Напоминание

"Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого – краеведческой работы"


Автор: Гильмурахманова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР- детский сад 44 Росинка
Населённый пункт: г. Альметьевск
Наименование материала: Выступление на педсовете
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого – краеведческой работы"
Дата публикации: 05.07.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Патриотическое воспитание дошкольников через организацию

эколого – краеведческой работы

Гильмурахманова Светлана Александровна.

МБДОУ ЦРР д/с №44 «Росинка». г. Альметьевск.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому всю свою

работу я провожу через эколо- краеведческое образование, сущность которого

заключается в сформированности человека с новым экологическим мышлением,

способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде,

умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии

любви к Родине.

Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования

представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому я использую

разнообразные формы и методы: тематические занятия, беседы, наблюдения

окружающего мира, уход за растениями, целевые прогулки, опытническую деятельность,

экологические игры, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций

картин, слушанье музыки, разучивание стихов, песен, викторины, создание проблемных

ситуаций,экскурсий по экологической тропе.

В основе построения мероприятий с экологической направленностью, по моему

мнению, должны лежать следующие целевые установки:

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как

среде жизни, труда и отдыха человека;

- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств,

познавательного интереса, способности к причинному объяснению при анализе факторов

и явлений окружающей среды;

- обучение методам познания окружающего мира;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности

человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Организация практической деятельности в дошкольном возрасте имеет свои

особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно

подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения,

соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками, сажать деревья,

очищать родники, пруды ,реки и многое другое. В содержании экологического

образования, на мой взгляд, аспектными должны быть представлены знания о человеке и

обществе и их связей с окружающей средой. Дошкольников нужно подвести к выводу,

что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому

оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей

среды – значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельность.

Можно познакомить детей с предметами, созданными трудом человека (сахарная свёкла

– сахар; деревья – древесина – предметы из древесины; глина – кирпич – дома и т. д.), со

средой населённых мест, что позволило мне показать детям роль труда в преобразовании

природного окружения, как с положительной так и с отрицательной сторон, и на

основании этого намечаю пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с

природным и социальным окружением.

Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, я тем самым

ненавязчиво учу любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом,

семью, народ.

Немаловажную роль в воспитании патриотизма играет и привитие трудолюбия. Дети

выполняют роль дежурных по уголку природы, по занятию. Я обращаю внимание, чтобы

трудовые поручения доводились до конца, чтобы дети несли ответственность за их

выполнение. Это подтягивает детей, они испытывают гордость за то, что кому - то

помогли.

В нашем детском саду есть музей народов Поволжья. В котором дошкольники

знакомятся, с жизнью и бытом в нашем городе и республике Татарстан.Это позволяет

развернуть краеведческую работу, сосредоточить внимание на такой важной её составной

части, как изучение флоры и фауны края, проведении наблюдений, организации

практических дел по охране природных богатств, сборе этнографических материалов.

Такая деятельность содействует воспитанию любви к своему краю, национальной

культуре, истории жизни народа, природе.

Основной целью которой является: приобщение детей к историческим и

духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и

национальным традициям, формирование поисковой мотивации

краеведческой деятельности.

Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:

сформировать

у

детей

гражданственность,

чувство

любви

и

гордости к родине на основе изучения истории, природы родного

края;

спроектировать культурно-образовательную среду в ДОУ;

ориентировать

родителей

на

нравственно-патриотическое

воспитание детей в семье.

Для

решения

поставленных

задач

были

выбраны

следующие

направления эколого-краеведческой работы:

1.

Ознакомление дошкольников с окружающей природой:

животный мир;

растительный мир;

полезные ископаемые;

водные объекты.

2.

Ознакомление с особенностями своего города:

мой детский сад и район, где я живу;

история города Альметьевска;

улицы родного города;

символика;

промышленность (о труде людей).

3.

Ознакомление с культурой и искусством родного края:

кто прославил родной край;

народное

искусство,

фольклор,

архитектура,

художественные промыслы.

Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании

детей дошкольного возраста является понимание значимости проблемы и

необходимости

содержательного

педагогического

сотрудничества

и

эффективного взаимодействия с семьей. Успех в воспитании патриотических

чувств у дошкольников может быть достигнут только в том случае, если сам

воспитатель будет знать историю своего города, своей страны. И прежде чем

учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал

доходчиво, понятно, увлекательно.

Наиболее запоминающимися и эффективными являются такие

формы и методы работы, где дети сами являются активными участниками,

где широко применяется наглядность, поэтому в системе патриотического

воспитания

использую

разные

виды

детской

деятельности,

провожу

мероприятия эколого-краеведческого характера:

Во время экскурсий использую коллективные формы организации

детей.

В ходе занятий дети «проживают» определённую тематическую,

историческую ситуацию или целый исторический период.

Можно организовать экскурсии на рабочее место родителей для

ознакомления со спецификой труда людей, в сквер, парк в разное

время года.

При проведении ролевых игр дети берут на себя роли всех членов

семьи,

участвуют

в

игре-драматизации,

театрализации,

игре-

путешествии, в подвижных старинных детских играх.

Групповые и индивидуальные формы работы использую в рамках

совместной деятельности. Это и совместная сюжетная игра, рисование,

лепка, рассматривание иллюстраций, репродукций, чтения книг и

слушания музыки.

Не менее важным условием работы по патриотическому воспитанию

дошкольников является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории

своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,

внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным

отношением

к

природе.

Избежать

однообразия

в

работе

помогают

нетрадиционные формы. Это выставки поделок из природного материала,

участие

в

акциях

милосердия,

природоохранных

акциях

(озеленение

участков детского сада, акция «Братья наши меньшие»), походы к реке,

участие в праздниках природы. Вся эта работа учит не только чуткости,

доброте, отзывчивости, но и развивает познавательные способности детей,

учит понимать и любить природу малой Родины.

Таким образом, созданные условия выступают социокультурной

средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей

целостной

картины

мира,

воспитания

патриотизма,

основ

гражданственности, а также интереса к своей малой Родине. Накопление

дошкольниками социального опыта жизни в своем городе, регионе, усвоение

принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его

культуры и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а

формируется в процессе целенаправленного воспитания.



В раздел образования