Автор: Буравлёва Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП МБДОУ №14
Населённый пункт: Мурманская обл,г.Оленегорск, нп Высокий
Наименование материала: деловая игра для педагогов
Тема: "Развитие речи в детском саду"
Дата публикации: 05.10.2025
Раздел: дошкольное образование
Деловая игра для педагогов «Развитие речи в детском саду»
Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов
ДОУ по развитию речи у детей дошкольного возраста через
активные методы обучения.
Задачи:
1. Уточнить знания педагогов по познавательно-речевому развитию
детей;
2. Упражнять умение общаться и вырабатывать единое мнение в
команде.
3. Развивать у педагогов смекалку, сообразительность, креативное
мышление, творческое воображение.
В дошкольном возрасте ребёнок впервые открывает для себя мир.
Это мир людей, их дел, взаимоотношений. Это мир предметов, их
особенностей, назначения. Это мир, в котором всё подчиняется
определенным закономерностям, всё взаимосвязано друг с другом.
Стремясь понять окружающее, дети обращаются к взрослым со
своими бесконечными «почему?» и «зачем?».
Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и
умениями
в
области
развития
речи
и
мышления
у
детей
дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую
компетентность в данном направлении.
Я приглашаю Вас на деловую игру, которая называется
«Развитие речи в детском саду».
Для начала, как требуют нормы этикета, нужно поприветствовать
друг друга. Прошу вас выбрать любую карточку и встать в круг.
Юмористическое упражнение-приветствие
«Шушаника Минична»
Цель: отработать одну из техник запоминания имен.
Содержание: упражнение выполняется в кругу. Каждый участник
группы получает карточку, на которой написано имя и отчество.
Затем один из участников спрашивает своего соседа слева:
«Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя на
карточке, например: «Шушаника Минична». В ответ на это первый
участник должен ответить любой фразой, при этом обязательно
повторить
услышанное
имя
собеседника.
Например:
«Очень
приятно, Шушаника Минична, с вами познакомиться» или «Какое у
вас необычное, красивое имя, Шушаника Минична». После ответа
«Шушаника
Минична»
задает
вопрос
своему
соседу
слева:
«Представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не
дойдет до первого участника.
Коллектив делится на две команды.
1.
Конкурс. Разминка.
Команды быстро односложно («Да» или «Нет») отвечают на
вопросы ведущего.
Вопросы для первой команды.
.
Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению
рассказыванию по воображению. (Да)
Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты
речи. (Нет)
Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее
подкрепление неправильных условных связей не только у
говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в
данный момент. (Да)
Вопросы для второй команды.
Оснащение группы разнообразным оборудованием не
относится к разделу развития речи детей. (Нет)
Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да.
Произносятся звуки.)
Повторное чтение является приемом формирования
восприятия литературного
произведения. (Да)
Формирование звуковой культуры речи относится к
обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)
2. Конкурс.
Предлагаю каждой группе взять зеленый листок с
объяснением педагогического термина, обдумать его, и
выбрать белый листок, который является ответом. Подобрав
листочки, мы заслушаем ваши определения.
Предлагаем вспомнить:
1. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.
2.
Речь
– индивидуальный психофизиологический процесс
человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс
общения людей между собой посредством языка.
3. Развитие речи – творческий процесс, который формируется в
результате
восприятия
речи
взрослого,
собственной
речевой
активности и элементарного осознания явлений языка и речи.
4. Словарная работа – обогащение, расширение, активизация
словарного запаса детей.
5. Активный словарь – слова, которые говорящий не только
понимает, но и употребляет (более или менее часто) .
6. Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном
языке понимает, но сам не употребляет.
7. Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с
какой – либо ситуацией.
8. Что относится к словесным методам и приёмам обучения?
(пояснение, рассказ, чтение, беседа).
9.
Диагностика
— количественная оценка и качественный
анализ педагогических процессов, явлений и т. п. с помощью
специально разработанных учебных методик.
10.
Пересказ
–
выразительное
связное
воспроизведение
прослушанного художественного произведения.
3 Конкурс. Скороговорки
Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник
должен произнести предложенную скороговорку – медленно,
быстрее, быстро.
• Для первой команды: «Перепел перепелку и перепелят в
перелеске прятал от ребят»
• Для второй команды: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а
тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»
4 конкурс «Творческий»
Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная
команда смогла её прочитать.
Для первой команды: «У страха глаза велики»
Для второй команды: «За двумя зайцами погонишься, ни
одного не поймаешь»
5 конкурс. Расшифруйте русские народные сказки.
Кашечрохав («Хаврошечка»)
Боклоко («Колобок»)
Зоркомо («Морозко»)
Човокамйюд («Дюймовочка»)
Дыродйом («Мойдодыр»)
Гукаснероч («Снегурочка»)
Комерет («Теремок»)
Щеинакатар («Тараканище»)
Кивачкура («Рукавичка»)
Рожахик («Жихорка»)
Пекар («Репка»)
Шакулоз («Золушка»)
6. Конкурс «Эрудированный педагог»
На полу раскладываются дорожки из обручей, переходить из
обруча в обруч могут только после правильного ответа. Отвечает
тот, кто быстрее других поднимет флажок.
1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)
2. Как звали трех поросят в одноименной сказке? (Ниф-Ниф, Нуф-
Нуф, Наф-Наф.)
3. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)
4. Известный советский писатель, написавший большое количество
стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)
5. Назовите наиболее известные сказки А. С. Пушкина. («Сказка о
рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
6. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись
рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый
Волк».)
7. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)
8. Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма от гиппопотама!»
(«Айболит» К. И. Чуковского.)
9. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные
пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)
10. Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей?
(Лиса повредила ей крыло.)
11. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)
12. Назовите самые известные сказки Ганса Христиана Андерсена.
(«Дюймовочка», «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Стойкий
оловянный солдатик».)
13. В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя
пить сырую воду? («Сестричка Аленушка и братец Иванушка».)
14. Про какую царевну говорили, что она «едет в коробчонке»?
(«Царевна-лягушка».)
7. Конкурс «Представление»
Участники команд при помощи пантомимы изображают
известные русские пословицы:
«Слезами горю не поможешь»
«Душа в пятки ушла»
« Не так страшен чёрт, как его малюют»
«Волков бояться в лес не ходить»
8.Конкурс Каждой команде нужно вспомнить и записать как
можно больше двойных имён, встречающихся в сказках.
ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН, СТАРИК ХОТТАБЫЧ, ДЯДЯ ФЕДОР,
БРАТЕЦ КРОЛИК, ДОКТОР АЙБОЛИТ, СИНЬОР ПОМИДОР
КАРЛИК НОС, ОЛЕ ЛУКОЙЕ, ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
АЛЕША ПОПОВИЧ, СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК, ИВАН ЦАРЕВИЧ
ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ, СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА, КОНЕК ГОРБУНОК
ДОМОВЕНОК КУЗЬКА, МУХА ЦОКОТУХА, МАЛЕНЬКИЙ МУК
КУРОЧКА РЯБА, ЦАРЕВНА ЛЯГУШКА, СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА
КРОШЕЧКА ХАВРОШЕЧКА, ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ,
кощей бессмертный,
Иван Царевич и другие.
9 Конкурс «И снова сказки»
Вспомните название сказки:
Вопросы 1 команде:
- Сказка о хлебобулочном изделии («Колобок»)
- Сказка о пенсионере, зарабатывающем на жизнь рыбным
промыслом («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Сказка о ветеринаре («Доктор Айболит»)
- Сказка о ледяной особе королевских кровей («Снежная королева»)
- Сказка о пернатом, который после тяжёлого детства в юности всё-
таки добился всеобщего признания («Гадкий утёнок»)
Вопросы 2 команде:
- Сказка о деревенском семействе, вырастившем овощ-
гигант («Репка»)
- Сказка о трудолюбивой девочке («Золушка»)
- Сказка о лесном общежитии («Теремок»)
- Сказка о девочке, чьё имя предопределил головной
убор («Красная шапочка»)
- Сказка о трёх пятаках, трёх крючках и двенадцати копытах («Три
поросёнка»)
10.Конкурс «Черный ящик» (задание для двух команд)
Внимание! Вопрос!
Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи,
печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не
останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот,
прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в
мифологии и в христианской легенде. Итак, это… //яблоко//
Подсказка: Этот предмет есть в сказке А.С. Пушкина «Сказка о
мёртвой царевне»
11Конкурс «Литературная страница»
Ведущий: А сейчас мы узнаем самого читающего коллегу.
Отвечает тот, кто быстрее других поднимет руку! А не выкрикнет с
места.
1. Автор сказки «Красная Шапочка» (Шарль Перро)
2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской
народной сказке «Теремок» («Рукавичка»)
3.Советские писатели, создававшие произведения о природе для
детей (Николай Сладков, Виталий Бианки, Евгений Чарушин)
4. Автор сказки «Гадкий утенок» (Ганс Христиан Андерсен)
5. Известный советский писатель, написавший большое количество
стихотворных сказок для детей (Корней Иванович Чуковский)
6. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные
пирожки, а потом полюбила и ржаные («Гуси-лебеди»)
7.
В
какой
сказке
девочка
смогла
пролезть
в
коровье
ушко? («Крошечка-хаврошечка»)
8. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей,
мышонок и блин)
9. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а
усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи»)
10. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Павел Петрович Бажов)
11. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Петр Павлович Ершов)
12. Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про
Тюпу» и др.? (Е.Чарушин)
12 Конкурс. Игра с пословицами и поговорками
Первая команда:
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком.
(Колобок)
«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони
недалеко падает
2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке
не утаишь
3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти
водятся
Вторая команда:
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и
семеро козлят)
«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро –
молчанье золото
2.Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева
доведет
3.Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся
на молоке, дует на воду
Итог: сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши
знания и умения в области развития речи дошкольников.
Вспомнили педагогические термины, которые используем в
повседневной жизни. Вспомнили скороговорки, сказки,
стихотворения о временах года.
Деловая игра для педагогов
«Развитие речи в детском саду»