платья есть воротник, рукава длинные, оборки

внизу.

Платье

красного

цвета,

декорирован

башкирскими элементами.

Азамат одет в штаны и рубаху. Штаны по-

башкирски

будет салбар.

Они

черного

цвета.

Рубаха по башкирски будет камзул.

Кумыс – это напиток, который изготавливают из

молока кобылы.

Лук и стрелы – оружие, которое было главным у

башкирского воина долгое время.

Приложение 2

Вариант изготовления

Тематического альбома

«В гостях у Айгуль и Азамата».

Детали необходимо вырезать,

ламинировать,

приклеить

липучки.

Бумажных кукол приклеить на

основу.

Основу

можно

сделать

из

картона.



В раздел образования