Напоминание

Патриотичекое воспитание младших школьников


Автор: Латорцева Елена Анатольевна
Должность: учитель, воспитатель ГПД
Учебное заведение: МКОУ "Горшеченская СОШ имени Н.И.Жиронкина"
Населённый пункт: п.Горшечное
Наименование материала: Воспитательная деятельность
Тема: Патриотичекое воспитание младших школьников
Дата публикации: 05.06.2025
Раздел: начальное образование





Назад




:

Основной целью группы продленного дня в современных

условиях является максимальное развитие личности каждого

ребенка. Для меня, как для воспитателя, особое значение имеет

работа , направленная на воспитание гражданина и патриота,

знающего и любящего свою Родину, интересующегося ее историей

и имеющего чувство гордости за свою страну, который чтит

традиции своего народа, своих предков, создаёт славу своей

отчизне, сохраняет её культурное наследие, трудится ради её

процветания на благо всего народа.

На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет

свои особенности. Ребенок школьного возраста, особенно в

начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному

развитию и воспитанию. Чтобы найти верный путь воспитания

многогранного чувства любви к Родине, сначала надо понимать,

как эта любовь может сформироваться, и без какой эмоциональной

познавательной основы она не сможет появиться. Базой для

патриотического воспитания является нравственное, эстетическое,

трудовое, умственное воспитание. Именно они дадут ростки

гражданско-патриотического чувства.

Воспитателям ГПД необходимо с первых дней развивать такие

качеств как сострадание, сочувствие, находчивость,

любознательность.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи

начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу,

к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и

настоящему, ко всему человечеству».

Так писал академик Д. С. Лихачёв.

Задачи патриотического воспитания детей младшего школьного

возраста включают:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства

сопричастности к родному дому, семье, школе, городу, ;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства

сопричастности к культурному наследию своего народа;

- формирование духовно-нравственного отношения к природе

родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих

национальных особенностей, чувства собственного достоинства,

как представителя своего народа, и толерантного отношения к

представителям других национальностей (сверстникам и их

родителям, соседям и другим людям).

Содержание патриотического воспитания детей младшего

школьного возраста раскрывается следующим образом:

- приобщение детей к культурному наследию, праздникам,

традициям, народно-прикладному искусству, устному народному

творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками,

предками, родословной, семейными традициями; с городом, , его

историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами,

прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее

подходящие формы организации воспитательного процесса.

В своей работе использую следующие основные формы

патриотического воспитания: беседа, информационная служба

новостей, устный журнал, экскурсии, путешествия, праздники,

игры.

Беседа. Ее задачи: формирование гражданско-патриотических

представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в

обществе,

природе,

правил

общения;

обсуждение

и

анализ

поступков детей группы, жизнедеятельности коллектива.

. Что же может послужить материалом для бесед?

Чаще всего материалом для этических бесед служат факты из

жизни

класса,

произведения

художественной

литературы,

публикации в детских газетах и журналах, происходящие события

(в группе, школе, стране), вопросы и проблемы, волнующие детей.

Чтобы беседа достигла поставленных целей и задач, необходимо

соблюдать следующие требования:

Формирование взглядов лучше всего происходит в диалоге;

Содержание беседы должно

соответствовать возрасту

учеников, уровню их подготовленности;

Учитывая возрастные особенности детей (с привлечением

ярких убедительных фактов, примеров;

Беседа должна носить проблемный характер, разрешать

жизненные проблемы, возникающие в классе;

Проводя беседу, воспитатель опирается на жизненный опыт

детей, на их взаимоотношения;

Успех беседы зависит от активности детей, которую можно

вызвать

проблемными

вопросами,

обращением

к

их

жизненному и нравственному опыту

Соблюдать

неприкосновенность

личности

ребёнка,

доброжелательность, тактичность воспитателя;

Выводы в конце беседы должны сделать сами дети;

. Темы бесед, проводимых в группе:

«Земля – наш общий дом», «Моя малая Родина», «Если добрый

ты»,»Азбука вежливости», «Что такое «красивый поступок»?, «Они

сражались за Родину», «История семьи Тереховых»,

«Освобождение нашего района».

Провожу такие беседы, которые познакомят детей с символами

России, раскрывают детям смысл понятия «патриотизм», помогают

почувствовать сопричастность к судьбе страны.

На занятиях мы узнаем историю герба страны, нашего флага.

Особое внимание уделяю истории нашей страны в годы Великой

Отечественной войны. Такие беседы актуальны к празднику 9 мая,

ко дню освобождения поселка, знакомлю с яркими примерами

служения Отечеству из истории нашей страны. Ребята внимательно

слушают рассказы о жителях ,трудностях, выпавших на их долю.

Информационная служба новостей – одна из действенных форм

патриотического воспитания. Я считаю, что основное назначение

ИСН – приобщать младших школьников к событиям и значимым

явлениям общественно-политической жизни страны, города,

района. Кроме того, ИСН призвана: расширять знания детей об

окружающем мире; учить работать с периодическими изданиями;

воспитывать интерес к происходящим в стране событиям;

формировать привычку читать детскую прессу.

ИСН обычно продолжаются

не более 10-15 минут. Этого

времени достаточно, чтобы ярко, интересно и занимательно

обсудить самые значимые события и явления.

Во время ИСН мы используем следующие формы работы:

Комментированное чтение газетных материалов;

Газетные сообщения;

У нас в группе действует свое название. «Маячок»

Организуя подобные дела, я знакомлю детей с газетой «Мааяк»,

учу их грамотно читать это издание: находить нужный материал,

ориентироваться в структуре печатных изданий, уметь рассказать

другим, что узнали сами.

Устный журнал – это коллективное дело, представляющее собой

серию коротких выступлений (страничек) детей на различные

темы окружающей жизни и жизни детского коллектива, чтение и

обсуждение литературных произведений. Его назначение в том,

чтобы

учить

детей

выступать

перед

группой;

формировать

общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять

кругозор; учить работать с материалами прессы.

По моему мнению в патриотическом воспитании экскурсии

играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю

своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции.

Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют

достижения

техники,

строительства,

помогают

школьникам

ощутить себя частью природного, культурного, социального

пространства.

В экскурсии можно выделить три момента:

1)

подготовку к экскурсии;

2)

выход (выезд) на реальные объекты мира;

3)

обработка материалов, обсуждение ее хода и итогов.

Подготовительная работа включает: определение целей и

задач;

изучение

объектов

экскурсии,

места

ее

проведения;

вовлечение учащихся в процесс подготовки; подбор средств и

материалов; определение ее содержания.

Способы привлечения детей к подготовительной работе

используются самые разнообразные. От активности детей в данный

период

зависит

успех

экскурсии.соконравственный

личность

грМожно, к примеру, просто повести детей в краеведческий музей,

послушать рассказ экскурсовода о возникновении города и

ближайших

поселений,

о

занятиях

людей

и

т.д.

но

в

познавательном и особенно в воспитательном плане результат

будет гораздо выше, если экскурсия завершит, дополнит то, что

детям удалось самим в процессе подготовительной работы.

Экскурсия чаще всего проводится с целью закрепление цикла

тематических бесед. Это может быть поход в музей, после беседы

об истории и быте родного края. Экскурсия по памятным местам с

целью знакомства с родным поселком.. Посещение братской

могилы павшим героям ВОВ в преддверии дня Победы — 9 мая.

Дети очень эмоционально реагируют на все, что видят, если

экскурсии предшествовала беседа.

Путешествие – это разновидность экскурсии. Оно отличается

тем, что может быть реальным и воображаемым, а также

отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают

все участники. Дети сами находят нужный материал, продумывают

форму его подачи, разрабатывают маршрут и т.д. Путешествие, как

правило,

отличается

интересным

сюжетом,

который

разворачивается перед детьми и героями которого они становятся.

На мой взгляд,

с младшими школьниками целесообразно

проводить не просто путешествия, а игры-путешествия.

Игры-путешествия

– это исследование какого-либо объекта,

явления, области знания, построенное как «передвижение» детей во

времени

и

пространстве,

знакомство

с

разными

сторонами

(проявлениями) данного объекта.

Готовясь к играм-путешествиям, дети больше работают с

книгами:

словарями,

энциклопедиями

и

другой

научно-

познавательной

литературой,

ищут

нужный

материал,

формулируют по нему вопросы, адаптируют его для слушателей.

Таким образом, путешествия развивают воображение, творчество:

мало найти нужную информацию, надо ещё и придумать, как

представить ее другим (в виде сказки, сценки, беседы, интервью,

сообщения и др.).

Праздник – особая форма воспитательной работы. Это узловой

момент жизни коллектива, завершающий тематический период,

подводящий итоги деятельности учащихся.

Если говорить о педагогической сущности, то праздник – это

коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера.

Его отличительные особенности состоят в том, что, во-первых, в

его основе лежит радость, положительные эмоции. Во-вторых, его

отличает многообразие деятельности детей, единство различных

направлений

воспитательной работы. В-третьих, праздник, как

правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает

организованные

действия его участников по определенному,

заранее разработанному сценарию.

В своей работе я использую праздники как средство сплочения

детей, проживания ими социально-ценностных отношений друг к

другу, школе, окружающим людям. Праздники дарят взрослым и

детям радость общения, вызывают совместные переживания, дают

возможность каждому ощутить свое единство с группой, школой,

городом, страной.

На мой взгляд, эффективность праздников зависит от соблюдения

следующих педагогических условий:

Дети

должны

активно

участвовать

во

всех

этапах

организации

праздника

(от

планирования

до

анализа

результатов);

Необходимо привлечь родителей к планированию, выбору

сюжета, составлению сценария, к внешнему оформлению;

Все дети должны иметь возможность проявить свои

таланты, способности;

В разработке праздника не стоит использовать готовые

сценарии,

что

бы

взрослые

и

дети

могли

проявить

собственные творческие способности;

Чтобы каждому нашлось место на празднике, необходимо

предусмотреть разнообразие видов деятельности (игры,

пение, танцы, драматизация, музыка, чтение стихов и т. д.);

Игры

– важнейшая сфера

жизнедеятельности ребенка и

эффективный

метод

воспитания.

Хотя

ведущим

видом

деятельности младшего школьника является учение, игра для него

по-прежнему

остается

привлекательной.

Она

удовлетворяет

потребности ребенка в активности, общении, эмоциональном

насыщении, самореализации.

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников

невозможно представить

без игрового оформления, игровых

элементов. Поэтому я использую игру, воспитывая у детей

ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре,

своему народу, его традициям, обычаям, искусству и др.

В

процессе

патриотического

воспитания

использую

разнообразные игры: познавательные,

подвижные, настольные,

социально-педагогические и др.

Методы патриотического воспитания

Существуют разные классификации методов воспитания.

Наиболее

распространенной

является

классификация

методов

воспитания И.Г. Щукиной

Методы формирования сознания личности - Убеждение,

внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера. Постановка

учащегося в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не

объект для применения данных методов, а сам принимает активное

участие в их использовании

Методы организации деятельности и формирования опыта

гражданского поведения Педагогическое требование, требование

коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование,

создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело,

метод проектов. Необходимо создавать ситуации, в которых

учащийся упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал

свои обязанности по отношению к коллективу, обществу,

ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать

значимость гражданской деятельности учащихся для общества. С

помощью регулирующих требований формируются традиции

поведения.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание

ситуации успеха. Необходимо побуждать учащегося

корректировать своё поведение. Стимулирование в различных его

формах должно быть дозированным и заслуженным.

Стимулирование побуждает учащегося к анализу собственной

деятельности, программирует дальнейшее поведение

Другими, не менее действенными методами, являются:

сравнение и ассоциации (родной край с домом, Родина с мамой);

анализ рассказанного, после проведенной беседы

наблюдение

знакомство с русским народным фольклором (чтение книг, игра в

народные игры, пение народных песен,

мероприятия с вовлечением семьи, посиделки.

Но основной и самый действенный метод патриотического

воспитания школьников – это личный пример педагога. Дети,

лучше, чем взрослые чувствуют наше действительное отношение к

тому, о чем мы говорим. Потому убежденность педагога, крепость

его собственных патриотических чувств, способна не только

ощущаться школьником, но и передаваться ему напрямую.

Важно помнить, что дети младшего школьного возраста еще так

неусидчивы и переменчивы в настроении, потому-то и методы

воспитания должны чередоваться, ненавязчиво переходя от одного

другому.

Таким

образом,

методы

и

формы

гражданско-

патриотического

воспитания

представляют

собой

сложные

действия,

своеобразно

организованную

деятельность,

предполагающую

применение

системы

педагогических

мер,

совокупности взаимосвязанных методов, объединенных единой

целью:

воспитание

высоконравственного,

творческого,

компетентного

гражданина

России,

принимающего

судьбу

Отечества как свою личную, осознающего ответственность за

настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и

культурных традициях многонационального народа Российской

Федерации.

Таким образом, для эффективности патриотического воспитания

воспитателю необходимо использовать разнообразные формы и

методы работы с детьми, но и, не останавливаясь на готовых,

искать и разрабатывать новые формы по воспитанию гражданско-

патриотических чувств молодого поколения.



В раздел образования