Автор: Огнева Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: п .г. т. Безенчук Самарская область
Наименование материала: Научно - исследовательский проект
Тема: "Сила воды и её свойства"
Дата публикации: 05.07.2025
Раздел: начальное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Безенчук муниципального
района Безенчукский Самарской области
446250 Самарская область муниципальный район Безенчукский п.г.т. Безенчук
ул.Тимирязева , 25 тел/факс 8 (84676) 2-38-88, 2-13-38
Сила воды и ее свойства.
Автор: Гайдамович Михаил,
ученик 4 класса
ГБОУ СОШ №3 п.г.т.Безенчук
муниципального района Безенчукский
Самарской области
Руководитель проекта: Огнева Ирина Александровна,
учитель начальных классов
первой категории
ГБОУ СОШ №3 п.г.т.Безенчук
муниципального района Безенчукский
Самарской области
п.г.т. Безенчук, 2025 г.
Оглавление
1.
Введение.
........................................................................................................................................... 3
2. Основная часть.
..................................................................................................................................... 5
2.1 Экспериментальная часть проекта.
.................................................................................................... 7
2.1.1 Опыт 1. Поверхностное натяжение воды.
................................................................................... 7
2.1.2 Опыт 2. Капиллярность воды.
..................................................................................................... 8
2.1.3 Опыт 3. Вода движется при нагреве.
........................................................................................... 9
2.1.4. Опыт 4. Зависимость силы воды от ее столба.
........................................................................10
Вывод: под давлением большого столба воды ее сила увеличивается.
..........................................10
3. Заключение
.......................................................................................................................................... 11
Список литературы.
................................................................................................................................ 12
2
1.
Введение.
Вода окружает нас повсюду,
и большую часть поверхности
Земли занимает именно она -
океанами,
морями,
реками
и
озерами. Из космоса вода имеет
синий
цвет,
поэтому
нашу
планету
называют
«голубой».
Считаю тему своего проекта актуальной. Вода входит в состав всех живых
организмов. Без нее на нашей планете ничего бы не было, так как она
является основой жизни. Она не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Мы
знаем, что вода обладает определенными свойствами и может быть жидкой,
твердой и газообразной, но кроме этих особенностей в ней присутствует еще
и сила.
Вода имеет огромную силу. Это можно почувствовать собственным
телом, когда стоишь в полосе морского прибоя или пересекаешь бурный
ручей. Поэтому вода была одной из первых сил, которую человек стал
использовать, чтобы облегчить свой труд. Водяные мельницы перемалывали
в муку зерна злаков. И по сей день существуют речные паромы без мотора,
которые используют лишь силу текущей воды. Но в первую очередь мы
ставим преграды воде в виде огромных плотин, чтобы производить
электрическую энергию. Даже отливы и приливы мы вовлекаем в процесс
получения энергии.
1
1
Большая энциклопедия знаний / Пер. с немецкого Л.С. Беловой, Е.В.Черныш. – М.:
Эксмо, 2012. – 344 с. – стр.118.
3
Цель:
Ознакомиться
с
некоторыми
явлениями
воды
через
познавательно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Найти материал на выбранную тему и исследовать ее на своем опыте.
2. С помощью опытов доказать рассмотренные явления воды.
3. Сделать выводы на основе проведенных экспериментов.
4. Подготовить презентацию о результатах проделанной работы.
Объект исследования: вода.
Предмет исследования: сила воды и ее свойства.
Гипотеза:
предполагаю,
что
вода
обладает
плотностью,
капиллярностью, поверхностным натяжением, расширяется при нагреве,
выталкивает, погруженное в нее тело.
Методы
исследования:
поиск
нужной
информации
по
теме,
эксперимент, анализ и вывод.
Этапы проекта:
1.
Выбор темы исследования
2.
Цели и задачи исследования
3.
Гипотеза исследования
4.
Практическая работа исследования
5.
Подготовка к защите работы.
Краткий обзор литературы:
Источником определений по теме и некоторой части информации
послужили: книга «Большая энциклопедия знаний», книга «Большая книга
экспериментов».
4
2. Основная часть.
Что же такое вода и ее явления?
Вода
— это жидкое вещество: ее можно разливать, в нее можно
погружать предметы.
Молекулы воды при движении не отдаляются друг от друга, потому
что взаимно притягиваются. Молекулы на поверхности воды, не имея над
собой других молекул, связаны друг с другом значительно крепче. И это так
называемое поверхностное натяжение позволяет некоторым существам,
например водомеркам, бегать по воде. А мы благодаря этому явлению можем
пускать мыльные пузыри.
В разных состояниях вода имеет разную силу. Вода в виде пара в
сжатом состоянии вызывает огромную силу, заставляя работать многие
машины. Эта сила называется давлением пара.
Когда садишься в ванну, то уровень воды в ней повышается и на тело
воздействует выталкивающая сила – гидростатическая сила. На нее обратил
внимание греческий ученый Архимед, живший в Сиракузах в III веке до
нашей эры. Он открыл то, что сейчас называют законом Архимеда: на тело,
погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная
вертикально вверх и равная весу жидкости, вытесненной телом.
2
За счет выталкивающей силы воды и плотности её предметы с меньшей
плотностью не тонут в воде. Деревянный шарик, положенный на воду не
тонет, а вот железный шарик того же размера сразу же тонет, хотя он
вытесняет столько же воды, как и деревянный. Это объясняется тем, что
железо плотнее, чем дерево или вода. Тело, плотность которого больше, чем
плотность воды тонет, потому что гидростатическая сила не может его
удержать.
3
Почти все вещества при нагревании расширяются, а при охлаждении
сжимаются. Вода, наоборот, сжимается только до + 4 градусов по Цельсию,
2
Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э.И. Мотылевой. – М. / Большая книга
экспериментов. РОСМЭН, 2018. – 264 с. – стр.48.
3
Там же стр. 51.
5
затем,
если
температура
продолжает
понижаться,
вода
начинает
расширяться. Это вызвано тем, что ее молекулы удаляются друг от друга,
образуя шестигранные решетки.
4
4
Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э.И. Мотылевой. – М. / Большая книга
экспериментов. РОСМЭН, 2018. – 264 с. – стр.58.
6
2.1 Экспериментальная часть проекта.
2.1.1 Опыт 1. Поверхностное натяжение воды.
Для проведения этого опыта требуется: пинцет, иголка, стакан, вода.
Ход опыта:
1. Наполняем стакан водой.
2. Пинцетом аккуратно кладем иголку на поверхность воды в стакане.
Результат:
Игла лежит на поверхности воды.
Это потому что молекулы на поверхности воды образуют пленку,
способную
выдержать
вес
легкого
тела.
Это
явление
называется
поверхностным натяжением.
Вывод: у воды имеется поверхностное натяжение, создающее пленку.
7
2.1.2 Опыт 2. Капиллярность воды.
Для проведения этого опыта требуется:
- вырезанная из бумаги звезда
- емкость
- вода
Ход опыта:
1. Наполняем емкость водой.
2. Загибаем лепестки звезды и кладем в емкость с водой.
Результат:
Цветок постепенно раскроется.
Это потому вода в силу своей капиллярности проникает в самые
маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их.
Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются, и цветок распускается.
Вывод: вода стремится вниз, но по капиллярам (тонким трубочкам)
она может подниматься вверх.
2.1.3 Опыт 3. Вода движется при нагреве.
Для проведения этого опыта требуется:
прозрачная емкость,
маленькая стеклянная баночка, чернила, вода.
Ход опыта:
1. Наполняем емкость холодной водой.
8
2. Окрашиваем горячую воду в маленькой баночке.
3. Опускаем баночку с горячей водой на дно емкости, и откручиваем
крышку.
Результат:
Окрашенная вода выходит из баночки и поднимается вверх.
Это потому что вода состоит из маленьких частиц называемых
молекулами. Тепло увеличивает скорость их движения. Они отталкиваются
друг от друга. Вода становится менее плотной и поэтому более легкой, чем
холодная.
Вывод: нагреваясь, вода расширяется, становится легче и поднимается
вверх в окружающей холодной воде.
2.1.4. Опыт 4. Зависимость силы воды от ее столба.
Для проведения опыта требуется: две пластиковые бутылки, гвоздь,
скотч, вода.
Ход опыта:
1.
С помощью гвоздя делаем вертикальный ряд отверстий на бутылке.
2.
Заклеим отверстия скотчем, наполняем водой и снимаем скотч.
Результат:
В бутылке с вертикальными отверстиями дальше всего выбрасывается
вода из нижнего, а ближе всего из верхнего отвертсия.
9
Это потому что вода имеет вес, она давит на стенки и дно бутылки.
Поэтому она выдавливается из отверстий с определенной силой. Эта сила
будет тем больше, чем больше вес воды на выходным отверстием, то есть
там, где больше глубина воды.
Вывод: под давлением большого столба воды ее сила увеличивается.
10
3. Заключение
На основании проведенных экспериментов гипотеза подтвердилась и
можно сделать следующие выводы:
1.
У воды имеется поверхностное натяжение, создающее пленку.
2.
Как правило, вода стремится вниз, но по капиллярам (тонким
трубочкам) она может подниматься вверх.
3.
Нагреваясь, вода расширяется, становится легче и поднимается
вверх в окружающей холодной воде.
4.
Под давлением большого столба воды ее сила увеличивается.
После проведенных опытов у меня расширился кругозор и
получены научные навыки при исследовании свойств воды и ее
явлений.
Данный материал можно использовать на уроках
«Окружающий мир».
Данная работа вызвала во мне интерес для проведения
следующих опытов в изучении других свойств у предметов.
Изученные свойства воды и ее явления открыли новые
возможности человеку. Для проведения научных исследований на больших
глубинах пользуются батискафом – разновидность подводной лодки. Если
подводной лодке нужно погрузиться, ее воздушные полости
заполняются водой, а если нужно всплыть, то воду из полости
вытесняют
сжатым
воздухом,
хранящимся
в
специальных
баллонах.
Корабли, построенные из плотного материала, они не
тонут, так как внутри корабля имеются воздушные полости.
Поэтому средняя плотность корабля меньше плотности воды.
11
Список литературы.
1.
«Большая энциклопедия знаний», пер.с немецкого,Л.С.Беловой,
Е,В.Черныш, 2012 г.
2.
«Большая книга экспериментов» / Под ред.Антонеллы Мейяни ,
2018 – 264 с.
12