Автор: Серебрякова Лилия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №39
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи в средней группе
Тема: «Чтение донской казачьей сказки «Казак и лиса»
Дата публикации: 05.09.2025
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение
донской казачьей сказки «Казак и лиса»
Цель. Познакомить детей с донской казачьей сказкой «Казак и
лиса».
Учить
эмоционально
воспринимать
образное
содержание сказки, понимать и оценивать поступки героев.
Задачи. 1.Приобщать к театрализованной деятельности.
2. Развивать эмоциональное восприятие на основе интонационной
выразительности речи, вовлекать детей в игровую деятельность.
3. Воспитывать умение слушать сказку внимательно, не отвлекаясь,
отвечая на вопросы.
Предварительная
работа. Чтение
сказки
и
рассматривание
иллюстраций к ней с одним из детей.
Ход занятия
Входят дети и становятся в круг. Я – твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Воспитатель спрашивает: Здорово ночевали, гости дорогие?
Все дети говорят: Слава богу!
Воспитатель: Ребята, а кто так здоровался? (Казаки).
Правильно, молодцы ребята. А кто такие казаки? Кем они были?
(Казаки - это воины - сильные, храбрые, смелые. Они защищали
свою Родину, свой дом, свою семью.) Хорошо, дети! А как же
назывался дом казака? (Курень). Все большие молодцы!
А сейчас ребята, отгадайте загадку: «У кого из зверей хвост
пушистее и длинней?». (Лиса.) Правильно, это загадка про лису.
Дети, а вы любите сказки? (Да).
Хотите, мы совершим путешествие в кукольный театр? И я
расскажу вам донскую казачью сказку «Казак и Лиса?» (Да.
Хотим).
Тогда нужно сказать волшебные слова: "Один, два, три,
покружись. Сказка, сказка, появись!" И присаживаются на стулья.
А мне поможет рассказать сказку Ваня Чернышев.
Рассказывают сказку, показывая ее при помощи фигурок для
настольного театра.
«Казак и лиса» Донская казачья сказка
Бежит по дороге Лиса. От кургана к кургану, из куста в
кусточек. Побежит, побежит - сядет, оглянется по сторонам - и
снова вперед.
Добежала до деревни. Видит: возле куреня Казак сидит, сапоги
зашивает. Увидала его Лиса - спряталась за колодец. Притаилась, а
глаза во дворе. За плетнем петух, куры с цыплятами.
Облизнулась Лиса, язык за щеку - и захромала. Подлезла к Казаку и
жалобно запричитала:
- Бог в помощь, добрый человек.
- Куда путь держишь? - спрашивает Казак,
- Иду издалека. Да с пути сбилась. Обходить силы нет, отвори
ворота, пройду напрямик.
Поверил Казак Лисе, отворил ворота:
- Проходи, да поаккуратнее, птицу не всполоши.
- До птицы ли мне? Еле ноги волоку - сказала Лиса и поплелась,
вот-вот упадет.
А Казак опять за свое дело - что время терять? Кольнул шилом раз,
другой - слышит, переполох птичий. «Что такое? - думает. - Кто
потревожил птицу?»
Подскочил к воротам, видит: Лиса бежит с петухом в зубах.
- Ах ты, обманщица!
А Лиса Казаку:
- Моя хитрость меня кормит, поит, к доверчивым людям водит.
Спасибо тебе, казачок, за петушка. Забегу еще - готовь курочку:
Расхвасталась лиса, обо всем забыла.
- Я тебя проучу! - крикнул Казак. И Собаку на нее. - От моей
собаки ни один зверь не уходил, а ты и подавно.
Заметила Лиса собаку, метнулась в сторону, да поздно. Круть-верть
- не уйти, цепко держит ее собака. Тут и хитростям лисы конец.
Обратно из театра дети возвращаются в детский сад после слов:
"Один, два, три, покружились, все в детский сад возвратились!"
Воспитатель задает детям следующие вопросы:
Понравилась ли вам сказка? (Да)
Кто главные герои? (Казак, Лиса, Петух, Собака)
Сколько героев в этой сказке? (4)
Какими словами мы можем сказать о казаке?
Какой Казак? (Доверчивый, добрый, трудолюбивый)
А Лиса какая? (Рыжая, хитрая, хвастливая)
Как лиса обманула Казака? (Попросила Казака открыть ворота,
чтобы она прошла напрямик и стащила Петушка)
Кто помог казаку? (Собака – верный друг Казака)
Воспитатель. Казак без друзей, что дуб без корней!
Дети, давайте с вами поиграем! Встаньте со своих мест.
Физкультминутка:
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась,
В кулачек все пальцы сжала,
Растирать себе лапки стала –
Ручки ножки и бока,
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Ну, красавица - Лиса!
Воспитатель: ребята, пройдите к столам и займите места для
дальнейших игр: «Собери картинку», «Чей хвост?» и «Четвертый
лишний».
После настольных игр дети возвращаются на ковёр, и
воспитатель задает вопросы:
Дети понравилось вам наше занятие? (да)
Что нового вы узнали сегодня? (Ответы детей)
Как называлась сказка, которую я вам рассказала? О ком эта
сказка?
Хотели бы вы узнать другие казачьи сказки?