Автор: Молокова Татьяна Игоревна
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ Венгеровская СОШ №2
Населённый пункт: Новосибирская область село Венгерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся через практическую направленность уроков биологии
Дата публикации: 05.05.2025
Раздел: среднее образование
М
униципальное казенное общеобразовательное учреждение Венгеровская средняя
общеобразовательная школа №2
Разработка педагогического опыта учителя биологии по теме:
Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся
через практическую направленность уроков биологии
Разработчик работы:
учитель биологии Молокова Т.И.
С. Венгерво 2025 год
«Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся через практическую
направленность уроков биологии».
Условия возникновения опыта
Выбор темы обусловлен тем, что стратегия модернизации содержания общего образования одним из условий обновления образования называет
компетентностный подход. Следовательно, в основу содержания общего образования положены ключевые компетентности.
В современной педагогике все более значимой становится задача воспитания человека, способного к самоопределению и конструированию своего жизненного
пути в потоке социально-экономических и культурных перемен. Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность
находить выход из кризисных ситуаций, уметь применять полученные знания, сохранять социальную устойчивость, свое «Я» в постоянно меняющихся условиях.
А наши ученики затрудняются в самостоятельном поиске информации, не умеют в ней ориентироваться, ставить цели, выделять главное, анализировать,
сравнивать, делать выводы.
Работая в школе девятнадцать лет, я пришла к выводу, что все дети имеют разный уровень обучаемости. А значит обучать и воспитывать каждого ребёнка нужно
согласно зоне его ближайшего развития.
Возникает вопрос: « Как на практике решить задачи развития, обучения и воспитания и учесть особенности каждого ученика»?
Для того чтобы помочь ребенку самоопределиться в большом пространстве окружающего мира, необходимо применять такие подходы и методы работы, в
которых происходило бы изменение позиции ученика: от объекта научения, получателя информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего
необходимую информацию и даже конструирующего для этого способы действий.
Вижу решение проблемы в создании условий для развития познавательной активности учащихся.
Эта цель может быть достигнута путём постоянного включения школьников в практическую деятельность.
Я также считаю, что одно из обязательных условий успеха в обучении – это личностно – дифференцированный подход.
Кроме того, такой подход способствуют решению задач, стоящих перед моей школой:
Приоритет развивающей функции в обучении;
Формирование интереса к познанию;
Воспитание творческой личности, способной к саморазвитию.
На мой взгляд, развитие познавательной компетенции школьников оказывает влияние на развитие всех остальных компетентностей. Компетентность в сфере
самостоятельной познавательной деятельности способствует развитию коммуникативных качеств личности, формированию умений работать с разными
источниками информации, опыт деятельности, потребность постоянно развиваться. Сегодня школьников надо учить учиться.
В нашем образовательном учреждении есть условия для этого. Кабинет биологии оснащен оборудованием, необходимым для проведения лабораторных и
практических работ. Есть электронные образовательные ресурсы по этому предмету. В кабинете и у многих учащихся дома компьютеры, есть доступ к Интернет-
ресурсам.
Актуальность опыта
Национальная образовательная стратегия - президентская инициатива "Наша новая школа" ставит перед школой новые задачи: « в эпоху быстрой смены
технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление,
индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и
технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем
обучении Современному педагогу необходимо формировать у учеников владение ключевыми компетентностями, которыми окрашивается личность ученика,
развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы.
Каковы основные составляющие компетентности?
Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной,
перевести в опыт собственной деятельности.
Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.
В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также
метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:
Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления
Компетенция - интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы, используя способности в условиях, отличных
от тех, в которых эта компетентность изначально возникла.
Компетентность - обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими человеку обоснованно судить об определенной области и
эффективно действовать в ней.
(А.В. Хуторской).
К ключевым компетентностям относятся:
- учебно-познавательная (Т. В. Иванова, Г. К, Селевко, А. В. Хуторской) - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной
деятельности - это: знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;
- когнитивная - умение на деятельностном уровне осваивать новые знания, основанные на опыте, готовность к самостоятельной репродуктивной и продуктивной
познавательной деятельности, не только в предметно-ориентированном компоненте, но и в надпредметном компоненте учебного процесса, а также вне рамок
учебного процесса;
- культурологическая - круг вопросов, в которых ученик должен ощущать себя объектом культурно-исторического процесса; быть широко образованным, иметь
познания в разнообразных областях науки и искусства; общаться в современном мире, оперируя реалиями, обычаями, образами не только своего народа, но и
других народов;
- коммуникативная - включают знания и способы взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями
в коллективе;
- социально-мировоззренческая - означают владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, овладевание минимально необходимыми для
жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности;
- способность решать проблемы – постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение.
Новые тенденции в обществе обусловили появление новых ценностей в образовании. Каждый молодой человек, вступающий в жизнь, должен иметь способности
к самоопределению, осознанному выбору своего жизненного пути. К такому выбору будет готов только человек с развитым комплексом личностных качеств,
особенно в области познавательной, социальной и мотивационной сферы.
Биология – наука прикладной направленности, наука 21 века. В программе предмета много теоретического материала и мало практики. Возникает противоречие.
Есть потребность в усилении практической направленности.
В связи с этим в своей педагогической деятельности, я уделяю огромное внимание созданию условий для развития познавательной компетентности личности
учащегося. Делаю это через практическую направленность преподавания биологии. Дети в любом возрасте обладают определённым набором знаний, умений,
навыков. Я думаю, что используя этот жизненный опыт, можно создать условия для осознанного присвоения нового социального опыта, обучению и воспитанию
у учащихся умения учиться. Усиление практической направленности преподавания биологии даёт возможность в процессе изучения предмета показать
школьникам практическое значение биологических знаний, познакомить с ботаническими характеристиками и особенностями ведущих сельскохозяйственных
культур, раскрыть научные основы важнейших производственных процессов и познакомить с достижениями в растениеводстве, животноводстве, медицине и так
далее. Практическая направленность преподавания осуществляется на базе широкого использования жизненного опыта учащихся, привлечения их знаний и
умений, полученных на занятиях на учебно-опытном участке школы, в ходе участия в работе на личном подсобном хозяйстве семьи.
При этом ребята включаются в исследовательскую деятельность.
А также есть возможности индивидуализировать процесс обучения.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея моего исследования состоит в том, что усиление практической направленности уроков через индивидуализацию обучения создаёт
условия для:
* развития познавательной компетентности учащихся;
* перехода от действия к деятельности путём использования различных форм, методов и средств обучения;
* повышения качества образования.
Цель моего педагогического исследования.
Обеспечить формирование учебно-познавательной компетентности через индивидуализацию практико-ориентированного обучения на уроках биологии в
основной школе.
Задачи:
Изучить передовой опыт по реализации компетентностного, развивающего и индивидуализированного подходов к обучению.
Скорректировать:
тематическое планирование по биологии с учётом практической направленности преподавания курса биологии в основной школе;
поурочное планирование с учётом индивидуализации обучения.
Разработать и апробировать:
систему лабораторных работ в разных классах, применяя уровневую дифференциацию;
ряд уроков и внеурочных занятий с практической направленностью.
Подобрать и апробировать методики для выявления результативности развития универсальных учебных действий.
Теоретическая база опыта
В основу моего опыта положен деятельностный и развивающий подход к обучению, идеи уровневой дифференциации, а также компетентностный подход. В
начале 30-х годов ХХ века Л.С. Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель.
Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.
Деятельностный подход ориентирован на способность к изменению, личностной динамике. Это, прежде всего, способность к саморазвитию,
самосовершенствованию, самообразованию. Эта стратегия предлагает не описание конечного результата учебного процесса, а описание самого пути, что связано
с возможностью детям и взрослым чувствовать удовлетворение «здесь и теперь» и при этом работать с ориентацией на далекие, полезные для будущего
результаты. Современное образование становится личностно значимой деятельностью ученика. Оно
наполняется содержанием в процессе самостоятельной работы ученика. А.Г.Асмолов, анализируя ситуацию, говорит о необходимости совместной деятельности
детей и взрослых. Вне «деятельности», вне «отношения» не может быть сформировано личностное знание.
Развитие личности достигается в деятельности. То есть необходимо овладевать различными способами, а не знаниями о способах (можно требовать от
школьников знания формул, а можно - умения решать задачи с применением этих формул). А это и есть компетентностный подход.
В Концепции модернизации образования заложен компетентностный подход, разработчиками которого являются ведущие деятели педагогики Болотов В. А.,
Сериков В.В.
Компетентностный подход в рамках знаниевой парадигмы обусловливает набор компетенции как совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности
по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.
Этот же подход, но уже в рамках личностно- ориентированной парадигмы, задает набор
компетенций, ориентированных на смысловую составляющую любого вида деятельности.
Под компетентностью обычно понимается некая способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы, используя способности в
условиях, отличных от тех, в которых эта компетентность изначально возникла.
Под понятием "компетентностный подход” имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и
предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью
ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание,
навыки, опыт отношений, опыт деятельности. Одна из важнейших компетентностей – компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Личный успешный осмысленный опыт учебно-познавательной деятельности можно определить как познавательную компетентность.
Учебно-познавательная компетентность нужна ученику не только для того, чтобы сегодня успешно учиться в школе. Она нужна для того, чтобы, овладеть
профессией, достичь необходимой квалификации, а в случае необходимости сменить специальность. Ведь наша жизнь - это череда житейских и
производственных проблем, разрешение этих проблем требует новых знаний и умений, которые можно приобрести только в процессе учения.
Чтобы её развить, нужно развить учебную мотивацию, интерес к предмету.
Компетентностное обучение является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и при
этом сама становится предметом усвоения. Ведущие деятели современной педагогики отмечают, что компетентность, выступая результатом обучения, является
следствием саморазвития ученика, обобщением его личностно-деятельностного опыта.
По словам Г. Спенсера «Великая ценность образования — это не знания, а действия».
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами, поскольку касается личности ученика.
В представлении Л.С. Выготского развивающий подход - особый вид деятельности, субъектом которой выступает сам ученик - активный участник процесса
самостановления, постижения способов личностного освоение опыта культуры.
В рамках проводимого педагогического исследования интерес имеет и технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова основной идеей
которого выдвинули развитие интеллектуальных способностей ребенка.
В основе концепции Давыдова-Эльконина теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством
анализа, планирования и рефлексии. Способ формирования - систематическое решение учебных задач. Носитель учебной деятельности - субъект, развитие
которого происходит одновременно с превращением школьника в учащегося, изменяющего и совершенствующего себя самого. Для этого он должен
рефлексировать. Обучение понимается как формирование личностных качеств ученика.
Разноуровневое обучение – это вид личностно-ориентированной технологии, основанной на организации учебно-воспитательного процесса, при котором каждому
обучаемому предоставляется возможность овладевать учебной информацией в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности ( но
уровень усвоения должен быть не ниже базового).
Это • дает возможность учитывать познавательные интересы учащихся, устранить их перегрузку;
развивать каждого в меру его сил и способностей;
создавать психологический комфорт в учебе.
Опыт показывает, что это позволяет учащимся реально оценивать свои возможности; повышается мотивация и интерес к предмету.
Между учителем и учеником устанавливаются партнерские отношения,
снижается психологическое напряжение на уроках.
Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих, исчезает страх перед проверкой знаний.
Дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне, когда сам учащийся, исходя из своих способностей, возможностей
и потребностей определяет личную «траекторию» своего развития.
Выстраивая вектор своих педагогических действий, я помогаю детям освоить знания, приобрести навыки учебно-познавательной деятельности, научиться
применять знания в конкретной ситуации и достигать положительных результатов. Эти три составляющие и есть основа понятия «компетентность», которая
состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Компетентности формируются, проявляются и используются в деятельности.
Свою педагогическую мастерскую по формированию ключевых компетентностей у обучающихся я могу представить следующей схемой:
1. Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я
отвожу себе роль: тьютора, наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе
педагогики сотрудничества.
2. Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это:
· создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;
· деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;
· ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
· обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;
· усиление практической направленности школьного образования по биологии.
Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным
компонентом компетентностей.
При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может
быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде: анализа
текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации).
При организации деятельности учащихся я опираюсь на принципы:
принцип деятельности;
принцип вариативности;
принцип непрерывности;
принцип целостности;
принцип творчества;
принцип психологической комфортности;
принцип сотрудничества.
Для успешной профессиональной деятельности, помимо «Знаю» необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности».
Именно этому я стараюсь научить своих детей.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в объединении идей практической направленности преподавания биологии и уровневой дифференциации.
В данном опыте представлены:
система работы по развитию познавательной компетенции учащихся через практическую направленность уроков биологии;
система работы по использованию уровневой дифференциации на уроках биологии;
разработки лабораторных работ по биологии в разных классах с уровневой дифференциацией.
Технология опыта
Изучение психологии личности и ежедневное наблюдение привело меня к выводу, что активную жизненную позицию ребят, позитивную «Я-концепцию» можно
сформировать в процессе длительной и последовательной работы над развитием познавательной активности учащихся. Аристотель говорил, что « без осознанной
практической деятельности человек никогда не может достигнуть полного удовлетворения и счастья». Великий Конфуций говорил: "Послушайте – и Вы забудете,
посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймете". Современные психологические исследования подтверждают, что совместно с практической
деятельностью усваивается 75% учебного материала, тогда как зрительное восприятие обеспечивает 40-50%, а слуховое только 10%. Одновременно, в
практической деятельности развивается не только познавательная, но и социальная сфера личности: формируются коммуникативные способности, умения
выразить свои мысли, проводить позитивный диалог, воспитывается чувство взаимопомощи, взаимоподдержки, происходит самоутверждение личности ребёнка.
Считаю, что практическая и самостоятельная познавательная деятельность является наиболее реальным путем достижения результата. В практике работы
наиболее широко применяю деятельностный подход, развивающее обучение, компетентностный подход, уровневую дифференциацию. Использую
исследовательский, проблемный, частично-поисковый метод, метод проектов.
Развивающее обучение предполагает преобразование личности не только в сфере знаний, но и в сфере способов умственной деятельности. В своей системе я
сделала упор на развитие интеллектуальных умений: сравнение, обобщение, умение работать по алгоритму, делать выводы; и деятельностных: целеполагание, а
следовательно – планирование деятельности, контроль и коррекция. Это определило и отбор содержания. Работая в рамках традиционной программы, я
пользуюсь учебниками линии В.В. Пасечника и планированием к ним. В качестве дополнения использую тетради на печатной основе, которые содержат задания,
как репродуктивного характера, так и продуктивно- творческого, что помогает в реализации задач развития самостоятельной познавательной деятельности
учащихся. В тематическое планирование внесла изменения: расширила и углубила содержание лабораторного практикума, добавила вопросы, развивающие
мышление, ввела уровневую дифференциацию.
Использование развивающего обучения не исключает принцип дифференцированного подхода к обучению. Лабораторные и практические работы составляются
разноуровневые: дифференцируется объём задания, его сложность, количество и трудность вопросов и т.д. Сильные ученики ставят цели работы, выполняют её,
делают выводы самостоятельно. Слабые - сначала делают это с опорой на подсказки, а потом более самостоятельно. Степень самостоятельности увеличивается
вместе с усложнением работ. Это создаёт среду, в которой развиваются навыки образовательной деятельности каждого ученика в меру его способностей. Первые
работы проводятся поэтапно вместе с учителем, где показывается образец поиска, рассуждений. В дальнейшем проводится только фронтальный инструктаж,
оказывается индивидуальная помощь при необходимости.
Поставленные цели определяют специфику выбора форм и методов обучения.
Выбрала основной формой обучения урок-практикум. Изменение содержания лабораторных работ и методика их проведения создаёт такую образовательную
среду, в которой развиваются навыки учебной деятельности каждого ученика согласно зоне его ближайшего развития.
Особое внимание уделяю развитию умений ставить цели, работать по алгоритму, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы,
рефлексировать.
Одновременно задания лабораторных работ ориентированы на развитие деятельностных (ставить цель, организовывать свою самостоятельную деятельность,
рефлексировать), коммуникативных и предметных умений.
Приведу примеры таких лабораторных работ в 6, 7 и 9 классах.
С целью развития коммуникативных навыков многие работы проводятся в форме групповых или в парах.
Некоторые наоборот – индивидуальные. В таких работах каждому ученику даётся определённое задание, и он выполняет только часть работы и, заслушав отчёты
каждого, ребята делают промежуточные выводы по работе, а потом и общий вывод.
Ребята выполняют задание, приносят на урок, рассказывают о проделанной работе, анализируют результаты и делают выводы. При этом сочетается
индивидуальная и групповая работа. Каждый имеет возможность высказаться, помочь друг другу, получить необходимую помощь, если в ней нуждается, что
способствует развитию коммуникативных навыков.
Затем оформляют практическую работу.
Ребятам даётся задание осуществить посев проросших семян. И долгое время они наблюдают за ростом растения, отвечают на всё те же вопросы «Зачем?
Почему? В чем причина?», анализируют результаты, делают выводы. Учащиеся с интересом относятся к такой работе, узнают много нового, бурно обсуждают
возникшие вопросы, трепетно ухаживают за своими всходами.
Включение в урок элементов практической направленности учащихся, связь изучаемого материала с жизнью, с практикой сельского хозяйства, актуальное
требование к современному уроку биологии. Опыт работы позволяет мне сделать вывод о том, что систематическая и целенаправленная деятельность учащихся
по проведению опытов и наблюдений за растениями, и последующее использование результатов этой работы на уроках расширяют знания школьников по
биологии, вызывают устойчивый интерес к предмету, помогают им лучше понять практическую значимость приобретаемых на уроках знаний.
В своей практике стараюсь использовать активные формы занятий, придавать им практическую направленность. Применяю в своей работе уроки- практикумы,
лекции, уроки-семинары, диспуты, беседы, зачёты, презентации, уроки с постановкой проблемы, позволяющие активизировать школьников, учить их добывать
знания, трудиться самостоятельно.
На таких уроках вырабатывается умение учащихся сопоставлять, проводить параллели, рассуждать, доказывать свои мысли – то есть развиваются те навыки и
умения, которые необходимы учащимся для написания ЕГЭ. ЕГЭ заставляет искать все новые формы работы для более эффективного запоминания правил,
терминов. Разработан факультативный курс для подготовки к ЕГЭ по биологии « Основные вопросы биологии».
На практике я вижу: чем больше повторяешь, тем лучше запоминается. Значит, нужно чаще повторять. Система изучения блоками позволяет возвращаться часто к
одному и тому же правилу. Очень важно осознанное усвоение правил. Поэтому все правила, сначала разбираю.
Использование творческих проектов оживляет урок, делает его более интересным, эффективным.
Личностно - ориентированные технологии, в том числе исследовательская и проектная деятельность, являются одним из методов, призванного решить задачу
формирования социально – значимых качеств современного школьника. Исследовательская работа не умещается в классно – урочную систему. Новые задачи
требуют включение учащихся в исследовательскую работу не только в рамках отдельных курсов, но и всего образовательного процесса в целом, что дает
возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка.
Над темой « Развитие индивидуальных способностей учащихся через практическую направленность преподавания биологии» работаю не первый год, собран
большой материал, приготовлены папки, где собраны контрольные, проверочные, лабораторные, практические работы, тесты, графические диктанты. Есть
результаты. У меня уже выработалась своя методика, и мне очень приятно, что мои выпускники на ЕГЭ получают высокие баллы.
Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок был интересен ученикам, пришлось осваивать новые методы подачи
материала и ИКТ.
В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. В каждой школе имеется компьютерный класс, ученики изучают информатику.
Это во многом облегчает использование компьютера на уроке. Конечно, живое эмоциональное слово никогда не заменить машине, и нисколько нецелесообразно
целый урок строить на работе с компьютером. Применение компьютера на уроке может быть самым разнообразным, преследовать разные цели – ознакомление с
наиболее интересными фактами, совершение заочных экскурсий, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, прослушивание голосов птиц и т.д.
Таким образом, умелое и уместное использование компьютера на уроках позволяет реализовать обучающие, развивающие и эстетические цели. В моей копилке
есть диски, которые я использую, причем подается это в очень интересных формах. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом,
чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.
При проведении лабораторных и практических работ тоже можно использовать возможности ИКТ.
Например. При проведении лабораторной работы в 5 классе по теме: « Устройство микроскопа и правила работы с ним» кроме натуральных микроскопов можно
использовать слайды с изображением микроскопа и его частей, демонстрируя их на мониторе по очереди. Учащиеся находят потом эти части на своём
микроскопе.
Тот же приём можно использовать при знакомстве с правилами работы с этим прибором.
Ребята быстро запоминают новые термины и справляются с лабораторной работой.
К концу урока легко находят изображение предложенного предмета.
Это готовит хорошую почву для изучения темы: « Увеличительные приборы» в 6 классе.
учащиеся быстро вспоминают полученные ранее знания.
Широко использую это и на классных часах, т.к. являюсь классным руководителем.
Несколько лет назад работала над темой «Развитие индивидуальных способностей учащихся через дифференцированный подход к обучению». Знакома с
технологией Индивидуализированного обучения. Накопила большой опыт работы по данной теме. Использую различные формы работы и контроля по
дифференцированной системе: дифференцирую содержание учебного материала, текущий и итоговый контроль, объём домашнего задания и так далее. Сейчас,
ориентируясь на развивающее обучение, продолжаю использовать уровневую дифференциацию.
Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков.
Учащихся, собранные вместе только по возрастному принципу без учета их интеллектуальных и индивидуальных способностей, не могут равномерно и оди-
наково продвигаться вперед в усвоении знаний. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать,
творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям,
проявляется отрицательное отношение к учебе. Это приводит к неуспеваемости. Не лучше положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в
полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведет обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Они постепенно привыкают к легкости
выполнения учебных заданий, и первые трудности порождают растерянность, неуверенность в себе. А это ведет к снижению успеваемости. Поэтому задача
достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся
при дифференцированном подходе.
Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интереса к
знаниям, чувства ответственности, товарищества) значение.
Важнейшим фактором оценки успехов учащихся становится не только то, что усвоил ученик (это стандарт, обязательный для всех!), а как он усвоил содержание
изучаемого материала: на уровне воспроизведения фактов, на уровне их реконструирования (воспроизведения способа получения фактов) или на вариативном
уровне (на уровне мыслительных операций). Принципиальное отличие такого подхода к дифференциации состоит в том, что он основан на многоуровневом
планировании результатов обязательной подготовки учащихся (усвоение минимума) и формировании мыслительных уровней овладения материалом (понимание,
творческий). Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою
учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания. Возникает вопрос: сколько уровней овладения материалом и, соответственно, дифференциации
заданий целесообразно выделять? Различные авторы — В.В.Фирсов, В.Д.Шадриков и др. предлагают разное число уровней (от 2 до 6), но, к сожалению, они это
не аргументируют. Мне представляется более правильным мнение профессора В. В. Гу з е е в а, который предложил и обосновал трехуровневую
дифференциацию.
Модернизация образования предполагает ориентацию не только на усвоение каждым обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности,
познавательных и созидательных способностей. В современных условиях к выпускникам школы предъявляют все более высокие требования, важнейшие из
которых — качество знаний и умение применить их на практике в нестандартных ситуациях. В связи с этим важной задачей становится развитие познавательной
компетентности учащихся в результате усвоения ими операций мышления (сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация и др.) и форм
мышления (понятия, суждения, умозаключения).
Правильная организация познавательной деятельности помогает формированию интеллектуальных умений, от которых будет зависеть успешность обучения.
Для успешного управления деятельностью учащихся необходимо установление обратной связи с целью получения информации о качестве усвоения изучаемого
материала каждым учащимся. Как показывает опыт, достижению этой цели способствует осуществление индивидуального подхода к учащимся.
Если грамотно согласовать содержание и формы обучения с интересами школьников, то они сами будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп,
ритм и сложность обучения с возможностями учеников — и тогда они чувствуют свою успешность и сами хотят её подкрепить. А ещё это предполагает активное
вовлечение учащихся в управление своим коллективом, и тогда они сами обучают друг друга.
Наибольшее затруднение вызывают у учащихся самостоятельное определение уровня своих знаний, осуществление самоконтроля и самооценки. С целью
преодоления этих затруднений предлагаю тестовые задания для осуществления учащимися самоконтроля и самооценки с подсчетом рейтингового балла.
В связи с этим большое внимание я обращаю, прежде всего, на изучение учащихся. Для этого использую наблюдения за ними в процессе урока, при выполнении
ими различных видов самостоятельных работ, результаты индивидуальных бесед.
В работе использую опорные схемы, конспекты, таблицы и задания по теме, которые будут служить для развития интеллектуальных способностей, а также
тестовые задания, при помощи которых осуществляются контроль и самоконтроль знаний. В ходе подготовки к урокам и соответственно определяю формы и
методы изложения изучаемого материала.
Большое значение в работе учителя имеет систематичность учета знаний и умений учащихся. Практика показывает, что интерес к предмету возникает в том
случае, если работа учащихся не остается без внимания со стороны учителя. Для этого проверяю все без исключения работы, делая подробный анализ.
На основании наблюдений вырисовывается объективная картина индивидуальных способностей детей, которые нередко бывают весьма различными. Учитываю
эти факторы при составлении разноуровневых самостоятельных и контрольных работ, зачётов, при организации дополнительных занятий и т. д.
На этапе актуализации знаний, умений и навыков предлагаю учащимся воспроизвести основные понятия изучаемой темы. Затем учащиеся определяют, какие зна-
ния и умения им необходимы для успешного написания проверочной работы на следующем уроке, выбирают формы деятельности и уровень сложности заданий,
ставят собственные цели. Можно использовать индивидуальную или групповую работу. Каждой группой выбирается задание определённого уровня сложности:
первая- первый уровень, другая может выбрать задание для самостоятельной работы более высокого уровня сложности, третья – творческий уровень. Каждый
ученик имеет право выбрать свою группу и в ней работать.
При составлении самостоятельных работ, использую данные, полученные при изучении индивидуальных способностей учащихся. Включаю в работу как задания,
направленные на проверку усвоения лишь одного элемента содержания, так и на проверку сразу нескольких элементов содержания.
При выполнении лабораторных практических работ по биологии ( и химии) использую дифференцированный подход. Разработала лабораторные работы разного
уровня сложности.
На 1-ом уровне сложности объём работы меньше,
на 2-ом – более высокий, объём работы больше,
на 3-ем – самый высокий - включает больше заданий или повышена сложность.
Графический диктант — одна из форм опроса, широко используемая мной на уроках. Он проводится по вопросам в высоком темпе. О проведении такой работы
предупреждаю заранее, чтобы учащиеся смогли подготовиться. Задания тоже можно дифференцировать по уровням сложности: изменять количество вопросов,
увеличивать или уменьшать объём работ. Например на первом уровне сложности можно проверить знания об одном веществе ( явлении), на втором - двух, на
третьем – нескольких в сравнении. Следовательно, есть вопросы, требующие от учащихся простого воспроизведения материала, но есть и такие, которые
заставляют их сравнивать и анализировать, применять знания в сходных ситуациях.
По команде учащиеся сразу же сдают работы.
Каждый графический диктант строится по принципу «верно ли утверждение»?
Графические диктанты можно проводить в начале урока, как для всего класса, так и для отдельной группы учащихся (это зависит от изучаемой темы, уровня
подготовленности класса и других причин).
Списать невозможно — на это просто нет времени. Зато есть возможность быстро проверить изученный материал. А потом поработать над ошибками, устранить
пробелы, готовясь к контрольным работам.
Хорошо эту форму использовать при сравнении разных объектов: классов двудольных и однодольных растений, типов плоские, круглые и кольчатые черви,
классов земноводных и пресмыкающихся.
Контрольные работы при необходимости составляю в нескольких вариантах, включаю задания определенного вида (со свободным ответом или с выбором ответа),
в соответствии с тем, какие учебные элементы содержания и овладение какими видами учебной деятельности она проверяет. Контрольные работы различаются
числом заданий и степенью их сложности.
Тренировочная контрольная работа - полезный приём контроля. Контрольная работа проводится как обычно, но отметки в журнал могу выставлять по желанию
учащихся. Допускаются и другие послабления: использование учебника и (или) рабочей тетради, словаря, опорных схем и т. д. Это помогает учащимся
сориентироваться в объёме и содержании материала, найти пробелы в знаниях, а также самостоятельно определить уровень своих знаний.
Использую разноуровневые проверочные работы, в которых каждое задание даётся в трёх уровнях сложности. Учащиеся могут выбирать тот уровень, который им
по силам, Это ставит ребят в ситуацию выбора, даёт возможность показать свой уровень знаний, исключить ситуацию «неуспеха». Учащийся может выбрать
уровень сложности, на котором будет выполнять всю работу, а может каждое задание выполнять на посильном ему уровне.
В школьной практике мы используем зачеты как особую форму систематизации знаний и развития умений учащихся, а также их последующего контроля. Зачеты
позволяют объективно оценивать результаты учебной деятельности каждого ученика, своевременно выявлять пробелы в знаниях и умениях, организовывать
индивидуальное обучение, предотвращать хроническую неуспеваемость.
Функции зачета, как известно, различны: образовательная, воспитательная, развивающая. В обучающей функции зачета мы видим продолжение процесса
усвоения учебного материала, совершенствования знаний учащихся, овладения способами деятельности на разных уровнях познания. Развивающая функция
зачета — дальнейшее развитие мыслительных операций школьников, учебных приемов их познавательной деятельности, самоконтроля и самооценки.
Воспитательная функция заключается в формировании чувства долга, ответственности, дисциплины, коллективизма среди учащихся.
Успешно проводить дифференцированные зачеты помогают составленные карты заданий для учащихся. В них выделены темы для обязательного изучения, а так-
же задания и вопросы на разных уровнях познания (1,2, 3-й уровни).
При выполнении заданий 1-го уровня учащиеся должны воспроизвести обязательный минимум стандартизированных знаний по изученной теме.
Выполнение заданий 2-го или 3-го уровня сложности предусматривает преобразование знаний - результата в знания - процесс, т. е. при этом происходит освоение
способов познания.
Содержание заданий 2-го уровня предусматривает выполнение таких приемов познавательной деятельности, как решение задач по аналогии или в сходной
ситуации, сравнение фактов, веществ, явлений с последующим формулированием выводов на основе выявления их существенных признаков, объяснение или
комментирование с привлечением дополнительного материала, высказывание определенных умозаключений на основе анализа и др.
Задания 3-го уровня сложности предполагают решение задач в новой для учащихся ситуации, планирование и проведение ученического исследования,
интерпретирование результатов, выявление закономерностей, систематизацию фактов, формулирование обобщений и др. Включение тех или иных заданий
определяется степенью овладения знаниями, приемами познавательной деятельности различного уровня сложности, содержанием изученного учебного материала
и соответствием методическим целям урока.
Эти разноуровневые задания помогают каждому учащемуся осознать свой индивидуальный путь развития в освоении предмета, показывают перспективу его
роста в познании, а учителю позволяют осуществить личностно ориентированный подход в обучении.
Также дифференцирую объём домашней работы:
задания на 1-ом уровне меньше по объёму и легче,
на 2-ом – более высокого уровня и большего объёма,
на 3-ем - задания повышенной сложности или большего объёма.
Но ребята имеют возможность пробовать свои силы при решении заданий любого уровня.
Правильное использование всех видов, методов, форм и приёмов обучения, актуализации и систематизации знаний, их проверки в продуманной системе является
действенным средством повышения качества знаний и предупреждения неуспеваемости.
Использование дифференцируемого подхода к учащимся приводят к развитию познавательных процессов, которые необходимы для осознанного усвоения знаний
и применения их на практике, а также для развития интеллектуальных умений от репродуктивного уровня до творческого.
Я стремлюсь к тому, чтобы знания учеников по биологии находили применения к объяснению явлений, происходящих в органическом мире. Это имеет не только
образовательное, но и большое воспитательное значение. Каждый учитель знает, что без опоры на знания учащихся из курса химии «Периодический закон и
периодическая система химических элементов» невозможно обойтись при изучении раздела «Цитологии».
Для формирования представлений о единстве живого и неживого приходится разъяснять биологическую роль химических элементов и их соединений. Для того,
чтобы в полной мере реализовать весь потенциал, заложенный в изучаемом материале, необходима система межпредметных связей.
Основой активизации обучения, по–моему мнению, является повышение научного уровня школьной биологии, изучение биологических объектов и явлений не
только на уровне фактов, которые нужно запомнить, а на уровне проникновения в их сущность.
У учащихся появляется потребность понять, объяснить новый непонятный факт. Противоречие между потребностью в новых знаниях и знаниями, которыми
ученик располагает, движет его мысль. Начинается активная работа мысли: ученик осознал, стоящую перед ним проблему и ищет пути ее решения. Эти
познавательные задачи я предлагаю в виде исследовательской
и проектной работы. Эта форма деятельности, направленная на активизацию познавательной деятельности учащихся, позволяет реализовать творческие
способности детей. Вопросы и задания подбираю с учетом дифференцированного подхода к каждому ученику, исходя из его индивидуальных способностей, с
учетом сформированности у него интереса к предмету.
Важнейшая составная часть работы – исследовательская деятельность. Объектами наблюдений, исследований становятся природные объекты и экологические
ситуации. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляются гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Она
нацеливает на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.
Целенаправленно включаю в исследовательскую и проектную деятельность и учащихся, имеющих невысокие интеллектуальные учебные возможности, так как
учебно- исследовательская деятельность является одной из форм креативно-преобразовательной деятельности, способствующей наилучшему развитию
индивидуальных способностей учащихся.
Практические работы тоже организовываю так, чтобы учащиеся вовлеклись в поиск. Каждый вид поиска характеризуется целевой направленностью и побуждает
учащихся к соответствующим действиям воспроизводящего или творческого плана.
В процессе поиска учащиеся узнают мир, изучают его всесторонне.
Нет лучшего средства возбудить интерес и развить в детях и наблюдательность, и самостоятельность, как поставить их в положение самостоятельных
исследователей. Я часто провожу грамматические игры: «Кто больше?», «Кто меньше», «Найди третьего лишнего», «Кто лучше знает?», использую задания
развивающего характера на разных этапах урока, уроки в игровой форме, например, урок по теме: « Класс млекопитающие».
Большой интерес для старшеклассников представляют опыты научно – исследовательского характера. Они способствуют не только развитию познавательной
активности школьников, углублению знаний по биологии, но и формированию их отношения к труду, к науке, к выбору будущей профессии.
Практические методы расширяют сферу воздействия на эмоции ученика. На практических занятиях при постановке опытов и экспериментов учащиеся стремятся
самостоятельно разобраться в изучаемом материале, глубже вникнуть в суть вопросов, делают самостоятельные выводы.
Часто даю задания творческого характера написать сочинение ЭССЭ. Темы самые разные, например: «Экологические проблемы», « Какая экологическая
проблема в нашей местности волнует меня больше всего», « Моё отношение к вредным привычкам» « За и против» и т. д.
Провожу и участвую в конкурсах рисунков на темы: « Я и природа», «Сделаем наш мир чистым», « НАРКО-СТОП» и др.
Биологические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют
активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности, исследовательской деятельности. Все
это обусловливает развитие познавательного интереса к биологии.
Использую тестовые задания на разных этапах урока, обобщающих уроках, провожу итоговое тестирование.
На примере некоторых тем биологии 6-ого класса можно показать, как учитель биологии может раскрыть связь теоретического учебного материала с практикой
растениеводства.
Это можно делать как на уроках, так и во внеурочное время, давать как летнее задание.
Таким образом, основным элементом становится самостоятельный поиск знаний и освоение способов получения этих знаний. Основные вопросы, на которые
ребята ищут ответы: «Зачем? Почему? В чём причина?»
Основной формой обучения выбрала урок- практикум.
Считаю, что использование таких методов и форм практической деятельности учащихся приносят положительные результаты и способствуют развитию
мотивации, интереса к предмету, а следовательно развитию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Результативность
На основании проведённой работы прихожу к выводу: чем лучше сформирована учебно-познавательная компетентность учащихся, тем выше и прочнее их знания
по предмету и общая успеваемость также повышается.
Для отслеживания результатов развития навыков использую методики Шевандрина Н.И. и Лошкарёва Н.А. В течение года у учащихся класса оцениваю в баллах
степень развития умений работать по алгоритму, сравнивать, обобщать, делать выводы и т. д.
Полученные баллы складываются, и прослеживается динамика интеллектуального роста каждого ученика. Затем результаты выражу в диаграмме.
Проанализировав результаты, планирую дальнейшую работу с учащимися по развитию тех или иных умений, индивидуальную работу с учащимися,
совершенствую используемые при обучении методы и приёмы, ищу новые формы работы.