Напоминание

«Значение мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»


Автор: Шелиян Римма Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-д/с №1 "Аист"
Населённый пункт: город Геленджик,Краснодарский край
Наименование материала: Консультация
Тема: «Значение мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Дата публикации: 05.07.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка -детский сад №1 «Аист»

Муниципального образования город-курорт Геленджик

Консультация для родителей

на тему:

«Значение мелкой

моторики у детей

младшего дошкольного

возраста»

Составила: Шелиян Римма Юрьевна,

воспитатель МБДОУ Д/С №1»Аист»

г. Геленджик 2025 г.

Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно

снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с

детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше

смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что

современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно

для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц,

книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка,

стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они

способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают

пальцы

и

вся

кисть,

тем

лучше

ребенок

говорит.

Ведь именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании

головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка

начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь

ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и

пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также

выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно

поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего

возраста.

Кроме

того,

мелкая

моторика

взаимодействует

с

вниманием,

воображением,

мышлением,

памятью

и

речью

ребенка

Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного

аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через

неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

1. Повышается тонус коры головного мозга

2. Развиваются речевые центры коры головного мозга

3. Стимулируются развитие речи ребенка

4. Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи

5. Способствуют улучшению артикуляционной моторики

6. Развивается чувство ритма и координацию движений

7. Подготавливается рука к письму

8. Поднимается настроение ребенка

Конечно,

развитие

мелкой

моторики

не

единственный

фактор,

способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая

моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно

развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно

общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами,

просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает,

показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И

плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Все виды рекомендуется моторик заключаются в методике

-

Пальчиковой

гимнастики.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с

родителями и в детских учреждениях с педагогами.

Родителям вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков:

по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные

узоры. Учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или

расшнуровывать шнурки. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой,

кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики. Эффективно

проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку на разные темы в

зависимости от поставленных целей.

Большое значение в мелкой моторике имеет правильное обращение с ножницами.

Ребёнок должен правильно держать и вырезать как чёткие линии (геометрические

фигуры) так и извилистые линии и силуэты.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук

достигают

достаточной

точности.

Развитие

пальцевой

моторики

как

бы

подготавливают почву для последующего формирования речи.

Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем

лучшему речевому развитию ребенка.Тренировку пальцев рук уже можно начинать

в раннем возрасте. Массаж играет большую роль, стимулирующее воздействие

массажных щеток изменяет функциональное состояние коры головного мозга,

усиливает ее регулирующую и координирующую функции.

Мелкую моторику рук развивают:

• Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;

• Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать,

выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия;

• Рисование карандашами (фломастерами, кистью) ;

• Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные

висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.) Такие упражнения

укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому

позволяют

лазать

и

висеть,

лучше

осваивает

упражнения,

направленные

непосредственно на мелкую моторику.

Огромную помощь ещё оказывают подвижные игры на воздухе :

во первых - чем больше ребёнок двигается, тем лучше полушария обогащаются

кислородом.

во вторых

- во время игры дети разговаривают и тем самым

обогащают свой словарный запас,

в третьих - в играх также закрепляются движения руками, т. е. укрепляется -

крупная моторика.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки.

Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая

правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот,

развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Левое полушарие мозга отвечает за логическое мышление, а правое полушарие

отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.

Вся наша система образования направлена на развитие левого полушария – оно

ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. А искусству и

музыке уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам. Кроме

того, большая часть людей с младенчества активнее пользуется правой рукой,

игнорируя левую, что тоже создает перекос в сторону левого полушария. Кстати,

замечено, что левши, как правило, более творческие люди, поскольку у них

достаточно хорошо развито правое полушарие, лучше, чем у праворуких

сверстников.

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой

моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и

ребенка даст положительный результат.

Игры на развитие мелкой моторики:

«Катание по столу, между ладонями карандашей и шариков»

Цель: развивать мелкую моторику.

Детям дают граненые карандаши. Ребенок помещает карандаш между ладонями и

вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

«Игры с пластилином»

Учить скатывать «шарики и колбаски» между ладонями, развивать умение отрезать

стекой маленькие кусочки от большого. Формировать координацию движений,

развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно ее держать,

развивать воображение.

«Игры с бумагой и салфетками»

Снежки из бумаги: Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку)

чтобы получился снежок.

Снежинки из бумаги: Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или

салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.

Секретики: Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите

малышу развернуть подарок.

«Рисунок на крупе»

Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему

любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая

контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько

произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор,

дождик, волны), буквы.



В раздел образования