Напоминание

«Чтение донской казачьей сказки «Казак и лиса»


Автор: Серебрякова Лилия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №39
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи в средней группе
Тема: «Чтение донской казачьей сказки «Казак и лиса»
Дата публикации: 05.09.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение

донской казачьей сказки «Казак и лиса»

Цель. Познакомить детей с донской казачьей сказкой «Казак и

лиса».

Учить

эмоционально

воспринимать

образное

содержание сказки, понимать и оценивать поступки героев.

Задачи. 1.Приобщать к театрализованной деятельности.

2. Развивать эмоциональное восприятие на основе интонационной

выразительности речи, вовлекать детей в игровую деятельность.

3. Воспитывать умение слушать сказку внимательно, не отвлекаясь,

отвечая на вопросы.

Предварительная

работа. Чтение

сказки

и

рассматривание

иллюстраций к ней с одним из детей.

Ход занятия

Входят дети и становятся в круг. Я – твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Воспитатель спрашивает: Здорово ночевали, гости дорогие?

Все дети говорят: Слава богу!

Воспитатель: Ребята, а кто так здоровался? (Казаки).

Правильно, молодцы ребята. А кто такие казаки? Кем они были?

(Казаки - это воины - сильные, храбрые, смелые. Они защищали

свою Родину, свой дом, свою семью.) Хорошо, дети! А как же

назывался дом казака? (Курень). Все большие молодцы!

А сейчас ребята, отгадайте загадку: «У кого из зверей хвост

пушистее и длинней?». (Лиса.) Правильно, это загадка про лису.

Дети, а вы любите сказки? (Да).

Хотите, мы совершим путешествие в кукольный театр? И я

расскажу вам донскую казачью сказку «Казак и Лиса?» (Да.

Хотим).

Тогда нужно сказать волшебные слова: "Один, два, три,

покружись. Сказка, сказка, появись!" И присаживаются на стулья.

А мне поможет рассказать сказку Ваня Чернышев.

Рассказывают сказку, показывая ее при помощи фигурок для

настольного театра.

«Казак и лиса» Донская казачья сказка

Бежит по дороге Лиса. От кургана к кургану, из куста в

кусточек. Побежит, побежит - сядет, оглянется по сторонам - и

снова вперед.

Добежала до деревни. Видит: возле куреня Казак сидит, сапоги

зашивает. Увидала его Лиса - спряталась за колодец. Притаилась, а

глаза во дворе. За плетнем петух, куры с цыплятами.

Облизнулась Лиса, язык за щеку - и захромала. Подлезла к Казаку и

жалобно запричитала:

- Бог в помощь, добрый человек.

- Куда путь держишь? - спрашивает Казак,

- Иду издалека. Да с пути сбилась. Обходить силы нет, отвори

ворота, пройду напрямик.

Поверил Казак Лисе, отворил ворота:

- Проходи, да поаккуратнее, птицу не всполоши.

- До птицы ли мне? Еле ноги волоку - сказала Лиса и поплелась,

вот-вот упадет.

А Казак опять за свое дело - что время терять? Кольнул шилом раз,

другой - слышит, переполох птичий. «Что такое? - думает. - Кто

потревожил птицу?»

Подскочил к воротам, видит: Лиса бежит с петухом в зубах.

- Ах ты, обманщица!

А Лиса Казаку:

- Моя хитрость меня кормит, поит, к доверчивым людям водит.

Спасибо тебе, казачок, за петушка. Забегу еще - готовь курочку:

Расхвасталась лиса, обо всем забыла.

- Я тебя проучу! - крикнул Казак. И Собаку на нее. - От моей

собаки ни один зверь не уходил, а ты и подавно.

Заметила Лиса собаку, метнулась в сторону, да поздно. Круть-верть

- не уйти, цепко держит ее собака. Тут и хитростям лисы конец.

Обратно из театра дети возвращаются в детский сад после слов:

"Один, два, три, покружились, все в детский сад возвратились!"

Воспитатель задает детям следующие вопросы:

Понравилась ли вам сказка? (Да)

Кто главные герои? (Казак, Лиса, Петух, Собака)

Сколько героев в этой сказке? (4)

Какими словами мы можем сказать о казаке?

Какой Казак? (Доверчивый, добрый, трудолюбивый)

А Лиса какая? (Рыжая, хитрая, хвастливая)

Как лиса обманула Казака? (Попросила Казака открыть ворота,

чтобы она прошла напрямик и стащила Петушка)

Кто помог казаку? (Собака – верный друг Казака)

Воспитатель. Казак без друзей, что дуб без корней!

Дети, давайте с вами поиграем! Встаньте со своих мест.

Физкультминутка:

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась,

В кулачек все пальцы сжала,

Растирать себе лапки стала –

Ручки ножки и бока,

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлепала немножко.

Ну, красавица - Лиса!

Воспитатель: ребята, пройдите к столам и займите места для

дальнейших игр: «Собери картинку», «Чей хвост?» и «Четвертый

лишний».

После настольных игр дети возвращаются на ковёр, и

воспитатель задает вопросы:

Дети понравилось вам наше занятие? (да)

Что нового вы узнали сегодня? (Ответы детей)

Как называлась сказка, которую я вам рассказала? О ком эта

сказка?

Хотели бы вы узнать другие казачьи сказки?



В раздел образования