Напоминание

Орфографическая грамотность как показатель культуры речи педагога ДОУ


Автор: Печенкина Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №11 "Одуванчик"
Населённый пункт: г. Мыски Кемеровской области
Наименование материала: Презентация
Тема: Орфографическая грамотность как показатель культуры речи педагога ДОУ
Дата публикации: 05.06.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Орфографическая

грамотность как один

из компонентов

культуры речи

педагога ДОУ

Подготовила Печенкина Светлана Геннадьевна

МБДОУ №11 «Одуванчик» г.Мыски

Орфографическая ошибка —

это ошибка в правильном написании

орфограмм (букв) в слове.

Орфографическая ошибка может быть

допущена только на письме, обычно в слабой

фонетической позиции (для гласных — в безударном

положении, для согласных — на конце слова или перед

другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных

написаниях. Такую ошибку можно только увидеть,

услышать её нельзя.

Частица «не»

Отрицание

Примеры: не говорил, не пел, не ел.

Двойное отрицание. Двойное отрицание означает утверждение.

Примеры: Не мог не говорить, не может не радовать.

Частица "не" употребляется в восклицательных предложениях с

объединённым значением.

Примеры: Какие страны я только не видел! С кем он только не общался!

Что она только не говорила!

Частица «ни»

Усиление. Усилительную частицу «ни» можно заменить на «даже» или

выбросить из предложения.

Примеры: Ни шагу назад, не сказал ни слова, не заплатил ни копейки.

Частица "ни" используется в сложноподчиненных предложениях.

Примеры: Какие страны я ни видел, о родине не забывал. С кем он ни

общался, никто ему не помог. С кем он ни говорил, никто его не слушал.

Частица «ни» употребляется в фразеологизмах

Примеры: Ни рыба ни мясо, ни то ни сё.

Что бы мне такое прочитать,

Чтобы сразу самым умным стать!

То же самое, что Маша, я в тетрадке напишу,

Тоже завтра, как и Маша, я пятерку получу!

Так же на базар пойду,

Как ходил в прошлом году,

Там куплю себе корову,

А также лошадь и козу.

ОТДЕЛЬНО пишутся частицы:

БЫ (Б), ЖЕ (Ж), ЛИ (ЛЬ), например: КУПИЛ БЫ, ВОТ БЫ, ВСЕ ЖЕ, ЕДВА ЛИ.

ВЕДЬ, ВОТ, МОЛ, ДАЖЕ, ДЕСКАТЬ, ВОН, БУДТО, КАК БУДТО, например: Он ведь

обязательно поможет.

ЧЕРЕЗ ДЕФИС пишутся частицы:

-ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ- (КОЙ-) в составе неопределенных местоимений и наречий,

например: ЧТО-ТО, КТО-ЛИБО, ЧЕЙ-НИБУДЬ, КОЕ-КАКОЙ, ОТКУДА-ТО, КАК-НИБУДЬ,

КОЕ-ГДЕ.

-КА, -ТКА, -ТКО, -ДЕ (со значением глагола «говорят»), -С (производное от слова

«сударь»), например: ПОКАЖИТЕ-КА, ОН-ДЕ, НУ-ТКА, ГЛЯДИ-ТКО, ИЗВОЛЬТЕ-С.

,

,

,

,

Либо кое как нибудь

,

То таки

не позабудь

,

Написать через дефис

.

Как предлог со словом из

(

-

,

-

)

из за из под

У глаголов, наречий, союзов и

др. предлогов не бывает, а бывают

только приставки.

Предлоги бывают у

существительных: в школе, к другу,

о маме

и у местоимений: о ней, к нему и

т.д.

Глаголы с приставкой пишутся

слитно!

Особенно

часто

ошибки

допускаются

при

спряжении

глагола

жечь

и

производных от него:

жгу,

жжёшь,

жжёт,

жжём,

жжёте,

жгут

(неправильно:

жгёт, жгём, жгёте

!).

В

т

е

ч

е

н

и

е

и

л

и

т

е

ч

е

н

и

и

,

в

п

р

о

д

о

л

ж

е

н

и

е

и

л

и

в

п

р

о

д

о

л

ж

е

н

и

и

?

Е

с

л

и

р

е

ч

ь

и

д

е

т

п

р

о

в

р

е

м

я

и

м

о

ж

н

о

з

а

д

а

т

ь

в

о

п

р

о

с

«

к

а

к

д

о

лг

о

?

»

н

а

к

о

н

ц

е

п

и

ш

е

м

Е

:

В

т

е

ч

е

н

и

е

и

л

и

т

е

ч

е

н

и

и

,

в

п

р

о

д

о

л

ж

е

н

и

е

и

л

и

в

п

р

о

д

о

л

ж

е

н

и

и

?

Е

с

л

и

р

е

ч

ь

и

д

е

т

п

р

о

в

р

е

м

я

и

м

о

ж

н

о

з

а

д

а

т

ь

в

о

п

р

о

с

«

к

а

к

д

о

лг

о

?

»

н

а

к

о

н

ц

е

п

и

ш

е

м

Е

:

Производные отымённые

предлоги «в течение, в

продолжение» (года,

месяца, недели,

часа) пишутся с

окончанием .

Существительные в форме

предложного падежа «в

течении» (реки), «в

продолжении»(книги)

пишутся с окончанием .

В заключение (в конце) выступления автор

коснулся волнующей всех проблемы. - Предлог

(коснулся в заключение чего? в заключение

выступления)

Преступник содержался (где?, в чём?) в

заключении (в тюрьме) под стражей.

Основная мысль текста выражена (где?, в чём?) в

заключении.

Предлог в отсутствие пишется на конце с гласной

Е. Этот предлог можно заменить предлогом без,

например:

В отсутствие (без) матери дома сохранялся

порядок. (сохранялся в отсутствие кого?, без кого? в

отсутствие матери)

Предлог в отличие от пишется с гласной Е,

например:

В отличие от сестры брат был очень непоседлив.

(был непоседлив в отличие от кого? в отличие от

сестры)

Предлог во избежание пишется с гласной Е,

например:

Останься сегодня дома во избежание

неприятностей. (останься во избежание чего? во

избежание неприятностей)

Слитно пишутся производные предлоги

1) вследствие, 2) ввиду, вроде, наподобие, насчёт.

Чтобы правильно писать производные предлоги, нужно уметь их

отличать от омонимичных самостоятельных частей речи.

Предлог вследствие имеет причинное значение (его можно

заменить предлогом из-за) и пишется на конце с гласной Е.

Вследствие (из-за) несоблюдения режима сна ребенок становится

раздражительным.

Этот предлог нужно отличать от наречия впоследствии

и

существительного с предлогом в следствии.

Ошибка допущена (где?, в чём?) в следствии по делу.

Наречие впоследствии пишется с гласной И на конце, это

наречие в предложении можно заменить наречием затем

Впоследствии (потом, затем) воспитанники проявляли интерес к

экспериментированию.

Очень частотны в речи ошибки при образовании

форм будущего времени от глаголов выздороветь,

обессилеть, ослабеть.

Глаголы на -еть указывают на направленность

действия на самого субъекта и сохраняют

гласную е при образовании форм настоящего

времени: я выздоровею, я обессилею, я ослабею.

Форма выздоровлю вообще не используется в

литературном языке. Форма обессилю представляет

собой форму 1-го лица от переходного глагола с

суффиксом -и(ть) обессилить и выражает

направленность действия на объект (я обессилю

противника).

В глаголах 2 лица мн. числа пишется:

- ИТЕ в повелительном и изъявительном наклонении

у глаг. II спряжения;

- ЕТЕ ТОЛЬКО у глаголов в изъявительном

наклонении I спряжения

Вникните в содержание текста.

Когда вникнете, ответьте на вопросы по содержанию

Чередование гласных «и» – «е» в корне слова.

Если за корнем пишется «а», то в корне пишем букву «и» а если суффикса «а» нет, то в корне

нужно писать букву «е». это правило распространяется на корни:

«бир-а» – «бер» (собираю – соберешь, убираю – уберешь),

«пир-а» – «пер» (запираю – заперли, упирается – уперся),

«дир-а» – «дер» (сдирает – сдерет, продирается – продерется),

«тир-а» – «тер» (протирает – протер, простирается – простерся),

«блист-а» – «блест» (блистать – блестеть, блистательный -блестящий),

«стил-а» – «стел» (перестилает – перестелил, застилаю – застелешь),

«чит-а» – «чет» (почитает – почести, вычитает – вычет).

«мир-а» – «мер» (замирает – замер, умираю – умереть)

В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс а:

сжать – сжимать, понять – понимать, начать – начинать.

Чередование гласных «а» – «о» в корне слова.

Если сразу за корнем пишется «а», то в корне нужно писать «а». если нет суффикса «а», то

пишем «о»:

«кас-а» – «кос» (касается – коснулся, касательная – прикоснулся);

«лаг-а» – «лож» (полагаю – положиться, полагать – положить)

Существительные пирожное и мороженое

восходят к разным частям речи.

Слово пирожное образовано от

прилагательного пирожный, которое в свою

очередь восходит к существительному пирог

и образуется при помощи суффикса Н.

Слово мороженое образовано от

прилагательного мороженый, которое

восходит к глаголу морозить.

В словах мороженое, мороженый ЕН –

суффикс отглагольного прилагательного.

Форма употребления собирательных

числительных оба и обе

Оба употребляется с существительными

мужского и среднего

рода: оба ребёнка, оба ботинка, оба письма;

обе – с существительными женского

рода: обе подруги, обе тарелки.

Спасибо

за активное участие!

Успехов

в профессиональной

деятельности!



В раздел образования