Напоминание

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста: подготовка руки к письму через комплексный подход.


Автор: Пантелеева Юлия Львовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с 20 «Ласточка «
Населённый пункт: Нижегородская область г.о.г. Кулебаки с.Саваслейка
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста: подготовка руки к письму через комплексный подход.
Дата публикации: 05.10.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ

ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Введение:

Процесс обучения письму является одним из ключевых этапов в

образовательном пути ребенка, символизирующим его переход к

новому уровню когнитивного и социального развития. Успешное

овладение этим навыком в значительной степени зависит от уровня

сформированности графомоторных навыков (ГМН), которые начинают

активно развиваться в дошкольном возрасте. Старший дошкольный

возраст (5-7 лет) представляет собой сензитивный период для

совершенствования этих навыков, поскольку именно в этот период

происходит интенсивное развитие мелкой моторики, зрительно-

моторной координации, пространственной ориентации и других

компонентов, составляющих основу графомоторной готовности.

Недостаточное внимание к развитию ГМН на данном этапе может

привести к значительным трудностям при обучении письму в школе,

влияя не только на успеваемость, но и на психоэмоциональное

состояние ребенка. Данная статья посвящена детальному анализу

графомоторных навыков, их роли в подготовке к письму,

особенностям развития в старшем дошкольном возрасте, а также

представлению комплекса эффективных методов, приемов и

упражнений, направленных на их целенаправленное развитие.

Сущность графомоторных навыков и их значение для будущего

письма:

Графомоторные навыки – это комплекс двигательных, сенсорных и

когнитивных функций, которые обеспечивают способность человека к

написанию букв, цифр и других графических знаков. Их развитие

является многокомпонентным процессом, включающим в себя:

1. Мелкая моторика рук: Фундаментальный компонент,

обеспечивающий точность, ловкость и координацию движений

пальцев, кисти и предплечья. Высокий уровень развития мелкой

моторики позволяет выполнять тонкие движения, необходимые

для воспроизведения графических элементов.

2. Зрительно-моторная координация: Способность точно

согласовывать зрительное восприятие (образ буквы, линии,

фигуры) с двигательной активностью руки. Этот навык позволяет

ребенку контролировать движение пишущего инструмента,

соблюдать заданную траекторию и форму.

3. Пространственная ориентация: Умение ориентироваться на

листе бумаги, понимать понятия «верх», «низ», «лево», «право»,

«середина», «край». Это критически важно для правильного

написания букв, их расположения на строке, соблюдения

интервалов.

4. Динамический и статический контроль: Способность

удерживать правильную позу при письме (статический контроль)

и выполнять плавные, контролируемые движения руки

(динамический контроль).

5. Регуляция мышечного тонуса и силы нажима: Умение

прикладывать оптимальное усилие при письме, чтобы линия

была четкой, но не слишком давящей, и чтобы рука не

утомлялась.

6. Восприятие и воспроизведение формы: Способность

анализировать форму графических элементов и точно

воспроизводить их.

Значение развитых ГМН для успешного обучения письму трудно

переоценить. Дети с хорошо развитыми ГМН:

Быстрее осваивают написание букв и цифр.

Пишут более разборчиво и аккуратно.

Имеют более высокий темп письма.

Менее утомляются при письме.

Испытывают меньше психологического дискомфорта, связанного

с процессом письма.

Имеют более высокую самооценку и учебную мотивацию.

Особенности развития графомоторных навыков у детей старшего

дошкольного возраста (5-7 лет):

Старший дошкольный возраст – это период активного формирования

и совершенствования всех компонентов графомоторных навыков,

являющийся критически важным для подготовки к школе.

1. Мелкая моторика:

o

Координация движений: Значительно улучшается

координация движений пальцев, кисти, предплечья. Дети

становятся способны выполнять более сложные и точные

движения.

o

Ловкость и точность: Увеличивается ловкость и точность

движений, что проявляется в умении более аккуратно

выполнять штриховку, обводить контуры, рисовать мелкие

детали.

o

Сила и выносливость: Мышцы рук становятся более

сильными и выносливыми, что позволяет ребенку писать

или рисовать в течение более длительного времени без

значительной утомляемости.

o

Проприоцептивная чувствительность: Улучшается

мышечно-суставное чувство, позволяющее более тонко

регулировать движения.

2. Зрительно-моторная координация:

o

Согласованность: Зрение и моторика работают более

согласованно. Ребенок лучше контролирует движение

пишущего инструмента, ориентируясь на зрительный

образ.

o

Точность воспроизведения: Улучшается способность

точно воспроизводить формы, линии, контуры, что

является основой для написания букв.

3. Пространственная ориентация:

o

Ориентация на листе: Дети начинают увереннее

ориентироваться на листе бумаги, понимать понятия

«верх», «низ», «середина», «край», «вправо», «влево».

o

Соблюдение строки: Улучшается умение писать в

пределах строки, соблюдать одинаковое расстояние между

буквами и словами.

4. Контроль за нажимом и владение инструментом:

o

Регуляция силы нажима: Дети учатся регулировать силу

нажима, получая линии разной толщины.

o

Правильный захват: Большинство детей к этому возрасту

осваивают правильный трехпальцевый захват карандаша

или ручки.

5. Восприятие и воспроизведение графических элементов:

o

Анализ формы: Дети лучше анализируют форму букв и их

элементов.

o

Воспроизведение: Улучшается способность

воспроизводить эти элементы, хотя плавность и связность

движений еще могут быть не полностью сформированы.

Факторы, влияющие на развитие графомоторных навыков:

Развитие ГМН – это комплексный процесс, находящийся под

влиянием множества факторов:

1. Физиологические факторы:

o

Зрелость нервной системы: Развитие пирамидных путей,

отвечающих за тонкую моторику, и проводящих путей,

связывающих кору головного мозга с периферическими

нервами.

o

Состояние крупной и мелкой моторики: Общий уровень

двигательного развития ребенка.

o

Зрение: Острота зрения, бинокулярное зрение,

способность к аккомодации.

o

Мышечный тонус: Оптимальный мышечный тонус кисти и

пальцев.

o

Наследственность: Индивидуальные

предрасположенности.

2. Психологические факторы:

o

Когнитивные процессы: Внимание (произвольное),

память (зрительная, двигательная), мышление (анализ,

сравнение, обобщение).

o

Эмоционально-волевая сфера: Мотивация,

самоконтроль, настойчивость, способность преодолевать

трудности.

o

Зрительно-моторная координация: Как уже упоминалось,

это ключевой компонент.

3. Социально-педагогические факторы:

o

Условия жизни: Наличие благоприятной среды для

развития, доступ к развивающим материалам.

o

Стимуляция со стороны взрослых: Поощрение детской

активности, предложение разнообразных заданий.

o

Систематическая работа: Регулярность и

последовательность занятий по развитию ГМН.

o

Правильный выбор методов и приемов: Использование

разнообразных, адекватных возрасту видов деятельности.

Методы и приемы развития графомоторных навыков у старших

дошкольников:

Работа по развитию ГМН должна быть системной, комплексной и

учитывать все компоненты.

1. Развитие мелкой моторики:

o

Пальчиковые игры и гимнастики: Специально

разработанные комплексы упражнений, направленные на

развитие подвижности, ловкости, координации движений

пальцев. Они часто сопровождаются стихами или

песенками, что делает их увлекательными.

Пример: «Мы капусту режем, режем…» (имитация

движений), «Мы морковку трем, трем…» (трем

кулачок о кулачок).

o

Игры с мелкими предметами:

Конструирование: Работа с мелкими деталями

конструкторов (LEGO, магнитные конструкторы),

сборка моделей.

Мозаика: Выкладывание узоров из мелких деталей

мозаики.

Нанизывание: Нанизывание бусин, пуговиц, бисера

на нитку или леску.

Работа с природным материалом: Создание

поделок из семян, мелких камешков, ракушек.

Игры с сыпучими материалами: Пересыпание

песка, крупы, мелких макарон с помощью лопаток,

ситечек, пинцетов.

o

Лепка:

Работа с пластилином, тестом, глиной. Скатывание

шариков, колбасок, раскатывание пластилина.

Моделирование мелких деталей, создание фигурок.

Использование стеков для процарапывания узоров.

o

Аппликация:

Вырезание мелких деталей из бумаги.

Обрывная аппликация (отрывание мелких кусочков

бумаги и их наклеивание).

Работа с ножницами (прямые, кривые,

зигзагообразные разрезы).

o

Игры с песком: Игры в песочнице, создание узоров, фигур.

2. Развитие зрительно-моторной координации:

o

Рисование:

Штриховка: Штриховка внутри контуров (прямыми,

наклонными, волнистыми линиями, круговыми

движениями) с разным нажимом.

Раскрашивание: Раскрашивание раскрасок,

соблюдая контуры, используя разные цвета.

Рисование по точкам: Соединение точек для

получения изображения.

Графические диктанты: Выполнение заданий по

инструкции, где нужно рисовать линии в

определенном направлении и на определенное

расстояние.

Рисование по образцу: Копирование простых

узоров, фигур, букв.

o

Обведение контуров: Обведение контуров предметов,

фигур, букв, цифр.

o

Дорисовывание: Дорисовывание недостающих частей

изображения по образцу.

o

Игры с мячом: Бросание и ловля мяча, ведение мяча.

o

Конструирование: Постройка по образцу, по схеме, по

словесной инструкции.

3. Развитие пространственной ориентации:

o

Ориентировка на листе бумаги: Задания типа: «Нарисуй

круг в центре листа», «Нарисуй домик в верхнем левом

углу».

o

Работа с макетами: Создание и использование макетов

(например, города, комнаты) для ориентировки.

o

Графические диктанты: Использование

пространственных инструкций («вправо», «влево», «вверх»,

«вниз»).

o

Конструирование по схеме: Понимание

пространственных отношений между деталями.

o

Игры с картами и схемами: Нахождение объектов по

карте, следование по маршруту.

4. Развитие контроля за нажимом и владения инструментом:

o

Использование различных материалов: Карандаши

разной твердости, мелки, фломастеры, кисти разной

толщины.

o

Штриховка с регулированием нажима: Получение линий

разной толщины.

o

Работа с трафаретами: Обведение трафаретов с разным

нажимом.

o

Обучение правильному захвату: Постоянное

напоминание о правильном трехпальцевом захвате

карандаша/ручки. Использование специальных насадок при

необходимости.

Примерные виды деятельности для старших дошкольников:

«Волшебные линии»: Рисование прямых, волнистых,

зигзагообразных линий в разных направлениях.

«Повтори узор»: Рисование узоров по образцу, состоящих из

простых элементов (точки, палочки, крючки).

«Графические диктанты»: Задания на рисование фигур по

инструкции (например, «Домик», «Елочка», «Снеговик»).

«Лабиринты»: Прохождение лабиринтов пальцем, а затем

карандашом, не выходя за линии.

«Срисовывание»: Срисовывание простых геометрических

фигур, букв, цифр.

«Соедини по точкам»: Рисование контура предмета путем

соединения точек.

«Дорисуй»: Дорисовывание недостающих частей фигуры или

изображения.

«Напиши букву/цифру по образцу»: Написание печатных букв

и цифр.

Организация развивающей среды:

Для эффективного развития ГМН необходимо создать

соответствующую развивающую среду:

Рабочее место: Удобный стол и стул, соответствующий росту

ребенка. Достаточное освещение.

Материалы: Наличие разнообразных пишущих инструментов

(карандаши, ручки, фломастеры, мелки), бумаги разной фактуры

и размера, трафаретов, раскрасок, пластилина, конструкторов,

мозаики, природных материалов.

Наглядные пособия: Образцы букв, цифр, узоров, схемы,

дидактические игры.

Доступность: Материалы должны быть доступны детям в любое

время.

Роль педагога и родителей:

1. Педагог:

o

Планирование: Разработка системы занятий, упражнений,

игр.

o

Диагностика: Отслеживание уровня развития ГМН у

каждого ребенка.

o

Организация деятельности: Создание условий, подбор

материалов, проведение занятий.

o

Индивидуальная работа: Оказание помощи детям,

испытывающим трудности.

o

Консультирование родителей: Предоставление

рекомендаций.

2. Родители:

o

Создание условий дома: Обеспечение ребенка

необходимыми материалами, создание комфортного

рабочего места.

o

Регулярная практика: Включение в распорядок дня

пальчиковых игр, рисования, лепки, конструирования.

o

Контроль и поддержка: Контроль за правильным

захватом пишущего инструмента, поддержка интереса

ребенка.

o

Индивидуальный подход: Учет темпа развития ребенка,

отсутствие давления.

o

Сотрудничество с педагогом: Обмен информацией,

совместное решение проблем.

Заключение:

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного

возраста является процессом многогранным, требующим

комплексного и систематического подхода. Уделяя должное внимание

развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации,

пространственной ориентации и другим компонентам ГМН, педагоги и

родители создают прочную основу для успешного овладения навыком

письма. Использование разнообразных методов, приемов и

материалов, включая игры, упражнения, творческую деятельность, а

также тесное сотрудничество между ДОУ и семьей, позволяет не

только подготовить ребенка к школе, но и способствовать его общему

когнитивному и личностному развитию, формируя уверенность в своих

силах и позитивное отношение к обучению. Инвестиции в развитие

графомоторных навыков в дошкольном возрасте – это инвестиции в

успешное будущее ребенка.



В раздел образования