Автор: Малахова Оксана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя «Детский сад № 49»
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей седьмого года жизни
Тема: Подвиг брига "Меркурий"
Дата публикации: 05.06.2025
Раздел: дошкольное образование
Тема: Подвиг брига « Меркурий»
для детей подготовительной группы
Познавательное развитие: продолжать знакомить детей с творчеством
художника И. К. Айвазовского, как баталиста. С помощью картин
познакомить с историей Черноморского флота русско- турецкой
войны, архитектурой города- памятником Казарскому.
Речевое развитие: активизировать разнообразить словарь детей:
закрепить понятие линейный корабль, бриг, баталист, десятикратное,
единодушное.
Закрепить умение детей правильно строить предложения высказывая
свои мысли.
Социально-коммуникативное
развитие:
раскрыть
детям
понятие
подвиг, самоотверженность. Закрепить умение детей слушать, быть
внимательными.
Художественно-
эстетическое
развитие:
закрепить
у
детей
понимание
изображенного
на
картине,
выразительно
читать
стихотворение.
Физическое развитие: улучшать осанку детей, способствовать снятию
психологического и интеллектуального перенапряжения, повышению
умственной деятельности с помощью энергосберегающих технологий;
физминутки.
Предварительная
работа:
разучивание
стихотворения
Наиры
Багдасаровой
«Айвазовскому», стихотворения «Грозный бой», пословиц о Родине,
чтение произведения Е. Черкашина «Меркурий» бриг российский»,
рассматривание
картин
И.К.
Айвазовского
«
Бриг
«Меркурий
атакованный двумя турецкими кораблями», « Бриг «Меркурий» после
победы над двумя турецкими судами возвращается к русской
эскадре».
Ход занятия.
(Слайд. Картина И.К. Айвазовского « Бриг «Меркурий атакованный
двумя турецкими кораблями».)
В: Ребята к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
В: Садитесь на свои места, сядьте ровно, руки положите на парту.
В: Читает эпиграф из старинного сказания.
«На земле всё проходит, только звёзды извечны
и песни о героях, ибо погибая, герои оставляют
потомкам жажду подвига».
(Слайд. Портрет И.К. Айвазовского.)
В: Ребята вы уже знакомы с творчеством художника- мариниста И.К.
Айвазовского. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Наиры
Багдасаровой «Айвазовскому».
Реб: Море приоткрыло свои тайны…
И легли живыми на холсты
Разными оттенками играя
Волны небывалой красоты.
Кто водил рукой твоей незримо?
Море под покровом темноты,
Когда волны дышат еле слышно
В отблеске мерцающей звезды.
Богом Данный город возле моря
Имя твоё бережно хранит…
Сын армянский-русского народа,
Этой дружбе памятник воздвиг.
В: Важную главу в наследии Айвазовского составляют не только
морские пейзажи, но и батальная живопись.
(Слайд. Картина И. К. Айвазовского «Синопский
бой».1853г.)
Батальная
живопись-это
жанр
изобразительного
искусства
посвящённый сухопутным и морским сражениям.
Большой любовью для художника стал российский военно-
морской флот
(
Слайд.
Картина
И.
К.
Айвазовского
«
Смотр
кораблей
Черноморского флота в 1829 году»)
Посмотрите внимательно на картину. Как чётко изобразил
художник корабли, он очень хорошо знал все тонкости морского дела,
устройство кораблей, тактику ведения морского боя, потому что сам
был на этих кораблях.
Иван Константинович Айвазовский дружил с русскими
адмиралами.
(Слайд. Портреты адмиралов: П.С. Нахимова, М.П.
Лазарева, В.И. Истомина, В.А. Корнилова.)
В: Давайте вспомним их. Показывает портрет адмирала
Д: Называют каждого по имени отчеству.
В: Художник своими картинами прославлял победы русского флота.
«Каждая победа наших войск на суше или на море- писал
художник- радует меня, как русского в душе и даёт мысль, как
художнику изобразить её на полотне».
В: А сейчас подойдите, пожалуйста, ко мне, станьте полукругом.
(На
мольберте
репродукции
картин
И.К.
Айвазовского
«Бриг
«Меркурий» атакованный двумя турецкими кораблями», « Бриг
«Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с
русской эскадрой 1884г.)
В: В число лучших полотен знаменитого живописца посвятившего
немало работ описанию военных сражений в период
Крымской
войны, составляют ещё два. И первая картина «Бриг «Меркурий»
атакованный двумя турецкими кораблями». (Смотрим на эту картину.)
Когда этот знаменитый бой состоялся Айвазовскому было всего 12
лет. В этом неравном бою с турками, наш бриг «Меркурий» одержал
победу. И мальчик был восхищён подвигом русских моряков. Через
много лет, будучи уже известным художником Иван Константинович
изобразит этот бой на своих полотнах.
Шла русско- турецкая война и вот 14 мая 1829 года три русских
корабля «Штандарт», «Орфей» и «Меркурий» вышли в Чёрное море на
разведку. Турки заметили их. Фрегат «Штандарт» и «Орфей» ушли
сразу принимать бой приказа не было. Бриг «Меркурий» остался один.
110- пушечный турецкий линейный корабль «Селемия» и 74-
пушечный «Реал-бей» имея десятикратное превосходство решили
пленить или уничтожить русский бриг имевший на борту всего 18
орудий. По сравнению с огромными турецкими кораблями, наш бриг
был просто малютка.
Шансов спастись у него не было. Капитан Александр Иванович
Казарский
понимал,
что
бой
неизбежен.
Команда
приняла
единодушное решение- сражаться до последнего и не при каких
обстоятельствах не спускать Андреевский флаг.
(Воспитатель показывает детям изображение
Андреевского флага.)
В: Ещё указ Петра I гласил: «Все воинские корабли российские не
должны ни перед кем спускать флага».
И вот начался бой. Самый знаменитый бой во всей истории
русского флота. Посмотрите на картину, тут изображён самый
трудный момент боя, турки зажали наш «Меркурий», в клещи взяли, а
Казарский маневрирует- это значит- то замедлит ход, то с помощью
вёсел ускорит, то вправо идёт то влево.
Но всё- таки ядро пробило борт, вода хлынула на палубу, как её
остановить? Если вода затопит бриг, бриг пойдёт ко дну и все
погибнут. Что делать?
Д: Нужно закрыть пробоину.
В: Да мы с вами читали о том кто и как закрыл
пробоину.
Вспомните.
Д: Это был простой матрос Василий Гусев. Он закрыл собой
пробоину, матросы подпёрли его бревном в грудь.
В: Матрос испытывал сильную боль. Он ведь знал, что погибнет. Как
вы думаете о чём Гусев думал в этот момент? Д: Он думал о бриге, о
товарищах, если пробоину не заткнуть, то все погибнут.
В: А каким словом можно назвать поступок Василия Гусева?
Д: Подвиг.
В: Как вы понимаете, что такое подвиг?
Д: Ответы детей.
В: Молодцы! Подвиг-это героический поступок, совершая который
человек проявляет все свои лучшие качества: героизм, отвагу,
самоотверженность. Самоотверженность- это когда человек жертвует
собой (своей жизнью) во имя других.
Вы знаете слово «подвиг» есть только в русском языке и наверное
не случайно, потому что на протяжении всей истории наш народ
защищал, освобождал угнетённые народы, совершая героические
подвиги во имя своей Родины. А какие пословицы о Родине вы знаете?
Д: С родной земли- умри не сходи.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина мать-умей за неё постоять.
Смелее иди в бой- Родина стоит за тобой.
В: Неравный бой длился 4 часа. Капитан Казарский был ранен в
голову, но остался на мостике и руководил сражением. Меткие
выстрелы
«Меркурия»
нанесли
турецким
кораблям
тяжёлые
повреждения и вывели турок из боя. Бриг «Меркурий одержал победу!
(Репродукция картины И.К. Айвазовского «Бриг «Меркурий» после
победы над двумя турецкими судами встречается с русской
эскадрой» 1884г.)
В:
Посмотрите
на
этой
картине
Айвазовский
изобразил
бриг
«Меркурий»
после
победы.
Картина
так
и
называется
«Бриг
«Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с
русской эскадрой. Он возвращается израненный в Севастополь к
русской эскадре.
Послушайте об этом стихотворение.
Реб: Грозный бой позади, сотни миль за кормой,
Весь потрёпан и корпусе «раны»
Шёл «Меркурий» уверенным курсом домой
Сквозь шторма и морские туманы.
Уцелевший паша про себя лепетал,
Удивляясь такой увертюре,
Нас двоих один маленький бриг расстрелял
С этим странным названьем «Меркурий».
В: Давайте представим, что подул ветер, а мы с вами
кораблики».
Физминутка
Ветер по морю гуляет (руки вверх, качаемся)
И кораблик подгоняет (дуем)
Он бежит себе в волнах, (легкий бег по кругу)
На надутых парусах
Наш кораблик закачался (качаемся будто падаем)
Вверх волной сперва умчался (волнообразные движения)
А потом упал он вниз (сели)
Крепче за руки держись (держатся за руки)
В: А сейчас я предлагаю вам сесть за столы и посмотреть
Этого героического сражения.
(Видео из х/ф «Трое с площади Карронад».Сюжет,
где мальчик на уроке рассказывает о сражении. )
В:
Почему
же
всё-таки
стала
возможна
победа
восемнадцатипушечного брига над двумя турецкими кораблями?
Какие качества помогли нашим морякам одержать победу?
Д: Храбрость, смелость, смекалка, любовь к Родине, чувство
патриотизма, находчивость, воинское мастерство.
В: Верно. Наши русские моряки были хорошо подготовлены. Матросы
боевых кораблей русского флота ставили и убирали паруса за 3-4
минуты, тогда как туркам требовалось 10-15 минут. То же можно
сказать и о русских канонирах, они стреляли лучше турецких.
(Слайд. Портрет А.И. Казарского)
В: Желая сохранить для потомков память о блистательном подвиге
под командованием адмирала М. И. Лазарева моряки Черноморского,
Балтийского флота решили на свои средства установить в Севастополе
памятник герою.
( Слайд. Памятник А. И. Казарскому)
Памятник был заложен на Матросском бульваре. На памятнике
слова императора Николая I: «Казарскому. Потомству в пример».
Памятник Казарскому – первый Памятник Севастополя. Он пережил
две обороны и не был разрушен. Вы вместе с родителями можете
сходить к этому памятнику. Надо доехать до площади Нахимова и по
ступенькам подняться к памятнику.
Немеркнувшую славу брига «Меркурий» бережно хранят моряки.
В начале века ходи по Чёрному морю мирный крейсер «Казарский»,
тральщик
«Казарский» и судно «Память «Меркурия».
Вот и закончилось повествование о великом подвиге
легендарного брига «Меркурий».
( Музыкальный видеоролик « Меркурий»)